В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад губернатора Магаданской области Н.Н Дудова на совещании о приоритетных направлениях развития Магаданской области Назад
Доклад губернатора Магаданской области Н.Н Дудова на совещании о приоритетных направлениях развития Магаданской области
Магаданская область входит в состав Дальневосточного федерального округа и находится на Северо-Востоке России. Вся её территория относится к районам Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов. Характеризуется суровым климатом, значительной удаленностью от центральных районов страны.

Магаданская область входит в состав Дальневосточного федерального округа и находится на Северо-Востоке России. Вся её территория относится к районам Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов. Характеризуется суровым климатом, значительной удаленностью от центральных районов страны. Разница во времени между Магаданом и Москвой составляет 8 часов. Продолжительность зимнего периода от 6 до 7,5 месяцев. Среднегодовая температура на всей территории отрицательная. По своей площади область занимает 9-е место в Российской Федерации. (462,4 тыс. кв. км.). По численности населения среди других областей Российской Федерации является самой малочисленной. На 01 января 2007 года на территории проживает 168,5 тыс. человек, что составляет лишь 44% от численности населения 1989 года (391,7 тыс. человек).
Объем промышленного производства за 2006 год составил 22,3 млрд. рублей. Ве-личина валового регионального продукта в первой оценке - 23,2 млрд. рублей.
В структуре промышленного производства (в 2006 году):
добыча полезных ископаемых составляет 64%, производство и распределение электроэнергии и воды - 25%, обрабатывающие производства - 11%.
Как видно, за этот период численность населения снизилась на 11%, добыча золо-та - на 44% (на 15 тонн), что вызвало падение индекса производства на 13%, валового регионального продукта в сопоставимых ценах на 6%.
Уровень жизни населения, оцениваемый по величине заработной платы, средне-душевых доходов и доле бедного населения на фоне среднероссийских показателей, достаточно высокий. Однако, при исключении из заработной платы северных коэффи-циента и надбавок, носящих компенсационный характер, ее размер составит лишь 69 % от среднероссийского.
Отличительной особенностью экономики области является её моноресурсность - она традиционно была ориентирована на добычу драгоценных металлов.
В 40-х годах объем добычи золота составлял более 70 тонн в год, в период 50-70 годов держался на уровне 40-50 тонн, в середине 90-х и начале 2000 года стабилизиро-вался на уровне 30 тонн в год.
За 70-летнюю историю геологического поиска и промышленного освоения регио-ном добыто около 3 тыс. тонн золота, более 5 тыс. тонн серебра. Поэтому объективно, что решающее влияние на большинство макроэкономических показателей региона ока-зывает положение дел в основной горнодобывающей отрасли.
Начиная с 2003 года, к сожалению, наблюдается снижение объемов добычи золо-та. Основной причиной этого является истощение минерально-сырьевой базы, как на россыпных месторождениях, так и рудных.
Так, за годы эксплуатации россыпей погашено около 90% разведанных запасов золота. Оставшиеся в госрезерве запасы имеют плохие геолого-промышленные пара-метры, и их отработка, зачастую, является нерентабельной. Среднее содержание золота неуклон-но снижается, многие предприятия разрабатывают месторождения с содержанием 0,1 г/тн.
Снижение уровня добычи рудного золота, в основном, обусловлено выбытием из производства крупных промышленных месторождений, отсутствием на сегодня готовых к эксплуатации объектов. Сказалось недофинансирование в 90-х годах геологоразведоч-ных работ.
Вместе с тем, это временное состояние, т.к. Магаданская область - один из круп-нейших регионов России по потенциальным минеральным ресурсам, в первую очередь коренного и россыпного золота и серебра. По запасам и прогнозным ресурсам этих драгметаллов область является крупнейшей провинцией мира.
