В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр КОСОПКИН: `Досрочные выборы - крайняя мера` Назад
Александр КОСОПКИН: `Досрочные выборы - крайняя мера`
АЛЕКСАНДР КОСОПКИН: "ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ - КРАЙНЯЯ МЕРА, ВОЗМОЖНАЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЭКСТРАОРДИНАРНОЙ СИТУАЦИИ"

Полномочный представитель президента России в Госдуме Александр КОСОПКИН редко дает интервью и сознательно избегает комментариев на политические темы. Тем не менее в беседе с обозревателем "Профиля" Владимиром РУДАКОВЫМ президентский полпред поведал много интересного и даже крамольного. Выяснилось, например, что программа "Единой России" обязательно будет "приземленной", создаваемая Общественная палата - "шумной и задиристой", а досрочных выборов в России не будет вообще.
- Полпред президента в нынешней Госдуме - не слишком ли скучное занятие? Политической борьбы нет, да и сама "Единая Россия", будучи партией власти, наверное, и без вас неплохо понимает, в чем состоит "президентский интерес".


- Неужели вы серьезно полагаете, что полномочному представителю президента в Госдуме можно и есть время скучать? К тому же в вашем вопросе заложены два изначально неверных посыла. Во-первых, деятельность полпреда гораздо многограннее, чем простое отстаивание интересов главы государства, поскольку речь идет о законодательном процессе и, в конечном счете, формировании правовой базы страны. Во-вторых, нельзя воспринимать ЕР как партию, отстаивающую только интересы президента.


Да, действительно, это партия, провозгласившая в качестве одной из своих основных задач поддержку курса, проводимого президентом РФ. Но при этом в ней представлены люди, выражающие интересы самых разных слоев населения, люди интеллектуальные и творчески мыслящие. Поэтому совершенно естественно, что при наличии общей цели - необходимости поддержки, как вы говорите, "президентского интереса" - у партийцев может быть различное понимание путей и способов ее достижения. И здесь задача полпреда - координировать усилия, обеспечивать баланс интересов.


Что касается политической борьбы, то ее хватает - и внутри ЕР, и между партиями парламентской оппозиции.


- В свое время мэр Москвы Юрий Лужков, оценивая итоги парламентских выборов 2003 года, сравнил нижнюю палату с птицей, которой не хватает крыльев. Вы испытываете недостаток в правых?


- Если говорить откровенно, особой тоски по правым - но именно по тем, выпавшим из парламентского поля на последних выборах, - не испытываю. Лично я причину их поражения вижу в некоторой усталости избирателей, придерживающихся "правой" идеологии, от ставшей в последние годы все более зримой политической слабости и даже несостоятельности наших правых. (Под политической состоятельностью в данном случае я имею в виду способность не только провозглашать красивые идеи и проекты, но и предлагать реальные механизмы их реализации.) А наши правые в последнее время производили много шума, а реальных результатов добиться не смогли.


Конечно, правые должны быть. Но наши нынешние правые - это сплошные пораженцы. Это люди, которые почти не имеют привязки к России. К счастью, внутри ЕР работает значительное число людей, ориентирующихся на праволиберальные ценности. И это во многом компенсирует временное - уверен! - отсутствие нормальных правых партий.


- Вы сказали о том, что в ЕР работают люди с правыми взглядами. Вероятно, не будете отрицать, что при этом в партии немало людей с левыми взглядами. Видимо, партия "нового типа" - это партия без всякой идеологии?..


- ЕР часто критикуют: мол, что это за партия, где их идеология? Все мы знаем, как пишутся партийные программы. Есть коллективы, которые могут написать что "левую" программу, что "правую"... Но все эти программы оторваны от жизни, оторваны от людей, оторваны от земли. Именно то обстоятельство, что программа ЕР пишется, как говорят, "в процессе", позволяет надеяться, что она станет в хорошем смысле "приземленной", реальной программой, и в рамках этой программы можно будет добиваться решения как тактических, так и стратегических задач.


Идеология у партии есть: свобода, справедливость, суверенитет, демократия, социально ориентированная рыночная экономика. А то, что в партии сотрудничают люди разных взглядов, - это нормально. Единство в многообразии - главная формула демократии.


- До конца этого года будет сформирован новый для нашей политической системы орган - Общественная палата. О ней говорят разное: кто-то считает, что это будет орган, состоящий из абсолютно лояльных людей, президентских выдвиженцев, кто-то ждет от нее жесткой критики власти. Каков ваш прогноз?


- На самом деле в обществе уже сформировались ожидания по поводу того, что будет говорить и как будет себя вести Общественная палата. Думаю, именно эти общественные ожидания заставят ее быть весьма шумной - в хорошем смысле слова. С другой стороны, как полпред президента в Госдуме, надеюсь, члены палаты смогут привнести что-то новое в законодательный процесс. Поэтому мой прогноз: она будет и шумной, задиристой, и спокойной, взвешенной одновременно.


