В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Хлопонин: `Появление нацпроектов - это реакция государства на некачественную работу системы`. Интервью губернатора края Александра Хлопонина информационному агентству `Интерфакс` Назад
Александр Хлопонин: `Появление нацпроектов - это реакция государства на некачественную работу системы`. Интервью губернатора края Александра Хлопонина информационному агентству `Интерфакс`
Александр Геннадиевич, как бы Вы прокомментировали поражение "Северстали" в борьбе за Arcelor, которая в итоге досталась Митталу? Здесь все-таки было больше политики или же вся эта история - чистой воды экономический расчет?

Очевидно, что тема экспансии российского капитала - правильная. Лидеры нашей экономики обязаны становиться глобальными игроками в своих отраслях. Эта тенденция полностью соответствует курсу России на возврат лидерства в мировой экономике. Ясно, что Россию пока не очень хотят пускать в европейскую экономику, хотя мир сильно поменялся за последние годы. Еще не так давно трудно себе было представить, чтобы такие страны, как Россия, Индия, Китай, Бразилия стремились активно интегрироваться в мировую экономику и захватывали лидирующие позиции в ключевых отраслях.

Видимо, в случае с выбором акционеров Arсelor сыграли свою роль и политические, и чисто экономические мотивы - индусы предложили более высокую цену акций. Но случившееся никоим образом не должно повлиять на процесс выхода наших компаний на мировые рынки. Российские компании должны действовать активнее и становиться более прозрачным. Западу рано или поздно придется открыть для нас двери.

В вопросах выхода отечественных компаний на мировые рынки сбыта ключевую роль обязано играть государство, которое должно задействовать политические инструменты и осуществлять соответствующее дипломатическое сопровождение процесса экспансии российского капитала.

Сегодня существуют три рынка: США, Евросоюз и динамично развивающийся рынок Юго-Восточной Азии. Если европейцы и дальше будут закрывать двери перед нашими компаниями, которые, по сути, являются транснациональными и во многом обеспечивают стабильность в государствах ЕС, поставляя им продукты энергетики, цветной металлургии, то тем самым они будут подталкивать Россию к созданию такого союза как БРИК с участием Бразилии, Индии и Китая. В этом случае тяжело конкурировать с этим союзом будет не только Европе, но и североамериканским странам.

Как реализуются на Вашей территории нацпроекты?

С моей точки зрения, само появление нацпроектов - это реакция государства на некачественную работу системы, в том числе системы межбюджетных отношений. Мы выравниваем бюджетную обеспеченность с финансовой точки зрения, но у нас нет единого стандарта социальных услуг с точки зрения их качества.

Это та ситуация, когда президент, для того чтобы подтолкнуть некие серьезные изменения в социальной сфере, вынужден предлагать эти проекты. Если вдуматься, то по здравоохранению расходы в рамках нацпроектов составляют не более пяти процентов от тех сумм, которые реально тратятся в этой сфере. То же самое и с образованием, и с жильем.

Самая главная задача - это формирование стандарта социальных услуг, где четко оговаривается, что конкретно каждый человек должен получить в обязательном порядке. Когда государство будет финансировать эти самые стандарты, то вопрос о нацпроектах отойдет на второй план. Стандарты должны разрабатываться, исходя из размера территории, ее густонаселенности, географических и климатических особенностей.

В Красноярском крае сегодня наиболее успешно реализуются проекты в сфере здравоохранения и образования. Вы знаете, что в Красноярском крае формируется Сибирский национальный университет, строится кардиоцентр, происходит ряд позитивных изменений, внедряются новые подходы.

В то же время проекты "Доступное жилье" и "Сельское хозяйство" идут тяжело, и проблема заключается не только в недостаточном финансировании. Нельзя просто деньгами решить проблему в сельском хозяйстве. Здесь задача не должна состоять в том, чтобы сельхозпроизводитель произвел такое-то количество зерна, мяса или молочной продукции.

Мы провели анализ того, что у нас происходит на селе, и получилась весьма интересная картина, наверняка она характерна для всей страны. У нас двести пятьдесят тысяч населения занято в личном подсобном хозяйстве, всего около тысячи фермеров, и лишь около ста крупных хозяйств. Мы все время даем деньги именно им, и они действительно обеспечивают регион в полном объеме всем: и мясом, и молоком, и зерном, - при том, что там работает всего пять процентов от общего числа населения, проживающего в сельской местности, а все остальное село из-за отсутствия работы, наличия массы посредников, скупающих урожай на корню за бесценок, попросту спивается.

