В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Если государство хочет отобрать Юганскнефтегаз, то претензии конкретно к этой компании будут появляться и дальше Назад
Григорий Выгон: Если государство хочет отобрать Юганскнефтегаз, то претензии конкретно к этой компании будут появляться и дальше
Григорий Вадимович, мало того, что Юганскнефтегазу предъявляют претензии налоговые органы, так теперь еще возбуждено уголовное дело против бывшего директора компании. Его обвиняют в том, что Юганскнефтегаз в прошлом году добыл больше нефти, чем позволяет лицензия. Какова цель атаки на Юганскнефтегаз, и насколько оправданы эти претензии?

Цель атаки, как мне кажется, ясна, здесь речь идет о том, чтобы сбить цену компании перед включением ее в состав нефтяных активов Газпрома. Независимые оценщики оценивают Юганскнефтегаз в $15-$17 млрд., за такие деньги компанию в России никто не купит. Налоговые претензии со стороны государства к ЮКОСу еще не достигли таких цифр, тем более, что компания уже погасила существенную часть долгов. Если государство все-таки хочет отобрать Юганскнефтегаз, то претензии конкретно к этой компании будут появляться и дальше.

Что касается уголовного дела, я не знаю, насколько в таких случаях возможно предъявлять уголовные претензии. В свое время, когда я разговаривал с высокопоставленным чиновником из Минюста, он мне объяснял, что за нарушение условий лицензионных соглашений не то, что уголовное дело завести, но даже лицензию отобрать нельзя. Лицензионное соглашение - это не договор, оно не влечет за собой юридических последствий.

Лицензионные соглашения в нынешнем виде порождают множество проблем, которые должны быть разрешены в новом законе о недрах. В России, в отличие от многих других стран (как в США, например, или на Северном Море), лицензии выдаются не на участки земли или шельфа, а на месторождение или на залежи, т.е. применяется подход, когда месторождение рассматривается как единая структура, ее не делят на части. Для того, чтобы недропользователь начал его разрабатывать, сначала должны быть оценены и утверждены в ГКЗ объемы геологических и извлекаемых запасов. Затем научно-исследовательский институт готовит проект разработки месторождения. В этом проекте предусматриваются различные варианты уровня добычи, время выхода на проектную мощность, и т.п. Такая технология была принята в советские годы, в ее основу положено понятие рационального недропользования, когда целью ставится извлечь как можно больше полезных ископаемых из недр. По идее это правильно, не должно быть варварской разработки, когда существенная часть ресурсов остается потерянной просто потому, что недропользователи используют неправильные технологии. С другой стороны, представьте себе, что на момент утверждения запасов о месторождении известно очень мало, более-менее точная информация об объеме запасов и свойствах месторождения появляется лет через 15, когда уже добыто более половины нефти. Все показатели, которые утверждаются на самой начальной стадии разработки, могут быть очень далеки от реальности. То есть, крайне высока неопределенность, геологические риски. Поэтому в проектах разработки могут содержаться заведомо невыполнимые условия. Далее, по ходу дела может произойти качественный скачок в технологиях, в результате чего к разработке месторождения можно будет подходить совершенно по-другому, потребуется новая модель. Поэтому я думаю, что закладывать какие-то уровни добычи, даже если потом они могут уточняться и согласовываться, не совсем правильно.

Есть и чисто экономические моменты. Если недропользователь не имеет возможности варьировать уровни добычи, или интенсивность ввода месторождения в эксплуатацию, то он получает от месторождения меньшую отдачу, месторождение становится менее ценным. Пусть, например, у вас написано в лицензии, что в этом году вы должны вложить в месторождение $100 млн., а вам аналитики и эксперты говорят, что цена за баррель упадет до $10 и будет низкой еще пять лет. Или обратная ситуация. Сейчас цены высокие, а в лицензии написано, что вы должны добывать очень мало. Естественно, что когда недропользователь ограничен в своей инвестиционной политике, ценность месторождения для него падает. Здесь нужно находить определенный компромисс. С одной стороны, государство должно иметь возможность следить, за тем, что происходит с разработкой, чтобы не было варварского недропользования, когда добыча увеличивается вдвое, а потом происходит обвал и невосполнимые потери. С другой стороны, недропользователь должен иметь определенную свободу действий, иначе он потеряет интерес к этому бизнесу. Это вопрос очень сложный, и нет уверенности в том, что при его решении будут учитывать интересы всех сторон, и решать его будут правильно. Сейчас идея рационального недропользования превалирует, она многим удобна. Ее лоббируют геологи, проектные институты, которые умеют делать проекты разработки месторождений и зарабатывают на них деньги. А чиновникам такие условия тоже очень удобны - они получают показатель, по которому можно в любой момент придраться, спросить: что такое? Тут записано, что вы должны добывать столько-то, а вы добыли больше или меньше.

Юридически за превышение этих норм отобрать лицензию нельзя. А если говорить о реальности, с вашей точки зрения, будет ли отобрана лицензия и привлечен к уголовной ответственности бывший директор компании?

Когда началась эпопея с ЮКОСом, я был уверен, что у налоговых органов нет никаких перспектив. Было вроде бы очевидно, что юристы ЮКОСа и законодатели хорошо поработали, не верилось, что к этим схемам можно подкопаться. Тем не менее, мы видим, что сумма претензий постоянно увеличивается, сначала $3,5 млрд., потом более $7 млрд., сколько угодно можно выдумать. При нашей правовой системе все возможно. Поэтому неважно, что где-то в законе схемы не запрещены. Если есть лояльный суд и желание свыше, любое дело всегда можно выиграть, тем более, что в данном случае цель оправдывает средства.

7 октября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52182


Док. 316737
Перв. публик.: 07.06.05
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 253

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``