Наряду с этим в области имеются значительные перспективы на другие виды по-лезных ископаемых: металлические - железо, медь, молибден, цинк, вольфрам; неме-таллические твердые - цеолиты, известняки, гипс и др.; энергетические твердые - уголь бурый и каменный, торф. Их добыча практически не ведется из-за того, что месторож-дения оценены только на стадии региональных исследований. Для проведения поиско-вых работ по этим видам полезных ископаемых требуется финансирование из федераль-ного бюджета с последующей передачей объектов в недропользование для разведки и освоения за счет средств недропользователей.
Большие перспективы связаны с разведкой и последующим освоением углеводо-родного сырья в примагаданском шельфе, с прогнозными ресурсами около - 2,5 млрд.т. углеводородного топлива (УТ): нефть - 1,3 млрд. т, газ - 1,2 млрд. м3. К сожалению, проведение подготовленного тендора на право поиска, разведки и освоения нефти и газа на лицензионных участках Магадан-1 и Магадан-2 задерживается уже с 2004 года. Хо-телось бы ускорить принятие решения уже в этом году.
На сегодняшний день наиболее перспективной для разработки золота является Яно-Колымская золоторудная провинция в границах Магаданской области и Республи-ки Саха (Якутия). О ней шла речь на совещании по проблемам золотодобычи под пред-седательством Президента Российской Федерации В.В. Путина в г. Магадане. Есть все основания считать, что эта уникальная золотороссыпная провинция мирового класса приобретает черты гигантской золоторудной. Прогнозные запасы золота здесь состав-ляют 4750 тыс. тонн, причем 50% из них уже являются разведанными, 40 % от разве-данных запасов сконцентрированы на крупном месторождении "Наталкинское" (1836 тонн). Этот проект разработан в ноябре 2006 года Федеральным агентством по недро-пользованию, Всероссийским научно-исследова-тельским геологическим институтом, Ценральным научно-исследовательским геологоразведочным институтом цветных и благородных металлов и администрацией Магаданской области. В состав Яно-Колымской золоторудной провинции входят: 14 месторождений, из которых 9 находят-ся на территории Магаданской области, а 5 - в Саха (Якутия). По трем месторождениям запасы утверждены, по остальным требуется 3 - 4 млрд. рублей федеральных инвести-ций, а также 9 - 10 млрд. руб. средств недропользователей для проведения дальнейших геологоразведочных работ.
Это позволит обеспечить ввод всех месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции в эксплуатацию в период с 2012 - 2013 годы.
При этом добыча золота из рудных месторождений только Яно-Колымской про-винции, расположенных на территории Магаданской области в 2013 году может соста-вить 60,0 тонн, в 2016 году 82,0 тонны и с выходом на полную мощность с 2018 года 88,0 тонн, вместе с республикой Саха (Якутия) - до 120 тонн. Помимо этого в области планируется ежегодно добывать 10 - 12 тонн золота из россыпных месторождений, не входящих в состав Яно-Колымской золоторудной провинции. Всего прогнозная добыча золота по области составит более 100 тонн ежегодно, что позволит обеспечить годовой вклад в ВРП области до 34,5 млрд. рублей, ежегодные платежи в бюджеты всех уров-ней- 10,53 млрд.рублей, создать дополнительно порядка 10 тыс. рабочих мест.
Собственные средства недропользователей на строительство рудников и фабрик на территории области составят около 75 млрд. рублей.
Формы и механизмы государственно-частного партнерства при реализации этого проекта отражены на слайде. На наш взгляд они реальные, и по отдельным из них уже идёт работа.
Если Яно-Колымская провинция является традиционно золотодобывающей, то в зонах, условно называемых Восточная и Северная, кроме золота и серебра, планируется добыча цветных металлов. Разработка этих месторождений возможна при вложении по-рядка 2,6 млрд. руб. федеральных инвестиций в геологоразведочные работы и при не-пременном условии создания транспортной и энергетической инфраструктуры.
