В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Недра в обмен на членство в ВТО? Выступление Сергея Глазьева на парламентских слушаниях Назад
Недра в обмен на членство в ВТО? Выступление Сергея Глазьева на парламентских слушаниях
Переговоры по присоединению России во Всемирную торговую организацию фактически ведутся вслепую. С таким заявлением выступил депутат Госдумы Сергей Глазьев в ходе парламентских слушаний, посвященных этому вопросу. Он считает, что с одной стороны "слепых котят" напоминают российские переговорщики, перед которыми Белый Дом до сих пор не обозначил стратегию внутреннего экономического развития, что существенно затрудняет выработку ими переговорной позиции. С другой стороны, в неведении пребывают сами парламентарии. Они не располагают информацией ни о стадии переговоров, ни о предмете достигнутых договоренностей.

Публикуем выступление Сергея Глазьева на парламентских слушаниях, состоявшихся в Госдуме 19 октября 2006 г.:

"Насколько я понимаю, сегодняшняя дискуссия о вступлении России в ВТО ведется в потемках, потому что переговорной позиции российской делегации в Женеве мы не знаем. Мы можем только догадываться, что, скорее всего, в сфере природопользования никаких особых ограничений на деятельность иностранных субъектов российское правительство не запрашивает. А если их нет, то после присоединения к ВТО их уже и не будет, потому что нормы Всемирной торговой организации носят характер международных обязательств. И если мы сейчас в ходе переговоров не зафиксируем какие-либо ограничения, то дальше вести их мы не сможем по определению. Поэтому тема ВТО имеет первостепенное значение, и если бы не позиция Грузии, через месяц-другой Россия стала бы членом организации.

Нужны ли ограничения в российской переговорной позиции, и как в связи с этим нам усовершенствовать российское законодательство?

Конечно, они нужны. Обычно, когда говорят о ВТО, все сводится к таможенному тарифу, и господа из правительства убеждают нас, что с таможенным тарифом все нормально и, вступив в организацию, тариф не изменится. По большинству товаров так оно и будет. Но вопрос ограничений не упирается только в тарифы. Есть множество других вопросов, которые следует проанализировать с позиции защиты наших национальных интересов.

Первое - вопрос субсидий. То, что говорилось и необходимости поддержки лесоперерабатывающего комплекса, рыбной промышленности и других сфер, связанных с природопользованием, особенно на Дальнем Востоке, напрямую зависит от государственной политики субсидий. Замечу, что самая главная, основополагающая норма ВТО - это взаимный отказ от государственных субсидий. Поэтому, если Россия вступает во Всемирную торговую организацию, мы о субсидиях должны забыть. За исключением сельского хозяйства, для которого допускается некоторая льгота, и за исключением научно-исследовательских разработок, субсидирование которых в ограниченных масштабах разрешается (кроме некоторых отраслей).

Хотя наше правительство практически не ведет политики поддержки отечественных товаропроизводителей, и никаких субсидий не выделяет, поэтому есть ощущение, что и в этом плане мы не заметим, как окажемся в ВТО. Тем не менее, за последние несколько лет нам все-таки удалось добиться, что по некоторым направлениям субсидии начали выделяться. Субсидирование процентных ставок по лизингу сельскохозяйственной техники, авиатехники - небольшие меры государственной промышленной политики, которые дали довольно большой эффект. И если бы не эти меры, то у нас вообще не было бы лизинга. Потому что брать кредиты на лизинг на рыночных условиях для сельского хозяйства и авиаперевозчиков практически нереально. Но и эти начала государственной промышленной политики, которые мы со "скрипом" создали, придется обрубить, как только мы вступим в ВТО. Потому что все, что мы сейчас предусматриваем в бюджете на будущий год в этой части, а именно субсидирование процентных ставок, а также некоторые государственные ассигнования по линии федеральных целевых программ, - все это напрямую подпадет под ограничения ВТО. Поэтому, еще раз подчеркну, вступая в ВТО, мы должны понимать, что есть огромный набор инструментов, которыми мы, правда, почти не пользуемся. Возможно, при более квалифицированном правительстве они будут применены - тогда России будет проще отстаивать свои национальные интересы. Конечно, есть обходные пути, но главная тема все же - ограничения в сфере природопользования по отношению к иностранному капиталу.

