В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев. Итоги `восьмерки` и российские национальные интересы Назад
Сергей Глазьев. Итоги `восьмерки` и российские национальные интересы
Встреча государственных руководителей стран "восьмерки" в Петербурге подавалась российскими СМИ как величайший успех нашей внешней политики. Действительно, само по себе председательство российского президента на встрече руководителей ведущих государств мира воспринимается как подтверждение признания ведущей роли нашей страны в глобальной политике. После долгих лет унижения и заискивания перед Вашингтоном в ельцинский период это кажется успехом. Но чего реально добилась Россия в результате этой встречи? Соответствуют ли принятые на ней решения нашим национальным интересам?

Эти вопросы рассматриваются в статье известного экономиста и политика, депутата Государственной Думы С.Ю.Глазьева. В качестве министра внешних экономических связей он готовил первую встречу "семерки" с участием России в Токио в 1993 году.

Прежде всего, не нужно преувеличивать значение этих встреч. Не все ведущие страны мира являются их участниками. Китай, Индия, Бразилия, занимающие соответственно второе, четвертое и девятое места в мире по объемам производства и первое, второе и пятое по численности населения не являются членами "восьмерки". Она не имеет статуса международной организации, и принимаемые на ее заседаниях решения не носят характер обязательных для исполнения международных договоров. Скорее, это нечто вроде клуба руководителей ведущих государств НАТО с участием Японии, созданного США в разгар холодной войны для навязывания участникам американской валютно-финансовой и торгово-экономической политики. Этой задачей определялся и подбор стран-членов, обладавших свободно конвертируемыми валютами и имевших влияние на мировой рынок капитала. Неслучайно традиционно подготовкой заседаний "семерки" всегда занимались министры финансов - вопросы согласования валютно-финансовой политики были в центре внимания "семерки", вырабатывавшей по ним консенсус для удержания своего доминирующего положения на мировом рынке капитала.

Приглашение России к участию в заседаниях "семерки" было своеобразным поощрением российского руководства за согласие взять на себя погашение советского внешнего долга. 140 млрд. долл. на дороге не валяются, и отказ бывших республик Союза от этих обязательств мог вызвать серьезную дестабилизацию всей мировой валютно-финансовой системы. Кроме того, Россия стала наследницей советских активов, включавших 120 млрд. долл. кредитов, выданных СССР развивающимся странам. Втягивая российское руководство в обсуждение валютно-финансовых вопросов в выгодном для "семерки" формате, США, Германия и другие государства-кредиторы СССР получали возможность легко убеждать некомпетентное российское руководство в выгодных им решениях. Так, им удалось убедить Ельцина в крайне невыгодной для России схеме реструктуризации задолженности СССР, согласно которой долги уже несуществующей державы с грабительскими процентами были повешены на Россию, хотя Польше незадолго до этого внешний долг был наполовину списан. Затем Ельцина уговорили втянуть Россию в Парижский клуб кредиторов, платой за вход в который стало списание около 60 млрд. долл. кредитов, выданных СССР развивающимся странам.

Сегодня, когда Россия полностью расплатилась по долгам СССР и согласилась под давлением своих партнеров по "восьмерке" списать выданные СССР кредиты слаборазвитым странам и Ираку, предмет обсуждений с ее участием оказался под вопросом. Может быть, поэтому российским президентом была выдвинута для обсуждения тема энергетической безопасности, в которой Россия могла сказать свое веское слово. Для западных партнеров это было предложение, от которого они в ситуации нарастающего энергетического кризиса не могли отказаться. Тем более что до последнего времени российское руководство избегало дискуссий на эту тему, не желая брать на себя какие-либо обязательства и заматывая ратификацию Энергетической хартии. Что же мы получили в результате обсуждения этой темы на встрече "восьмерки" в Санкт-Петербурге?

За частоколом общих фраз о глобальной значимости устойчивого энергоснабжения можно найти положения, накладывающие на участников "восьмерки" вполне определенные обязательства. Главы государств "восьмерки", в частности, обязались создавать и поддерживать условия для привлечения крупных инвестиций в энергетический сектор "за счет формирования конкурентных, открытых, справедливых и прозрачных рынков". Тема "повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков" проходит рефреном по всему тексту Санкт-Петербургского плана действий по глобальной энергетической безопасности. Поскольку в качестве главных проблем обеспечения глобальной экономической безопасности в документе названы:

высокие и неустойчивые цены на нефть; возрастающий спрос на энергоресурсы и растущая зависимость многих стран от импорта энергоносителей, то логично предположить, что решать эти проблемы планируется за счет стран-экспортеров энергоресурсов. Действительно, чуть ниже содержится ключевой тезис: "Для повышения эффективности производства и потребления энергии в глобальном масштабе особенно важно, чтобы компании из стран-производителей и потребителей энергоресурсов имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах".

