В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры (аналитический доклад) Назад
Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры (аналитический доклад)
НБФ "ЭКСПЕРТНЫЙ ИНСТИТУТ"

Москва
январь 2007


СОДЕРЖАНИЕ


НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ    4
ПЕРЕКОС НА РЫНКЕ ТРУДА    5
ЧТО РЕФОРМИРУЕМ    6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ    8
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ    9
О КАДРАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ    11
ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС    12
ПУТИ ИЗМЕНЕНИЙ    15
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ    16
Эндаутмент    19
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ    20
ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА    22
СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ.    22
Среднее техническое образование.    23
Высшее профессиональное образование.    23
Послевузовское образование.    24
Особенности создания региональных университетских комплексов.    24
Возможные сроки и формы реформирования    25



Организации срочно требуется курьер с высшим образованием
(объявление в газете)
Позиция российского государства относительно системы образования проста до очевидности: пусть за образование платит тот, кому оно нужно. Если родители хотят дать своим детям приличное конкурентоспособное образование - пусть платят. Если им надо, чтобы их отпрыск отсиделся от армии, а дочка переждала до замужества в приличном обществе по приличному поводу - пусть платят. Если бизнесу нужны квалифицированные и компетентные работники и специалисты - пусть платит. Само же государство никак не может разобраться в собственных желаниях и эмоциях. С одной стороны, очевидно угрожающее цивилизационное отставание, требующее вложений в интеллектуальный потенциал и менеджмент знаний. С другой, - очевидно, что у отечественной экономики нет необходимости в таком количестве выпускников российских вузов. С третьей, - очевидное решение - введение системы бакалавриата - лишает нас одной из любимых форм публичного самовозбуждения с помощью мифа о лучшей в мире системе среднего и высшего образования. При этом российская высшая школа, как и вся сфера образования - закрыта от общества. После того, как государство почти ушло из сферы профессиональной подготовки, система высшего образования потеряла связь с "заказчиком" своей продукции - рынком труда, замкнулась сама на себя и самостоятельно оценивает свою эффективность. Сосредоточившись на зарабатывании денег любыми способами, российское высшее образование становится все более не адекватным времени, производству, технологиям, образу жизни.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что деньги за обучение платят одни - студенты, государство, а эффект (или его отсутствие) получают другие - работодатели, причем то, что эффект не совсем таков как ожидалось, становится явным только через 5-6 лет. Этот нарыв без участия бизнеса, формирующего рынок труда, вскрыть невозможно. Образование, тем более - специальное - никак не может быть делом только государства. Бизнес-сообщество может и должно быть экспертом качества образования, а также активно участвовать в выработке перспектив его развития. Оно заинтересовано в этом по определению: т. к. нуждается в притоке грамотных и компетентных специалистов, без которых невозможно развитие.
Безусловно, в формировании системы профессионального образования кроме работодателей должны активно участвовать также и родители и общественные организации. Площадка обсуждения образовательных реформ не может ограничиваться Минобром. РФ, хотя школа и университет - институты гражданского общества, они не должны и не могут быть трибуной всеобщего общественного мнения, о том, чему и как учить. Чтобы увязать все более или менее заинтересованные в решении этого вопроса стороны необходимо сформировать "вертикаль социального заказа": от государства и бизнеса - к ВУЗам, от ВУЗов - к средней школе, от средней школы - к школе начальной. Но это должен быть не исключительно чиновный заказ, как это уже было в Советском Союзе, а действующий экономический механизм, основанный на спросе и предложении, прогнозе развития экономики, и учитывающий инерционность системы подготовки специалистов.
Данный доклад подготовлен в рамках инициативного проекта "Образование" НБФ "Экспертный институт"
Руководитель авторского коллектива - к.с.н., профессор А.Нещадин.
Авторский коллектив - к.с.н. А.Нещадин, к.с.н. Н.Горин, д.ф.н., профессор, Г.Тульчинский
При участии О.Нещадиной и А.Хавиной.
Авторский коллектив благодарит руководителя департамента социальной политики РСПП Ф.Прокопова, Президента МГУПБ, академика РАСХН И.Рогова и эксперта НБФ "Экспертный институт" к.п.н. А.Николаева за предоставленные консультации и материалы.
Несвоевременные меры
Примета времени: высшее образование становится в России всеобщим, но при этом весьма "средним". Если анализировать объявления о вакансиях в газетах, то производству уже нужны секретари (извините, референты), администраторы (офис-менеджеры), продавцы (консультанты) и курьеры непременно с высшим образованием. Сегодня число мест в ВУЗах превышает численность выпускников школ на 20-30%. В 2000 году количество мест в государственных и негосударственных вузах страны превысило количество выпускников 11-х классов. А за последние 5 лет в вузы поступало на 200 тысяч человек больше, чем за это время окончило школы. По данным, официально озвученным Министром образования и науки РФ А.Фурсенко, сейчас в России насчитывается 32000 вузов и их филиалов. Это в 5 раз больше, чем было в советское время. В них учится в 2,5 раза больше студентов, чем в СССР.
Увеличение численности студентов - известный прием стерилизации избыточной рабочей силы среди молодежи. Например, им воспользовались в Америке, после Второй мировой войны, когда возвращавшиеся с фронта мужчины, обнаружили что их рабочие места заняты женщинами. Этот прием был оправданно применен и в нашей стране в период после перестройки и развала СССР в 1991-1995 годах.. Сегодня в европейских странах сроки образования увеличиваются до 16- 18 лет (школа+университет) т.к. из-за высокой средней продолжительности жизни европейцы все дольше могут быть успешны на рынке труда и рабочие места требующие высшего образования для молодежи не освобождаются. Но эта мера совершенно неоправданна в современной России. Сегодня на российском рынке труда скорее недостаток молодежи, чем ее избыток.. В будущем бизнес, общество и государство должны будут жить в условиях дефицита населения и возрастающей ценности трудовых ресурсов: население в трудоспособном возрасте в 2002 г. составило 87 млн человек; по наиболее вероятному варианту в 2025 г. составит около 70 млн, в 2050 г. - примерно 43 млн человек . Таким образом, каждый год объем трудовых ресурсов в России будет сокращаться примерно на 1 млн человек. Уже есть примеры, когда демографические проблемы и дефицит рабочих рук и квалифицированных кадров помешал осуществлению инвестиционных проектов в ряде российских регионов. Это означает, что люди, или, иначе говоря, человеческий капитал становятся главным и дефицитным ресурсом страны и основой ее экономического роста.

