В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приветственное слово губернатора Н.Н. Дудова к участникам XXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Назад
Приветственное слово губернатора Н.Н. Дудова к участникам XXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
12 сентября 2005 г. г.Магадан

Уважаемые участники съезда!

Разрешите приветствовать вас на магаданской земле и поблагодарить организаторов форума за проявленную инициативу провести его в нашем городе, и конечно, за большую работу по его подготовке.

Многие из Вас уже смогли познакомиться с Магаданом, вам предоставлены материалы о положении дел в нашем городе и регионе, впереди обстоятельный доклад мэра Магадана Владимира Петровича Печёного. Поэтому в своём кратком выступлении я коснусь лишь общих для всех северных территорий проблем в привязке к нашей области.

Проходящий съезд двадцать пятый для нас уже юбилейный. Но мы знаем, что лучший способ отметить юбилей - это сосредоточить внимание на нерешённых вопросах. А их у нас - северных регионов предостаточно.

Прежде всего, думаю, что вы все со мной согласитесь, крайне медленно решаются вопросы совершенствования правовой базы, определяющей государственную политику Российской Федерации на Крайнем Севере.
За минувшие пять с половиной лет ситуация в северных регио#172;нах в лучшую сторону мало чем изменилась. Отмена многих прежних и принятие новых законов, затрагивающих основы государственного регулирования развития Севера и гарантии его жителям, в ряде случаев еще больше ее усугубили.

На расширенном заседании Президиума Госсовета и последующем совещании в Салехарде в присутствии Президента России В.В.Путина была одобрена концепция Федерального Закона "Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", разработанная рабочей группой Президиума Госсовета с участием руководителей северных регионов. Но этот документ и целый пакет других документов, где предлагаются возможные пути, необходимые меры для решения существующих проблем, утонули в коридорах власти.

Достаточно сказать, что на конкретные поручения Президента Российской Федерации по итогам состоявшегося разговора в Салехарде на сегодня мы имеем на выходе лишь план мероприятий отдельных министерств - регионального развития, экономического развития и торговли, финансов который, к сожалению, не решает интересующие нас проблемы, так как эти мероприятия расплывчатые, разрозненные и растянутые на длительные сроки исполнения. Нам всем нужно совсем другое - целостные законы, позволяющие конкретным образом изменить отношение к Северу, решить его многочисленные проблемы.

Буквально на днях Владимир Владимирович Путин на встрече с членами Правительства и депутатами, говоря о том, что проблемы здравоохранения не решаются, хотя об этом много говорится, резко заявил: "Пора кончать с этой бодягой". То же самое происходит и с северными проблемами: много обсуждений, но мало конкретных решений. Пользуясь присутствием на съезде депутатов Государственной Думы сенаторов, представителей Правительства, уместно повториться.

Может и с этой бодягой тоже пора кончать.

Много говорится сегодня о необходимости всем приспосабливаться к условиям рыночной экономики. Но рынок - не самоцель, а всего лишь инструмент управления экономикой. И далеко не единственный. И если этот инструмент в конкретных северных условиях мало эффективен или вообще не работает, то абсолютно ясно, что следует искать другие пути. Речь должна идти о государственном регулировании, о государственных инвестициях, о государственном протекционизме. Этой политики, к сожалению пока нет.
На Севере в абсолютном большинстве видов деятельности невозможна конкуренция. Здесь несравнимо больше, чем в других регионах, объективно присутствуют естественные монополии.

Магаданская область, как и многие другие северные субъекты федерации, была и будет сырьевым регионом. Поэтому её экономику определяет, и всегда будет определять, использование природных ресурсов. В связи с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами федерации практически все решения по данным вопросам отнесены к компетенции федерального центра.

Все попытки руководителей субъектов Российской Федерации в нынешней кампании по разделению полномочий добиться обратного пока безуспешны.
Думаю, что все мы не должны на этом останавливаться, а наоборот, продолжать настойчиво ставить вопрос о разделении полномочий по управлению недрами как единой государственной собственностью на федеральном, региональном и муниципальном уровне.