Таким образом, российское руководство обязалось предоставить открытый доступ иностранных кампаний к российским месторождениям энергетических ресурсов. Об этом же свидетельствует тезис о соблюдении принципов "Энергетической хартии". Возникает вопрос, что Россия могла бы получить от партнеров по "восьмерке" в обмен на гарантии устойчивого энергоснабжения по не высоким стабильным ценам, да еще с беспрепятственным доступом к российскому топливно-энергетическому комплексу?

Самое существенное, что они могли бы сделать в наших интересах - признать рубль в качестве одной из мировых валют наряду с долларом, евро и иеной. Для начала согласиться с нашим предложением торговать энергоносителями за рубли, приобретать нашу нефть на российской бирже, рекомендовать своим Центробанкам создать благоприятные условия для работы коммерческих банков с российской валютой. У России есть для такого предложения веские аргументы - в ситуации нарастающей нестабильности валютного рынка мы не можем принимать на себя валютные риски, связанные с галопирующим обесценением доллара, в котором до сих пор номинируется большинство торговых сделок с энергоносителями. В обмен на наше обязательство снабжать Запад энергоносителями по стабильным ценам, вполне уместно было бы выставить требование покупать эти энергоносители за российскую валюту.

Как ни странно, тема использования рубля в международных расчетах не была поднята на заседании "восьмерки". Хотя именно валютно-финансовые вопросы традиционно являются центром обсуждения этого клуба. Почему российское руководство не использовало весьма благоприятную возможность продвинуть решение этой задачи, поставленной в последнем Послании Президента Федеральному Собранию, сказать трудно. Ведь, в конечном счете, вопрос признания рубля в качестве международной валюты будет решаться денежными властями наших партнеров по "восьмерке", руководители которых готовили эту встречу. Лучшего места для этой инициативы, как говорится, не придумаешь.

Робость российского руководства в этом судьбоносном для страны вопросе объясняется, по-видимому, недостаточной компетентностью председателя Центрального банка и министра финансов. Они привыкли полагаться на догмы "Вашингтонского консенсуса" - примитивной методики макроэкономической политики, разработанной МВФ для развивающихся стран в неоколониальном духе. Эта методика подразумевает отказ этих стран от самостоятельной денежно-кредитной политики, привязку национальной валюты к доллару и свободный вывоз национального капитала за рубеж для инвестирования в долларовые ценные бумаги. Едва ли руководители денежных властей решатся на какие-либо серьезные действия по приданию рублю статуса международной валюты без согласования с МВФ, которого, разумеется, не последует. Указание президента на этот счет они по сути просаботировали, ограничившись формальной отменой последних ограничений на конвертируемость рубля, лишь повысив его уязвимость от внешних угроз.

Следование рекомендациям Вашингтонского консенсуса ведет к тому, что сверхдоходы от экспорта энергоносителей, которые получает Россия, направляются на поддержку падающего американского доллара. Вместо того чтобы направлять эти средства на цели социально-экономического развития страны, Правительство и Банк России вывозят миллиарды долларов за рубеж, кредитуя США и Евросоюз. При сохранении такой политики наше обязательство снабжать эти страны энергоносителями неявно дополняется использованием доходов от экспорта для их же кредитования. Выходит, мы просто дарим в бессрочное пользование наши энергоресурсы партнерам по "восьмерке". Ясно, что они с радостью принимают этот безвозмездный дар с нашей стороны. Поэтому они не скупятся на похвалы российскому министру финансов и председателю Центрального банка, периодически провозглашая их лучшими специалистами в своей области и хлопоча за продолжение их карьеры.

Что еще нужно туземным мальчикам? Они счастливы, что дядя Сэм их гладит по головке. За эту искреннюю радость президентских любимчиков страна расплачивается сотнями миллионов тонн нефти, доходы от экспорта которых направляются на кредитование друзей по "восьмерке". При такой политике с учетом взятых на встрече обязательств беспрепятственного доступа иностранных кампаний к российским энергетическим ресурсам не трудно предвидеть быструю интернационализацию российского топливно-энергетического комплекса и установление над ним внешнего контроля. Может быть, в этом и есть смысл энергетической инициативы российского руководства? Многократное упоминание в тексте этого документа тезиса о необходимости прозрачности, открытости и конкурентности рынка энергоносителей на практике для российского потребителя может означать переход на мировые цены на газ, нефть и электроэнергию. Распоряжение этими товарами, вырабатываемыми из российских природных ресурсов транснациональными корпорациями, окажется за пределами российской юрисдикции, как это уже произошло с углеводородами сахалинского шельфа.