Динамика трудоспособной части населения России, в % (прогноз)

    2002 г.    2025 г.    2050 г.
Доля населения ниже трудоспособного возраста    19    13    9
Доля населения в трудоспособном возрасте    60    58    48
Доля населения старше трудоспособного возраста    21    29    43
Нагрузка на 1 трудоспособного    0,67    0,72    1,08


В этих условиях компенсировать демографический спад и его влияние на рынок труда возможно за счет сокращения сроков подготовки специалистов без потери уровня их квалификации.
Перекос на рынке труда
Негативная демографическая ситуация усугубляется еще и тем, что подготовка специалистов в большинстве ВУЗов не отвечает потребностям экономики ни по качеству, ни по количеству. Одна из основных проблем среднего и высшего профессионального образования в России - несоответствие выпускников требованиям работодателя как по квалификации, так и по численности подготавливаемых специалистов. Причем эта проблема не может быть решена в один момент. Даже при наличии политической воли: на подготовку специалистов затрачивается от пяти до семи лет. В тоже время российское образование становиться все менее профессиональным и не выдерживает конкуренции с западным. Приглашение специалистов, имеющих западное образование, в российские компании приобретает массовый характер. Одновременно можно заметить, что зарубежные университеты конкурируют с российскими за наиболее способную молодежь, а подготовка российских абитуриентов за рубежом способствует в первую очередь утечке мозгов.

Основополагающий недостаток отечественной системы профессионального образования ее не гибкость, то, что она не отвечает, и в нынешнем ее виде не способна отвечать наступившим изменениям в структуре экономики. Наблюдается странная ситуация: в результате некоторого роста производительности труда высвобождается избыток рабочей силы при этом парадоксальным образом по ряду специальностей существует ее острейший дефицит. Причин тому довольно много:

-    Прежде всего, это низкая заработная плата. В РФ она, по данным ФНРП, в 3 раза меньше зарубежной, где зарплата достигает 70% общей суммы издержек бизнеса.
-    Важную роль играют экономические, имущественные и психологические проблемы переезда в другие регионы, затрудняющие мобильность трудовых ресурсов.
-    Неразвитость рынка жилья: обеспечить переезд менеджера, юриста бизнес в состоянии, тогда как миграция работников массовых профессий существенно затруднена.
-    Многочисленные проблемы с привлечением иммигрантов. Проблемы эти во многом надуманны и обросли шовинистическими мифами. Достаточно сравнить довольно успешный опыт США, Швеции, Германии. В Канаде иммигрант получает гражданство через 3 года, тогда как в РФ сделать это сейчас весьма трудно.
-    Сложился очевидный перекос: перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров при практическом отсутствии станочников, наладчиков и других массовых профессий, что приводит к неоправданно завышенным зарплатам таким работникам.

