В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Место регистрации, с точки зрения государства, не должно иметь существенного значения, важно лишь, чтобы компания соблюдала российское законодательство Назад
Григорий Выгон: Место регистрации, с точки зрения государства, не должно иметь существенного значения, важно лишь, чтобы компания соблюдала российское законодательство
Григорий Вадимович, МПР становится одним из ключевых ведомств. Его глава Юрий Трутнев уже по сути добился отмены принципа "двух ключей" при выдаче лицензий на разработку недр. Сейчас это предложение рассматривается в Госдуме. Еще одна идея министра - облагать налогом не только добытое сырье, но и те запасы, которыми располагает компания. И, наконец, готовится новый закон о недрах, который уже прошел стадию концептуальной разработки. По нему могут быть весьма серьезно ограничены права иностранных компаний при разработке недр в России. Как вы оцениваете все эти нововведения?

Честно говоря, я сильно разочарован деятельностью Минприроды, и все перечисленные нововведения мне крайне не нравятся. Что касается принципа отмены "двух ключей" - в том виде, в каком он существовал ранее, он не нужен, поскольку с одной стороны тормозил принятие решений о выдаче лицензий, с другой - в случае недобросовестного недропользования затруднял изъятие лицензий. Но при отмене принципа "двух ключей" необходимо четкое и справедливое разделение полномочий между федеральным центром и регионами. Если после отмены "двух ключей" местные власти потеряют возможность управлять процессами недропользования, это будет совершенно неправильно и неэффективно. Я не знаю, предусматривается ли именно такой вариант (как было в предыдущем Кодексе о недрах, подготовленном при Артюхове), когда МПР хотело оставить в ведении местных властей исключительно регулирование недропользования общераспространенных полезных ископаемых. Если все происходит в том же русле, то это крайне негативно, потому что без местных властей решать ключевые вопросы, связанные со строительством инфраструктуры просто невозможно. Мне кажется, что более разумна модель аналогичная американской, когда федеральный центр распоряжается шельфом, а регионы теми месторождениями, которые находятся на их территории, но в рамках общефедеральной программы развития отрасли. Господин Трутнев, будучи губернатором, такие нововведения никогда бы не поддержал.
Второй вопрос связан с налогообложением недр. На мой взгляд, принципиально невозможно придумать разумный налог, который облагал бы запасы по аналогии с платой за землю или налогом на имущество. Эта проблема связана с тем, что посчитать объем запасов объективно нельзя. Каждая инжиниринговая компания, которая осуществляет оценку запасов, использует собственную методологию, поэтому в различных компаниях будут различные оценки. У Государственного комитета по запасам своя методология и свои оценки. Здесь очень высока неопределенность и субъективизм. Это же не земля, которая находится на поверхности, площадь которой можно измерить рулеткой. Для того, чтобы стимулировать скорейший ввод месторождения в разработку существуют другие, более простые и, возможно, более эффективные механизмы, чем налогообложение запасов. Вообще, разработка новых налогов не должна относиться к компетенции МПР, для этого у нас есть профильные министерства.
Третий вопрос связан с ограничением прав иностранцев. Мы помним, что еще в середине 1990-х гг. многие изменения в законодательстве проводились под лозунгом привлечения иностранных инвестиций, - для иностранцев создавались максимально комфортные условия. Это была одна крайность. Если сегодня мы начинаем ограничивать права иностранцев, то впадем в другую крайность. Да и вообще, что такое иностранная компания? Это та компания, которая зарегистрирована не в России, или та, чьи собственники не россияне? Сегодня место регистрации с точки зрения государства не должно иметь существенного значения, важно лишь, чтобы компания соблюдала российское законодательство. Что касается акционеров, то среди них в условиях глобализации могут быть граждане любой страны. Так, Exxon Mobil - западная компания, но среди ее акционеров есть американцы, англичане и, думаю, россияне. Кстати, большинство крупнейших российских компаний контролируется через оффшоры, а их ADR торгуются на западных биржевых площадках, т.е. они уже вроде как не вполне российские. А если какая-нибудь российская компания, например, Сибнефть, будет куплена, например Total, разве после этого права Сибнефти следует ограничить? На мой взгляд, разделять компании на "наших" и "не наших" смысла не имеет.

14 июля 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=50013

Док. 316725
Перв. публик.: 07.08.04
Последн. ред.: 07.06.07
Число обращений: 251

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``