Перевод экспорта российских энергоносителей на рубли разорвал бы этот порочный круг макроэкономического идиотизма, влекущий неоколониальную эксплуатацию российских природных ресурсов. Но, к сожалению, шанс договориться об этом был упущен. Вместо этого после обсуждения вопросов энергетической безопасности главы государств "восьмерки" перешли к гуманитарным и политическим вопросам. Наибольший интерес из них представляют заявления по образования и по борьбе с инфекционными болезнями. К сожалению, и в этих весьма важных вопросах глобального социально-экономического развития российское руководство даже не попыталось "застолбить" какие-либо полезные для России конкретные обязательства.

Между тем в каждом из этих направлений России есть что предложить. К примеру, для борьбы с наиболее распространенной вирусной болезнью - гриппом, включая его "птичьи модификации" - российскими учеными создана уникальная вакцина на основе интерферона, весьма эффективная и абсолютно безопасная, в том числе для грудных детей и беременных женщин. Но вместо того чтобы рекомендовать ее к всеобщему применению, Всемирная организация здравоохранения ее "в упор не видит", продвигая на мировой рынок продукцию западных транснациональных корпораций. Можно было бы зафиксировать на уровне глав государств "восьмерки" понимание недопустимости дискриминации российских лекарственных препаратов и добиться в заявлении указания принципа конкурсности и открытости при закупках вакцин для населения развивающихся стран, не поручая эту деликатную миссию ангажированным международным организациям.

В тексте же заявления сказано: "Мы признаем и ценим ведущую роль ВОЗ, ФАО и ВОЗЖ в глобальных усилиях по противодействию высокопатогенному гриппу птиц и в содействии странам в подготовке к потенциальной пандемии гриппа. Мы продолжим оказывать всемерную поддержку их усилиям, а также усилиям таких международных финансовых институтов, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международный валютный фонд". Главы государств также обязались содействовать "наращиванию производственных мощностей и созданию запасов антивирусных препаратов, расширить взаимодействие с фармацевтическими компаниями с целью изучения возможностей по расширению производства вакцин и стимулирования разработок следующего поколения вакцин против гриппа".

Возникает вопрос, как смогут в этой весьма масштабной деятельности российские научные и производственные организации? До сих пор она была полностью монополизирована крупными западными ТНК, подчинившими своему влиянию соответствующие международные организации и фонды. Хочется надеяться, что в этом сможет помочь реализация одобренного на встрече предложения "Российской Федерации о создании на ее территории Сотрудничающего центра ВОЗ по гриппу для стран Евразии и Центральной Азии", если он не продолжит линию на лоббирование интересов западных кампаний. Может быть около 400 млн. долл., и списания многомиллиардных долгов слаборазвитых стран, выделяемых Россией под реализацию принятых обязательств по борьбе с инфекционными болезнями, хотя бы частично будут освоены российскими фармацевтическими и медицинскими организациями.

В декларации "Образование для инновационных обществ в 21 веке" содержится немало абсолютно правильных положений, которые, однако, российское государство до сих пор игнорировало. В отличие от других стран "восьмерки", в которых на финансирование образования выделяется от 7 до 14% ВВП, в России за годы реформ произошло резкое сокращение расходов на образование, повлекшее его частичную коммерциализацию и существенное ухудшение качества и доступности. Впервые после нескольких десятилетий сплошной грамотности населения появились дети, не посещающие школу.

В то же время, несмотря на очевидную деградацию российского образовательного потенциала, он сохраняет конкурентоспособность, которая, однако, не может быть реализована на глобальном рынке образовательных услуг без международного признания российских дипломов. По этой проблеме в декларации упоминается ни к чему не обязывающая формулировка: "способствовать более глубокому пониманию зарубежных систем квалификаций и результатов обучения". Хотя этот вопрос находится в ведении соответствующих образовательных ведомств, и главы государств могли бы просто принять решение о взаимном признании дипломов и квалификационных свидетельств хотя бы в рамках "восьмерки". Они договорились лишь "обмениваться информацией о квалификационных системах в наших странах для улучшения понимания различной национальной практики и традиций в сфере образования". Исходя из этого, не приходится сомневаться, что "созданию глобальной образовательной среды, в которой высокие квалификации и инновации сочетались бы с широкой доступностью" будет основано на западных стандартах, к которым российской образовательной системе придется долго приспосабливаться. Это несоответствие существенно затруднит реализацию конкурентных преимуществ наших учебных заведений на мировом рынке образовательных услуг.