Прежде, чем охарактеризовать эти зоны, хочу отметить, что конъюнктура цен ми-рового рынка на цветные металлы сегодня благоприятная, характеризуется их ростом на фоне возрастания объемов добычи и потребления. Только за последние 7 лет цена на молибден возросла в 10 раз, на медь в 5 раз, на вольфрам в 4 раза, на цинк в 3 раза, на свинец в 2,1 раза, на олово в 1,6 раза. Для сравнения цена на золото за этот период вы-росла в 2,1 раза, а на серебро - в 2 раза.
Оценивая перспективы выхода Магаданской области с цветными металлами на мировой рынок необходимо, прежде всего, ориентироваться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), так как ввиду дальности транспортировки экспорт в дру-гие страны вряд ли будет экономически целесообразен.
Цветные металлы характеризуются низким содержанием полезных компонентов в сырье, что требует их переработки. А значит приведет к возрастанию топливоемкости и электроемкости в процессе переработки сырья. Это обусловливает размещение цветной металлургии в регионах наиболее обеспеченных электроэнергией. Поэтому сооружение в Магаданской области ещё одного источника гидроэнергии - Усть-Среднеканской ГЭС является весомым аргументом для организации в перспективе на территории добычи и переработки цветных металлов.
Освоение месторождений распложенных в Восточной зоне позволит ежегодно с 2015 года добывать 16,7 тонн золота, 475 тонн серебра, 142,0 тыс. тонн меди, 8,5 млн. тонн железа, 4,5 тыс. цинка, что обеспечит годовой вклад в ВРП 9,6 млрд. руб., ежегод-ные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 1,0 млрд. руб., создаст ра-бочие места более 2,5 тыс. граждан. В перспективе на этих территориях могут быть по-строены заводы по производству железа, цинка, свинца, молибдена.
Серьезные запасы минерального сырья расположены также в Северной части тер-ритории - это Шаманихо-Столбовский рудно-россыпной район и Ороекская металлоге-ническая зона.
Освоение этих месторождений позволит ежегодно добывать 5,5 тонн золота, 580 тонн серебра, 70 тыс. тонн меди, 70 тыс. цинка. При этом, годовой вклад в ВРП состав-ляет 54,9 млрд. руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней поряд-ка 14,7 млрд. руб. Дополнительно будет создано более 3 тыс. рабочих мест.
Вот такая высокая прогнозная оценка региона на многие виды минерального сы-рья определяет, по существу, значительные возможности потенциально рентабельного вложения в горнодобывающую отрасль отечественных и иностранных инвестиций.
Предлагая инвестиционные проекты в новую редакцию Дальневосточной про-граммы, администрация Магаданской области исходит из необходимости создания ус-ловий для привлечения инвесторов в развитие новых горных производств. Прежде все-го, они связаны с формированием транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственного и частного партнерства.
Если взглянуть на карту дорог, то наглядно видим, что наиболее узким местом на сегодня является неразвитость дорожной инфраструктуры. Так общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 2568 км, однако 75,3% федераль-ных дорог и 85,6% территориальных дорог Магаданской области относятся к самым низким категориям IV-V. Только 164 км дорог имеют асфальтобетонное и цементобе-тонное покрытие. Отсутствует круглогодичное транспортное сообщение с республикой Саха (Якутия) и Чукоткой, что не позволяет обеспечить завершение формирования еди-ной сети опорных дорог на Северо-Востоке России, ликвидировать ограничения на раз-витие этих территорий.
Более того, в настоящий момент 10 населенных пунктов Магаданской области в нарушение статьи 27 Конституции РФ вообще не имеют постоянного транспортного со-общения. Особенно это касается наиболее удаленного Северо-Эвенского района, терри-тория которого, имеет значительные перспективы по добыче цветных и черных метал-лов: меди, молибдена, цинка, вольфрама, олова, железа, а также коксующих углей. С це-лью обеспечения транспортной доступности к этим важнейшим месторождениям полез-ных ископаемых предполагается строительство федеральной автомобильной дороги "Колыма - Омсукчан - Кубака - Омолон - Комсомольск - Анадырь", в первую очередь участков:
- Омсукчан - Кубака - Омолон - протяженность 440 км;
- Кубака-Эвенск - протяженность 245 км;
- Омолон- Рассоха - протяженность 165 км.
