В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Христенко сделал ставку на машиностроение Назад
Виктор Христенко сделал ставку на машиностроение
Статья о проблематике ряда сфер ведения Минпромэнерго России

Нынешний год ознаменовался "шквалом" амбициозных инициатив Минпромэнерго, направленных на развитие российского машиностроения. В прежние годы львиную долю внимания ведомства привлекал к себе топливно-энергетический комплекс, что можно было объяснить и весом "подопечного", и инерционностью подхода. Слова "энергетическая стратегия" звучали из уст чиновников во много раз чаще, нежели "промышленная политика". Точка поворота к обрабатывающим отраслям практически совпала по времени с созданием в прошлом году Министерства промышленности и энергетики и назначением Виктора Христенко его главой.

Когда в 2004 года аналитики Минпромэнерго провели предварительный анализ работы машиностроения, то оказалось, что точек приложения политических и управленческих усилий несколько, и каждая требует эксклюзивного подхода. Впрочем, начиналась работа не на пустом месте. Упраздненное в ходе административной реформы Минпромнауки совместно с другими министерствами и ведомствами разработало основные направления развития машиностроения и план мероприятий в этой сфере. Эти ключевые документы, включающие 23 пункта, были одобрены правительством в феврале 2004 года.

Наиболее значимым фрагментом этой деятельности - и по потенциалу подотрасли, и по общественному резонансу - стала "Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года". Отметим, что удельный вес продукции автомобилестроения в машиностроении составил 29, 8 процента в 2004 году. В мае 2005 года Виктор Христенко, представляя документ на заседании правительства, обозначил новые приоритеты. Среди них - промышленная сборка иномарок на территории России, введение экологических стандартов "Евро-2" с 2006 года и упор на модернизацию отечественного автопрома. Одновременно министр успокоил владельцев машин с "правым рулем", заявив, что никто не собирается запрещать их эксплуатацию в России. В пакете с одобрением концепции была "запущена в производство" и другая важная инициатива Минпромэнерго: ставки импортных пошлин на комплектующие для российских автозаводов были "обнулены", что дало серьезный толчок обновлению основных фондов. Так была заложена база и для количественного роста (выпуск легковых автомобилей в стране наконец-то перешагнул отметку 1990 года), и для поворота к потребителю. Словом, произошло то, чего не под силу пока добиться в энергетике - создание стимулирующей конкурентной среды. В данном случае, за счет давления зарубежных компаний. Надо ли говорить, что противодействие лоббистов отрасли, желающих сохранить статус-кво, было нешуточным. Но летние визиты Виктора Христенко на автозаводы, занявшиеся "промышленной сборкой", показали, что приспособление к новому формату бизнеса идет интенсивно, и заявленная цель - выпускать ежегодно к 2010 году миллион отечественных автомашин и миллион "русских иномарок" - уже стала "делом техники", а не политики.

Но, если в автопроме нужно было сломать инерционность отрасли, то в авиационной промышленности произошла, пожалуй, подлинная структурная революция. А еще - был дан пример того, какова должна быть роль экономического министерства в современных условиях. До сих пор государство не рисковало создавать гигантские холдинги, тем самым обрекая отдельные предприятия на, по сути, предрешенное, запрограммированное поражение в схватке с китами зарубежного бизнеса.

Вспоминается, что проект создания Объединенной авиастроительной корпорации приветствовался далеко не всеми, в том числе и в коридорах власти. Высказывались опасения, что возникнет монстр, который просто поглотит существующие компании. А эффективность работы при этом не повысится, будет по-прежнему выпускаться не та продукцию, которая востребована рынком, а та, которую "в состоянии" производить холдинг. Однако, как отмечал Виктор Христенко, авиационной отрасли предстоит не только обеспечить потребности страны в авиатехнике, но и на равных конкурировать на мировом рынке. Для этого и нужно создание игрока, как минимум "равновеликого" западным авиакорпорациям.

Характерно, что и бдительно отслеживающий любые угрозы возникновения новых монополистов глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил верный вектор грандиозного начинания. Стратегия развития авиапрома в результате усилий Минпромэнерго была одобрена правительством, а формирование Объединенной авиастроительной корпорации должно быть завершено к 1 декабря 2006 года. В новой структуре будут сконцентрированы материальные, научные и производственные ресурсы. Кроме того, готовится решение об отмене или снижении пошлин на ввоз гражданских самолетов, аналогов которых Россия не производит. Чтобы к 2015 году вернуть Россию на мировой рынок в качестве одного из лидеров авиастроения, потребуется 20 миллиардов долларов, в том числе примерно 12 миллиардов долларов из федерального бюджета, причем не считая закупок авиатехники по гособоронзаказу. Здесь должно вступить в игру, по замыслу Минпромэнерго, разрекламированное и пока связываемое с инфраструктурными проектами, частно-государственное партнерство. Частный капитал реально может обеспечить 25-40 процентов от общего объема финансирования.

Наряду с новыми подходами к "локомотивным" отраслям машиностроения ведомство Виктора Христенко активизировало и работу по выработке технических регламентов для промышленности, что является общей базой для решения задач, которые министр любит образно обозначать как "сведение воедино инноваций и инвестиций".

Здесь уместно вспомнить, что, подводя в прошлом году итоги ста дней работы своего министерства, Виктор Христенко отметил, что "такой концентрации возможностей управления не было никогда, хотя министерства промышленности и существовали. Зачем это нужно?Для того, чтобы регуляторы, которые применяются для деятельности различных отраслей, для выстраивания приоритетов, были бы комплексно собраны в одном месте. Это позволяет более жестко выстраивать эти приоритеты, концентрируя на них те ресурсы, которые есть у государства". И события, которые произошли в ключевых секторах машиностроения в нынешнем году, свидетельствуют о том, что Минпромэнерго в проведении осознанной промышленной политики, пожалуй, сумело превзойти уровень известных общественных ожиданий.

10 ноября 2005 г.

http://www.minprom.gov.ru/activity/machine/pub/0/print


Док. 314913
Перв. публик.: 10.11.05
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 496

  • Христенко Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``