В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев. СНГ на пороге принятия необратимых решений: что может предложить Россия? Назад
Сергей Глазьев. СНГ на пороге принятия необратимых решений: что может предложить Россия?
-Прежде всего, я хотел бы поздравить Вас и Институт с замечательным юбилеем. Редко такие организации у нас в стране проходят десятилетний рубеж. Это очень отрадно, что Институт СНГ твердо стоит на ногах и более того, является хорошим барометром чистоты состояния дел в СНГ. Когда в СНГ плохо и враги нашего Содружества пытаются его добить, прежде всего, страдает руководитель Института стран СНГ. Если Затулина куда-то не пускают, значит, в СНГ дела плохо обстоят, враги добиваются своих целей, изолируя интеллектуальных лидеров, скажем так, процессов нашего воссоединения.

Я бы хотел поделиться размышлениями, почему все же у нас так сложно обстоят дела в Содружестве. И я думаю, что как раз юбилейная конференция хорошее место для того, чтобы подвести итоги сделать выводы из допущенных ошибок, извлечь уроки.

Содружество нужно, конечно, нашим народам, которые хотят жить вместе, но оно абсолютно не нужно нашим властвующим элитам. Властвующие элиты все эти годы после развала Советского Союза заняты в основном присвоением и перевариванием советского наследства. И они очень не хотят, чтобы им в этом деле кто-то мешал. Я убежден, что до тех пор, пока последнее предприятие не будет украдено, последний кусок государственной собственности на территории Союза, как говорится, не будет распилен, властвующая элита по-прежнему будет заниматься присвоением, перевариванием этого средства, наследства. И до СНГ не то, что не будет никакого дела, а они в СНГ видят угрозу для себя. Потому что Содружество - это прозрачность, это взаимная ответственность, которая тем, кто схватил свой кусок и глубоко в норе переваривает, конечно, не по душе. Только у одних нора очень глубоко, как у Туркмен-баши, а у других она менее глубокая. И там мы наблюдаем хоть некоторое движение. Но, тем не менее, процесс остается именно таким. И Российская Федерация, надо признать, в этом не исключение.

Российская властвующая олигархия в этом не исключение. Она так же негативно и настороженно относится к СНГ, как и олигархические кланы, захватившие имущество, собственность и власть в других наших республиках. Яркий пример, хорошо характеризующий российскую властвующую элиту, это - взаимоотношения с Белоруссией. Народы России и Белоруссии многократно высказывали не просто желание, оказывали колоссальное давление на власть в целях хотя бы создания первого позитивного примера воссоединения. А российская власть очень неохотно шла в этом направлении. Как правило, белорусская карта вынималась в период избирательных кампаний, когда нужно было получить дополнительные очки перед избирателями. Затем объединение откладывалось в долгий ящик. Я думаю, что причины здесь две.

Первая. Это нежелание российской властвующей олигархии иметь какой-то новый центр контроля, который у нас возник в лице Союзного государства. А, с другой стороны, для российских олигархов абсолютно неприемлема фигура белорусского президента, который, в отличие от российских государственных мужей, не имеет счетов за рубежом, не замешан в коррупции и скандалах. Наличие такого политического лидера внутри России, внутри Союзного государства воспринимается нашей властвующей олигархией, как очень опасная перспектива, вызывает явный дискомфорт. Поэтому мы видим, что чиновная бюрократия практически на всех уровнях ставит заслон всем интеграционным начинаниям. До сих пор нет даже полноценного таможенного союза, потому что российская таможня не хочет, чтобы была какая-то союзная таможня, которая бы контролировала, насколько исправно исполняется таможенное законодательство. Я помню, сколько копий было сломано по поводу объединения двух таможенных систем - казалось бы, там, где Россия уж точно ничего не проигрывает. И то российские денежные власти сделали все возможное для того, чтобы объединение денежных систем России и Белоруссии не состоялось.

