В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Дудов: Экономика Магаданской области - это ресурсная экономика северного региона Назад
Николай Дудов: Экономика Магаданской области - это ресурсная экономика северного региона
- Николай Николаевич, 30 ноября в московском представительстве полпреда президента РФ в ДВФО Вы защищали перспективные инвестиционные проекты, способные оказать влияние на рост валового регионального продукта и повышение уровня жизни населения. На какие сферы деятельности они преимущественно распространяются?

- Анализ основных направлений социально-экономического развития Магаданской области показывает, что за период до 2020 года освоение минеральных ресурсов, таких как бурый уголь, нефть, газ, торф, примет преимущественно комплексный характер, а по некоторым видам минерального сырья будет осуществлена их глубокая переработка с применением наукоемких технологий. Поэтому основной блок по горнодобывающему комплексу включает наибольшее число инвестиционных проектов - 21. Необходимое финансирование из федерального бюджета на 2006-2020 годы составляет 7 млрд 520 млн рублей. Эти средства планируется направить на геологическое изучения недр. В настоящее время в каталоге инвестиционных проектов Магаданской области, предлагаемых вниманию инвесторов, находится 36 проектов, с реализацией которых промышленный потенциал области выйдет на качественно новый уровень развития. По оценкам специалистов, доминирующая роль в общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных и черных металлов составляет 8,4%, а благородных - на которых основана сейчас экономика области - лишь 3%. Наиболее привлекательными для инвесторов являются цветная металлургия, рыбная промышленность, геология и разведка недр. Общая сумма накопленных иностранных инвестиций на начало 2006 году составила $ 92,6 млн. В числе основных стран инвесторов: США, Канада, Великобритания, Китай, Корея.

- Как характеризуется инвестиционный потенциал области?

- С одной стороны, нужно отметить выгодное географическое положение области для экспортных поставок продукции. Регион расположен близко к таким странам как США, Япония, Корея, Китай. В области есть запасы полезных ископаемых и биоресурсов, позволяющие создавать новые производственные мощности. На территории сконцентрированы большие силы, генерирующие электроэнергию в объемах, превышающих существующую потребность области. Это является одним из определяющих факторов при размещении дополнительных производств. В Магадане также расположены морской рыбный и торговый порты, международный аэропорт, способный принимать практически все марки воздушных судов. Ряд весьма привлекательных стимулов и преференций дает своим участникам режим Особой экономической зоны. С другой стороны, Магаданская область удалена от масштабных рынков сбыта. Высоки энергетические и транспортные затраты. Степень освоения отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов области довольно низка. Внутри территории слабо развита сеть транспортных коммуникаций. Высока степень износа основных фондов организаций. Изменить ситуацию мешает отсутствие финансовых средств - дотационность бюджета Магаданской области. Однако превратить слабые стороны в сильные можно. Для этого необходимо участие государства наравне с частным бизнесом.

- Что Вы имеете в виду, говоря об участии государства и бизнеса?

- В настоящее время большая часть территории области, наиболее перспективная с точки зрения освоения, вообще не имеет инфраструктуры. Поэтому инвестиционные проекты по энергетике и транспорту мы считаем принципиально важными. Основные расходы на развитие этих проектов планируются из федерального бюджета с участием средств инвесторов на основе механизма государственно-частного партнерства и прямого финансирования по федеральным целевым программам. Развитие инфраструктуры - это государственная задача, которую не под силу решить области в одиночку. Можно выделить следующие приоритетные направления, в которых территории необходима поддержка государства и одновременно участие заинтересованных бизнес структур. Это ввод в эксплуатацию пускового комплекса Усть-Среднеканской ГЭС и реконструкция электрических сетей области. Строительство линии электропередачи от Колымской ГЭС до крупнейшего месторождения золота "Наталка" в Тенькинском районе Магаданской области, а также линии от поселка Хатанга до Неждининского рудного поля в Якутии. Для продуктивного развития Севера чрезвычайно важно создание единой энергосистемы, объединяющей Магаданскую область, Якутию и Чукотский автономный округ. Для этого надо закольцевать Колымскую и Усть-Среднеканская ГЭС - Билибинскую АЭС и Черскую ПЛЭС "Северное сияние". Здесь без участия государства никак не обойтись. Сейчас рассматривается проект строительства железной дороги от Якутска через Магадан на Чукотку и далее к Берингову проливу. Строительство дороги обеспечит единство экономического пространства Российской Федерации, пространственное и функциональное единство транспортной системы России и ее интеграцию в общемировое пространство. А для нас появится возможность освоения северной части Колымы, в которой сосредоточены основные минеральные богатства. "Северный автотранспортный коридор" - Магадан - Анадырь - поселок Билибино - поселок Зеленый Мыс - должен обеспечить выход Колымы и Чукотки в общероссийскую сеть дорог. Необходима реконструкция автомобильных дорог внутри территории, модернизация аэропорта "Магадан", морского торгового порта, аэропортов регионального значения. Все это тоже будет способствовать комплексному освоению края. Общий объем финансирования обозначенных проектов составляет более 188 млрд рублей.

- Уже несколько лет ведутся разговоры вокруг добычи нефти в Магаданской области. Насколько известно, ее прогнозные запасы на примагаданском шельфе Охотского моря составляют 5 миллиардов тонн. Почему до сих пор этот проект не получил развития?

- В связи с тем, что до настоящего времени не принята новая редакция закона "О недрах" реализация крупного энергетического проекта - поиск, разведка и добыча углеводородного сырья на участках континентального шельфа Магадан-1,2,3,4 - приостановлена. Проблема заключается в том, что освоение шельфовых месторождений может производиться на базе существующей системы налогообложения или же на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Однако, на сегодняшний день, однозначного и четкого решения не принято. Из-за высокой капиталоемкости освоения шельфовых месторождений и длительных сроков окупаемости проектов, разработка арктических и дальневосточных месторождений на основе действующей системы налогообложения, как правило, малопривлекательная. На мой взгляд, базовой формой должно являться СРП, но законодательство в этой области требует серьезной доработки. Администрация области активно сотрудничает с инвесторами и сопровождает проекты на областном и федеральном уровнях. В решении этих вопросов мы находим понимание как в правительстве РФ, так и в Государственной Думе и Совете Федерации. Я уверен, что на северо-востоке государства сосредоточены основные перспективы России. Здесь она может совершить наиболее сильный рывок. Не случайно, что в последнее время развитие Сибири и Дальнего Востока занимает особое место среди территориальных приоритетов государства. Впереди у нас большая работа, а подготовка к ней идет уже сегодня. У нас много наработок и нам есть, что предложить.

Дата публикации: 05.12.2006

www.magadan.ru/news/gubernator.php?subaction=showfull&id=1165289824

Док. 315651
Перв. публик.: 05.12.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 510

  • Дудов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``