В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Встреча Дмитрия Медведева с детскими писателями, режиссерами, художниками-иллюстраторами Назад
Встреча Дмитрия Медведева с детскими писателями, режиссерами, художниками-иллюстраторами
Выдержки из стенограммы встречи Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева с детскими писателями, режиссерами, художниками-иллюстраторами.


Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги.

У нас, надеюсь, есть общее желание обсудить некоторые вопросы, касающиеся развития детской литературы, детского кинематографа, анимационного кино. Я хотел бы сейчас несколько слов буквально сказать: какие вещи, мне кажется, было бы как минимум актуально обсудить с нашей позиции - позиции чиновников. А потом вы меня убедите в том, что я был прав, или, наоборот, скажите, что мы, как всегда, очень сильно ошибаемся, и на самом деле людей, и особенно детей, волнуют совсем другие проблемы.

Несколько слов по поводу книгоиздания. Цифры довольно известные. В прошлом году было издано более 100 тыс. наименований книг в нашей стране. Что на самом деле не очень плохо. И тираж их составил 633 млн экземпляров, из них 100 млн - это детская литература. Но при этом книги все равно издаются, наверное, не так, как нам бы хотелось. И не всегда те книги, которые, наверное, детям нужны (во всяком случае в нашем представлении). Поэтому вот об этом есть предложение поговорить.

Мы находимся в одной из наших библиотек московских. Она вполне обычная и тем хороша. Поэтому можно было бы поговорить и о проблемах, связанных с возрождением детских библиотек, то есть той сети, которая все-таки за последние годы была в значительной мере - не в Москве, но в других местах - разрушена и даже утрачена.

Есть вопросы, касающиеся развития кинематографии и мультипликации в нашей стране. Меня поразила цифра (я ее не знал) о том, что у нас в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике было 223 детских кинотеатра, а сейчас в России осталось всего 60. И с чем это связано? То ли с общими тенденциями, по которым развивается мировой кинематограф или российский кинематограф, или же это все-таки искусственная рестрикция такая? Тоже было бы интересно понять вашу точку зрения.

К детскому кинематографу примыкает детское вещание. Вы знаете - тема достаточно актуальная. Даже Президент по этой проблеме высказывался. Есть специальные лицензионные требования о том, что 10-12% в рамках эфирного вещания должно занимать детское вещание. Это не выполняется. И поэтому, по сути, сегодня подготовлены две концепции детского вещания. Одну из них подготовил Первый канал, вторую - ВГТРК, и в ближайшее время мы увидим их продукты. Во всяком случае Первый канал, насколько я знаю, начал вещать с 1 июня, то есть с Дня защиты детей. Посмотрим, что получится. В любом случае, это такие первые ласточки детского вещания. Наверное, там будут и явные недостатки, и какие-то достоинства. Поживем - увидим. Но в любом случае тоже предлагаю об этом поговорить.

И, наконец, может быть, последняя тема актуальная для всех и в профессиональном, и в личном плане - вопрос о том, вообще как соотносятся в современном мире и в детском мире книги, фильмы и компьютер. Вот такая, по сути, философская проблема, на которую точно нет однозначного ответа, но о которой тоже нам нужно думать с прицелом на будущее.

Вот это все, что мне хотелось сказать для начала разговора.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово). Если можно, я кое-что для себя отметил, постараюсь прокомментировать. Не уверен, что скажу то, что вы ожидаете. И во всяком случае постараюсь говорить не совсем то, что должно понравиться, исходя из реальной оценки ситуации.

В целом наша беседа, не знаю как на вас, а на меня производит вполне оптимистическое воздействие. Потому что несмотря ни на что, несмотря на трудности, которые переживала страна, экономика, все люди, в общем, последние, наверное, 15 лет, определенные хорошие вещи происходят, и вы мне о них рассказываете. Это - первое.

Второе. Я, когда каждого из вас слушал, соизмерял это со своими детскими воспоминаниями. Они у каждого абсолютно личные и в известной мере неприкосновенные. И ловил себя на мысли, что со многими я согласен, но некоторые вещи для меня кажутся не вполне очевидными. Почему? Потому что я думаю, что нам нет смысла идеализировать прежнюю ситуацию - ту ситуацию, которая была в Советском Союзе.