Важность строительства этой дороги еще и в том, что она сможет обеспечить на-земное сообщение с этим самым отдаленным районом области, в котором проживает практически половина жителей коренных, малочисленных народов Севера, а также в перспективе при условии продолжения ее (Слайд No23) строительства до Анадыря при-обретает федеральное значение, поскольку соединит Иркутскую область, Саха (Яку-тия),Магаданскую область и Чукотский автономный округ путем создания "Северного автотранспортного коридора Усть - Кут - Мирный - Якутск - Магадан - Анадырь.
Однако только для ввода автодороги Омсукчан - Кубака - Омолон в асфальтобе-тонном покрытии требуется 26,0 млрд. руб. Объем средств, который предполагается вы-делить в период 2008 - 2013 годы на строительство автодороги составляет 2775 млн. руб. Конечно, финансирование в таком объеме недостаточно. Позволит построить только 100 км автодороги с твердым покрытием IV категории или лишь 46 км дороги с усовершен-ствованным (асфальтобетонным). И более того, финансирование предполагается начать только с 2011 года. Это очень поздно. Для ускорения освоения месторождений в этой восточной части области необходимо начать строительство раньше, обязательно преду-смотрев опережающее выделение средств на проектирование дороги. При этом, хочу обратить внимание, Михаил Ефимович, на то, что вновь, по существующей уже нерадо-стной для нас традиции, эта дорога, как и все ранее построенные, планируется к строи-тельству с песчано-гравийным покрытием. Непонятно почему. Ведь в других субъектах ЦРС, да и Дальнего Востока, все дороги проектируются и строятся с асфальтобетонным полотном.
Еще один проект, предлагаемый к включению в новую редакцию дальневосточ-ной программы, связан с реконструкцией автомобильной дороги Палатка - Кулу - Не-ксикан, построенной в сороковые годы. Его стоимость более 5 млрд. рублей. Эта дорога чрезвычайно важна для надежного транспортного обеспечения строящегося золотодо-бывающего предприятия "Рудник им. Матросова", а также других объектов, входящих в Яно-Колымскую золоторудную провинцию. К сожалению, и этот проект планируется к финансированию из федерального бюджета только начиная с 2011 года, а завершение строительства рудника им. Матросова, напомню, запланировано на 2012 год. Поэтому есть необходимость пересмотреть сроки начала ее финансирования.
Не менее важным для дальнейшего развития горнодобывающей отрасли является строительство дороги "Сеймчан-Глухариное" протяженностью 300 км. Ориентировоч-ная стоимость проекта 10 млрд. рублей.
Эта автодорога позволит приступить к активному освоению Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района с ресурсным потенциалом золота более 300 тн., а также Ороекской металлогенической зоны с ресурсным потенциалом меди более 11 млн. тн., цинка 700 тыс. тн., свинца 550 тыс. тн.. Здесь также планируется строительство Ороекского медеплавильного завода для переработки медных концентратов. Кроме до-роги для этого необходима линия Вл 220 кВ, протяженностью 300 км от Усть-Среднеканской ГЭС с соответствующей подстанцией. Стоимость проекта ориентиро-вочно - 5 млрд. руб.
Важнейшим объектом транспортной инфраструктуры Магаданской области явля-ется федеральное унитарное предприятие "Аэропорт "Магадан". Отсюда выполняются регулярные авиаперевозки в другие регионы России, обслужи#172;ваются полеты чартерных международных рейсов в зарубежные страны и СНГ.
Без необходимой реконструкции и технического оснащения Аэропорт Магадан не может осуществлять прием воздушных судов современного типа (ТУ-204, ТУ-214, Ил-96, Боинг-767, Боинг-757). С 2005 по 2009 год финансирование работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в объеме 979 млн. руб. предусмотрено и осуществляется в рамках ФЦП "Модернизации транспортной системы Российской Федерации" подпро-грамма "Гражданская авиация". Однако этих средств недостаточно для завершения ре-конструкции 1-ой очереди стоимостью 4,5 млрд. руб. В 2010 г. из средств Программы финансирование реконструкции Аэропорта Магадан не планируется. А 2011 года ука-занная федеральная целевая программа заканчивает свое действие, и вопрос дальнейше-го финансирования этого объекта не решен. Необходимо принимать решения.
