В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев. Желаемое и действительное Назад
Сергей Глазьев. Желаемое и действительное
Послание президента Федеральному собранию содержит постановку давно ожидавшихся обществом задач, включая кардинальное повышение уровня государственной поддержки материнства и детства, обеспечение прав граждан России на современное образование, доступную и качественную медицинскую помощь, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, достижение высоких темпов экономического роста на современной научно-технологической основе. Меры по многократному увеличению размера детских пособий, обеспечению конвертируемости рубля, повышению обороноспособности страны, объявленные в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, давно назрели и вполне могли бы быть решены еще два-три года назад.

Но, как говорится, лучше позже, чем никогда. Впрочем, вопрос о том, будут ли они решены в ближайшее время, остается открытым. Для этого необходимо принять до конца июня ряд законодательных инициатив и существенно изменить как структуру федерального бюджета, так и межбюджетные отношения. Хотя в этом ничего сложного нет, и поставленные президентом задачи в области поддержки материнства и детства можно было бы решить и при распределении дополнительных доходов федерального бюджета в текущем году, остаются сомнения в способности правительства это сделать.

Дело в том, что осуществление поставленных в Послании задач невозможно без исправления ошибок, допущенных Правительством и парламентским большинством в принятии решений, определяющих социально-экономическую политику государства. В частности, необходимо восстановить обязательства федерального правительства по выплате детских пособий, обеспечению социальных гарантий в сфере здравоохранения и образования, которые были переданы субъектам Российской Федерации без учета необходимых для их выполнения источников финансирования. В соответствии с общемировыми стандартами следует удвоить долю расходов на здравоохранение, образование и науку в структуре консолидированного бюджета государства. Для того чтобы это сделать необходимо отказаться от экономически необоснованной и социально вредной политики профицита бюджета, преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития, прекратить вывоз государственных средств за рубеж. Все это потребует внесения существенных изменений в межбюджетные отношения и в бюджетное законодательство.

В серьезной корректировке нуждается денежно-кредитная политика. Необоснованная чрезмерная стерилизация денежной массы искусственно сужает возможности кредитования роста производства, существенно сдерживает экономический рост, резко снижает конкурентоспособность российской экономики. Необходимо в кратчайший срок наладить механизмы рефинансирования коммерческих банков, кредитующих производственную деятельность, сформировать источники долгосрочного кредита, обеспечить доступность кредита для отечественных товаропроизводителей. Для решения поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению права граждан на жилище необходимо многократно увеличить объем государственной поддержки ипотечного кредитования.

Переход к полной конвертируемости рубля и его использованию в международных расчетах потребует существенных изменений в валютном регулировании и механизмах денежного предложения. В частности, необходимо перейти к использованию рублей при оплате экспорта российских сырьевых товаров, прекратить номинирование цен и предоставление кредитов российскими организациями в иностранных валютах, отказаться от привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты Центральным банком. Деятельность последнего должна быть направлена на организацию денежного предложения в соответствии со спросом на деньги на внутреннем рынке и в международных расчетах.

Едва ли ответственные за макроэкономическую политику министры признают допущенные ими ошибки. Ведь тогда придется взять на себя ответственность за двукратное занижение зарплаты работникам бюджетной сферы, многократное ухудшение возможностей наращивания инвестиционной активности, существенное сдерживание экономического роста. Для этого надо иметь не только политическое мужество, но и минимальную квалификацию, которой по-прежнему явно не хватает.

Увы, эти сомнения подтверждает анализ недавно опубликованного бюджетного послания президента. Опьяненная невиданным притоком нефтедолларов и наслаждающаяся собственной безответственностью после проведения социальной реформы федеральная власть продолжит замораживать и вывозить за рубеж деньги налогоплательщиков, хвастаясь перед всем миром избытком доходов. На фоне миллиона безнадзорных детей, попрошайничающих на улицах российских городов и повальной нищеты простого народа, считающегося согласно Конституции, источником власти самой богатой в мире страны, огромный профицит федерального бюджета выглядит весьма странно. Рассуждения министра финансов о том, что триллионы рублей, замораживаемых в Стабилизационном фонде, являются "лишними", вызывают недоумение как у граждан, не понимающих, почему за свой труд они получают зарплату вчетверо ниже работников в Евросоюзе, так и у руководителей предприятий, задыхающихся из-за нехватки оборотных средств в условиях недоступности кредита.

Президент констатирует, что "мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами в целом обеспечены необходимым бюджетным финансированием", и "увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсий и ряда пособий в связи с материнством и воспитанием детей". Но от него, по-видимому, скрывают, что эти "приоритетные национальные проекты", по сути, не являются ни приоритетными, ни проектами. В реальности они представляют собой не более чем группировку обычных бюджетных мероприятий по соответствующим тематическим направлениям с весьма скромным финансированием. Достаточно сказать, что при всех громких фразах о приоритетности образования и здравоохранения, удельный вес расходов на эти цели в России остается вдвое ниже среднемирового, включая слаборазвитые страны Африки. Даже в бесперспективной Прибалтике удельные расходы государств на эти цели более чем в два раза выше российских. На этом фоне "национальные проекты" выглядят не более чем рекламной акцией. Судя по всему, таковыми они останутся и в будущем году. Только для большего рекламного эффекта они будут раздуты за счет учета средств на соответствующие цели, выделяемые рутинным образом субъектами федерации и органами местного самоуправления. Нет сомнения в том, что уполномоченные за реализацию "национальных проектов" руководители правительства отрапортуют о многократном увеличении ассигнований на их реализацию за счет приписки средств, выделяемых из бюджетов субъектов федерации.

