В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев: Фонд будущих поколений, хранящийся за границей, - очередной бред министра финансов Назад
Сергей Глазьев: Фонд будущих поколений, хранящийся за границей, - очередной бред министра финансов
Госдума на пленарном заседании в пятницу одобрила в итоге затянувшейся дискуссии во втором чтении закон "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год". Документ поддержали 339 депутатов, 55 было против, 1 воздержался. Выступая от фракции, депутат Сергей Глазьев, руководитель Национального института развития раскритиковал идею Фонда будущих поколений как очередное измышление министра Кудрина, и так наломавшего дров в бюджетном планировании последних лет.

Glazev.Ru публикует текст выступления депутата:

Приходится сожалеть, чтобы вместо того, чтобы решить актуальные социально-экономические проблемы еще два года назад. Мы их до сих пор решить не можем, как стало ясно по предыдущему обсуждению в повестке дня, мы колоссальные возможности упустили и продолжаем упускать. Замечу, для представителей правительства, наверное, это неизвестно, но Россия - единственная страна, которая на европейской части СНГ сегодня имеет минимальную заработную плату не просто ниже, а втрое ниже прожиточного минимума. И Казахстан, и Украина, и Белоруссия, у которых нет нефтегазовых доходов, давно привели минимальную зарплату в соответствие с прожиточным минимумом. А мы с вами этого не сделали полчаса назад, хотя могли бы сделать.

Уважаемые коллеги, на прошлом заседании вы отказались проголосовать за наш закон, который предполагал повышение детских пособий до прожиточного минимума (на Украине, замечу, давно вопрос решенный, при гораздо более сложной ситуации). Так вот, половина наших детей живет в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Продолжается деградация производственных фондов. Мы уже работаем на оборудовании устаревшим вдвое по отношению к среднемировым пропорциям. И имея сверхприбыли в том самом 2005 году, правительство цинично (я не понимаю, чем тут хвастался господин Кудрин), отказалось от выполнения громадного количества социальных обязательств. Сбросило эти обязательства в регионы, прекрасно зная, что у большинства регионов денег на покрытие этих обязательств попросту нет. Забыли про долги по детским пособиям, забыли про долги перед северянами по проезду на транспорте, наполовину всего-навсего профинансировали коммунальное хозяйство, и при этом в

5 раз увеличили профицит бюджета.

Я задавал вопрос про дореформенные сбережения. Если бы господин Кудрин был хорошим финансистом, он бы знал, что в финансовой практике недопустимо дискриминировать кредиторов. И Парижскому клубу мы должны, и нашим гражданам мы должны по дореформенным займам. Деньги в Сбербанке трудовые - это не фантики, их надо восстанавливать. Но почему-то наши граждане для правительства и для вас, для думского большинства, это люди третьего сорта, которым долги можно не платить.

Досрочно погасили Парижскому клубу, который не просил, Внешэкономбанку, Валютному фонду, а своим гражданам можно вообще долги не гасить, только если они умрут - выдать компенсацию.

Простые цифры: объем профицита, который возник, в 8 раз превышает все расходы бюджета 2005 года на социальную политику. Он в 15 раз превышает расходы на здравоохранение. И в 5 раз превышает расходы на развитие экономики. И мы не знаем, почему правительство решило эти деньги отправить за границу. Наверное, вопрос к Счетной палате, давать деньги в кредит на военные расходы американцам в Ираке более эффективно, чем тратить на зарплаты нашим учителям?!

Завтра вы (обращаясь к "Единой России" - Ред.) будете рассматривать еще одну бредовую идею: когда половина детей в нищете, создавать и накапливать за границей фонд будущих поколений. Будущее поколение это те, которых сегодня воспитает наш учитель, у которого средняя зарплата в стране 7 тысяч рублей. Какое может быть будущее у детей, которые не имеют нормального образования и получат экономику в наследство от нас с вами, где потребность в квалифицированной рабочей силе будет измеряться одной третью трудоспособных граждан. Две трети лишены будущего в нашей стране при такой политике. А чем тут хвастаться, я не понимаю.

Наконец, Кудрин заявил нам о том, что выдающиеся достижения бюджета 2005 года - это рекордные расходы бюджетов в пропорции к ВВП. Но господа из Министерства финансов не знакомы с мировым опытом. Я для них расскажу, что по отношению к ВВП расходы на образование, здравоохранение, культуру и науку даже в Африке выше, чем у нас с вами. В среднем мы тратим в отношении к ВВП на образование и здравоохранение в 2 раза ниже среднемирового уровня, в 3 раза ниже уровня развитых стран и ниже, чем в Африке. Поэтому Любовь Швец (фракция КПРФ - Ред.) правильно говорит, что это бюджет колониально зависимого государства, где главный приоритет - не дети и не будущее поколение, главный приоритет - зарубежные кредиторы. Сравните: в пользу зарубежных кредиторов денег расходуется у нас из федерального бюджета в 15 раз больше, чем на собственное здравоохранение. О чем разговор? Вот они реальные приоритеты Кудрина и партии власти. Но министр финансов водит "Единую Россию" за нос, когда говорит о том, что надо делить нефтяные деньги и не нефтяные. Две тысячи лет назад его коллега из Древнего Рима обосновал, что деньги не пахнут. Но когда нашим лоббистам от металлургии захотелось уйти от экологических платежей, тот же Кудрин сюда пришел и убеждал в том, что деньги на экологические фонды не надо направлять, не надо целевого использования на природоохранные мероприятия. Он объяснял, что нужно все деньги сложить в одну "кубышку", дальше тратить по централизованным расходам. А вот, оказывается, нефтяные сверхприбыли, с точки зрения Кудрина, ох как пахнут, пахнут - нефтедолларами, которые нужно вернуть туда же, в Америку, - на кредитование военных расходов и получать копейки, которые гораздо меньше, чем обесценение доллара в этих долговых обязательствах.

