В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Христенко: Глобальный нефтегазовый покер Назад
Виктор Христенко: Глобальный нефтегазовый покер
Ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН Игорь Томберг.

Стало уже традицией использовать карточную терминологию в лексиконе журналистов и политиков. "Впервые после распада Советского Союза у России появились серьезные козыри. Самые серьезные - это гигантские запасы природного газа", - пишет британская The Times по поводу очередной вспышки противоречий между Западом и Россией в сфере энергетики.

Когда было объявлено о новой отсрочке в выборе партнеров Газпрома по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, западные СМИ неожиданно вспомнили заявление помощника президента РФ месячной давности. Игорь Шувалов во время визита в США в прошлом месяце предостерег Вашингтон: "Если Соединенные Штаты на переговорах о приеме России в ВТО станут предъявлять к России новые требования, которые прежде не предъявлялись к другим странам, то нельзя исключить, что будут предъявлены также новые требования к американским компаниям, выражающим желание участвовать в Штокмановском проекте".

Окончательное решение по составу участников действительно отложено, причем, не в первый раз. В сентябре 2005 года руководство Газпрома объявило, что сделает выбор из пяти претендентов - американских Chevron и ConocoPhillips, норвежских Statoil и Hydro, а также французской Total - в течение полугода. Однако в марте 2006 глава Газпрома Алексей Миллер предложил всем пятерым улучшить предложения. Принятие решения было отложено на апрель, затем на май. А в середине мая с.г. министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко сообщил, что состав участников проекта "Штокмановский сжиженный природный газ" определится летом. Причину очередной отсрочки он объяснил уникальностью проекта.

Формально избрание партнеров - прерогатива Газпрома, где задержки объясняют сложностью выбора. Хотя сложность проекта - лишь одна из причин. Концерну предстоит обмен ресурсов Штокмана на технологии по подводной добыче, сжижению газа и рынки сбыта. Также российский газовый концерн должен получить право на участие в стратегических проектах будущих партнеров в других странах. При этом обсуждаются и финансовые обязательства иностранных участников в виде инвестиций в добычу, подводную транспортировку и строительство завода СПГ.

В то же время, для окончательно решения требуется одобрение Кремля. Для Москвы сроки вступления в ВТО вряд ли имеют какое-либо критическое значение. Однако раздражение по поводу препятствий в этом процессе со стороны США заставляет разыгрывать и "газовый козырь". Из 6 неурегулированных проблем при вступлении России в ВТО - доступ на рынок финансовых услуг, субсидии и тарифы в сельском хозяйстве, фитосанитарные меры, защита интеллектуальной собственности, а также "несколько позиций по товарам - самолеты и авиакомпоненты" - минимум пять подняты Вашингтоном.

На самом деле список совместных проектов, которые могут оказаться "под ударом" из-за охлаждения отношений между Россией и США не ограничивается сцепкой "ВТО - Штокман". Это, например, и контракт на закупку Аэрофлотом авиалайнеров Boeing на $3 млрд. И сотрудничество в таких вопросах, как Иран и ядерная безопасность. Не случайно сейчас глава Росатома Сергей Кириенко, пробивая дорогу российскому урановому экспорту на американский рынок, говорит о праве любой страны, в том числе и Ирана, на развитие мирной ядерной энергетики.

Не приходится отрицать, что Россия действительно применяет "энергетическое оружие" в глобальной дипломатии. Однако говорить здесь о "шантаже" Украины, Грузии или Молдавии, как утверждал вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), значит "передергивать карты". Устанавливать за свой товар справедливую цену - это шантаж или все-таки коммерция? Но для противостояния явному давлению Запада в вопросах проведения собственной независимой энергетической или торговой политике Москве действительно требуются серьезные козыри. Газовые, нефтяные, урановые....

Нынешнее недовольство западных держав весьма просто объяснимо. "Нефтяной бум и фискальная бережливость правительства Путина лишают США и Западную Европу рычагов влияния на Россию, которыми они владели в 1990-х годах - пишет английская The Times - У России полно денег, ей больше не нужны займы МВФ или списание долгов западными правительствами".

Потому так болезненно было воспринято на Западе упоминание Шуваловым Штокмановского проекта в контексте осложнений в процессе вступления России в ВТО. Вот как помощник президента РФ ответил на вопрос корреспондента "Независимой газеты" (23.05.2006). "В ходе вашего визита в США в апреле вы увязывали доступ американских компаний к Штокмановскому месторождению со вступлением России в ВТО?" - "Нет, я никоим образом не увязывал этот вопрос со вступлением нашей страны в ВТО. Я сказал, что вы нам задаете вопрос по Штокману, говорите, что Россия - стратегический партнер, а как только дело доходит до ВТО, почему-то наши стратегические интересы не учитываются. Это странно: США, которые, с одной стороны, заявляют о поддержке России по вступлению в ВТО, с другой - этот процесс затягивают. Они же говорили, что хотят видеть Россию сильной, демократической страной. Значит, эти заявления лживы?"

Речь, как видим, идет о принципиальных моментах - таких как существо стратегического партнерства, которое на Западе понимается несколько односторонне.

Россию же явно перестала устраивать роль сырьевого придатка. "Европа должна понимать, что ситуация изменилась. Мы не сырьевая страна, и такое состояние своей экономики рассматриваем как временное", - отмечает Шувалов. Отсюда следует очень серьезный вывод. Говоря о том, что Россия не использовала и не собирается использовать нефть и газ как инструмент политического шантажа, помощник президента РФ делает программное заявление. "Мы готовы обеспечить Европу нефтью и газом в долгосрочной перспективе, при этом мы берем на себя роль лидера", - сказал он.

Вполне очевидно, что заявление сделано в преддверии саммита G8 и именно энергетическое лидерство, причем глобальное, станет основой российской позиции на встрече в Санкт-Петербурге. И не только на встрече, но и в дальнейшей российской энергетической политике. И с этим Западу явно придется считаться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


24.05.2006 г.

http://www.rian.ru/analytics/20060524/48564910.html


Док. 317010
Перв. публик.: 24.05.06
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 333

  • Христенко Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``