Александр Михайлович [Татарский, кинорежиссер] произнес такой блестящий спич по поводу мультипликации. И совершенно очевидно, что если нам заниматься полноценно возрождением этой особой отрасли, то именно на индустриальных началах. Потому что если это будет самодеятельность, то тогда все разговоры, которые мы сегодня с вами вели, смысла не имеют. И, наверное, как это делать - самая большая сложность. Потому что для того, чтобы эта отрасль заработала как пример, нам необходимо создавать какие-то разумные экономические предпосылки для этого. Вот вы сказали, что если будет создана система вещания, то все равно не будет необходимого контента, не будет объектов авторского права и эта система не будет заполнена или будет заполнена низкопробными продуктами. Эта опасность есть. Но я все равно не согласен с этим. Надо создать эту кровеносную систему, только тогда в ней появится кровь. Если вы будете ждать возникновения продуктов или как-то участвовать в этом, то они никогда не появятся. Инфраструктура в этом случае - первична. И мы не должны здесь отставать от лучших западных аналогов. Поэтому то, что мы сегодня находимся на пороге начала детского вещания, я считаю, что это все-таки определенные изменения к лучшему.

Теперь по поводу того, что будет происходить и как.

С начала по телевидению несколько слов. Действительно, это вещание на Первом канале началось. ВГТРК пока свой продукт готовит. Но если Первый канал сейчас в таком полутестовом варианте вещает по кабелю и через систему распространения цифровую, то есть через "тарелку", что, естественно, доступно не очень большому количеству людей у нас, то ВГТРК собирается вещать несколько на иных принципах. Они сейчас готовятся к этому, чуть позже выйдут, расскажут. Но там речь идет о том, чтобы, по сути, работать через систему распространения - обычную, эфирную, то есть через "метр" [метровый диапазон]. И Первый канал будет к этому стремиться. Но в конечном счете вот тот продукт, который возникнет в результате совместного труда каналов, и должен отвечать самым взыскательным подходам.

Очевидно совершенно, что у нас сегодня полный перекос в этой сфере в сторону иностранных продуктов. Я тоже хотел бы занять вот такую позицию, как большинство из вас. Мне не хотелось бы их комментировать - они такие, как есть. Но совершенно очевидно, что это - чужие для нас продукты. Они должны занимать свое место, свою нишу. Но, если мы хотим воспитывать российских людей, если мы хотим воспитывать российских граждан, конечно, они должны воспитываться на российских продуктах. Не потому, что они лучше (вы правы абсолютно), а потому, что это российские продукты. И только в этом случае возникает ощущение самоидентификации в качестве гражданина, в качестве человека, который ходит по нашей земле.

Очевидно, что все, кто говорил о детской литературе... Мне здесь трудно что-то добавить, кроме ощущения, которое у меня возникло в детстве. Наверное, оно достаточно верное. Наверное, детская литература - это один из самых трудных видов литературного творчества. Потому что всем очевидно, что дети как никто другой чувствуют фальшь. И если, допустим, какого-то плана книжки, рассчитанные на то, чтобы читать их в метро, в автобусе, в самолете, для взрослого потребления могут быть написаны некачественно, их будут читать. Просто повинуясь занимательному сюжету и для того, чтобы время каким-то образом провести. То детская литература - это всегда литература высочайшей пробы, иначе она просто будет отброшена детьми. Мы все это прекрасно понимаем. Поэтому, на мой взгляд, единственная и самая правильная методика поддержки этой литературы - это не государственное финансирование (вы правы абсолютно) всей детской литературы, взрослой литературы, литературы по каким-то там видам деятельности, а грантовая система. Так во всем мире, и нам нужно по этому пути идти. Только этих грантов должно быть в 100 раз больше, и самых разных. Конечно, их количество зависит от благополучия общества.

Мы вчера встречались и говорили в Музее имени Пушкина как раз о развитии нового, так называемого целевого капитала. Мы сейчас только создаем этот институт. Но в принципе как раз он направлен на то, чтобы благотворительность приобрела вполне нормальные цивилизованные формы и вместе с государственным финансированием образовала достаточно устойчивую систему финансирования творчества. Причем такого творчества, которое во всем мире за счет коммерческих способов финансирования не существует.