Лукавство, когда нам говорят, что деньги, которые мы зарабатываем от экспорта нефти и газа, мы не можем потратить. Нас пугает инфляция. Но где эти расчеты, о которых говорит Кудрин? Уже 4 года мы просим от Минфина и от Центрального банка показать элементарные расчеты зависимости между приростом денег, между монетизацией экономики и уровнем инфляции. Нет этих расчетов. Потому что всё, что они делали, это такие детские шалости, знаете, три линейных уравнения, которые ничего не отражают.

И когда выяснилось, что сейчас с ростом количества денег в обороте, с увеличением монетизации экономики, инфляция снижается, все их расчёты оказались липовыми. Потому что степень обоснованности нашей денежно-кредитной политики, увы, коллеги, - нулевая: ни расчётов, ни оценок, ни моделей, к сожалению, денежные власти сегодня не имеют, им нечего предъявить, кроме общих рассуждений, что нефтяные деньги нельзя тратить, потому что будет инфляция.

А давайте подумаем, давайте посчитаем. Вот Сергей Вадимович (Степашин - Ред.) правильно говорит. Давайте посчитаем, заставим их, или сами посчитаем разные способы распределения средств Стабилизационного фонда. Например, китайцы тратят деньги, которые от экспорта получают, на развитие производства. Поэтому там на 40% в год растёт денежная масса, а цены снижаются на 2-3%, а не растут, как следует из арифметики Кудрина. Американцы тратят огромные деньги на финансирование дефицита бюджета, по 3 триллиона долларов, для того чтобы поднимать эффективность экономики, внедрять новые технологии, обеспечивать снижение издержек. И мы с вами, если бы потратили деньги из Стабилизационного фонда на ремонт коммунальной инфраструктуры, даже на субсидирование транспортных расходов, на внедрение новейших
технологий, я вас уверяю, что борьба с инфляцией такими методами была бы
гораздо более эффективной. Если бы господину Артемьеву (главе Антимонопольной службы - Ред.) дали возможность реально бороться с монополистами и обеспечивать добросовестную конкуренцию в нашей стране, то увеличение денежного предложения давало бы рост производству и рост благосостояния. То есть, это не вопрос денежной политики исключительно, это вопрос всей экономической политики государства, которая ведётся, к сожалению, сегодня в пользу в богатых и в пользу иностранных кредиторов.

Не надо нас вводить в заблуждение, рассказывать, что если мы отделим деньги Стабфонда от других денег, тогда доля субъектов Федерации в расходах бюджета вырастет до 60%. Это же лукавство. Мы не имеем права отделять одни деньги от других. Это всё доходы, которые мы получили за счёт наших налогоплательщиков. И этих самых налогоплательщиков политика Кудрина заставляет идти за границу за этими же деньгами. Минфин отбирает 50 миллиардов долларов в Стабилизационный фонд, эти же предприятия идут за границу, чтобы их взять. Только Минфин их отдаёт под 4% годовых, а наши предприятия берут под 10-15% годовых. Что это за арифметика, лукавая такая? То есть, фактически мы субсидируем другие страны таким образом.

Чистый эффект от этой политики, уважаемые коллеги, составляет минус 6 процентов - потерянного валового внутреннего продукта в 2005 году. Упущены возможности по приведению уровня социальных расходов хотя бы в соответствие со среднемировыми стандартами. Но сколько можно быть на последнем месте в мире по доле расходов государства на здравоохранение и на образование? Это же позор при таких огромных нефтяных доходах.

Мы вам предлагали альтернативную концепцию бюджета в 2004 году, и опять предложим, где мы правильно посчитали доходы. Мы не ошиблись, как правительство, в 1,5 раза. Мы говорили, что доходы будут именно такими, какими они и оказались. И обосновывали необходимость их израсходовать на обеспечение социальных гарантий и на поддержку экономического роста. Если бы мы тогда перешли к этой политике, сегодня мы бы жили в два раза лучше и производили бы в два раза больше за эти годы. И деньги бы наши не на войну в Ираке расходовались, а на развитие нашей экономики, на экономический рост. И давно бы мы ее и диверсифицировали, и вышли бы на инновационный путь развития. Но с такими бюджетами, уважаемые коллеги, у нас ничего хорошего в будущем не ждёт.



16 марта 2007 г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2155

Док. 315353
Перв. публик.: 16.03.07
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 820

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``