В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Неизвестно, каков потенциал роста добычи нефти в долгосрочной перспективе Назад
Григорий Выгон: Неизвестно, каков потенциал роста добычи нефти в долгосрочной перспективе
Григорий Вадимович, сейчас появились прогнозы аналитиков, что цены на нефть могут достичь $60 за баррель. Как это скажется на мировом рынке - на экономике Штатов, Европы и России? Какой сценарий, с Вашей точки зрения, окажется наиболее вероятным?

Многое зависит от понимания того, что действительно сегодня происходит с ценами на нефть, и что с ними будет происходить в будущем. Относительно этого единого мнения нет. Кто-то убежден, что цены вернуться к уровню $20 за баррель, кто-то предсказывает $60 долл. и выше. В свое время проводились довольно интересные исследования, когда опрашивались десятки авторитетных экспертов о том, что будет с ценами на нефть черед полгода, через год и т.д. Оказалось, что погрешность этих прогнозов составляет 70%, и в основном люди ориентировались на текущие котировки. Почему возникают такие казусы? По одноq простой причине, о которой много раз уже говорилось: нефтяной бизнес связан с очень высокой неопределенностью объема запасов. Никто точно не знает, сколько нефти находится в недрах, и какую часть из нее можно будет извлечь.

Согласно классической теории ценообразования исчерпаемых ресурсов, если объем запасов известен, то цена со временем должна экспоненциально расти. Поскольку в реальности объем запасов не известен, могут открываться новые месторождения, меняться технологии, этот рост может какое-то время откладываться. Иными словами, вопрос не в том, будут цены расти или нет, а в том, когда этот рост начнется. А это напрямую зависит от оценок запасов. И вот здесь возникают интересные моменты. Если взять оценки запасов нефти, которые делают различные авторитетные институты и компании типа Oil&Gas Journal, World Oil и British Petroleum ( что пытается делать американская администрация), эти оценки вызывают мягко говоря недоумение среди специалистов. Так, считается, что больше всего запасов в Персидском заливе, а на ОПЕК приходится почти 80% мировых "доказанных" запасов. Кто их посчитал, и на основе каких данных? Эти оценки были приведены самими странами - Саудовской Аравией и прочими, их достоверность не велика. Более того, запасы периодически пересматриваются. Ирак, например, в свое время вдвое увеличил объем запасов. В результате непонятно, какая будет динамика добычи в странах OPEC. Были ситуации, когда говорили, что картель легко может нарастить добычу на 2-3 млн. баррелей в сутки, прежде всего, Саудовская Аравия. Однако достоверно этого никто сказать не может. Что более существенно, неизвестно, каков потенциал роста добычи в долгосрочной перспективе.

Очень странная ситуация с Россией. Наши запасы по-прежнему оценивают в 58-50 млрд. баррелей нефти. В сентябре проходила конференция, которую проводил Центр стратегических разработок, посвященная вопросам транспортировке российской нефти в США. Там была представительная американская делегация, которая демонстрировала свои презентации, где, в частности, приводились оценки запасов. В итоге вице-президент крупной нефтяной компании спросил их в лоб: "Что же это такое? Вы нам рисуете 60 млрд. баррелей извлекаемых запасов с упрямством, достойным лучшего применения, а у нас такая цифра получается только по семи крупнейшим компаниям для доказанных запасов, подтвержденных независимыми инжиниринговыми компаниями!". Он им сказал, что спрашивал Oil&Gas и British Рetroleum об этом, и они кивали друг на друга: Oil&Gas берет оценку из British Petroleum, а та, наоборот. Cо стороны американцев на это последовала галиматья - женщина что-то пыталась ответить, но она не вполне понимала о чем идет речь. Это довольно забавная ситуация, когда, с одной стороны, есть абсолютно недостоверные оценки по Саудовской Аравии и прочим странам Персидского залива; с другой стороны, есть более точные оценки. А рынок вынуждают оперировать ложными данными.

Таким образом, на сегодняшний день еще не наступил тот самый момент, когда абсолютно всем стало понятно, что запасов становится недостаточно для обеспечения растущего спроса. Судя по тому, что цены устойчиво растут, что рынок уже пришел к тому мнению. Правда, если вдруг обнаружится, что все это ерунда, что такого быстрого роста спроса нет и не будет, что нефти пока много, и OPEC может резко увеличить добычу, то эта позиция будет пересмотрена.

Влияние высоких цен на мировую экономику или отдельных стран Евросоюза или США будет определяться тем, как отнесутся к складывающейся ситуации люди, принимающие решение на уровне правительств. Если рынок уже поверил, что эта эра наступила, а чиновники еще не верят и делают какие-то телодвижения, совершенно неправильные в данной ситуации, это будет резко негативно сказываться на экономике. Но если же они тоже поймут, что ситуация не вернется к 1998 году, то придется предпринимать какие-то другие шаги, чтобы сгладить эффект от роста цен: снижать акцизы, особенно в Европе, где они составляют 80% от конечной цены нефтепродукта, финансировать исследования по поиску новых альтернативных энергоносителей, стимулировать использование энергосберегающие технологии, т.е. должны приниматься стратегические решения, а не какие-то тактические, сиюминутные.

По кому это больше ударит - по США или по Европе?

По тем, и по другим это должно ударить. В Америке более рыночные условия, там цены на нефтепродукты очень быстро реагируют на изменения цен на нефть. В Европе ситуация более консервативная, цены на нефтепродукты менее волотильны. Европейцы могут попытаться снизить акцизы, это может существенно сгладить эффект от роста цен на нефть. Но в итоге все будет зависеть от "здоровья" и эффективности экономики.

У США есть некоторый запас прочности в виде собственных месторождений.

Собственные месторождения в этом смысле им ничего не дают. Они вынуждены почти 2/3 своего спроса на нефтепродукты обеспечивать импортом. Если из 20 млн. баррелей в сутки импортируют 12 млн., какая им разница, сколько они добывают? Это все равно, как если бы они потребляли 12 млн. баррелей и совсем не имели бы добычи. Они не могут кардинально изменить ситуацию, добыча в США будет неуклонно падать, а доля импорта - расти.

Потому что собственных запасов не хватает?

Во-первых, они много потребляют, на США приходится 25% мирового спроса на нефтепродукты. Во-вторых, у них добыча давно находится в стадии падения. Переломить эту тенденцию невозможно, уже невозможно. Если бы в мире были одни США, то у них сейчас наблюдалось то ценообразование, которое рисовали теоретики в начале прошлого века: цены на нефть росли бы экспоненциально. Хорошо еще, что есть другие производители, которые могут поставлять им нефть и сдерживать рост цен.

8 октября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52228

Док. 316740
Перв. публик.: 07.06.05
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 274

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``