Примечательно, что в основном в этих крупных хозяйствах работают гастарбайтеры и те, кого завозят из других регионов. Поэтому программа развития села должна быть переориентирована на диверсификацию сельского хозяйства, на создание личных подсобных хозяйств и их кооперацию, на создание агрохолдингов. В сезон сельчанин должен заниматься личным подворьем, а в межсезонье строить дома, дороги, пилить лес, одним словом, обеспечивать свою территорию. Мы сейчас разрабатываем специальную программу в этом направлении, и когда она будет готова, намерены вынести ее на федеральный уровень.

Немало проблем и по строительству доступного жилья. Нельзя просто дать деньги человеку, необходимо дать еще и предложение жилья. Что случилось в Москве, в других субъектах, когда появилась доступная ипотека? Спрос начал опережать предложение, и цены на жилье стали расти автоматически. Отсутствует необходимая законодательная база, кроме этого, строительные площадки не поспевают за спросом, не хватает цементных заводов, чтобы обеспечить потребности масштабного строительства.

Человеку говорят: "бери деньги", и в итоге он с этими деньгами идет на вторичный рынок, и как результат, начинают расти цены и на вторичке, получается какой-то замкнутый круг. Это не рыночный механизм, и сейчас главное - увязать законы и совершенно жуткую бюрократическую разрешительную систему для получения земли под застройку воедино, а также увязать ипотеку с возможностями строительного комплекса, и только тогда этот механизм будет работать. Это довольно сложная проблема, и мы ищем разные подходы в ее решении. Чтобы удержать цены на сегодняшнем коммерческом уровне в пределах 22 тысяч за квадратный метр и при этом обеспечить людей доступным жильем, нам нужно вводить в год около 3 миллионов квадратных метров жилья. Мы же в настоящее время выходим на рекордный для края уровень в миллион квадратных метров.

Как живется краю после объединения?

Нормально живется. Наша задача - не ухудшать уровень бюджетной обеспеченности, а только его улучшать. Денег после объединения у нас меньше не стало, а в связи с теми инвестиционными проектами, которые начинают реализовываться в крае, будет только прирост производительности. Речь, в частности, идет о создании нового крупного промышленного района общероссийского значения в районе Нижнего Приангарья. Мы создали модель государственно-частного партнерства, при которой государство на каждый вложенный в инфраструктуру рубль получает частных инвестиций на пять рублей. Государство вкладывает средства в инфраструктуру, а бизнес вкладывает деньги в строительство крупных промышленных объектов, в том числе Богучанской ГЭС, алюминиевого завода, ЦБК. В 2009 году, когда стартует работа станции, параллельно входит в строй ряд крупных промышленных предприятий первого этапа. Но ОАО "Корпорация развития Красноярского края" активно готовит второй этап промышленного развития Приангарья, связанный с проектами в металлургии, цементной промышленности, газопереработке и газохимии.

На днях президент РФ подписал указ, который утверждает государственную программу по содействию добровольному переселению соотечественников. Некоторые эксперты относятся скептически к тому, что переселенцы, как планируется, поедут жить в Сибирь и на Дальний Восток.

У нас в крае дефицит рабочей силы, а чтобы развивать Приангарье, нам нужно, по меньшей мере, 200 тысяч квалифицированных рабочих. Сегодня же сложилась устойчивая тенденция, когда молодежь из числа мигрантов из бывшего Союза устремляется в Москву, Санкт-Петербург, в города европейской части России, ошибочно думая, что там легче найти работу. Работы там, конечно, больше, но и конкуренция выше.

Значит, чтобы привлечь сюда людей, нужно в первую очередь предоставить им нормальное жилье, качественное образование для детей и дать достойную зарплату. Почему бы, к примеру, не освободить приезжающую на работу в Сибирь молодежь из числа мигрантов до тридцати пяти лет от части налогов на заработную плату? Должна быть государственная программа с соответствующим финансовым обеспечением. Без привлечения рабочей силы извне Сибирь не поднять.

Я даже готов открыть центр по повышению квалификации и подготовке необходимых для края кадров. Поверьте, если сегодня людям предоставить возможность получить профессию и хорошо заработать, они поедут, несмотря ни на какие климатические или географические сложности. Я являюсь сторонником привлечения рабочей силы из республик Центральной Азии. Выходцы оттуда легко ассимилируются по сравнению с теми же китайцами, многие из них знают русский язык, они, что немаловажно с учетом нашей катастрофической демографической ситуации, рожают много детей. Так что это выгодно со всех точек зрения, и когда мне кто-то пытается говорить о том, что, дескать, понавезли нерусских, я отвечаю - иди сам подметай улицы, торгуй на рынке, таскай кирпичи на стройке.

Молодежь в России не хочет работать за низкую зарплату, она хочет получать высшее образование и иметь высокооплачиваемую работу. Поэтому пусть эта молодежь учится, развивает наукоемкие и высокие технологии.

