В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Можно было бы заложить и более высокие темпы роста цен на газ, просто для того, чтобы стимулировать развитие газовой отрасли Назад
Григорий Выгон: Можно было бы заложить и более высокие темпы роста цен на газ, просто для того, чтобы стимулировать развитие газовой отрасли
Григорий Вадимович, в рамках присоединения к ВТО, Россия взяла на себя обязательство в течение нескольких лет довести внутренние цены на газ и другие энергоносители до мирового уровня. Кудрин заявляет, что для нас это полезно, поскольку будет стимулировать переход на энергосберегающие технологии. С этим трудно поспорить, это факт положительный, но есть и другие факторы, например, что рост цен, в конечном счете, ударит по кошелькам граждан. Чего здесь больше - положительного или отрицательного?

Здесь есть несколько моментов. Во-первых, Россия в связи со вступлением в ВТО никаких обязательств по росту внутренних цен на газ на себя не брала. Рост внутренних цен был заложен в Энергетической стратегии, и ни на какие уступки ВТО мы не пошли (и правильно сделали). У ВТО требование повышения цен на газ - один из шести пунктов нашумевшего в свое время "ультиматума Паскаля Лами". Это требование слабо обосновано, потому что никаких мировых цен на газ не существует. Газовые рынки до сих пор, несмотря на развитие торговли СПГ, являются региональными. Есть американский рынок газа и СПГ, есть японский рынок СПГ, есть европейский рынок газа, и цены на этих рынках различаются очень существенно. Даже в рамках одного рынка, например, европейского, цены могут различаться в разы. Поэтому требование повышения цен до мирового уровня экономически бессмысленно.

С другой стороны, безусловно, внутренние цены должны повышаться хотя бы для того, чтобы добыча газа в России и продажа его в России были интересны производителям. Перекрестное субсидирование внутреннего производства экспортом существенно подрывает финансовое состояние Газпрома. Компания вынуждена привлекать внешние источники финансирования для реализации своей инвестиционной программы именно из-за того, что внутренние цены на газ существенно занижены. Поэтому Россия должна стремиться к тому, чтобы наши внутренние цены на газ находились в паритете с ценами на другие энергоносители - на уголь и на мазут, не с какими-то мифическими мировыми ценами. Здесь позиция Газпрома и независимых производителей газа совпадает.

Рост цен на газ скажется, прежде всего, на промышленных потребителях, потому что для населения рост цен будут существенно ниже. Пострадают те промышленные предприятия, в которых производство непосредственно связано с потреблением газа, например, производители минеральных удобрений и электростанции. Косвенно это также скажется на энергоемких производствах. Рост цен, который был заложен в энергетической стратегии и который удовлетворил наших партнеров по ЕС, является не очень быстрым, можно сказать, щадящим. Он привязан к уровню инфляции, который постепенно снижается. Рост цен на газ не идет ни в какое сравнение с увеличением мировых цен на нефть, которые в прошлом году выросли более чем на 40%. Интересно, что, несмотря на резкое увеличение цен на нефть и, соответственно, нефтепродукты, мировая экономика пока не сильно от этого страдает. Основной вывод из всего этого заключается в том, что ничего катастрофического в том, что цены на газ будут расти, нет. Можно было бы заложить и более высокие темпы роста цен на газ, безотносительно к требованиям наших партнеров в ЕС, просто для того, чтобы стимулировать развитие газовой отрасли, которая нуждается в повышении цен на газ. Правительство при согласовании этих темпов перестраховывалось. На самом деле, оценки влияния роста тарифов естественных монополий на инфляцию и экономику вызывают определенные вопросы. Тем не менее, правительству приходится перестраховываться, а боязнь роста инфляции существенно ограничивает возможности по увеличению тарифов естественных монополий.

Алексей Кудрин прав в том, что необходимо стимулировать энергосбережение во многих секторах промышленности и в бытовом секторе. У нас, конечно, все привыкли к сверхдешевому газу, жгут его не задумываясь, а запасы газа не бесконечны. Энергоемкость нашей экономики существенно выше, чем в развитых странах. Конечно, нам нужно предпринимать определенные шаги и жизнь заставит предприятия внедрять энергосберегающие технологии. Я не думаю, что рост цен на газ приведет к существенному уменьшению энергоемкости, темпы роста для этого явно недостаточны. Когда в 1973 году произошел нефтяной кризис, и цены на нефть выросли в разы, шоковый эффект оказал серьезное влияние на процессы энергосбережения в США. Тот рост цен на нефть, какой мы наблюдаем сегодня, также сильно стимулирует развитие энергосберегающих технологий и инвестиции в альтернативные источники энергии. Что касается темпов роста российских цен на газ, они недостаточны для того, чтобы вызвать широкомасштабную структурную перестройку технологий, но в целом это позитивный процесс. Слишком долго Правительство сдерживало цены на газ, безусловно, их нужно увеличивать.

20 февраля 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59700


Док. 317069
Перв. публик.: 07.06.06
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 301

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``