Надо заметить, что эффективность принятых на "восьмерке" деклараций по гуманитарным вопросам целиком зависит от доброй воли государств-участников. Это некое заявление о намерениях, выполнение которого определяется самостоятельными решениями каждого из государств "восьмерки". Каждому государству приходится выделять средства на достижение общих целей из своего бюджета, что связано с весьма жесткими ограничениями. Поэтому, несмотря на глобальный замах принятых на заседании "восьмерки" в Петербурге решений, степень их выполнения будет определяться весьма скромными ассигнованиями, выделяемыми каждым из государств-участников по своему усмотрению.

В свете глобального характера обсуждавшихся в Петербурге гуманитарных проблем развития и безопасности человечества, включая глобальную профилактику инфекционных болезней, создание доступной для каждого жителя планеты системы образования, преодоление последствий природных и рукотворных катастроф, уместно было бы рассмотреть возможные механизмы адекватного финансирование решения поставленных задач. В экономической науке давно обсуждается целесообразность введения глобального налога на валютные спекуляции, средства от которого могли бы быть использованы на решение общепланетарных проблем гуманитарного и экологического характера. С экономической точки зрения введение такого налога на уровне 0,01 от суммы совершаемых валютообменных операций, не выглядит слишком обременительным для внешней торговли. В то же время он будет обременять атаки валютных спекулянтов, дестабилизирующие мировую валютно-финансовую систему. Таким образом, введение этого налога дало бы немалые средства (более половины триллиона долларов в год) и в то же время способствовало бы стабилизации мировой экономики.

В России некоторое время назад работал налог на валютообменные операции, при этом не было выявлено никаких негативных последствий его применения. Он был отменен по инициативе министра финансов под давлением МВФ как не соответствующий вульгарной доктрине "Вашингтонского консенсуса". Разумеется, американцы не заинтересованы в его введении, так как эксплуатируемая ими долларовая финансовая пирамида поддерживается всевозрастающей лавиной валютных спекуляций, налогообложение которых будет означать соответствующее уменьшение присваиваемого США эмиссионного дохода. Монополия ФРС США на эмиссию мировой резервной валюты позволяет американскому государству финансировать все свои внешние обязательства за счет "печатного станка", что делает их номинально главным донором осуществления глобальных решений, расплачиваться за которые реально приходится всем другим странам, использующим доллар в качестве резервной валюты.

Для России, являющейся в настоящее время ведущим реальным донором мировой финансовой системы, вложившей (вопреки собственным национальным интересам) в поддержание американской валюты более 600 млрд.долл. вывезенного и размещенного в долларовых активах капитала, вполне уместно было бы поставить вопрос о новой справедливой архитектуре мировой финансовой системы, элементом которой мог бы стать глобальный налог на валютные спекуляции. Но эта, пожалуй, самая актуальная проблема мировой экономики, по которой "восьмерка" могла бы принять фундаментальные решения, даже не была поднята. Понятно, что постановка этого вопроса Россией, недавно приглашенной в качестве полноправного участника этого клуба глав ведущих государств, может показаться нескромной. Но больше поставить этот вопрос просто некому - все остальные государства "восьмерки" получают свою долю пирога от эмиссии мировых резервных валют и будут стричь купоны с глобальной финансовой пирамиды вплоть до ее неизбежного краха.

К сожалению, российское руководство еще не избавилось от робости, обусловленной униженным положением России в предшествующей период. Несмотря на кардинальное улучшение положения нашей страны в мировой финансовой системе, руководители российских денежных властей продолжают выполнять роль "туземных мальчиков" при МВФ, направляя сверхприбыли от экспорта энергоносителей на поддержку долларовой финансовой пирамиды в ущерб национальным интересам страны. Вследствие этого, Петербургская встреча не стала прорывом в признании России равноправным партнером других государств "восьмерки". Они, как и раньше, сохраняют свое доминирующее положение в мировой финансовой системе за счет монополии на эмиссию мировых валют.

Это не означает, конечно, что встреча "восьмерки" в Питере была бесполезной для России. Хотя она выступала скорее как ведомый, чем ведущий ее участник, российская инициатива была весьма заметной и направлявшей дискуссию в правильном направлении. Само расширение тематики вопросов, обсуждаемых "восьмеркой", сделанное по инициативе российского президента - важный конструктивный шаг в повышении созидательной роли нашей страны в мире. Правильность принятых деклараций, их соответствие интересам всего человечества также не вызывает сомнений. По ряду вопросов, связанных с глобальным использованием ядерных технологий и обеспечением безопасности человечества от терроризма, прослеживается ведущая роль России, также как и соответствие принятых деклараций российским интересам. Хотелось бы, чтобы эта позитивная тенденция повышения авторитета и роли России в современном мире была продолжена при последующих встречах "восьмерки" в более конкретном и наступательном ключе.



СергеЙ Глазьев
"Московские новости"
18 августа 2006 г
http://www.glazev.ru/print.php?article=1861



Док. 315202
Перв. публик.: 18.08.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 444

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``