Помимо этого необходима реконструкция 3-х аэропортов регионального значе-ния, 13-ти постоянно действующих и 10-ти временных посадочных площадок, с привле-чением ориентировочно 250,0 млн. руб. федеральных инвестиций.
В области существует серьезные проблемы с местной авиацией. С 2008 года на-чинается снятие с эксплуатации по причине выработки ресурсов техники, осуществ-ляющей местные перевозки. Ни одна компания, работающая в области на внутрирегио-нальных перевозках, не в состоянии решить вопрос обновления авиапарка. Минималь-ное количество техники, необходимой для осуществления авиаперевозок - три самолета АН-38 и три вертолета Ми-8 МТВ. На приобретение её необходимо около 830 млн. руб-лей.
Надеюсь, что более детально об этих проблемах поговорим на отдельном совеща-нии.
Одним из основных звеньев транспортной системы области является Магадан-ский морской торговый порт. Около 99% грузов в Магаданскую область завозятся мор-ским транспортом, в том числе 100% твердого, жидкого топлива, тяжёлой техники и строительных материалов.
Магаданский морской торговый порт можно отнести к группе портов, обеспечи-вающих перевалку, в основном каботажных грузов "северного завоза", поступающих морским транспортом в регион.
Для обработки судов в порту "Магадан" имеется семь причалов и один нефте-пирс, являющихся федеральной собственностью.
Все они были спроектированы в пятидесятые годы и рассчитаны на переработку больших объемов грузов другой номенклатуры, чем требуется сегодня. Поэтому для по-вышения эффективности их работы, а также приведения их в надлежащее техническое состояние необходимо произвести реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений. На эти цели требуется ориентировочно не менее 1 млрд. рублей федераль-ных инвестиций.
Осуществление запланированных мероприятий даст возможность в перспективе увеличить переработку грузов не менее чем в 2 раза.
Помимо развития традиционных видов транспорта, функционирующих на терри-тории области, в условиях развития промышленности все больше возникает необходи-мость в организации нового вида транспорта - железнодорожного. В связи с чем нами совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) предложено профильным феде-ральным органам рассмотреть целесообразность строительства железной дороги от Якутска до Магадана. Строительство железной дороги позволит осуществлять перевоз-ки сырья и материалов внутри наших территорий, это не менее 6,5 млн. тонн различных грузов.
Исходя из предполагаемых объемов перевозки, дорога должна быть отнесена к IV категории, однопутной. Протяженность дороги более 2025 км. Ориентировочно необхо-димы капитальные вложения около 150 млрд. рублей.
На наш взгляд, необходимо при корректировке федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" предусмотреть финансирование работ по технико-экономическому обоснованию строительства этой дороги начиная с 2008 го-да.
Этот проект представляет интерес не только для нас и соседней Республики Саха (Якутия), им заинтересовались в РАО ЕЭС, РЖД, Транснефть, РАН, МЭРТЕ. Как из-вестно, идея соединения Азии и Америки через Берингов пролив системой коммуника-ций транспортного, энергетического, информационного и иного назначения становится всё более привлекательной.
В конце апреля т.г. в Москве будет проходить научная конференция по этой тема-тике, где будут вырабатываться предложения в адрес правительств заинтересованных в этом проекте стран. Для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Магаданской области, ЧАО осуществление этого проекта также является важным.
Реализация имеющегося экономического потенциала Магаданской области на-прямую зависит от уровня развития энергетики. Мы хорошо понимаем, что эта отрасль должна развиваться опережающими темпами и стараемся это доказать в федеральном центре. Что-то получается. Так, приняты наши предложения о целесообразности дост-ройки Усть - Среднеканской ГЭС, в первую очередь ее пускового комплекса, что позво-лит обеспечить электроэнергией перспективные объекты золотодобычи в Яно-Колымской золоторудной провинции и, в первую очередь, внешнее электроснабжение рудника им. Матросова.