В рамках переговоров по ВТО есть такое понятие, как ограничения на рынке услуг. И такие услуги, как, например, геологоразведка, доступ к недрам и их эксплуатация регламентируются определенным набором взаимных обязательств. Например, мы можем предусмотреть такую норму, что геологоразведку иностранцы не имеют права вести в России. Наше сообщество ученых-геологов на этом настаивает. Учитывая, насколько по-хамски ведут себя порой иностранные инвесторы в сфере недропользования ("Сахалин-2" яркое тому подтверждение), нетрудно предположить, что многие компании, если они будут вести геологоразведку, будут утаивать информацию, использовать ее в своих собственных интересах в ущерб интересам Российской Федерации. Например, путем занижения объема разведанных запасов. Делая это, компания естественно получает преимущество при начале эксплуатации, и у нее будет меньше обязательств.

Закон "О недрах", который сейчас вращается в Государственной думе, внесенный правительством, вообще говоря, допускает свободную куплю-продажу прав недропользования. Это означает, если мы этот закон примем, и в то же время не введем ограничений для иностранных компаний в сфере недропользования, они будут спокойно скупать права на эксплуатацию наших недр без каких-либо ограничений. К чему это приведет, по-моему, совершенно понятно. В настоящее время у нас практически все месторождения, как говорится, "окучены" теми или иными желающими их эксплуатировать. Люди получили лицензии, дальше они, согласно закону "О недрах" их переоформят, и смогут продать свои права. Большинство из тех, кто получил лицензии, не имеет ни капиталов, ни намерения разрабатывать месторождения, - они их будут перепродавать.

Как уберечь себя от подобных "неожиданностей"? Во-первых, мы должны в законах, которые регламентируют доступ к недрам, природным ресурсам, зафиксировать приоритет отечественных участников. Скажем, зафиксировать, что геологоразведкой должны заниматься только российские юридические лица. Директора компаний, которые занимаются геологоразведкой, тоже должны быть российскими гражданами. Это вопрос национальной безопасности и будущего нашей страны. Во-вторых, мы должны, конечно, ограничить оборот прав на недропользование в рамках рассматриваемого сегодня закона "О недрах". Он, конечно, не поддается улучшению, но, что-то еще в этом направлении можно сделать. Лучше всего от него отказаться и написать новый закон. Или хотя бы оставить старый. Наконец, регламентация экспорта сырья. Вступление в ВТО чревато отменой всех ограничений на экспорт сырья, включая экспортные пошлины. Этот вопрос также носит принципиальный характер. Я знаю, что ряд наших партнеров по переговорам с ВТО настаивает на отмене экспортных пошлин. Эта мера сегодня явно преждевременна, особенно с учетом того, что экспортеры нефти и газа и других сырьевых товаров освобождается еще от НДС, и государство им премию дает за это. Абсолютная дикость с точки зрения разумной экономики. Но, тем не менее, экспортная пошлина сегодня единственный регулятор, который хоть как-то позволяет нам изымать природную ренту и сдерживает превращение России в сырьевой придаток.

Главный вопрос - как обходить ограничения по ВТО. Все страны их обходят. Некоторые поступают нагло как Соединенные Штаты, которые в той части, в которой нормы ВТО противоречат американскому законодательству, их соблюдать не собираются. У других стран есть свой набор способов, как обойти нормы Всемирной торговой организации. Главным образом эти меры касаются банковской сферы и кредитной политики. Дело в том, что нормы ВТО ограничивают политику государств в области субсидий. Обойти эти ограничения можно через банковские структуры - через банки развития, через инвестиционные фонды. Они должны опираться на соответствующую государственную кредитную политику. То есть, государство организует механизмы рефинансирования экономики под необходимый объем ресурсов. Но при той монетарной политике, которую у нас ведет сегодня Центральный Банк, это невозможно. Наоборот, чем больше иностранного капитала приходит в страну в рамках этой политики, тем меньше остается для собственных нужд. ЦБ так устроил эмиссию денег: он печатает только под иностранную валюту. Если выходит за количественные ограничения, которые он сам для себя устанавливает, то снимает избыток, как ему кажется, денег с внутреннего рынка. Поэтому в рамках такой денежно-кредитной политики мы не имеем возможности маневрировать. Она ведет к колонизации нашей страны.

И последнее - моя рекомендация участникам парламентских слушаний. Прежде чем обсуждать все те вопросы, о которых я сказал, неплохо бы знать переговорную позицию российского правительства. Давайте составим парламентский запрос с тем, чтобы такая информация была представлена. Потому что сейчас мы не знаем: кто, как и о чем за нашей спиной договаривается".


23 октября 2006 г
http://www.glazev.ru/print.php?article=1988

Док. 315705
Перв. публик.: 23.10.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 462

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``