В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление губернатора Н.Дудова на совещании с премьер-министром М. Фрадковым в `Магадан-НИРО`. Назад
Выступление губернатора Н.Дудова на совещании с премьер-министром М. Фрадковым в `Магадан-НИРО`.
Уважаемый Михаил Ефимович!
За всю историю существования отрасли на таком высоком уровне мы обсуждаем проблемы рыбаков впервые. И это вселяет в нас оптимизм, потому, что сегодня отрасль переживает непростые времена, требует серьезной государственной поддержки.

Кратко характеризуя ее, хочу сказать что рыбохозяйственный комплекс Магаданской области живет и развивается. Рыбное хозяйство области обеспечивает занятость 2,2 тыс. человек или примерно 10%. занятых в промышленности.
В состав рыбохозяйственного комплекса области входит 59 предприятий с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, региональный НИИ рыбного хозяйства - ФГУП "МагаданНИРО", территориальные органы Росрыболовства и Россельхознадзора - ФГУ "Охотскрыбвод", и управление "Россельхознадзор". А также функционируют четыре государственных лососевых рыбоводных завода.
Объемы вылова биоресурсов относительно общих уловов по ДВФО невелики, но стабильны и имеют положительную динамику. Ежегодный прирост составляет 2%.
Доля промышленных квот, выделяемых ежегодно для Магаданской области, в среднем составляет 6,4% от общих допустимых уловов по Дальнему Востоку. В последние годы вылов водных биоресурсов магаданскими предприятиями находится на уровне 100 тыс. тонн.
Для полной загрузки имеющихся судовых мощностей предприятий необходимо порядка 290 тыс. т квот на вылов.
Наибольший объем вылова приходится на исключительную экономическую зону - среднемноголетнее значение доля вылова в исключительной экономической зоне Российской Федерации составляет 84,3%, доля прибрежного рыболовства в уловах - 9,8%.
Основные объекты промысла - минтай и сельдь с ежегодным суммарным выловом 60 - 80 тыс. т. Растет динамика вылова мойвы, трески, камбалы, палтуса, сельди, креветки.
Предприятиями береговой переработки и прибрежного рыболовства в 2006 году произведено около 83 тыс. т. готовой продукции, в т.ч. поставлено на экспорт 35,3 тыс.т. Рыбопродукция является единственным видом продовольствия, которым область полностью обеспечивает свое население. В области потребляется около 40 кг рыбопродукции на человека. Среднемноголетняя доля экспорта рыбопродукции в общем экспорте Магаданской области составляет 83%. В основном в экспорте представлена мороженая рыбопродукция; по видовому составу преобладают валютоемкие объекты промысла - минтай, крабы, трубач, креветки. Основными импортерами рыбопродукции являются Китай, Япония и Южная Корея.
Сумма сборов за пользование объектами водных биоресурсов составила около 500 млн. рублей. В бюджет области поступило около 150 млн. рублей. Всего налогов и сборов от деятельности комплекса поступило 720 млн. рублей, в т. ч. в бюджет области 240 млн. рублей. Налоговая нагрузка на 1 рубль реализованной продукции составляет 0,31 руб. - одна из самых высоких на Дальнем Востоке и вообще среди других отраслей.
Хочется выделить несколько ключевых моментов, решение которых по нашему мнению способствовало бы более эффективному управлению отраслью и более рациональной эксплуатации водных биологических ресурсов.
Во-первых, это централизация управления отраслью в рамках одного Министерства рыбного хозяйства. Сегодня, помимо Федерального агентства по рыболовству, в процессе участвуют еще 12 министерств и ведомств. Разделение и дробление функций по различным министерствам и ведомствам значительно осложняет работу как частных предприятий, так и региональных органов управления, приводит к дублированию функций. Поэтому очевидно, что объединение всех функций по государственному регулированию в едином для рыболовства органе дало бы положительный эффект.
Во-вторых, это оптимизация использования ресурсов, в первую очередь лососевых видов рыб, в части отмены установления ОДУ по лососевым и распределения квот в соответствие с ежегодным научным прогнозом; т. е. восстановление порядка оперативного регулирования промысла в субъектах РФ в соответствии с оперативными рекомендациями и прогнозами региональных НИИ рыбного хозяйства. Необходимо утверждение ОДУ по тихоокеанским лососям, регулирование их промысла, в том числе и оперативное регулирование на основании фактических подходов передать в субъекты РФ. Тоже самое касается и прибрежного рыболовства. Регулирование этого вида промысла целесообразно передать субъектам, в прибрежной зоне которых ведется промысел.
Необходимо, очевидно, также сократить число видов водных биоресурсов, на которые устанавливается ОДУ, исключив недоосваиваемые и малоценные виды. Утверждение ОДУ практически на все виды водных биоресурсов делает просто нереальным ведение многовидового промысла, регулирование прилова, неизбежного на промысле любых водных биоресурсов. Распределение указанных объектов может осуществляться по заявочному принципу в приморских субъектах.
Очень серьезной проблемой для рыбаков является отсутствие в Налоговом кодексе механизма возврата средств за оплаченные, но не освоенные объемы биоресурсов. В данном случае не учитывается специфика отрасли: крайне высокие риски на промысле, сложность прогнозирования и определение запасов промысловых объемов, влияние объективных природных факторов.
Вывод :надо платить за фактически выловленные объемы.
Важным для области и перспективным направлениям развития прибрежного промышленного комплекса является восстановление морского зверобойного промысла. Для осуществления этого вида промысла, связанного прежде в единую производственную схему со звероводством, с кожевенным и меховым производством, необходимо строительство на отечественной судоверфи специализированных зверобойно - рыболовных судов (ЗРС) ледового класса УЛ, обеспечивающего многоцелевое использование их на добыче тюленей, моржей, на промысле и на приемке рыбы в весенне - летний и осенний периоды. Включение в производственную программу пол морзверобойному промыслу блока по фармакологическому и косметологическому использованию данного вида сырья, строительство берегового модульного завода по безотходной переработке тюленей, значительно увеличит доходную часть проекта.
Возобновление данного вида промысла необходимо с точки зрения регулирования численности морских млекопитающих для поддержания в стабильном состоянии экосистемы Дальневосточных морей. Крайне важным для Магаданской области в восстановлении добычи тюленей является и то обстоятельство, что традиционно данное направление обеспечивало стабильную занятость среди аборигенного населения. Данный проект по своей масштабности для региона требует рассмотрения и поддержки на федеральном уровне. Для восстановления морзверобойного промысла в дальневосточном регионе необходимый объем финансирования предусматривался в 3,0 млрд. рублей с размещением заказов на проектирование и строительство специализированных судов на отечественных судоверфях.
В отношении экономического регулирования целесообразно внести изменения в Налоговый кодекс по ставкам сборов за ВБР, в части их уменьшения для отдельных объектов промысла.


Дата публикации: 07.04.2007

www.magadan.ru/news/gubernator.php?subaction=showfull&id=1175901420

Док. 315645
Перв. публик.: 07.04.07
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 449

  • Дудов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``