Пуск первых двух агрегатов обеспечит производство электроэнергии около 500 млн. кВт ч. Получение необходимого объема финансирования 7238,0 млн. руб. преду-сматривается новой редакцией дальневосточной программы.
Кроме того, основным инвестором проекта строительства рудника им. Матросова ЗАО "Полюс-Золото" оформляются инвестиционные заявки на получение средств из инвестиционного фонда на сумму около 6 млрд. руб. для строительства линии электро-передач ВЛ-220 кВ и соответствующих подстанций.
Реализация этих двух инвестиционных проектов позволит начать с 2012 года до-бывать открытым способом золото на "Наталкинском" месторождении ориентировочно в объеме 40-50 тонн в год, а также привлечь в область инвестиции для разработки дру-гих месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции.
Однако вопросы дальнейшего финансирования строительства Усть-Среднеканской ГЭС не решены. Начиная с 2011 года - источник не определен. Для пол-ного ввода объекта в эксплуатацию в 2016 году необходимо 32 млрд. руб.
Поэтому Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с МЭРТом требуется найти решение, позволяющее завершить строительство объекта. Необходимость этого очевидна.
Согласно стратегии развития энергосистем Магаданской области на период до 2020 года выработка электроэнергии составит более 4 млрд. кВт.ч. с учетом ввода Усть-Среднеканской ГЭС, т.е. в 2 раза.
Основными объектами потребления электроэнергии станут (Слайд No33) горно-рудные компании, работающие в северной и восточной частях области, а также в Яно-Колымской золоторудной провинции и в Омсукчанском районе - основном производи-теле серебра в России.
Перечень объектов энергетики, необходимой для энергоснабжения горнопро-мышленных предприятий Среднеканского и Северо-Эвенского районов вы могли видеть на СЛАЙДЕ.
Замечу, что энергоснабжение потребителей в Северо-Эвенском районе планиру-ется обеспечивать как от собственной ТЭЦ мощностью 150-200 мВт, предлагаемой для строительства в центре одного из горно-промышленных районов на имеющихся место-рождениях угля. Так и по двум линиям электропередач 220 кВ "Омсукчан - Северо-Эвенская ТЭЦ", протяженностью 250 км каждая из центрального энергоузла.
Усть-Среднеканский гидроузел важен еще и тем, что имеет комплексное назна-чение, решая вопросы, как энергетики, так и речного транспорта. Будет работать на сто-ке вод, прошедших агрегаты Колымской ГЭС. Такой режим наполнения позволит уве-личить в 1,5 раза зимнюю гарантированную мощность и энергоотдачу Колымской ГЭС.
Кроме того, пуск в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС позволит после инте-грации изолированных районов Республики Саха (Якутия) создать северное крыло энер-гетических сетей единой национальной электрической сети по маршруту "Запад-Восток", а также "Север-Юг". Думаю, что в презентации проектов Республики Саха (Якутия) об этом упоминалось.
Из всего объема потребляемой электроэнергии по Магаданской области на долю ее южной части приходится половина. Однако существующие линии Вл 220 кВ на уча-стках "Колымская ГЭС - Усть-Омчуг-Палатка" работают с предельными значениями нагрузок в режиме зимнего максимума и с низкой надежностью электроснабжения юж-ных районов области. Аварийное отключение этих линий уже приводило и может в бу-дущем приводить к ограничению нагрузки потребителей этого узла до 30%.
В этой связи остро встает вопрос строительства линии электропередач ВЛ-220 кВ "Оротукан-Палатка - Центральная". Она также необходима для выдачи мощности бу-дущей Усть-Среднеканской ГЭС.
