В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Бизнес устроен так, что деньги идут туда, где норма доходности выше, а нефтяники свои деньги считать умеют Назад
Григорий Выгон: Бизнес устроен так, что деньги идут туда, где норма доходности выше, а нефтяники свои деньги считать умеют
Григорий Вадимович, Институт энергетической политики ратует за отмену экспортных пошлин на нефтепродукты, поскольку они видят в этом причину сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики. Чиновники оправдываются, что если отменить экспортные пошлины на нефтепродукты, бюджет потеряет существенные доходы, а цены на топливо вырастут, что ударит по сельскому хозяйству. Кто в этом виртуальном споре прав: эксперты или чиновники? Что, с Вашей точки зрения, приоритетно?

На мой взгляд, не правы ни те, ни другие. Рентабельность операций по продаже нефти на экспорт значительно выше рентабельности экспорта нефтепродуктов из-за того, что в структуре экспорта нефтепродуктов преобладает дешевый мазут и дизтопливо, а также из-за высоких транспортных расходов. Поэтому российскими нефтяными компаниями переработка нефти вообще часто рассматривается как не основной бизнес, а довесок к добыче. Отмена экспортных пошлин на нефтепродукты эту ситуацию вряд ли исправит. Точно также кардинально не изменит ситуацию повышение глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов. В структуре инвестиций российских нефтяных компаний 2/3 идет в нефтедобычу и 1/3 в нефтепереработку и сбыт. Если нефтяные компании начнут вкладывать больше денег в нефтепереработку, что они получат? Повышение глубины переработки и доли выхода светлых нефтепродуктов - не самоцель, основная цель - получение более высокой отдачи на вложенной капитал. Если административно вводить повышение требований к качеству выпускаемой продукции, устанавливать стандарты Евро-3, Евро-4, компании будут вынуждены вкладывать больше денег в нефтепереработку, но ни к чему хорошему это не приведет. Допустим, у нас будет производиться бензин стандарта Евро-4, но кому он нужен в России, если будет стоить существенно дороже? Европейцы тоже особенно не будут стремиться покупать наш бензин, им выгоднее покупать нашу нефть со скидкой в 1,5-2 долл. за баррель, перерабатывать ее и продавать нефтепродукты. А затраты на переработку и транспортировку будут такими, что экспорт бензина все равно не будет выгодней экспорта нефти кроме как для "портовых" НПЗ. Бизнес так устроен, что деньги идут туда, где норма доходности выше, а нефтяники свои деньги считают очень хорошо. Если бы было выгодно инвестировать в существенное повышение доли выпуска светлых нефтепродуктов, это было бы давно сделано.

С другой стороны, к существенному выпадению доходов бюджета отмена пошлин на нефтепродукты тоже не приведет, тем более, что ее можно компенсировать экспортными пошлинами на нефть. Кроме того, внутренние цены на топливо тоже вряд ли существенно вырастут. Бензин из России практически не экспортируется из-за его низкого качества, отмена пошлин ситуацию кардинально не изменит. Не нужен в Европе наш паленый бензин! И на стоимость отечественных автомобилей, кстати, повышение требований к качеству бензина существенного влияния не окажет. Себестоимость вырастет, а цена - не должна, поскольку импортные автомобили уже настроены на хороший бензин, а стоимость жигулей зависит от стоимости приличных автомобилей.

Многие аналитики сетуют на то, что в России сейчас очень дорогой бензин и цена его постоянно растет. Можно ли, с Вашей точки зрения, попытаться регулировать эту цену путем повышения экспортных пошлин на нефтепродукты? Как в принципе можно было бы повлиять на ситуацию?

Внутренняя цена на бензин от пошлин не зависит. Сегодня региональный монополизм крупных нефтяных компаний препятствует развитию нормального ценообразования. Фактически мы имеем "естественные" региональные монополии. Если компания контролирует НПЗ и нефтебазы, то она имеет возможность навязывать цены. При этом, однако, низкая платежеспособность большей части населения ограничивает рост цен. Цены находятся около уровня покупательной способности. Если бы в России жили люди с такими же доходами, как в Европе, мы тоже имели бы $1 за литр и выше, но пока эти факторы препятствуют росту цен. В перспективе нужно вводить изменения в антимонопольное законодательство, определить понятие региональной монополии. Но простых решений здесь не видно, повышение конкуренции на рынке нефтепродуктов - это долгосрочная цель. А пока цены на бензин будут потихоньку расти с увеличением доходов населения.

1 сентября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=51186

Док. 316729
Перв. публик.: 07.09.04
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 291

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``