В такой ситуации на первый план выходит создание гибкой и эффективной системы образования и профессиональной подготовки. Образование, вместе со здравоохранением - ключ к экономическому росту. За последние десятилетия большинство Нобелевских премий по экономике получено именно за разработки посвященные влиянию этих факторов на экономический рост. Если система образования гибко реагирует на рынок труда, то она сама, в свою очередь, способна влиять на рынок, количественный и качественный уровень экономического роста. Дальнейший экономический рост российской экономики предполагает качественные изменения подготовки рабочей силы и специалистов.
В настоящий момент в России не существует реально применимой программы реформирования профессионального образования. Основные реформы охватывают лишь некоторые части системы профессионального образования и не складываются в четкую модель. Некоторые из инициатив государственных органов по реформированию носят исключительно декларативный характер и не имеют под собой механизмов претворения этих проектов в жизнь.
К сегодняшнему дню устарела сама структура подготовки специалистов, нет прогноза потребности в кадрах. Отсутствует единое образовательное пространство, нет единых профессиональных, образовательных стандартов, единых образовательных программ. Не существует системы подтверждения квалификации. В настоящий момент ситуация становится критической как в связи с демографическим спадом, так и с постоянно разрушающейся системой профессионального образования.
Все это вызывает необходимость реформирования образования. Однако в рамках национального проекта вопрос реформирования образования не рассматривается. Как и в далекие 80-е годы, проблемы пытаются решить методом накачки бюджетных капиталовложений по худшему советскому образцу. Такое "пичканье" деньгами не решает, а в некоторой степени усугубляет имеющиеся проблемы. Вместе с тем, действительно существенные задачи и решения остаются в стороне.
Что реформируем
Структура предлагаемых образовательных услуг должна быть ориентирована на потребности рынка труда. Причем, не столько на текущие, сколько на перспективные потребности. Сегодня здесь сложились диспропорции: десятки тысяч специалистов гуманитарных и социально-экономических специальностей практически в каждом регионе оказываются невостребованными, в тоже время ощущается примерно такой же дефицит специалистов технических и естественно-научных специальностей. Ларчик открывается просто: себестоимость и, прежде всего, фондоемкость подготовки технических специалистов намного выше, чем гуманитариев. Поэтому региональные ВУЗы и многочисленные филиалы центральных ВУЗов в регионах предлагают не очень широкий набор специальностей гуманитарного и социально-экономического направления. Вторым важным фактором, обуславливающим такую структуру предложения образовательных услуг, является планирование ВУЗами числа учебных мест исходя из необходимости сохранения наличного контингента преподавателей кафедр и факультетов. Таким образом, сохранение нескольких десятков рабочих мест "доцентов с кандидатами" выливается в перепроизводство тысяч лишних специалистов.
Ситуация до степени "дежа вю" напоминает ту, через которую прошли бывшие государственные предприятия в 1989-1994 годах, когда сначала у работников было стойкое убеждение в том, что хозрасчет и переход на аренду с выкупом даст возможность зажить хорошо, поскольку до сих пор они производили востребованную продукцию, а государство всю прибыль у них забирало. После 1993 года, когда пришлось думать и о том, как продать, то что производишь, и восполнить оборотные средства, от этой убежденности они вдруг перешли к требованиям, по сути, снова взять предприятие на полное государственное обеспечение, потому, что оно имеет название "предприятие" и должно что-то выпускать: скажите что, а мы выпустим. Сегодня ВУЗы готовы выпускать любых специалистов, лишь бы за это платили. Технические ВУЗы готовы выпускать и выпускают (точнее вручают дипломы) по специальностям социолог, психолог, специалист по связям с общественностью, международной экономике и так далее. Видимо для обеспечения качественного образования большинство сквозных специальностей необходимо сосредоточить все-таки в профильных ВУЗах.
Если в 1995 году число "коммерческих" студентов в стране составляло всего 10% от общего числа, то сегодня это число возросло до 56% учащихся. В 2006 году из 1200 тыс.студенческих мест для абитуриентов, бюджетными были 528,6 тысяч мест. Тот есть сегодня основными заказчиками, реально оплачивающие образование становятся сами учащиеся и их родители.
Как не парадоксально, не смотря на то, что значительная часть абитуриентов платит за образование, что предполагает прагматические ориентации в выборе специальности, степень этого прагматизма остается весьма низкой. При наличии реального спроса на специалистов технического профиля (что в какой-то мере гарантирует трудоустройство), при, как правило, более низких ценах на образовательные услуги, контингент студентов техфаков формируется по остаточному принципу - из числа тех, кто не смог поступить на более респектабельные ( по мнению СМИ и родитедей) факультеты. Тоже самое можно сказать и о педагогических специальностях. Таким образом, как и во многих других случаях рынок не способен сам по себе обеспечить баланс между спросом и подготовкой специалистов различных профессий.
Существует несколько возможностей исправить положение. Первая - это планирование деятельности ВУЗов на основе регионального госзаказа на подготовку специалистов с учетом перспективных потребностей народного хозяйства и учреждений госсектора. Качество планирования легко проверить: уровень трудоустройства по специальности - вот тот важнейший показатель, на который можно и нужно ориентировать ВУЗы. Если объем государственного финансирования ВУЗа будут как-то завязан на этот показатель, то и механизм планирования будет исходить из более прагматичных критериев, чем сохранение рабочих мест преподавателей.
Второй механизм - профессиональная ориентация абитуриентов. И это касается в большей мере тех, кто обучается на платной основе, так как в отличие от "бюджетных студентов" они в праве за свои наличные выбрать любую специальность. Однако выбор этот должен быть осознанным, исходить как из возможностей трудоустройства, так и из знания собственных способностей. Нужно сказать, что уровень профессиональной ориентации студентов очень низок. Об этом говорят данные опроса 436 студентов первых курсов в Москве, С-Петербурге м Кургане, проведенного авторами доклада.
Выбор ВУЗа, по данным опроса в большинстве случаев определяется наличием специальности, на которую так или иначе ориентирован студент (32%) и возможностью получить качественное образование (29%). Однако, ориентация на профессию задаётся общественным престижем профессии (36%) и возможностью хорошо зарабатывать (37%). Ориентация на содержание труда самая низкая - около 6%. И это не удивительно, если основными источниками информации о профессии являются: родители, родственники, знакомые - 48%, СМИ - 12%, друзья - 8%, спецлитература - 10%, проспекты, буклеты - 5%, учителя, преподаватели 8%. Иначе - доля абитуриентов получившая информацию из квалифицированных источников не превышает четверти. Лишь 19% опрошенных отметили, что знакомы с характером и особенностями работы по избранной специальности, 58% указали на то, что знакомы с профессией лишь в общих чертах.
Студенты плохо представляют себе будущую профессию, а потому по мере конкретизации их представлений в процессе получения образования доля ориентированных работать по избранной специальности падает с 60% на первом курсе (!), до 30% на последних. Низкое качество профориентации уже с самого начала задает расхождение между профилем получаемого образования и содержанием будущей деятельности выпускника. В силу этого среднестатистический уровень профессиональной подготовки молодого специалиста даже при самом высоком качестве образования получаемого в ВУЗе оказывается незначительным.
Иногородние студенты, обучающиеся в Москве, отметили одним из главных мотивов поступления в ВУЗ возможность учиться в Москве, а в дальнейшем и получить после окончания ВУЗа работу в Москве или Московской области. Этот канал становится одним из весьма значительных для поддержания миграции в столицу наиболее квалифицированных специалистов из провинции.Причем, судя по опросу, в этом смысле С-Петербург менее привлекателен.
Сегодня работа по профориентации если и ведется центрами по трудоустройству, то весьма формально, по крайней мере, без учета прогноза потребностей специалистов тех или иных специальностей. Реально более или менее приемлемое качество профориентации могут обеспечить лишь управления по труду, работая во взаимодействии с учебными заведениями, предприятиями и учреждениями на основе перспективных планов развития регионов. Естественно для этого им необходимо передать соответствующие функции, а так же штатные и финансовые ресурсы.
Проблематика реформирования системы высшего образования, на наш взгляд, может быть сведена к ответу на следующие непростые вопросы: кого, чему, как и какими силами учить. К числу основных проблем в этой сфере относятся:
1.    Несоответствие структуры подготавливаемых специалистов потребностям рынка труда. Плохо когда люди платят деньги за образование, а потом не могут найти работу по специальности, вдвойне плохо, когда за это платит государство, с тем чтобы заплатить еще раз за переподготовку специалиста в системе трудоустройства. Иначе говоря, необходимо знать - сколько и каких специалистов нам нужно. Исходя из этого можно выстраивать финансирование государственных ВУЗов и систему профориентации на государственном, региональном и отраслевом уровнях.
2.    Несоответствие большинства действующих образовательных стандартов требованиям работодателя. Иначе говоря, нам необходимо определиться с тем, кого и чему учить
3.    Изменение информационно-технологической базы образования с учетом современных требований и потребностей студентов. В частности, речь должна идти о более активном и продуктивном использовании электронных информационных ресурсов. Это одновременно может способствовать автоматическому отсеву той части преподавателей, которая по тем или иным причинам окажется не способной адаптироваться к новой информационной среде.
4.    Изменение структуры и уровня профессиональной и научной подготовки преподавателей.