Реализация данного проекта позволит увеличить электропотребление в Цен-тральном энергоузле на 360 млн. кВтч. Необходимый объем инвестиций для реализации проекта составляет около 8,5 млрд. руб.
Кроме того, назрела острая необходимость строительства ещё одной линии элек-тропередач Вл-220 кВ "Усть-Среднеканская ГЭС- Дукат", с подстанцией 220 кВ. Про-тяженность линии 219 км. Стоимость строительства 3,3 млрд. руб.
Обусловлено это тем, что на территории Омсукчанского района Магаданской об-ласти расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра Дукат, в кото-ром сосредоточено порядка 15 тыс.т. серебра и около 30 тн. золота. Действующая золо-тоизвлекательная фабрика на сегодня пока обеспечена необходимым объемом электро-энергии 8 МВт. Однако, проводимая в настоящее время реконструкция предприятия требует увеличения в ближайшие год - два энергетической мощности в два раза, в связи с чем требуется строительство этой линии. Это позволит повысить производительность ЗИФ практически в два раза, стабилизировать напряжение и обеспечить надежность электроснабжения для потребителей Омсукчанского района.
Кроме того, дополнительная электроэнергия уже в 2008 году мощностью 5 МВг понадобится для освоения месторождения Гольцовое и Терем, находящихся в этом же районе, разведанные запасы серебра которых составляют более 1200 тонны, а также для передачи в более дальней перспективе мощности на уровне 80 МВт.Усть-Среднеканской ГЭС в Северо-Эвенский район
Говоря об энергетике, необходимо отметить, что ввод Усть-Среднеканской ГЭС, применение в качестве топлива на Северо-Эвенской ТЭЦ угля, из близ располагающих-ся месторождений, проведение реконструкции и строительство новых высоковольтных линий электропередач позволит, как показывают расчеты, обеспечить сохранение тари-фа на отпускаемую электрическую и тепловую энергию на уровне сегодняшнего дня.
Это очень важно для территории. Сегодня, например, тарифы на электрическую энергию уже превышают среднероссийский показатель на 52,4%, на тепловую - в 2,7 раза по ДВФО и в 4 раза в среднем по России, плата граждан за жильё и коммунальные услуги - в 1,8 раза среднероссийский уровень. В основном, величина и рост тарифов обусловлены высокой топливной составляющей в структуре затрат - около 60%.
Все субъекты Дальневосточного федерального округа неоднократно поднимали вопрос о необходимости выравнивания тарифов, создания равных условий проживания их граждан по сравнению с гражданами остальной части России путём выделения ком-пенсаций в объеме 26 млрд. рублей из федерального бюджета с постепенным снижени-ем компенсаций и её полной отменой при достижении среднероссийских тарифов в ре-зультате проведенных преобразований в энергетике. Пока решений на этот счет в такой постановке вопроса не принято.
На 2007 год потребность Магаданской области в финансовых средствах на вырав-нивание тарифов на электрическую и тепловую энергию составляет 4293,2 млн. руб., в т.ч. на электрическую энергию - 1343,3 млн.руб., на тепловую энергию - 2949,9 млн. руб.
К сожалению, до сегодняшнего дня также нет окончательного решения в РАО ЕЭС по концепции и схеме управления изолированными энергосистемами, в т.ч. в Ма-гаданской области.
Варианты РАО ЕЭС, предусматривающие передачу акций изолированных энерго-систем в создаваемый холдинг РАО "ЕЭС Восток" трудно назвать серьезными преобра-зованиями, влияющими на повышение эффективности их деятельности. Поэтому с не-терпением ждем решений.
Оздоровление экономики территории возможно при условии осуществления пла-номерной миграционной политики. С одной стороны, требуется оказание поддержки федерального бюджета для вывоза нетрудоспособного населения и граждан, прожи-вающих в неперспективных закрывающихся населенных пунктах области.
Таких сегодня в области 5, с численностью более 1 тыс. человек. Для достижения эффекта от реализации этого проекта требуется дополнительно предоставить 250 млн. рублей для полного их закрытия. Это даст возможность цивилизованно выехать в ЦРС всем жителям этих населенных пунктов, а также сократить расходы на содержание объ-ектов ЖКХ и социальной сферы.