Еще одна проблема, которая, я уверен, волнует всех - это состояние межбюджетных отношений между регионами и федеральным центром. Сегодня очевидно, что все происходящие изменения в межбюджетных отношениях совершаются не в пользу регионов.

Острых вопросов здесь много, причем у каждого субъекта свои. Но есть и такие, которые присущи всем.

Нас, например, не устраивает существующая система распределения фонда финансовой поддержки регионов. Это распределение происходит по одной формализованной методики для всех субъектов Российской Федерации и базовым показателем, не учитывающим реальное социально-экономическое положение региона на конкретный период.

Думаю, что тревогу вызывает, также, наблюдаемое сегодня усиление централизации налогов в федеральном центре, что приводит к снижению бюджетных налогов высоко - и мало обеспеченных территорий.
Беспокоит и то, что в 2006 г. происходит изменение объема налоговых доходов, передаваемых местному уровню власти, что может привести к сохранению количества и качества оказываемых бюджетных услуг из-за недостаточности собственных доходов

Вступление в силу с 1 января 2006 года хорошо нам известного закона ФЗ-131 поставит практически все северные регионы в еще более сложное положение.
Так, по предварительном экспертному заключению Счетной Палаты Российской Федерации, реализация этого закона обойдется бюджету страны приблизительно в 310 млрд.рублей. Понятно, что в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации таких средств нет. Для нашей территории это тоже немалые деньги - 185,3 млн.руб. И это касается не только этого закона.
К концу 2005 года в стране должно быть упорядочено бюджетное устройство вплоть до местного уровня, четко разграничены расходные полномочия и определены соответствующие им источники доходов.

Хотелось бы, чтобы предоставление финансовой помощи из федерального бюджета разумно сочетало как выравнивающие, так и сигнализирующие моменты.

Одной из важных на сегодня задач для государственной власти является создание и развитие инфраструктуры территории: дороги, аэропорты, энергетика, объекты здравоохранения, образования и культуры. То есть, реализация таких проектов, куда не охотно идет, или вообще не идет частный капитал. Кроме государственной власти этой проблемой по-настоящему никто заниматься не станет.

Неразвитость транспортной сети, труднодоступность многих поселений препятствуют созданию и развитию добывающих отраслей, вспомогательных производств, их инфраструктуры, способствуют постоянно углубляющейся дифференциации северных территорий по уровню социально-экономического развития.

Состояние в этой сфере такое, что дает основание говорить о транспортной дискриминации населения Севера.

"Стратегия развития транспортной системы РФ до 2020", разработанная Правительством России, должна настойчивее предусматривать создание и развитие инфраструктуры северных регионов. Ведь нельзя говорить об экономическом развитии северных территорий, когда половина их, наиболее богатая полезными ископаемыми, вообще не имеет дорожной сети.

Энергетика является важнейшим звеном производственной и социальной инфраструктуры регионов Севера. Самая затратная часть на севере - это жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому очень большое влияние на экономику региона оказывает величина тарифов на тепло и электроэнергию, которые определяются отпускной ценой топлива и расходами на его доставку.

Сегодня многие отмечают, что этот рынок практически не регулируется государством.

Поэтому не случайно, что всё более настойчиво регионы высказываются за возобновление целевого финансирования из федерального бюджета расходов на государственную поддержку северного завоза, эти средства всегда учитывались при ценообразовании на топливо, электрическую и тепловую энергию для населения, предприятий и организаций социальной сферы и ЖКХ.

Сегодня, этого нет. За то существует проблема, растёт социальная напряженность из-за постоянного удорожания предоставляемых услуг ЖКХ.

Отток населения из Магаданской области - одна из главных проблем территории. За последние 15 лет область потеряла половину жителей. Дефицит квалифицированных кадров наблюдается во всех отраслях экономики, в бюджетной сфере.