Президент укоряет правительство в том, что "подготовка законопроектов, направленных на расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы, и переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг затянулись". Вряд ли он знает о том, какие именно нормативы планируется установить для финансирования образовательных и медицинских услуг. Исходя из планируемых расходов на образование и здравоохранение, нетрудно посчитать, что для подавляющего большинства школ и больниц денег, выделяемых по нормативно-подушевому принципу, явно не хватит для обеспечения качественной и доступной для всех медицинской помощи и должного уровня образования. Требуемый президентом переход к одноканальному финансированию учреждений социальной сферы на практике будет означать существенное сужение возможностей их финансирования.

Собственно "расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы" для того и затевается, чтобы заставить поликлиники и школы самим зарабатывать деньги путем предоставления платных услуг. Возможно, президент не знает, что смысл проводимой от его имени социальной реформы заключается в коммерциализации социальной сферы. Переход к нормативно-подушевому финансированию для большинства поликлиник и школ будет означать их полное банкротство. В частности, малокомплектным сельским школам придется либо закрыться, либо сдать половину своей площади в аренду торговым предприятиям. Если президент действительно настоит на том, чтобы правительство отказалось от сметного принципа финансирования учреждений социальной сферы, то большая их часть вынуждена будет перейти на коммерческие принципы оказания медицинских и образовательных услуг. Соответственно и "реструктуризация сложившейся бюджетной сети", которую президент требует ускорить, быстро пойдет по пути приватизации медицинских и образовательных учреждений. Едва ли это будет способствовать повышению качества и доступности образования и здравоохранения.

Хотя президент правильно говорит о том, что "бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере...", реальных мер по решению этих задач в его бюджетном послании не предлагается. Напротив, если будут выполнены установки президента о том, что "прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики", и что "должна быть продолжена политика аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета в Стабилизационном фонде", то о выполнении этих задач можно на десятилетие забыть. В этом случае для достижения среднемирового уровня финансирования образования и здравоохранения России потребуется пару десятилетий, а среднеевропейского - пару столетий. Между тем у российского государства есть реальная возможность это сделать в течение двух лет, используя соответствующим образом сверхприбыли от экспорта нефти и газа. Собственно весь профицит федерального бюджета образуется только потому, что правительство отказалось в результате социальной реформы от финансирования народного образования, здравоохранения, льгот для ветеранов труда, а также от нормативов финансирования науки, культуры и образования. Если бы эти средства были использованы для выполнения ранее установленных законом социальных обязательств или хотя бы для достижения среднемировых нормативов финансирования социальной сферы, то никакого профицита не было бы и в помине. Соответственно не было бы и излишков денег, замораживаемых правительством в Стабилизационном фонде. Говорить о фонде будущих поколений в условиях, когда более миллиона безнадзорных детей попрошайничают на улицах, по меньшей мере, цинично и аморально. Если у рождающегося в России сегодня ребенка вероятность получить хорошее образование и хорошо оплачиваемую работу не превышает одной трети, то о каких будущих поколениях можно говорить?

По-видимому, у президента не хватило времени на то, чтобы привести бюджетное послание в соответствие с им же установленными задачами в послании Федеральному собранию. За исключением общей фразы о том, что "необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и последующие годы", каких-либо конкретных мер по их достижению президентом не устанавливаются.

Между тем решение этих задач требует пересмотра межбюджетных отношений и исправления ранее допущенных федеральной властью ошибок. В частности, необходимо восстановить обязательства федерального правительства по выплате детских пособий, обеспечению социальных гарантий в сфере здравоохранения и образования, которые были переданы субъектам Российской Федерации без учета необходимых для их выполнения источников финансирования. В соответствии с общемировыми стандартами следует удвоить долю расходов на здравоохранение, образование и науку в структуре консолидированного бюджета государства. Для того чтобы это сделать необходимо отказаться от экономически необоснованной и социально вредной политики профицита бюджета, преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития, прекратить вывоз государственных средств за рубеж. Все это потребует внесения существенных изменений в межбюджетные отношения и в бюджетное законодательство. Но вместо этого в бюджетном послании говорится о создании резервного фонда в ситуации, когда российская финансово-денежная система и без того перерезервирована многократно. На один рубль, работающий в экономике, четыре рубля заморожено в резервах (для сравнения в США на один доллар резервов приходится 25 долларов в экономическом обороте). Куда больше? Сколько мы должны еще оторвать от наших детей денег, чтобы поддержать американский доллар?

К сожалению, основные положения президентского послания Федеральному собранию могут остаться "разговором в пользу бедных". В бюджетном послании нет конкретных установок о повышении доходов граждан.

Все это весьма печально, если учесть, что все задачи поддержки российских семей, поставленные президентом в послании Федеральному собранию, могли бы быть выполнены уже в текущем году. Средства и деньги для этого у государства есть. Но, по-видимому, нет желания у министров экономики, финансов и социальной сферы, готовивших бюджетное послание и ориентированных не на повышение качества жизни, а на вывоз денег из страны.



Сергей Глазьев
14 июня 2006 г
http://www.glazev.ru/print.php?article=1749

Док. 315228
Перв. публик.: 14.06.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 448

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``