Но проблема заключается совершенно не в том, шумной или тихой она станет. Вопрос в том, насколько эффективно она сможет работать над экспертизой законопроектов, касающихся жизни всего общества. В этом смысле задача палаты - находить те огрехи в законодательстве, которые ни Дума, ни правительство, ни президентская сторона не смогли вовремя выявить. Возможно, если бы 122-й закон (о монетизации льгот. - "Профиль") принимался при действующей Общественной палате, то многих ошибок нам бы удалось избежать...


- С учетом недавних президентских инициатив по усилению роли партий при выборах кандидатов в губернаторы регионов каковы, на ваш взгляд, шансы на реализацию давней идеи о правительстве парламентского большинства?


- Думаю, наступит момент (и мы к нему движемся очень быстро), когда партия большинства станет партией, которая выдвигает президента. Не исключаю, что уже в следующем президентском сроке такой механизм может быть предложен. Это же касается и кабинета министров: как известно, наша Конституция такова, что Дума может влиять на состав правительства через утверждение премьера, а он уже будет набирать членов кабинета с учетом мнения в том числе и парламентского большинства. И все-таки давайте посмотрим, как эта схема будет работать на уровне субъектов РФ.


- На минувшей неделе Госдума одобрила во втором, решающем чтении президентский законопроект "О парламентских расследованиях". Документ критикуют за то, что в нем прописано слишком большое количество "рамок" - ограничений для создания и работы этих самых парламентских комиссий...


- Надо иметь в виду: сама идея парламентских расследований содержит в себе одну тонкость, противоречие, если хотите. С одной стороны, парламентские комиссии должны быть наделены достаточными полномочиями для того, чтобы проводить полноценные расследования. С другой - эти расследования не должны подменять собой, не должны мешать той работе, которую ведут суды и соответствующие следственные органы. Так что вся сложность заключается в том, чтобы определить ту грань, где ведутся парламентские расследования и где - оперативные действия.


Вообще же я считаю, такие законы, которые затрагивают права человека, полномочия различных органов и даже ветвей власти, должны совершенствоваться постепенно, на основе наработанного опыта правоприменения, чтобы на каждом этапе можно было оценить, чего не хватает, и вносить необходимые корректировки.


- В последнее время модно рассуждать о "проблеме-2008". Сам президент неоднократно заявлял, что не останется на своем посту после 2008 года, поскольку считает важным сохранить в незыблемом виде действующую Конституцию. На ваш взгляд, переход Путина в иное - не президентское - качество будет во благо России или он зря "цепляется за формальности"?


- Есть такое изречение: "Мода создана для тех, кто не имеет собственного вкуса". Так и здесь: моды на обсуждение "проблемы-2008" придерживаются те, кто не видит иных проблем или кому просто нечего сказать по более важным и злободневным вопросам.


На мой взгляд, есть необходимость обеспечить преемственность курса. Не сомневаюсь в том, что наша страна не свернет с избранного пути развития: прочный фундамент демократического государства уже заложен. За последние годы немало сделано для укрепления российской государственности, повышения эффективности управления на федеральном, региональном и местном уровнях, развития экономики. Но, безусловно, еще больше предстоит сделать: это и корректировка административной реформы, и развитие федеративных начал нашего государства, и продолжение реформ в социальной сфере, в том числе реализация национальных проектов. Для того чтобы все это осуществить, нужна преемственность курса. Согласитесь, было бы странно, если бы действующий президент об этом не задумывался.


- В последнее время, и особенно после недавних кадровых решений президента, все чаще говорят о возможности проведения досрочных выборов. Что вы думаете о вероятности такого сценария?


- В какой-то степени я уже привык к разговорам о возможности досрочных выборов, потому что они периодически возникают на протяжении всех лет существования в нашей стране института президентства и деятельности парламента. Малейшее дуновение ветерка на политическом олимпе - тут же ползут слухи о досрочных выборах. Убежден, досрочные выборы - крайняя мера, возможная только в случае экстраординарной ситуации. А таковых, надеюсь, в нашей стране ни сейчас, ни в дальнейшем не будет. Мы только-только вступили в период относительной стабильности и должны ее сохранять.


- А что вы можете сказать о целесообразности такого шага? Насколько я помню, о необходимости развести во времени думские и президентские выборы говорят давно...


- Частично я уже ответил на ваш вопрос. Что касается разведения во времени выборов президента и нижней палаты парламента, то, полагаю, срок, который мы имеем сейчас, - примерно полгода - является разумным и достаточным. Как показывает наш опыт, предвыборная активность начинается у кандидатов задолго, года за два до выборов. Если на этот срок разнести выборы депутатов и президента, то предвыборные "волнения" будут сменять друг друга постоянно. "Градус напряженности" в преддверии выборов будет повышаться так или иначе, и это не только российская специфика: во всем мире этот период сопровождается массовым "бурлением страстей". Но, думаю, по мере развития у нас демократических институтов начнет расти политическая и правовая культура граждан, процесс передачи власти будет цивилизованным, и избирательные кампании никогда не станут поводом для раскачивания нашего общества.


ПОЛИТИКА
No44(458) от 28.11.2005

Док. 315427
Перв. публик.: 28.11.05
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 338

  • Косопкин Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``