Очень важен набор приоритетов прежде всего для нас - для тех, кто работает в государственных структурах. И причем эти приоритеты должны формироваться, конечно, с вашим участием. Вот вы сегодня сказали про журнал "Детская литература". Я, откровенно говоря, не знал, что он не существует. Очевидно, что такие сигналы должны проникать каким-то образом в структуры государственного управления. У нас для этого есть наше уважаемое ведомство. Но даже оно не способно со всеми этими вопросами справиться. Поэтому такого рода обсуждения просто крайне необходимы.

Теперь по поводу театрального искусства. Я не могу не поддержать то, что Алексей Владимирович [Бородин, театральный режиссер] говорил. Я вспоминаю, как меня через день (как принято говорить - "на ремень") водили в ТЮЗ в советские времена. У меня не самые лучшие воспоминания, я не хотел туда ходить. Именно потому, что это была обязаловка. В то же время я хотел попасть (я в Ленинграде жил) в ведущие театры, меня туда не водили. Поэтому я с вами абсолютно согласен: коллективные походы возможны, но это в том случае, когда речь идет о, по сути, общепризнанном маленьком шедевре. Когда речь идет об обычном творчестве, то необходимо, чтобы выбор был за семьей - куда идти.

Теперь по поводу того, что Юрий Борисович [Норштейн, художник-аниматор] говорил. Не в отношении Японии (тут мне трудно комментировать - в Японии особые традиции в смысле анимации, сугубо японские). По поводу музеев. Фантастика то, что Вы рассказываете на самом деле. Надеюсь, что будем побогаче - у нас такие музеи будут.

В отношении закона о государственных закупках, о котором Вы говорили. Действительно, этот закон был написан без учета государственных закупок (или государственных заказов), осуществляемых в творческой сфере. На это нашим товарищам указывали. Они никого не послушали в какой-то момент и пропустили эту шайбу. В принципе сейчас этот закон исправлен. Не знаю, насколько сейчас он уже соответствует особенностям творческого процесса. Но такой ситуации, как Вы рассказываете, когда нужно, допустим, три "Шинели" поставить, сейчас нет. Но, если все-таки есть ощущение, что действующее законодательство о государственных закупках в этом смысле все равно не соответствует самой системе творческого поиска, его, конечно, нужно поправить. Наши коллеги не со зла это сделали. И не потому, что они занимаются только экономикой и не имеют культурных потребностей в широком смысле этого слова. Они просто не учли, что эти процессы подчиняются совсем другим законам (принципиально другим законам). И в этом случае, действительно, экономика была поставлена впереди культуры. Это правда. Надо это поправить.

...

Абсолютно согласен с тем, что мы должны применять институты субсидирования, но в разумных, конечно, пропорциях и адресно. Но вкупе, естественно, с грантовой системой. Я хотел бы, чтобы по грантам, о которых мы говорили, агентство представило мне информацию полную. Мы посмотрели, что можно сделать по тем направлениям, которые здесь поднимались. Потому что у нас ряд видов детского творчества грантами не охвачен вообще. Это несправедливо. Как несправедливо, на мой взгляд, и то, что (может быть, я ошибаюсь, конечно) премия включает в себя только прозу, но не включает поэзию. Если мы с нашим миллионом туда заходим, может, мы и поэзию пролоббируем?

...

Теперь по поводу того места, которое всех нас так счастливо собрало - по библиотечному делу. Здесь сотрудники библиотеки конкретной стоят. Во-первых, вам огромное спасибо, что нас приютили в вашем чудесном месте. Во-вторых, конечно, у нас библиотечное дело за последние годы просто было запущено. Зарплаты (это очевидно) - просто смехотворные. Хорошо, что работают подвижники и, действительно, из самых лучших чувств, из любви к детям. И тому служению, которому отдали всю жизнь, работают за небольшие деньги.

Причем в Москве еще туда-сюда, хотя тоже в пропорциях к московским ценам, все это - довольно грустно. А на селе (я сейчас много езжу, смотрю) все в плачевном состоянии. И здесь, конечно, еще очень многое предстоит сделать. Хорошо, что библиотечное дело попало в Послание Президента [Федеральному Собранию]. Надеюсь, что совместными усилиями мы соответствующий толчок этому дадим.

Но здесь, как это, может быть, ни парадоксально прозвучит, и, может быть, кому-то это не понравится, у меня, откровенно говоря, большая надежда на компьютеры и на Интернет. Потому что, что бы мы ни говорили, очень хорошо, когда, допустим, сельская библиотека получила такую книжку, которую, как Вы сказали, хочется лизнуть. Но у нас страна огромная и денег пока не так много. И пока она туда дойдет, уже и читать не захочется. Пройдет просто несколько лет.