Знаете, с чего начинался феномен Арабских Эмиратов? С того, что власти поставили задачу довести туризм до десяти миллионов человек в год. Дальше они посчитали, что для обслуживания туристов нужно восемь миллионов персонала, а поскольку коренные жители не шли на такую непрестижную работу, то в Эмираты завезли пакистанцев и построили для них жилье. С создания нормальных условий для иммигрантов и начался взлет не нефтяной части арабской экономики.

Сегодня многие ставят вопрос о третьем сроке для действующего президента, мотивируя это тем, что альтернативы ему попросту нет, а Вы как считаете?

Мне не нравятся высказывания о том, что нет альтернативы. Подобные высказывания, к сожалению, наталкивают на мысль о том, что в государстве нет стабильной законодательной базы и стабильно действующей политической системы, при которой не столько важна фигура главы государства, сколько стабильность существующих законов и стабильность политической системы в целом, стабильность институтов. Я с такой постановкой вопроса не согласен.

Наш президент все эти восемь лет своего пребывания у власти занимался созданием гражданского общества и формированием партийных организаций, то есть формировал ту политическую модель, которая бы не зависела от одного конкретного человека. В то же время, те реформы, которые он начал и которые набирают оборот, необходимо довести до конца, и здесь крайне важно сохранить преемственность.

Посмотрим на все это глазами регионов. Мы вышли победителями в конкурсе на средства Инвестиционного фонда РФ с проектом "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". Срок реализации и жизни этой программы в целом - не менее 30 лет, из них первые 10 лет - период активных инвестиций, в том числе государственных. Конечно, мы кровно заинтересованы, чтобы этот проект был реализован вне зависимости от того, кто будет у руля государства в 2008 году. Я бы очень хотел, чтобы была сохранена преемственность власти, чтобы человек, который станет новым главой государства, продолжил бы в обязательном порядке все те политические и экономические преобразования, которые происходят сегодня в России.

Что же касается действующего главы государства, то он не раз публично говорил, что не собирается идти на третий срок. На мой взгляд, вокруг этого вопроса больше спекуляций.

Должность президента очень незавидная - этот человек не принадлежит себе. Не надо забывать, что у президента есть семья, есть дети, и иногда ему наверняка хочется посвятить время именно своей семье. Это тоже очень серьезный фактор.

Александр Геннадиевич, как Вы относитесь к идее партийного президента? И почему, на Ваш взгляд, президент не торопится возглавить "Единую Россию", которая называет себя "партией власти"?

В перспективе партийный президент - это абсолютно правильный подход. То, что президент не возглавляет и не входит ни в одну партию, тоже абсолютно правильно. У нас есть два пути: либо ждать, когда демократическое общество само по себе разовьется, но для этого надо пройти целый исторический период, либо попытаться подтолкнуть общество к созданию демократических институтов и институтов гражданского общества. Являясь членом какой-либо партии, подталкивать общество к формированию гражданских институтов президенту было бы достаточно сложно, поэтому он в данной конструкции, с моей точки зрения, выбрал единственно правильную модель, находясь "над схваткой".

То есть президент в равной степени должен поддерживать не только единороссов, но и следить за созданием и наличием других политических партий и структур гражданского общества в стране, таких как Общественная палата.

Хорошо, что сегодня ситуация меняется в связи с принятием закона о выборах в Думу по партийной, а не мажоритарной системе, и это дает возможность другим партиям набрать большее количество голосов, нежели они имеют в сегодняшнем парламенте, и не факт, что "Единая Россия" может набрать в 2007 году абсолютное большинство. При такой модели партия становится тем самым демократическим институтом, который и должен работать в стране.

Как Вы относитесь к сообщениям СМИ, которые прочат Вас в преемники президента?

Никак не отношусь. Это просто смешно. Безусловно, существуют определенные оппозиционные мне силы, и они, распуская подобные слухи, пытаются втравить меня в эти никому не нужные разговоры. Мне есть чем заниматься в ближайшие лет десять-пятнадцать, и я, поверьте, очень серьезно отношусь к тем задачам и планам, которые поставил перед собой как губернатор.

Если я доведу до конца тему Нижнего Приангарья и проекты заработают, если заработает в полную мощь моя мечта и мое детище - Национальный Сибирский университет, то я буду считать, что как губернатор создал все условия для того, чтобы на ближайшие пятнадцать-двадцать лет благополучие региона и его жителей не зависело от конъюнктуры цен на цветные металлы, и для того, чтобы у края было перспективное будущее, и это моя главная цель.


www.krskstate.ru/page.aspx?pageid=13569&article=26012

Док. 314471
Перв. публик.: 12.07.06
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 848

  • Хлопонин Александр Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``