С другой стороны, требуются меры по закреплению квалифицированных кадров на территории области. Одной из таких мер является улучшение жилищных условий проживающих. Понятно всем, что жилищное строительство в районах Крайнего Севера, осуществляемое высокодотационными территориями, не может реализовываться в должных объемах без существенной поддержки из федерального бюджета в виде пря-мых инвестиций.
В этой связи, хочу ещё раз высказать пожелания всех руководителей субъектов Дальневосточного федерального округа о необходимости не только сохранить действие подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" фе-деральной программы "Жилище", но и значительно увеличить её финансирование.
Подводя итог своего выступления, хочу ещё раз обратить внимание федеральных органов исполнительной власти на вопросы, совместное решение которых позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в области: это
- предоставление из федерального бюджета в период 2008-2013 г.г. средств в объ-еме не менее 6,0 млрд. руб. для проведения геологоразведочных работ;
- понимание со стороны Правительства России необходимости включения инве-стиционных проектов Магаданской области в новую редакцию дальневосточной феде-ральной целевой программы по перечню, финансовым объемам и срокам согласован-ным с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
- организация проведения конкурса в 2007 году на право поисков, разведки и ос-воения месторождений нефти и газа на участках шельфа Магаданской области;
- завершение подготовки проекта Указа Президента Российской Федерации о по-рядке оформления ввоза-вывоза драгоценных металлов с территорий особых экономи-ческих зон с целью реализации на зарубежных рынках драгоценных металлов;
- увеличение объема федеральных инвестиций, предоставляемых на проектирова-ние, строительство и реконструкцию федеральных и территориальных дорог, с учетом необходимости использования асфальтобетонного покрытия, пересмотреть сроки их ос-воения, начиная с 2009 года;
- обеспечение при корректировке федеральной целевой программы "Модерниза-ция транспортной системы Российской Федерации" финансирования работ по технико-экономическому обоснованию строительства железной дороги Якутск - Магадан;
- выделение ежегодного объема финансирования на реконструкцию аэропорта "Магадан" до 530 млн. руб;
- обеспечение, начиная с 2011 года, финансирование из федерального бюджета строительства второй очереди Усть-Среднеканской ГЭС;
- предоставление, начиная с 2009 г., средств федерального бюджета на формиро-вание энергетической инфраструктуры наиболее перспективных, с точки зрения освое-ния минерально-сырьевых ресурсов, площадей Магаданской области;
- ускорить выработку концепции и схемы управления изолированной энергосис-темой Магаданской области;
- выделение из Федерального бюджета субсидий на выравнивание тарифов на электрическую и тепловую энергию, действующих в ДВФО, а значит и в Магаданской области до среднероссийского уровня;
- выделение дополнительного объема федеральных средств в сумме 250 млн.руб. для вывоза граждан из пяти закрывающихся поселков;
- предусмотреть на условиях софинансирования выделение средств из федераль-ного бюджета на реализацию программы "Переселение граждан из ветхого и аварийно-го жилья".
Со своей стороны гарантируем с 2013 года финансирование в объеме 2,0 млрд. руб. из средств областного бюджета на осуществление инвестиционных и социальных проектов, реализация которых предполагается на территории Магаданской области.
Таким образом, осуществление всех указанных проектов в период до 2013 года позволит обеспечить:
- дополнительный вклад в ВРП до 40,2 млрд. руб., что в 1,8 раза выше уровня 2006 г. Общий объем ВРП, начиная с 2013 года, составит более 62 млрд. руб.;
- ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в сумме 11,1 млрд. руб;
- создание более 13 тыс. новых рабочих мест.


Дата публикации: 05.04.2007

www.magadan.ru/news/gubernator.php?subaction=showfull&id=1175741709

Док. 315646
Перв. публик.: 05.04.07
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 559

  • Дудов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``