Образовательные стандарты
Популярная фраза "Забудьте чему Вас учили ...", живущая с советских времен, стала еще более актуальной. И не потому, что учили или учат плохо, а потому, что научили, да не тому, что реально востребовано работодателем. Излишняя идеологическая нагруженность высшего образования характерная для эпохи развитого социализма, уступила место его полной дезориентации относительно того, что должен знать и уметь специалист той или иной профессии. Наиболее выпукло это проявляется в подготовке менеджеров. Менеджер рассматривается как универсальный специалист способный управлять чем угодно. Поскольку объект его воздействия - человек, то программа нагружена в основном знаниями о человеке, в значительной мере экономическими знаниями, чуть-чуть правовой подготовки и менеджер готов. Такова, видимо, теоретическая схема, в соответствие с которой готовился соответствующий образовательный стандарт. Вместе с тем, реально работодателю нужен специалист совершенно другого качества: Это, прежде всего, специалист в той области, в которой он будет руководить людьми. Нет нужды доказывать, что для того, чтобы грамотно ставить задачи и контролировать их исполнение нужно хорошо знать ту работу, которую выполняют руководимые тобой люди. Между тем, именно профессиональных знаний такого рода нынешние менеджеры и не получают. А потому они способны более или менее успешно работать разве что в сфере торговли и различных офисах при условии некоторой доподготовки. На этом примере хорошо видна общая закономерность - нынешние образовательные стандарты создавались теоретиками, не имеющими конкретных представлений о той реальности, в которой работают специалисты. Во-вторых, исходя из принципа - чему можем научить, то и включим в стандарт. И так не только с менеджерами...
За прошедшие полтора-два десятка лет изменились реальные требования практически по всем специальностям. Но эти требования не нашли отражения в профессиональных стандартах, да и само это понятие для нас ново: существовавший ранее справочник должностей и профессий по своему содержанию (пока помолчим о его полноте) не соответствует тому, что можно назвать стандартом. А если нет профессионального стандарта, который бы четко указывал на требования к профессиональной подготовке специалиста, то, что взять с образовательного стандарта? А далее, как говорится: что заказываем, то и получаем - специалиста с дипломом, но без реальной готовности выполнять конкретную работу.
Сегодня в прессе достаточно часто раздаются предложения к представителям бизнеса, отраслевым объединениям предпринимателей самим взяться за подготовку профессиональных стандартов. И это в основе своей правильно, но абстрактно - для реализации этой идеи нужно как минимум иметь описание стандарта и соответствующие отраслевые структуры, которые могли бы грамотно выполнить эту работу при консультативной помощи экспертов-работодателей и их содействии в апробации разработанных документов. Работу эту должно все же инициировать, проводить и контролировать государство и начать с себя - с создания профессиональных стандартов в бюджетной сфере. А это в нашей стране более 40% занятых. Именно здесь нужны и более жесткие, более соответствующие реальности образовательные стандарты, поскольку качество работы специалиста здесь обнаруживается не сразу, как в бизнесе, а часто спустя годы, нанося материальный и моральный урон не сравнимый с потерями бизнеса.
Технологии обучения
К сожалению, за 30 с лишним лет со времени окончания авторами этого доклада ВУЗов, технология обучения практически не изменилась: лекции (хорошо, если не по бумажке и не в пределах стандартного учебника), семинары - вольный пересказ лекционного материала, практические занятия, на которых студенты тренируются в арифметике, экзамены или зачеты - тот же вольный пересказ, но скопом за весь курс. Конечно, кое-где и кое-когда бумажные плакаты и каракули на доске заменяют красивыми слайдами и профессиональными видеороликами - вот, собственно, и весь прогресс. И не случайно, проведенный нами опрос показал, что около трети студентов первых курсов (по данным уже упоминавшегося опроса) регулярно пропускают лекции (и это самооценка!). Среди главных причин - "неинтересные лекции" (19%) и "не вижу необходимости слушать то, что можно прочитать в учебниках" - 7%. Лишь треть первокурсников стремятся активно проявить себя на семинарах и практических занятиях, около половины готовятся к занятиям, но не проявляют себя, оставшиеся достаточно часто приходят на занятия не готовясь.
Между тем, общей мировой тенденцией в сфере образовательных технологий является усиление роли самостоятельной и творческой работы студентов. У нас это выражается в попытках увеличить долю практических занятий за счет некоторого сокращения лекционных часов. Реально же идет снижение уровня теоретической подготовки студентов, без существенного роста их готовности практически решать хотя бы стандартные задачи. Ответ на вопрос, почему в Европе снижение лекционной нагрузки привело к росту качества образования, а у нас наоборот прост. Все дело в качестве информационной базы обучения. Предполагается, что в высвобожденное время студент самостоятельно найдет необходимые для практических занятий материалы в монографиях, журнальных статьях и статистических справочниках. Между тем, картина ответов студентов первокурсников на вопрос "Как часто Вы используете для подготовки к занятиям следующие источники?" выглядит следующим образом:

    Конспекты    Учебники    Монографии и спецлитературу    Научную периодику    Информацию из интернета
Практически никогда    5,0    18,8    40,6    62,6    27,8
Достаточно редко    13,3    36,9    33,5    26,8    17,2
Достаточно часто    34,2    33,9    17,7    5,7    33,7
Постоянно    47,0    9,4    5,3    2,1    19,5
Нет ответа    0,5    0,9    3,0    2,8    1,8
Таким образом мы получаем следующую картину реальных приоритетов перечисленных источников информации: конспекты (81%), информация из интернета (53%), учебники (44%), монографии и спецлитература (23%) и научная периодика (8%).
Но материалы эти должны быть доступны студенту, быть в наличии в библиотеке ВУЗа, в крайнем случае, в научной библиотеке города. Реально же комплектация фондов провинциальных библиотек сегодня не отвечает потребностям обучения. Об этом говорят ответы студентов на вопрос о доступности перечисленных источников информации. Рейтинг доступности выглядит следующим образом: Рекомендованные учебники (82%), методички, учебные пособия кафедр (62%), монографии и спецлитература (59%), научная периодика 53%, словари и справочники (29%). И это по самым низким критериям.
В этой схеме есть лишь две традиционные возможности: усиление финансирования библиотек и централизация их фондов. Однако и то и другое имеет свои естественные пределы и пределы эти невысоки, не способны качественно изменить ситуацию. Иначе говоря, мы полагаем, что в области внедрения новых технологий обучения дело не в косности преподавателей, не желающих внедрять тренинги и творческие конференции студентов, а в качестве информационной среды, ресурсы которой используют и студенты, и преподаватели.
В качестве альтернативы традиционным учебникам и методичкам, могут выступить электронные информационные ресурсы. Наш опрос показал, что эти ресурсы в значительной мере уже активно используются студентами при подготовке к семинарам и практическим занятиям. Однако, кто из преподавателей не ощутил как низко качество используемой студентами информации из интернета? И большинству студентов это тоже известно - к использованию подобной информации их подталкивает лишь узость качественной информационной базы Рунета. Большая часть доступных студентам сайтов, откуда они получают информацию весьма некритична к размещаемым материалам. Можно конечно несколько повысить качество информации, давая студентам соответствующие адреса, но это лишь способ смягчить проблему, а не решить ее. Чтобы решить проблему, необходимы кардинальные шаги по созданию системы общедоступных электронных образовательных ресурсов в рунете. Такая система, на наш взгляд, должна включать в себя:
o    электронные версии базовых учебников и учебных пособий по основным дисциплинам;
o    электронные версии монографий ведущих ученых по актуальным проблемам науки;
o    электронные версии академических журналов, выходящих в реальном времени;
o    электронные версии диссертаций (по рекомендации диссертационных советов)
o    электронные версии конспектов лекций по основным дисциплинам ведущих ученых;
o    электронные версии статистических справочников, выходящих в реальном времени;
o    электронные учебные медиаресурсы;
o    электронные версии методических материалов.
Решающее значение имеет доступность, своевременность и гарантированное качество информации. Однако для этого необходимо решить не только технические вопросы, но и правовые. Размещаемая информация должна иметь статус официальной реферируемой публикации соответствующего уровня и защищенные авторские права. Подготовка материалов для образовательного сайта должна вестись на конкурсной основе и стимулироваться предоставлением грантов.
Такая система должна иметь два уровня пользования:
1.    Индивидуальный общедоступный и бесплатный;
2.    Коллективный - прежде всего это библиотеки учебных заведений. Этот уровень должен быть платным - подписным, с возможностью использования соответствующих материалов только в пределах читальных залов без права их копирования и распространения. Авторы и издатели материалов размещенных на этом уровне должны получать авторское вознаграждение. Однако, ресурсы этого уровня должны быть платными только вполне определенное время для каждого вида изданий, после этого поступать в общедоступное индивидуальное использование.
Кроме роста качества информационного обеспечения такая система способствовала бы повышению ответственности авторов за качество учебных и информационных материалов и соревновательность, за счет подсчета индексов обращений к соответствующим материалам.
В образовательном процессе также возникла проблема проведения лабораторных занятий по многим специальностям: Работа на современных приборах требует многомесячной специальной подготовки и специальных знаний, поэтому допуск к самостоятельной работе на них студентов невозможен. Необходима выработка новых методов проведения лабораторных работ с применением новых исследовательских приборов.Также возникли многочисленные проблемы при проведении практики студентов, особенно если в отрасли нет крупных предприятий.
О кадрах в системе высшего образования
Уже много писалось и говорилось о снижении уровня квалификации кадров ВУЗов: кандидаты и доктора катастрофически стареют, а молодежь весьма неохотно идет на преподавательскую работу. "Доцентов с кандидатами" все чаще заменяют вчерашними выпускниками, ориентированными на поиск более перспективной работы, а не на закрепление в системе ВУЗа. Даже те из них, кто, в конце концов, защищаются, достаточно часто находят местечко в бизнесе или госслужбе. Остаются те, кто по возрасту или иным причинам (включая полную неспособность заниматься практической деятельностью) не могут найти более доходную работу. Типичный преподаватель сегодня работает на полторы ставки в своем ВУЗе плюс по "четвертушке" в нескольких других - чаще всего, коммерческих ВУЗах и в филиалах. Естественно, что времени на научную работу и повышение квалификации просто не остается. Оставшаяся часть счастливчиков, работающих по грантам или совмещающих работу в ВУЗе с квалифицированной работой в солидных компаниях, в провинции погоды не делает. Получается, что специалистов готовят седые теоретики, да зеленая молодежь, не имеющая ни педагогического опыта, ни научной квалификации, ни маломальского практического опыта.
Дефицит практического опыта в системе подготовки специалистов массовых профессий ощущается особенно остро. Практический опыт преподавателей старшего поколения, если человек не совмещает работу в ВУЗе с квалифицированной работой в фирме или учреждении, оказывается устаревшим, не соответствующим сегодняшним реалиям. Молодежь же - такого опыта чаще всего не имеет: закончив ВУЗ молодой специалист в лучшем случае проходит обучение в аспирантуре и возвращается в ВУЗ. В худшем случае - занимает место ассистента сразу после окончания ВУЗа. Практики же, за исключением руководителей на пенсии, весьма неохотно сотрудничают с ВУЗами. Виной этому и низкая зарплата и низкий статус специалиста - практика со стороны в ВУЗе. И этот порочный круг не может быть разорван в рамках сложившейся системы, где ВУЗ работает сам по себе в отрыве от отраслевых НИИ и производственных структур отрасли.