И, конечно, интернет-ресурсы, если они не пиратские и если они находятся в разумном таком состоянии, способны принести хороший результат. В том числе и за счет обычного чтения через Интернет. Давайте согласимся, что значительная часть молодежи читает в Интернете. Вопрос в том, что читать. Совсем маленькие дети, конечно, должны книжки в руках держать. Это правда. Но дети с 7 лет, оттого что они соприкасаются с компьютером (хотим мы того или не хотим, мы же это запретить не можем), они просто должны получать там настоящие, приличные образцы литературы. И в том плане та работа, которую мы проводим, по-разному оценивалась и коллегами, и представителями религиозных конфессий по поводу доступа всех школ к Интернету. Я считаю, что это благо. Только потому, что у нас появляется возможность для детей, которые учатся в школе, дать им непосредственный выход в мир и не при помощи "ящика" (имея в виду далеко не лучшие образцы, которые периодически появляются), а при помощи печатного слова.

Но здесь есть одна опасность или определенный вызов, на который всему обществу, а вернее говоря, даже всему человечеству придется отвечать через какое-то время.

Мы сейчас активно занимаемся развитием телевидения. Телевидение у нас такое как есть - со всеми достоинствами и недостатками. О недостатках вы много говорили, о достоинствах говорили мало, они все-таки у нас есть. Потому что, я считаю, несмотря на колоссальные минусы, у нас все-таки телевидение в значительно большей степени остается креативным, чем западное телевидение. Но в этом и наши проблемы. Потому что даже пошлость, которая льется, допустим, с экранов, она зачастую более креативна, поэтому лучше запоминается.

Так вот через 3-5-7 лет произойдет полное совмещение компьютеров, Интернета и телевидения и мы получим принципиально другую ситуацию. И в этом случае уже даже те технологии регулирования этих процессов, которые сегодня мы в современном рыночном и демократическом мире применяем, будут не под силу. И это огромный вызов, с которым придется еще справляться человечеству. Потому что можем себе представить, что будет, если любой пользователь или даже ребенок, имеющий доступ к компьютеру, получает сразу же через компьютер, через скоростной Интернет доступ, допустим, к 150-200 каналам. Причем если телевизионные каналы можно кодировать и это, действительно, нужно делать по определенным позициям, то Интернет не кодируется.

Я в том смысле, что это будет большая общегуманитарная проблема, с которой нужно будет справиться. Одновременно она может нанести несоразмерный урон институту авторского права. Она просто может похоронить авторское право даже при понимании того, что сегодня эти отношения регулируются не идеально, но они хоть как-то регулируются. Это большая проблема, которая может состояться в будущем.

По поводу кинотеатров. Здесь мне трудно возражать тем, кто выступал за развитие сети детских кинотеатров. В то же время, мне кажется, мы можем не только возрождать детские кинотеатры, которые были в эпоху моего детства (я тоже такие кинотеатры посещал в Ленинграде - действительно, это были очень симпатичные места). Но даже с учетом современных технологий, мне кажется, вполне (сейчас же многозальные кинотеатры, и они там гонят коммерческую продукцию) можно было бы один зал выделить под детский показ, при этом поставив в качестве задания, чтобы детский показ - показ лучших образцов творчества для детей - субсидировался, покрывался за счет коммерческого показа. Тогда и владельцы кинотеатров не будут в накладе, и в то же время появится возможность посещать такие залы. Хотя в конечном счете, конечно, это будет выбор самих детей и выбор их родителей, это мы тоже понимаем. Потому что прежняя стерильная советская ситуация, может быть, ее прелесть была в том, что не было выбора. Но в этом был ее основной порок, поэтому ее не стало.

Я, наверное, на этом закончу. Хотел бы вас поблагодарить за то, что вы очень много важных тем подняли. Я эти записи сохраню. Если я какие-то вещи еще не прокомментировал, то постараюсь на них ответить через какие-то письменные поручения или путем проговоров с нашими коллегами по Правительству.

Спасибо вам большое.

1 июня 2007 года
www.rost.ru

Док. 314990
Опублик.: 04.06.07
Число обращений: 1223

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``