И последний пример, который мы видим сейчас. Дело вроде бы на словах дошло до Единого экономического пространства и таможенного союза в конкретных формах. Есть несколько десятков соглашений. Белоруссия готова их подписывать. И вдруг Газпром в очередной раз нарушает все правила приличия и общепринятые в мировой торговле правила ценообразования внутри Единого таможенного пространства. И без всяких предупреждений и обоснований заявляет: буду повышать цену на газ в три раза. Возникает вопрос: если это таможенный союз, Единое экономическое пространство, то просто по определению из этого следует, что потребители любой части Единого таможенного пространства имеют такие же права, как и все остальные. Иными словами белорусские потребители, находясь внутри таможенного союза России и Белоруссии, имеют такие же права получать российский газ по таким же ценам, что и российские потребители. Более того, дискриминация белорусских потребителей в отношении поставок энергоресурсов, есть прямое нарушение правил функционирования Единого экономического пространства и таможенного союза. Если это не так, то это уже не таможенный союз и не Единое экономическое пространство. И получается, что у нас алчные интересы одной коммерческой структуры, пусть и очень большой, важнее, чем политическая воля государств и их народов.

Конечно, в процессах, происходящих на просторах СНГ, особая роль принадлежит России. И от этой особой роли или миссии Российской Федерации никак не отвертеться, потому что в отличие от других субъектов СНГ, которые получили независимость впервые, и их властвующая элита просто не знает, что с ней делать, в России суверенность и независимость существует больше 1000 лет. И единственным носителем суверенитета на всем постсоветском пространстве является именно Российская Федерация, к которой вполне естественно обращены все взоры.

Проблема не до конца осмысленного суверенитета, непонимания, что с ним делать, видна сегодня на Украине. Когда мы наблюдаем, как наиболее рьяные борцы за независимость рубашку рвут на груди и кричат про "вильну" Украину и, задрав штаны, бегут в НАТО и в Евросоюз, забыв самим себе объяснить, что это прямой отказ от суверенитета, это ярчайшее подтверждение незрелости. Если Россия, предлагая интеграционные механизмы в виде ЕЭП и таможенного союза, не настаивает на отказе Украины от суверенитета в торгово-экономических вопросах, то вхождение в Евросоюз - это полный отказ от суверенитета во всех вопросах, связанных с мировой торговлей, с экономической политикой вплоть даже до макроэкономической политики денежных кредитов.

Отказ от суверенитета также может стать реальностью в случае вхождения Украины в НАТО. Там механизм коллективного командования, как известно, очень жесткие стандарты выполнения общих решений, поэтому украинский пример говорит о том, что властвующая элита независимых государств, став перед вопросом судьбоносного выбора, что делать дальше, озабочена не столько вопросом развития национального суверенитета, сколько вопросом, кому продаться выгоднее. Продаваться России, в общем-то, невыгодно, потому что в России такие же акулы в виде олигархов, которые заинтересованы в захвате собственности, прежде всего. И это производит очень отталкивающее впечатление на всех. Мы видим это также на примере белорусской стороны, которая постоянно вежливо отказывается от навязчивых предложений российских олигархов поучаствовать в белорусской приватизации. Поэтому делается такой вывод, что для властвующей элиты постсоветских республик выгоднее проще и комфортнее продаваться в Евросоюз. Отсюда и такое маниакальное стремление, потому что они не знают, что делать с суверенитетом, не знают, как из него дальше извлекать прибыль. Все поделили, все приватизировали, а дальше что? Дальше нужно организовывать инвестиции, привлекать средства, наращивать конкурентоспособность. А этого как раз властвующие олигархи в России и в СНГ, в целом, как правило, делать не умеют. И мы видим, что, к сожалению, Россия не стоит на должной высоте в качестве тяговой силы нашего Содружества. Практически по всем вопросам, которые возникали в течение этих последних 10-15 лет, мы наблюдаем отступление. Российские денежные власти без сожаления отказались от единой валюты, хотя, в общем-то, сохранение рублевой зоны, конечно, было бы очень важным фактором обеспечения нашего единства. Крайне негативное впечатление на всех произвел чеченский конфликт и способы его разрешения.

Скажу в порядке самокритики: наш парламент весьма наплевательски, прямо скажем, относится к Межпарламентской ассамблее, где вырабатываются модельные законы. Мы делегируем лучших специалистов для работы в Межпарламентскую ассамблею, чтобы они разработали модельные законы, которые могли бы потом принять. Затем, первый же, кто отказывается от принятия этих законов, это - российский парламент, который даже плохо читает то, что с Межпарламентской ассамблеи к нам приходит.