Образование и болонский процесс

Как результат - высокие затраты на "дообразование" выпускников. Бизнес заявляет: работников надо учить с нуля, из вузов приходят выпускники, которых надо переучивать - лучше бы не учились вовсе. По данным ректора Высшей школы экономики Я.И.Кузьминова, в России затраты на "доподготовку" нового сотрудника составляют 40% стоимости подготовки работника, тогда как за рубежом не превышают 15%. Можно сказать, что бизнес несет серьезные издержки от некачественного образования и профессиональной подготовки.
В российском начальном и среднем специальном образовании явно спутаны функции общей социализации и профессиональной подготовки. Некоторым довольно простым профессиям, например - обрубщика, в России готовят 3 года. Для сравнения - в КНР разным рабочим профессиям соответствуют и разные сроки обучения - вплоть до очень сжатых. Разумеется, образование не может регулироваться исключительно рынком труда, обслуживая исключительно сиюминутный заказ. Образование - социальный тренд, оно решает и общую задачу социализации новых поколений. Так, развитие современных технологий все больше требует именно высшего образования, которое является в современном мире элементарной "путевкой в жизнь", становясь базовым условием жизненного успеха и самореализации. Но это должно быть другое образование. Для такой базовой социализации достаточно образование на уровне бакалавриата. Диплом бакалавра должен стать свидетельством общей компетенции- той самой "путевкой в жизнь". И гарантировать ее - главная задача государства. Бизнесу бакалавры не нужны. Ему нужны специалисты высшей квалификации, которых можно готовить, в ВУЗах и корпоративных учебных заведениях, в том числе - по заказу гос- и бизнес-структур. Экономике и стране как воздух необходимо участие успешного бизнеса в образовательном процессе. Бизнес - аккумулятор основного интеллектуального капитала современного общества. Об этом уже много говорилось в начале. Реальный бизнес и реальное производство, тем более - продвинутые, всегда на корпус, на пол-корпуса, но опережают систему образования и профессиональной подготовки. В учебных курсах, программах и учебниках обобщается и транслируется чей-то успешный реальный практический опыт - не более, но и не менее, поскольку тем самым этот опыт получает более широкое распространение. В условиях жесткой конкуренции, быстрого изменения вкусов потребителей, внешней среды бизнеса, появления новых технологий, продуктов нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе. Нужно продолжать учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности. И в этом плане сугубо академические программы учебных заведений оказываются не всегда полезными. Мировой опыт в этом плане довольно различен. В Японии предпочитают готовить специалистов на предприятии и в корпоративных учебных заведениях. В Германии бизнес предпочитает иметь дело с уже подготовленным специалистом. Но доучивают везде. На дообучение, а то и переучивание их выпускников уходит иногда до полутора лет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по всему миру компании создают специальные центры, где сосредоточены обучение персонала, управление знаниями, проведение исследовательских проектов. Очевидно, Россию тоже ждет развитие корпоративных учебных заведений, включая как средние специальные, так и университеты. Возрождение и создание таких образовательных центров идет в последние годы довольно активно. Примером создания такого центра является корпоративный университет компании "Северсталь", получивший официальную регистрацию еще в 2001 году. Создание этого университета, по словам его руководителя Д.Афанасьева, "способствовало тому, чтобы между объединенными волей акционеров предприятиями холдинга возникли общий взгляд на управление, единый язык, нормы, правила ведения дел. Такой корпоративный университет помогает в выработке общих подходов к решению принципиально новых проблем, общих стандартов управления в группе и таким образом - общей культуры". Действительно, помимо непосредственного обучения сотрудников компании, эти учебные заведения решают еще две немаловажные задачи. Во-первых, они позволяют обобщить опыт и знания, накопленные корпорацией. Во-вторых, - сформировать единую корпоративную культуру предприятия и закрепить ее уникальную систему ценностей.

