В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Сергея Глазьева на пленуме Вольного экономического общества России, 29 мая 2007 года Назад
Выступление Сергея Глазьева на пленуме Вольного экономического общества России, 29 мая 2007 года
Криминально-олигархический строй могут пошатнуть только институты народной демократии



Я бы хотел высказать свою точку зрения на тему, почему не получилось у нас народно-демократического варианта выхода из социализма. Не обсуждая, по сути, эту альтернативу, хочу сказать по факту. У нас, как вы помните, произошел государственный переворот в 1993 году, который уничтожил субъект народного представительства. Какой Верховный Совет был - плохой, хороший - но это был все-таки субъект народного представительства, который был очень близок к народу. Вместо этого, если называть вещи своими именами, власть захватила хунта, которая, в сущности, занялась разграблением страны. Я хорошо помню этот период. Бесконечные указы президента о предоставлении льгот, в том числе по импорту алкоголя и сигарет. То есть, победители пировали по полной программе. Апофеозом этого дела стали залоговые аукционы, когда вообще поступили проще.

Зачем заниматься какой-то приватизацией, когда можно просто стащить за государственный же счет наиболее лакомые куски собственности. Понимаете, уважаемые коллеги, народно-демократический вариант очень сложен. Кстати, либеральный вариант тоже непрост. Он у нас тоже не был реализован...

...Посмотрите, как устроена наша торговля, где большинство субъектов работает на свой страх риск, и вроде бы это типичная сфера деятельности малого бизнеса. Степень криминализации в торгово-проводящей сети такова, что мы сегодня за товары продовольственной группы переплачиваем от 3 до 5 раз - переплачиваем криминальным структурам, которые не дают развиться свободной конкуренции, и под прикрытием коррумпированных правоохранительных органов получают огромные сверхприбыли. Посмотрите на государство, которое насквозь коррумпировано и те же самые правоохранительные структуры, которые занимаются бизнесом. Да и сам частный сектор, честно говоря, не демонстрирует столь высокой эффективности, которую бы мы хотели в условиях отсутствия конкуренции. Скажем, в нефтяной промышленности выработка на одного занятого в этой отрасли с учетом всей "прислуги" сократилась примерно в 4 раза. Сейчас, может быть, она немножко выросла. Но в 3-4 раза падение производительности добываемой нефти в расчете на 1 человека, занятого в этих корпорациях.

Те же самые частные школы тоже оставляют желать лучшего. Понимаете, когда в государстве нет ответственности - оно коррумпировано, а в рынке нет конкуренции - он криминализирован, получается порочный круг, в каком-то смысле это замкнутый порочный круг, из которого очень трудно выйти. Это система, которая демонстрирует очень низкую экономическую эффективность и неспособность осваивать даже тот потенциал, который есть. Аналоги такой социально-экономической или политической системы известны. Скажем, в Африке мы можем наблюдать немало такого рода примеров или в некоторых слаборазвитых странах Латинской Америки - наблюдаем типичные портреты, похожие на нашу власть: сверхбогатая властвующая элита, которая контролирует государство, собственность и все источники доходов, собранная по принципу личной преданности вождю, и беспросветно бедное большинство населения. При этом власть постоянно дистанцируется от народа. Когда, например, в Думе идут дискуссии по поводу минимальной зарплаты или тех же социальных гарантий, то такое впечатление, что представители власти искренне верят, что народ на зарплату не живет. Думают, что у народа есть какие-то другие источники доходов (они, дескать, делают зарплату некоей фикцией), о которой можно рассуждать как об абстрактной величине, от которой ничего не зависит. Хищническая эксплуатация природных богатств и вывоз капитала за рубеж и коррумпированное полицейско-бюрократическое государство, которое отчетливо видно по структуре того же трехлетнего бюджета, который нам сегодня навязывается. Если мы сравним структуру нашего бюджета, то мы увидим гипертрофированно раздутые расходы на полицейско-бюрократический аппарат - примерно втрое выше, чем среднемировой уровень этих расходов в структуре бюджета; и примерно четырехкратно заниженную долю социальных расходов по сравнению с развитыми странами, а также двукратно заниженную по сравнению даже с Африкой. И действительно в рамках такой системы ожидать эффективного государственного управления, к сожалению, мне кажется, не приходится. Самый яркий пример, Гавриил Харитонович (Попов - Ред.) сказал, - национальные проекты. Казалось бы, приоритеты государственной политики. И действительно, финансирование национальных проектов в 10 раз меньше объема профицита бюджета. Фактически наше государство является типичным примером колониально зависимого государства, которое снабжает развитые страны сырьем, деньгами и мозгами. Вот наша сегодня функция - снабжение Европы сырьем, Америки - деньгами и мозгами. При этом сдвигов к лучшему, надо признать, мы не видим, потому что очень велика инерция этого подхода, как ни странно. Все мои дискуссии с правительством сегодня поражают одним выводом: я не нашел ни одного авторитетного специалиста, работающего в правительстве, который бы одобрял политику замораживания денег в Стабилизационном фонде. Все говорят: "Мы против. Мы понимаем, что это неэффективно, что это неразумно, что в стране масса проблем. Надо переходить на инновационный путь развития, вкладывать в науку, в новые технологии". Но при этом они говорят: "Мы же продвигаемся. Вы же понимаете, - было еще хуже. Теперь мы продвинулись, мы нашли компромисс между этой идиотской позицией и разумной". А зачем нужна идиотская позиция, никто объяснить не может. Вот так решили, что наша экономика не может переварить денег больше, чем 30% от валового продукта. И фактически, полезные идеи, которые поддерживаются властью, трансформируются не в реальную политику, а в PR. Национальный проект - это, по сути, хорошо организованные PR-акции, не более того, к сожалению. Многие другие проекты, особенно в социальной сфере, такие же. И в промышленной политике. Я был недавно потрясен, когда начал разбираться, а чем же будет заниматься Объединенная авиационная корпорация? Я думал, она поднимет на крыло ТУ-204, ИЛ-96, мы проведем модернизацию нашего парка. Оказывается, нет. Эта корпорация будет заниматься разработкой несуществующего сегодня супер-джета, которого нет даже в чертежах, но зато это позволяет отложить на 5 лет ответственность за всю эту компанию. Конкурентов не будет, потому что они будут внутри, и они будут зажаты. С точки зрения нашей промышленной элиты в рамках этой системы возникает инерция благодушного самоуспокоения. Возьмем сегодня немного денег от государства, пообещаем что-то произвести через 5 лет. Через 5 лет научно-технический прогресс уйдет вперед, - мы еще чего-нибудь придумаем. И, уважаемые коллеги, это такой порочный круг, из которого выбраться с колоссальной концентрацией национальной воли невозможно.

И, завершая свое выступление, перефразируя название доклада Гавриила Харитоновича, мне кажется, нам надо задуматься о том, есть ли народно-демократический выход из криминально-олигархического неоколониализма, в который мы попали. Мне кажется, что из нынешней ситуации выйти народно-демократическим путем еще сложнее, чем из социализма. Как это сделать, вопрос, наверное, будущих дискуссий.



29 мая 2007 г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2279

Док. 315330
Перв. публик.: 29.05.07
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 790

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``