Но как на уровне субъекта, так и на федеральном уровне не определены принципы переселения из регионов Севера. В настоящее время задействовано несколько программ с финансированием из разных источников. Но все они предусматривают переселение семей, где члены семьи - люди разных поколений. Таким образом, при дефиците кадров, территорию зачастую покидают люди трудоспособного возраста. При этом многие пенсионеры и инвалиды, содержание которых на Севере обходится в 3 раза дороже, чем в более благоприятных регионах страны, практически не имеют возможность покинуть Магаданскую область.

Ситуация усугубляется с каждым годом. Денег из областного бюджета приходится платить все больше и больше, так как сумма федеральной субсидии фиксирована.

Но так как наши финансовые возможности ограничены, то выделяемых денег людям, зачастую, не хватает даже на скромное жилье.

Представляется целесообразным, не уменьшая, а, увеличивая средства на переселение и расселение, акцентировать усилия по расселению трудоспособного населения области в более комфортные места проживания внутри Магаданской области, а переселение в другие регионы страны проводить только пенсионеров и инвалидов.

Об этом я говорил на встрече с Президентом Российской Федерации, нашёл понимание и поддержку. Хотелось бы, чтобы и присутствующие здесь руководители из Федерального центра также обратили на это внимание.

В настоящее время главной проблемой является выпуск жилищных сертификатов и направление их в регионы. Все регионы - получатели жилищных субсидий уже и так опоздали их получить в весенне-летний период и обеспечить выезд граждан до начала отопительного сезона, тем самым за счет этого сэкономить бюджетные средства, направленных на содержание объектов ЖКХ расселяемых поселков.

Кроме того, действующий закон ФЗ-125 требует внесения изменения в часть введения статьи, предусматривающей распределения общего объема ежегодно предоставленных средств между очередниками в пропорциональном размере.
Также необходимо обозначить проблему реализации данного закона в части законодательного и финансового обеспечения оплаты расходов по проезду и оплате багажа неработающих пенсионеров. Как известно, Постановление Правительства No 572 от 11 августа 1991 г. не действует.
Можно еще приводить многочисленные примеры существующих проблем как области, так и других северных регионов. Об этом еще много будем говорить.
Но принципиальным решением этих проблем является развитие экономики регионов, создание рабочих мест и соответствующей инфраструктуры, позволяющей достойно работать и отдыхать, в т.ч. и здесь на Колыме. И без прямого участия государства здесь не обойтись.

Но речь должна идти не только об экономике. Север - это более 60% территории страны, это приграничные и пограничные земли. И если эти земли, завещанные нам нашими предками, будут безлюдны, то в обозримом будущем мы можем их лишиться. Об этом, кстати, говорил и В.В.Путин, находясь во Владивостоке. И совсем недавно Мадлен Олбрайт, пусть сегодня и частное лицо, но очень влиятельная фигура в американской политике, заявила: "Несправедливо, что одна страна владеет такой территорией, как Сибирь". Так что сохранение и наращивание энергичного, трудоспособного населения на Севере - вопрос и геополитический.

Конечно, можно говорить: "Опять регионы просят денег, но бюджет страны не резиновый"

На это у нас, северян, есть свой ответ. Если 8% населения производит 20% валового внутреннего продукта страны и при этом проживает, по сути, на депрессивных территориях, занимающих более 60% России, то это прямое свидетельство неудовлетворительной государственной политики в северных территориях. И эту политику коренным образом надо менять.

Наши конкретные предложения уже неоднократно направлялись в высшие органы государственной власти. Есть они и в резолюции проходящего съезда. Дело теперь в политической воле.

Благодарю всех за внимание и желаю съезду плодотворной работы.

Дата публикации: 12.09.2005

www.magadan.ru/news/gubernator.php?subaction=showfull&id=1126494639

Док. 315678
Перв. публик.: 12.09.05
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 379

  • Дудов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``