Пожалуй, самым известным в России примером корпоративного вуза можно считать РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, отметивший недавно свой 75-летний юбилей. Сегодня в числе попечителей вуза числятся все крупнейшие компании, действующие в нефтегазовом секторе. Именно эти компании зачастую направляют своих работников на обучение в профильный университет и оплачивают их обучение. Кроме того, многие лекции читают непосредственно организаторы производства, представители компаний, на базе которых организуется производственная практика, а для выпускников проводятся ежегодные ярмарки вакансий. В сохранении сложившейся еще в царской России и СССР системы отраслевых вузов заинтересованы и отраслевые министерства. Например, по словам министра транспорта РФ И.Левитина, "Мы хотим, чтобы вузы, которые находятся сейчас в ведении Минтранса, так и остались, так как это база для подготовки специалистов для транспорта". Образование попечительских советов, вхождение в них представителей бизнеса и профессионального сообщества позволяют интегрировать ресурсы и сделать деятельность вуза прозрачной. В тотальной приватизации вузов нет никакой необходимости. Речь идет об упорядочении организационного и финансового влияния. Кстати, решение этой задачи во многом облегчает закон об автономных организациях.

Помимо традиционных учебных заведений все большей популярностью в последнее время стали пользоваться "виртуальные университеты". Речь идет о корпоративных системах электронного дистанционного обучения, которые активно начали формироваться в конце 1990-х годов. За рубежом к этому времени окончательно отказались от телевизионных и видео-лекций и откровенно неудобных электронных учебников с неудобным для работы текстом на экране компьютера. Современная система дополнительного образования представляет собой программную оболочку, которую размещают на сервере внутрикорпоративной сети или на сервере провайдера. В нее загружают сетевые курсы, доступ к которым открыт с любого рабочего места корпоративной сети или через окно браузера. Если, например, в США, свыше 62% предприятий с численностью свыше 1000 человек уже внедрили такие системы, то в России их используют лишь некоторые крупные компании: "Сибнефть", "Русал", "ЮКОС", "Татнефть", "Северсталь", "Вымпелком". Проблема развития такого подхода, помимо прочего, связана с тем, что компаниям приходится каждый раз заказывать в вузах необходимые профильные программы, поскольку спектр предложений таких разработок пока еще невелик.

Рационально не участвовать в конкуренции зарплат, а выводить соответствующие социальные инвестиции в человеческий капитал. В.А.Цырлин предложил четко отличать человеческий капитал от Human Resource (HR). Если HR - совокупность всех человеческих ресурсов, используемых бизнесом, то человеческий капитал - те, кто могут двигать производство, реализовывать инновации. И таких людей не сотни и тем более - не тысячи, а десятки, если не считанные единицы. И жалеть денег на поиск и подготовку, фактически - выращивание таких людей не стоит. Поэтому НЛМК ежегодно доплачивает 120 000 рублей студентам, поступившим в московские вузы на договорной основе. 17 000 рублей доплачивается тем, кто проходит практику на НЛМК. Кроме того, существует программа для молодых специалистов, по которой они (подав специальное заявление) в течение года учатся у ведущих специалистов, опытных ветеранов с последующей защитой разработанных самостоятельно проектов. По этой программе такой молодой специалист получает единовременно 20 000 рублей и ему ежемесячно доплачиваются еще 3000 рублей. На "Норникеле" стремятся всячески сократить сроки дообучения выпускников вузов: в настоящее время этот срок удалось снизить с 1,5 лет до 8 месяцев. Для этого используются ранняя вербовка, производственная практика студентов. Учитывая, что молодые люди, окончившие высшие или средние специальные учебные заведения сегодня фактически не имеют доступа к рабочим местам, совместно с органами службы занятости Норильска, Красноярского края, Мурманской области разработаны специальные программы "Рабочая смена" и "Стажеры", которые дают возможность молодым людям получать работу на предприятиях компании. На основе открытого конкурса создаются учебные места со специальными программами обучения и адаптации. За год прием по этой программе составляет около 450 работников, которые по уровню подготовки и желанию работать превосходят тех, кто привлекается в рамках свободного найма. Особое внимание уделяется перспективной молодежи, подготовке будущих "инноваторов", способных дать новые импульсы развитию производства.

Поэтому, на наш взгляд совершенно логичным будет массовая подготовка студентов в объеме бакалавриата, после чего происходит гораздо более осознанный выбор специальности. Далее бакалавр доучивается в течение 10-15 месяцев, если имеет призвание и возможности до получения звания специалиста или проходит подготовку в магистратуре для реализации себя в научной или учебной сфере. Причем финансирование обучения бакалавра до специалиста может быть комбинированным за счет госзаказа, средств предприятия, на котором будет работать выпускник, или за счет образовательного кредита. Для этого переход для продолжения образования от бакалавра до специалиста должен быть предусмотрен в новых образовательных стандартах.
Поэтому Болонский процесс, по вопросу внедрения которого до сих пор ломаются копья, на практике уже внедряется крупными корпорациями и они не видят сегодня особой разницы между бакалаврами и специалистами, которые выпускают наши ВУЗы по качеству подготовки. Доучивать и переучивать за свой счет предприятиям приходится и тех и других.
Таким образом в России уже складывается система первоначального высшего или продвинутого среднего специального образования, система подготовки специалистов для работы на конкретном производстве, магистратура для подготовки научных и учебных кадров и система МБА для подготовки среднего звена управления в бизнесе.

