В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Вряд ли Россия будет добывать более 550 млн. тонн нефти в год Назад
Григорий Выгон: Вряд ли Россия будет добывать более 550 млн. тонн нефти в год
Григорий Вадимович, правительство не так давно признало, что экономический рост на благоприятной нефтяной конъюнктуре недостаточен для достижения поставленных Президентом целей. Фрадков четко сказал, что для достижения удвоения ВВП необходимо поднимать уровень жизни населения, развивать приоритетные отрасли, содействовать продвижению новых технологий и т.д. Однако в Центре макроэкономических исследований компании "Юникон" считают, что прямой вклад экспорта в экономический рост в ближайшие годы будет только увеличиваться и достигнет 60-65%. Этот рост произойдет за счет увеличения экспорта сырья или Россия увеличит долю экспорта других товаров? Продолжим ли мы развиваться экстенсивно, либо сейчас есть признаки изменения ситуации?

Теоретически Россия действительно может экспортировать не только сырье. Например, с развитием офшорного программирования фактически происходит виртуальный экспорт рабочей силы. Но ясно, что вклад сырьевого экспорта будет преобладающим, причем его доля в среднесрочной перспективе будет только увеличиваться. Это все прекрасно понимают. Однако поражает логика правительства - для удвоения ВВП необходим рост уровня жизни населения. То есть, здесь ставится цель удвоения ВВП, а рост уровня жизни населения - как бы средство для достижения этой цели. По идее все должно быть наоборот. Надо поднимать уровень жизни, и для этого, возможно, нужно удваивать ВВП, хотя это более чем спорный вопрос. Но партия сказала, что нужно удваивать ВВП, и для этой благородной цели можно немножко уровень жизни населения поднять.

Логика, в общем-то, понятна: поднимаем уровень жизни населения, - стимулируется внутренний спрос.

Да, но цель должна быть именно поднятие уровня жизни населения, а не удвоение ВВП. Это должно быть главной целью правительства.

Если мы говорим, что рост экспорта сырья будет увеличиваться, и за счет этого будут достигаться какие-то темпы экономического роста, то надо определиться с тем, кто этот экспорт будет обеспечивать. До сих пор существовало определенное количество нефтяных компаний, которые наращивали добычу. Сейчас ЮКОС, основной экспортер, по сути дела, развален. Как будет выглядеть российский нефтяной сектор в обозримой перспективе? Это будет несколько суперкрупных компаний, или развитие пойдет по другому сценарию?

До дела ЮКОСа наблюдалась тенденция к укрупнению компаний, сохранится она и после развала компании. Этот процесс, на самом деле, был предопределен тем, как происходила приватизация и тем, какую структуру отрасли хотели получить приватизаторы. Строили крупные вертикально интегрированные компании, и в таких условиях процесс укрупнения просто неизбежен. Мелкие компании не выдерживают конкуренции с крупными и вынуждены продавать свой бизнес. Так что похоже на то, что в России через некоторое время, лет через пять, останется несколько очень крупных компаний, может быть, четыре-шесть. Потом, возможно, пойдет обратный процесс, мелкие инвесторы будут покупать мелкие месторождения. Когда будет создан нормальный рынок оборота лицензий, конкурентные условия, тогда, может быть, у нас будет как в Соединенных Штатах, где сейчас порядка 5 тысяч недропользователей.

Однако количество компаний не сильно влияет на динамику роста. Безусловно, у всех компаний своя корпоративная политика. Одни стремятся увеличивать добычу очень быстрыми темпами, другие, по ряду причин, придерживаются политики умеренного роста, третьи - вообще не могут увеличивать добычу из-за качества месторождений. С уменьшением числа компаний уменьшится разброс по технологиям и по принципам управления. Однако рост будет продолжаться, хотя его темпы будут уменьшаться, вряд ли Россия будет добывать более 550 млн. тонн нефти в год. На этот уровень могут выйти и четыре компании, и двести. То есть структура отрасли имеет определенное значение, но не принципиальное. Основное препятствие для увеличения добычи и экспорта заключается в ограничениях транспортной инфраструктуры. Если будут строиться новые трубопроводы, то, соответственно, будет увеличиваться добыча и экспорт, с ЮКОСом или без него.

Означает ли то, что доля сырьевого экспорта в росте ВВП в ближайшие годы будет расти, что правительство в своей программе, которую анонсировал Фрадков, предлагает то, что нереализуемо?

Правительство декларирует определенные цели, но что оно реально может в данной ситуации? Хотелось бы, конечно, изменить структуру производства. Но сделать это будет очень непросто, нужна долгосрочная реформа. У нас очень много проблем, которые нужно решать. Сейчас практически решили вопрос со сбором налогов с нефтяников, потом прижмут другие сектора, но в этом направлении бесконечно двигаться нельзя. Необходимо повышать конкурентоспособность и прозрачность бизнеса, вкладывать деньги в образование, науку, технологии. Структурные реформы в силу своей долгосрочности не приносят мгновенной отдачи, и для правительства, средний срок жизни которого не превышает четырех лет, заниматься подобными вещами не так неинтересно, как перераспределять собственность. Такую работу нужно делать не из каких-то сиюминутных корыстных или карьерных соображений, а на энтузиазме. И целью должно быть не удвоение ВВП, а структурные преобразования.

9 августа 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=50708

Док. 316728
Перв. публик.: 07.10.04
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 273

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``