Наконец, очень серьезный вопрос о вхождении во Всемирную торговую организацию. Следует признать, что именно российское руководство приняло решение о том, что каждый из нас самостоятельно договаривается об условиях присоединения к ВТО, по возможности, координируя этот вопрос друг с другом. Но с координацией получилось очень плохо, вплоть до того, что Киргизия, продекларировав вхождение в таможенный союз, ухитрилась одновременно войти в ВТО на условиях, абсолютно неприемлемых для всех остальных участников потенциального таможенного союза. То есть, координации не было все это время, но зато почти все государства подошли к финишной прямой. Буквально в этом зале, кстати, несколько недель назад обсуждался вопрос перспектив вхождения России в ВТО. И, когда речь зашла о том, как быть, как сохранить Единое экономическое пространство и таможенный союз при вхождении в ВТО, ответа вразумительного со стороны министра экономического развития и торговли Грефа не было. То есть, проблема, наконец, признается, до сих пор она, вообще, не признавалась. Она заключается в том, что, войдя на разных условиях, мы никогда не создадим таможенный союз. Это означает, что люди, которые сегодня отвечают в наших государствах за этот вопрос, в лучшем случае просто ничего не понимают, а в худшем случае, лукавят. Я думаю, что речь, скорее всего, идет о втором случае. То есть, они понимают, что, войдя порознь, мы потом Таможенный союз не соберем в Единое экономическое пространство. Тем не менее, они это делают, доведя переговоры до финишной прямой. Украине осталось только с Киргизией договориться, а России, по-моему, с Колумбией. Дойдя до финишной прямой, вдруг выясняется, что мы внутри ВТО никогда уже не сможем создать таможенный союз. Можно подумать, что об этом не говорилось все эти годы. Об этом говорилось, предупреждали, но, тем не менее, эта политика привела в итоге к такой печальной ситуации, легкого выхода из которой нет. Надо либо прекращать индивидуальные переговоры и брать за основу, скажем, позицию России, которая объективно является наиболее выигрышной по условиям присоединения к ВТО - и всем остальным подходить туда под общий знаменатель. Говорить о том, что Казахстан, Белоруссия и Украина вступают в ВТО на условиях, не худших российских. Но это означает очень болезненный вопрос пересмотра всех достигнутых на сегодняшний день договоренностей.

В чем причина того, что нам никак не удается свести концы с концами здесь, в политике в области СНГ? Я думаю, что главная причина, как я уже говорил, заключается в незаинтересованности властвующих элит в создании общих механизмов управления. Российской олигархии этого не нужно, также как и российской олигархии не нужна и Россия, не нужен русский народ и никакой другой народ, проживающий на территории России. Российской олигархии нужны нефть, газ, нужны сверхприбыли, которые они вывозят за рубеж. Поэтому я прошу не обижаться на российскую власть, она к СНГ относится так же, как и к собственному народу - ничуть не лучше и не хуже.

Я вас уверяю, если бы Газпрому разрешили поднять цены на газ до уровня европейских в России, завтра бы они уже это сделали. И лоббисты Газпрома в российском правительстве постоянно нам твердят о том, что в России слишком низкие цены на энергоносители, надо их поднимать, потому что иначе никогда не получить конкурентоспособности в российской экономике. То есть, мы имеем дело с таким субъектом власти, которому, грубо говоря, наплевать на собственные народы, и этот субъект власти действует, исходя из своих собственных интересов.

Все это ведет к ущербности проводимой политики и в социальной сфере, где народ остается без социальных гарантий, и в экономической сфере. Могу сказать на цифрах, доказать, что главной целью российской макроэкономической политики сегодня является не экономический рост внутри России, а главной целью этой политики и, тем более в СНГ является поддержка американского доллара. Для этого российское правительство вместе с Центральным банком сегодня инвестирует в американские ценные бумаги уже более 200 млрд. долларов. Из-за этого российские налогоплательщики теряют свои деньги в Стабилизационном фонде, который вывозится за рубеж.

