В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Видимо, Президент не совсем понимает, как устроено ценообразование Назад
Григорий Выгон: Видимо, Президент не совсем понимает, как устроено ценообразование
Григорий Вадимович, Президент Путин поручил правительству рассмотреть возможность повышения цены на нефть марки Urals, поскольку он считает, что нынешняя цена на $5-6 меньше, чем стоит нефть марки Brent, несправедлива. Как бы Вы прокомментировали такое поручение Президента правительству?

Очевидно, имеется определенное непонимание того, как устроено ценообразование на мировом рынке нефти. Российская смесь стоит дешевле маркерного сорта из-за более низкого качества. Urals тяжелее, чем Brent, содержит большее количество серы, при переработке такой нефти получается меньшее количество дорогих светлых нефтепродуктов. В среднем скидка за качество составляет 8-10%, при сегодняшних ценах это как раз $5-6. Конечно, бывают периоды, когда спрос со стороны НПЗ на тяжелую сернистую нефть вырастает, а предложение по каким-то причинам сокращается. Тогда и скидка исчезает, но в среднем она все равно положительна.

Существует единственная возможность уменьшить величину скидки экспортной смеси по отношению к Brent - это не смешивать в одной трубе нефть разного качества, скажем, татарскую нефть и западносибирскую легкую нефть. Но в этом случае мы получим уже не Urals, а Sibirian Light. Для того, чтобы экспортировать Sibirian Light в больших объемах, надо строить отдельный магистральный трубопровод, как это в свое время предлагали крупные нефтяные компании. Других вариантов уменьшить скидку не существует, если Транснефть не создаст систему раздельной транспортировки нефтей разного качества.

А экономически это было бы оправдано?

Если речь идет о раздельной перекачке различных сортов нефти, то непонятно, какие затраты потребуются. Необходимо будет строить дополнительные резервуары, системы измерения количества и показателей качества нефти и т.п. К тому же не ясно, возможно ли это технологически, учитывая масштабы транспортировки и количество производителей нефти разного качества. Альтернативой раздельной транспортировки нефти является введение банка качества, но тогда на рынок опять будет поступать Urals и скидка к Brent останется. Более того, поскольку наблюдается тенденция увеличения объемов добычи высокосернистой нефти на фоне снижения добычи малосернистой, со временем скидка будет только увеличиваться.

Что качается варианта транспортировки по новому северному направлению до Мурманска, то одни только затраты на строительство такой трубы обойдутся во много миллиардов долларов. Разница в экспортной цене в $5 за баррель при транспортировке порядка 60 млн. т окупит эти затраты быстрее, чем за 3 года. Но существуют еще косвенные эффекты, например, после появления альтернативного маршрута уменьшится загрузка трубопроводов Транснефти, в первую очередь балтийской трубопроводной системы. Это приведет к общим потерям государства, что снижает экономическую эффективность проекта строительства северного трубопровода. Окончательный эффект должен быть аккуратно просчитан, но ясно, что северный маршрут полностью не решит проблему скидки, поскольку основные объемы экспорта будут идти по "Дружбе".

Я думаю, что снижение скидки не должно быть самоцелью. Другое дело, что можно повысить прозрачность ценообразования Urals через введение биржевой торговли и признание российской нефти в качестве маркерного сорта. Все предпосылки для этого имеются, поскольку добыча на Северном море уменьшается, а в России растет. Уже сегодня нефти сорта Brent добывается ничтожно мало для того, чтобы ценообразование было объективным. Поэтому на LIPE пошли на то, чтобы в качестве Brent использовалась смесь из нефтей с нескольких месторождений Северного моря. Возможно, повышение ликвидности рынка путем введения биржевых торгов тоже способствовало бы уменьшению скидки, как это обычно происходит на финансовых рынках, хотя принципиально ее устранить, конечно, нельзя.

16 августа 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57301


Док. 316947
Перв. публик.: 07.09.05
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 259

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``