В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Cамое правильное - стремиться к американскому варианту, повышая уровень конкуренции в рознице Назад
Григорий Выгон: Cамое правильное - стремиться к американскому варианту, повышая уровень конкуренции в рознице
Григорий Вадимович, одной из наиболее больных тем в последнее время стал рост цен на бензин. Антимонопольная служба ищет картельные сговоры, возмущаются депутаты, ситуация беспокоит Президента (о чем он неоднократно говорил). Правительство обсуждает способы ограничения роста цен. Однако экспортная пошлина на нефтепродукты в очередной раз повышена. Многие аналитики отмечают, что это неизбежно приведет к удорожанию горючего на внутреннем рынке, поскольку производители будут таким образом компенсировать свои потери. Так надо ли и дальше поднимать экспортные пошлины, если учитывать, что доходы бюджета и без того высоки, а денежные власти уже сейчас не справляются с притоком нефтедолларов? Эти рентные доходы в своей значительной части уходят за рубеж.

Дело в том, что на рост цен влияет довольно много факторов, и относительную роль каждого фактора не так легко оценить. Рост мировых цен на нефть должен сказываться на внутренних ценах в случае, если компании могут гибко менять направления сбыта, экспортировать им нефть и нефтепродукты, или продавать на внутреннем рынке. То, что внутренние цены на светлые нефтепродукты коррелируют с мировыми ценами на нефть при существующей структуре спроса и предложения, достаточно странно. При любых обстоятельствах экспорт нефти всегда для российских компаний был более выгодным, чем внутренние продажи и экспорт нефтепродуктов. Поэтому независимо от цен, приоритетом является экспорт нефти, затем внутренние продажи бензина и дизтоплива, а затем - экспорт нефтепродуктов. При этом Россия производит почти ровно столько бензина, сколько потребляет. Таким образом, связь внутренних цен с внешними никак не может объясняться рыночными механизмами.

Тот факт, что нефтяники действительно имеют возможность увеличивать внутренние цены, и используют ее, не вызывает сомнений. Однако, речь скорее идет не о картельном сговоре, когда компании садятся и договариваются о повышении цен, а о неявном сговоре, когда розничные продавцы бензина увеличивают цены, балансируя на грани покупательной способности потребительского спроса.

Правы и те, кто говорит, что увеличение налогового бремени также способствует росту цен. Нефтяники просто вынуждены компенсировать ростом цен на бензин увеличение налоговой нагрузки. Тем более, что нагрузка привязана в основном к добыче и экспорту, и при низкой глубине переработки нефтяникам приходится бензином и дизтопливом компенсировать убыточное производство мазута. Поэтому поскольку увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты приводит к росту налоговой нагрузки, то это также будет компенсировано ростом цен на бензин.

Факторов достаточно много, а простого решения проблемы с ростом цен на бензин нет. С одной стороны, если бы у нас был более конкурентный рынок нефтепродуктов, то была бы ситуация похожая на ту, что имеет место в США. Там цены на нефтепродукты наиболее гибко реагируют на цены на нефть и с ростом мировых цен на нефть внутренние цены растут, несмотря на высокую конкуренцию и отсутствие сговора. С другой стороны, в той же Западной Европе, где налоги выше, а конкуренция ниже, чем в США, цены на нефтепродукты ниже.

В перспективе самое правильное - это стремиться к американскому варианту развития рынка, повышая уровень конкуренции в рознице, но это длительный процесс. Самый действенный рыночный способ удерживания цен - снижение налогов, но государство на это не пойдет. Очевидно, возобладает соблазн в очередной раз повысить пошлины и налоги, а в случае роста цен - обвинить компании в картельном сговоре.

28 июля 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57026


Док. 316942
Перв. публик.: 07.08.05
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 252

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``