В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Передел российского ТЭКа - новое соотношение сил Назад
Григорий Выгон: Передел российского ТЭКа - новое соотношение сил
Григорий Вадимович, иностранные нефтяные компании стремятся в Россию, несмотря на высокие политические риски. В этом году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику может составить $8 млрд., что является рекордом. Чем так привлекателен бизнес в России, что иностранцев не пугает ни "дело Юкоса", ни создание "национального чемпиона" на основе Газпрома, конкуренция с которым будет весьма тяжелой?

Их привлекает наличие больших ресурсов и высокая доходность, которая компенсирует все политические риски. К тому же хорошо известно, как минимизировать эти риски - нужно не иметь тесных отношений с одиозными олигархами и их компаниями; не лезть в политику; платить налоги, заниматься социальной поддержкой, делиться с чиновниками и т.п. Что касается инвестиций в нефтегазовую отрасль, то здесь особенного выхода у иностранных компаний нет, потому что в России много запасов и хороших месторождений с обустроенной инфраструктурой, которые можно купить относительно недорого. Покупать российские компании выгоднее, чем инвестировать миллиарды долларов в разведку и разработку шельфовых месторождениях на Северном Море или, например, в Азербайджане. Зачем бурить семикилометровую скважину и ничего не находить, да еще иметь дело с сомнительными политическими режимами? Наверное, Россия на фоне всех остальных возможностей выглядит сегодня достаточно привлекательно.

Получается, что в обозримой перспективе в России нефтегазовый сектор будет поделен между тремя игроками: государством, частными российскими компаниями и иностранцами. Кому и какая доля этого пирога достанется, каков будет расклад сил?

Мы видим, что государство целенаправленно занимается созданием национальной нефтегазовой компании. По газу в обозримой перспективе сохранится фактическая монополия государства. В случае присоединения Роснефти и Юганскнефтегаза к Газпрому, добыча нефти у госкомпании составит более 81 млн. тонн, это около 18% от всей добычи в России. Возможно, доля увеличиться за счет прочих добывающих активов ЮКОСа, которые могут изъять по аналогичному сценарию. Далее, я не думаю, что ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Татнефть и Башнефть будут продавать крупные пакеты западным инвесторам. Скорее всего, иностранцы купят Сибнефть, а также некоторые средние и мелкие компании. После того как контроль за ТНК-BP отойдет к иностранцам, их доля в российском секторе нефтедобычи с учетом СРП составит от 18 до 30%.

В этом, кстати, есть свои плюсы и минусы. Плюсы состоят в том, что иностранцы предпочитают работать по четким правилам, поэтому они будут настаивать на большей стабильности, большей определенности в законодательстве, в политике государства. Крупномасштабный приход иностранцев существенно упорядочит взаимоотношения между государством и инвесторами. С другой стороны, этот приход может быть выгоден и государству, потому, что западные компании сами будут более четко придерживаться этих же правил. Хотя сейчас это не столь актуально - с налогами более или менее разобрались, тем не менее, некоторые вопросы остаются - по налогу на прибыль, условиям разработки и т.д. С другой стороны, присутствие иностранных компаний является для иностранных государств поводом вмешательства в нашу внутреннюю политику под девизом отстаивания своих национальных интересов. Тем не менее, я думаю, что плюсов будет больше, чем минусов. Во всем мире происходит процесс создания транснациональных корпораций, когда японские компании покупают американские и наоборот, и т.п. Взаимопроникновение капитала в конечном итоге служит укреплению отношений, снижению недоверия друг к другу. В долгосрочной перспективе все это идет на пользу всем странам.

Насколько, с Вашей точки зрения, вероятен тот сценарий, что если Газпром приобретет Юганскнефтегаз, государство решит, что по такому сценарию можно действовать и дальше? Ведь у нас можно предъявить претензии к любой частной нефтяной компании.

Можно почти к любой, причем претензии могут быть разные: налоговые, невыполнение условий лицензионных соглашений и т.п. Вопрос, нужно ли это будет государству. Мне кажется, что ЮКОС был исключением: опального олигарха, проводившего вызывающую независимую политику, следовало примерно наказать. Государство этим процессом решило довольно много задач: изъяло часть интересных активов в свою пользу, убрало с политической сцены оппозиционера, и припугнуло всех остальных. Посмотрите, как нефтяники теперь платят налоги, как все боятся использовать даже легальные схемы по оптимизации налогообложения! Острой необходимости экспроприировать частную собственность - у государства сегодня нет. Если же оно продолжит политику уничтожения компаний, будет прижимать сырьевые компании, например, Сибнефть, потом ТНК, это будет иметь очень серьезные негативные последствия для страны в долгосрочной перспективе.

22 октября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52599

Док. 316750
Перв. публик.: 07.06.05
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 259

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``