Я не хотел бы останавливаться на пессимистической ноте. Здесь собрались как раз те, кто хотел бы привести политику наших государств в соответствие с народными устремлениями, а, значит, мы вместе добиваемся того, чтобы восстановить наше многовековое содружество в тех юридических формах, которые являются реальными на сегодняшний день. Я бы хотел два слова на эту тему сказать. Надо признать, что юбилейная конференция сегодня проходит в период принятия необратимых решений. И мы должны, мне кажется, исходить из того, что мы прибываем где-то на Рубиконе.

ВТО и НАТО - это те две реальности, по отношении к которым сегодня каждому государству приходится определяться. Про ВТО я уже сказал, то же самое касается НАТО. Войдя в ВТО на тех условиях, которые сегодня уже согласованы, мы никогда не создадим реального Единого экономического пространства. Все разговоры на эту тему останутся обманом. Войдя в НАТО, отдельные государства лишаются возможности создать единое не только оборонное, но и единое гуманитарное пространство, потому что вслед за этим пойдут визы, секреты и т.д. Это очень серьезное решение, которое практически является необратимым.

Поэтому, я считаю, что наш долг заключается в том, чтобы объяснять нашим правительствам все реальные последствия того или иного политического выбора. Мы должны четко понимать, что создание таможенного союза внутри СНГ хотя бы частью государств, конечно, влечет за собой частичный отказ от суверенитета. Конечно, это означает создание наднациональных органов, как бы это ни хотелось некоторым представителям властвующей элиты. Конечно, это означает единый внутренний рынок с единым ценообразованием. Конечно, это означает не дискриминацию потребителей в Белоруссии, Казахстане, Украине, Узбекистане и других республиках, потенциально участвующих в таможенном союзе. Мы не должны допускать политики двойных стандартов, потому что взаимный обмен властвующих элит ведет к тому, что мы никогда не договоримся. Потому что каждый держит камень за пазухой, а в итоге получается: вы хотите с нами в единое пространство, но будем торговать по мировым ценам с изъятиями. Это все, мне кажется, невозможно дальше терпеть. То есть, мы должны поставить вопросы максимально четко. И дальше вопрос счета, вопрос простого счета, на основании которого каждый народ может сделать свой исторический выбор.

Я утверждаю, что вхождение Украины в НАТО и вхождение Украины в ВТО на тех условиях, которые украинские делегаты, не имея полномочий, замечу, от имени своего парламента и главы государства согласовали с американцами и европейцами, для Украины будет означать глубочайшую социально-экономическую катастрофу, настолько глубокую, что мало кто в Киеве это понимает. Наши расчеты показывают, что, если Украина войдет в ВТО на тех условиях, которые согласовали украинские, прямо скажем, безответственные переговорщики, это будет означать бесповоротное решение о том, что Украина уже никогда не войдет в таможенный союз с Россией и Единое экономическое пространство. Это будет означать мировую цену на энергоресурсы. Это будет означать полноценную таможенную границу с Россией. Это будет означать двукратное сокращение украинского экспорта и двукратное удорожание импорта, что приведет к соответствующей девальвации украинской национальной валюты и гиперинфляции на Украине с падением уровня жизни не менее чем в 2,5-3 раза. Безработица около 3 млн. человек и даже выше. Возникает вопрос, а что даст Европа такой Украине. Европа предлагает только одно - расширить квоту на прием дешевой рабочей силы. Европа предлагает Украине стать поставщиком рабов на европейские рынки. Благо, украинцы больше похожи на европейцев, чем турки. Единственная перспектива, которую предлагает Евросоюз, - конкурировать с Турцией по поставкам дешевой рабочей силы. И НАТО, в общем-то, тоже, ничего хорошего не предлагает. Я уверен, что, если мы будем последовательно и четко разъяснять альтернативы и добиваться того, чтобы властвующие элиты и правительства отвечали на эти неприятные для них вопросы, есть надежда, что мы сумеем в интересах наших народов добиться реального Содружества государств и не допустить возникновения новых границ.



23 июня 2006 г
http://www.glazev.ru/print.php?article=1773

Док. 315719
Перв. публик.: 23.06.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 405

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``