В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Как обычно пострадавшими окажутся независимые производители Назад
Григорий Выгон: Как обычно пострадавшими окажутся независимые производители
Григорий Вадимович, чиновники Минэкономразвития придумали способ, как остановить рост цен на бензин, - они предлагают изымать у нефтяников 100% сверхдоходов от экспорта нефти. Как Вы оцениваете эти предложения МЭРиТ?

МЭРТ предлагает фиксировать ставку НДПИ на том уровне, на котором она была бы при цене Urals в $27 за баррель, т.е. 826,5 руб./т и изымать 100% экспортных сверхдоходов с помощью экспортных пошлин. Фактически это означает, что при ценах выше $27 долл. за баррель предельная ставка экспортной пошлины на нефть должна быть тождественно равна 100%. Чиновники предполагают, что если на экспортеров вырастет налоговая нагрузка, то им будет выгоднее перерабатывать нефть в стране, а чем больше нефти останется внутри страны, тем ниже будут на бензин и дизтопливо.

На мой взгляд, это иллюзия. Во-первых, даже если будут изымать 100% сверхдоходов, то экспорт нефти все равно будут выгодным, просто нефтяники окажутся в такой ситуации, как будто они экспортируют нефть по цене $27 за баррель, независимо от того, сколько она стоит. Это означает, что при прочих равных условиях от увеличения экспорта сырой нефти никто не откажется.

Во-вторых, на сегодня, как совершенно правильно указали в статье в "Ведомостях", всем уже давно ясно, что уже при действующей системе налогообложения продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке существенно более выгодна, чем экспорт нефти, даже с учетом реализации дешевого мазута. Интересно, что раньше ничего подробного не было. Некоторые нефтяники даже говорили, что переработка - это побочный бизнес, что основное - это нефть, поскольку гнать сырье на экспорт выгодней, чем перерабатывать и продавать нефтепродукты. Но, начиная с этого года, сложилась обратная ситуация, и это связано исключительно с изменением налогов, с введением более жесткой шкалы экспортных пошлин на нефть и с ростом внутренних цен на нефтепродукты.

Однако, несмотря на этот феномен, мы не наблюдаем эффективной работы рыночных механизмов выравнивания маржи от экспорта нефти и внутренних продаж нефтепродуктов. По идее, что должно было бы быть? Если внутренние цены такие хорошие, что продавать нефтепродукты выгоднее, чем экспортировать нефть, то тогда нефтяные компании должны были бы уже сейчас больше продавать нефтепродуктов и экспортировать меньше нефти, что привело бы к затовариванию внутреннего рынка и падению цен на нефтепродукты. Но этого не происходит.

Если этот рыночный механизм не работает сегодня, то он также не будет работать, если еще больше изменить ситуацию в пользу внутренних продаж уменьшением и фиксацией ставки НДПИ. Все равно будут продавать столько, сколько потребители готовы купить, не больше. Если литр бензина будет стоить на 1 рубль дешевле, вы же не будете больше заправляться, вы все равно будете покупать ровно столько, сколько вам нужно. Если он будет дороже, может быть, вы будете ездить меньше, но и это не факт. Спрос на нефтепродукты мало эластичен по цене. Так что этими мерами, на мой взгляд, чиновники, конечно, желаемого эффекта не добьются, внутренние цены на бензин будут продолжать расти. Тем более, что есть веские основания предполагать, что внутренние цены на нефтепродукты управляются компаниями. Имеет ли место явный сговор или неявный - это должна доказывать ФАС, но факт остается фактом. Нефтяники, в связи со сложившейся структурой производства в России, имеют все возможности поднимать цены на нефтепродукты, рост цен ограничивается только платежеспособностью потребителей.

Получается, что предложения МЭРТ не приведут к стабилизации цен на бензин, тогда зачем они нужны и кому они выгодны?

Если фиксировать ставку НДПИ на уровне 826,5 рублей/т, а экспортные пошлины увеличивать, то выиграют те компании, у которых относительно большая доля продаж на внутреннем рынке - это Сибнефть, Лукойл и ТНК. Проиграют, как обычно, независимые производители, которые вынуждены продавать нефть вертикально интегрированным компаниям. Экспорт перестанет приносить им тот доход, который компенсирует низкие внутренние цены на нефть. Более того, поскольку цены на нефть на внутреннем рынке сильно коррелируют с экспортной ценой за вычетом таможенных пошлин и транспортных расходов, при увеличении экспортных пошлин внутренняя цена также снизится.

Далее, фактическое снижение и фиксация ставки НДПИ ставит крест на дифференциации этого налога в ближайшей перспективе. Ясно, что ставка 826,5 рублей/т далеко не критическая, поскольку даже при сегодняшних ставках скважины на самых истощенных месторождениях Татнефти не консервируются. На мой взгляд, те же компании, которые до сих пор успешно саботировавшие дифференциацию НДПИ путем введения большого числа не администрируемых факторов и совершенно безумных формул, одним выстрелом убивают двух зайцев. Проиграют Татнефть и Башнефть, имеющие наиболее истощенные месторождения и давно добивающиеся дифференциации НДПИ. В долгосрочной перспективе проиграет также государство, поскольку плоская шкала не стимулирует разработки новых месторождений.

Интересно, что после вступления России в ВТО, через какое-то время нас попросят экспортные пошлины убрать, и тогда опять возникнет та же проблема. Отмена экспортных пошлин, очевидно, повлечет за собой пересмотр шкалы НДПИ в сторону повышения, и снова встанет вопрос дифференциации. Вместо того, чтобы пытаться решать достаточно сложную проблему монополизации внутреннего рынка нефтепродуктов путем долгих структурных реформ, МЭРТ придумывает предложения в пользу конкретных компаний, которые, на мой взгляд, в долгосрочной перспективе дадут только негативный эффект.

6 сентября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57607

Док. 316955
Перв. публик.: 07.06.06
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 251

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``