Пути изменений
Национальная программа по образованию предусматривает выделение дополнительных средств для развития 10-20 университетов, признанных ведущими в России. На это отпущены довольно крупные средства: иногда возможный грант превышает двухгодичный бюджет ВУЗа (правда сопровождается большими целевыми ограничениям). На место ведущих могут претендовать весьма небольшое число университетов России, тогда как основную массу из более чем 600 государственных составляют отраслевые и региональные ВУЗы, разные по численности студентов и качеству образования, которым похоже предлагается выживать (или исчезать) по законам естественного отбора.
Однако созданная в советские времена система высшего образования имела свою логику, свои плюсы и минусы. Отраслевые институты, в том числе региональные, являлись основой подготовки специалистов для всех отраслей, ориентируясь на потребности экономики региона и лишь затем - страны. Именно они в первую очередь определяли технический и технологический уровень отраслей советской экономики. Иначе говоря, система ориентировалась на приближение мест подготовки специалистов к местам их будущей работы. Пробелы в образовании ("забудьте чему вас учили ...") восполнялись трех-четырехлетним периодом "дообразования" на производстве, по существу за государственный же счет.. В каждой области был организован педагогический институт (теперь чаще всего университет): для того, чтобы молодежь могла получать высшее образование на месте, а не для того, чтобы пополнять ряды учителей. Самой страшной угрозой для студентов-педагогов было: "кто плохо учится - пойдет работать в школу". При этом значительная часть педагогов по образованию пополняла ряды советской и партийной бюрократии, а так же восполняла недостаток специалистов других специальностей. Основу этой оплачиваемой государством системы составляла капитальная теоретическая подготовка студентов и масса предметов "про запас", расширяющих кругозор студентов и позволяющих им развиваться дальше и встраиваться в экономику страны, в том числе, и не по полученной специальности. Например, экономисты изучали техническое черчение, а технологи получали солидный кусок фундаментальных знаний по философии и другим гуманитарным дисциплинам.
Настало время, в целях подгонки системы образования к современным, а главное, будущим требованиям экономики, рассортировать имеющиеся у нас государственные и негосударственные ВУЗы и определить, что в наличии имеется весьма незначительное количество действительно конкурентноспособных университетов, небольшое количество ведущих высших отраслевых школ и остальные ВУЗы, которые не попадают под эти определения и могут называться региональными, и каковые в первую очередь должны быть реформированы с учетом ориентации на потребности региональной экономики. При этом государство может себе позволить финансировать подготовку в таких ВУЗах только тех специалистов и в таких объемах, которые действительно востребованы в регионе.
Особое место занимают проблемы развития сети филиалов центральных ВУЗов в регионах. В адрес филиалов сегодня звучит основная масса нареканий по качеству образования. В целом, деятельность филиальной сети ведущих ВУЗов имеет положительное значение, позволяя продвинуть наработанные образовательные технологии и их методическое обеспечение в провинцию. Взаимодействие с филиальной сетью способно оказать положительное влияние и на региональные ВУЗы. Но здесь, по крайней мере, две проблемы:
1.    Филиалы, как правило, ориентируются на текущие запросы абитуриентов и их родителей, а не на потребности региона в подготовке кадров. При этом они оттягивают на себя значительную часть выпускников, которые могли бы обучаться по нужным региону специальностям. Отсюда часто негативная позиция региональных властей по отношению к деятельности филиалов.
2.    В ряде случаев имеет место чисто формальный характер связей между центральными ВУЗами и их филиалами. Некоторые центральные ВУЗы имеют филиалы почти во всех субъектах России, при таком их количестве какой-либо контроль за качеством учебного процесса, его методическим и информационным обеспечением естественно теряется. Отсюда нарекания на низкий уровень учебной деятельности филиалов. Вероятно, необходимо ограничить количество филиалов у каждого отдельного ВУЗа, каким бы авторитетом он не пользовался, и установить определенные показатели, в соответствие с которыми филиал мог бы рассматриваться именно в этом статусе, а не в качестве, самодеятельного учебного заведения, действующего под той или иной вывеской: например, обязательность стажировки определенного количества преподавателей в ВУЗах-учредителях.
К разным по уровню ВУЗам, должны быть сформированы разные требования, исходя из реальных задач, которые они должны решать.Самые разнообразные рейтинги ВУЗов заполонили все СМИ. Если раньше социологические исследования проводили любые организации, не имеющие ни квалификации, ни опыта, то сегодня это место заняло рейтингование всего и вся. Повальное увлечение рейтингами ВУЗов, которыми занимаются разные организации, чаще всего не учитывают разницу в требованиях, стремясь изобрести "вечный двигатель" для оценки ВУЗов. При этом часто упускается немаловажное значение того для чего и для кого делается тот или иной рейтинг.
Автономные учреждения

Большинство государственных университетов работает сегодня в режиме государственных предприятий, с некоторыми элементами автономии в системе расстановки и подбора кадров (выборность ректоров, заведующих кафедрами и назначение профессоров на конкурсной основе), но с сильной зависимостью в сфере управления финансами и имуществом. Несмотря на то, что ВУЗы являются государственными предприятиями, их руководители только утверждаются вышестоящей организацией по подчиненности, а избираются коллективом. Финансирование же высшего учебного заведения зависит от его статуса и количества студентов, набираемых на бюджетные места. Чаще всего, если разделить отпускаемые из бюджета деньги на количество студентов, учащихся на бюджетных местах, то по многим специальностям, особенно техническим, которые требуют больших затрат, например на оборудование лабораторий, получается, что эти средства не покрывают расходов на подготовку специалиста. В результате этого практически не производится достаточное расходование средств на амортизацию, обновление учебных материалов и обеспечение учебного процесса. Структура затрат по подготовке специалистов непрозрачна. Неизвестно сколько стоит обучение студента в отраслевом институте, региональном университете, или престижном университете федерального значения. Единственное законодательно признанное ранжирование заключается в том, что финансирование университетов превышает финансирование институтов и поэтому так велико стремление даже технических ВУЗов назвать себя университетами. При этом государственные ВУЗы не могут пользоваться свободно своими доходами, например от аренды недвижимости и неиспользуемого оборудования.
Закон "Об автономных учреждениях" принят Федеральным собранием и подписан Президентом. Закон предусматривает создание нового типа государственного учреждения - автономного учреждения. Предполагается, что автономные учреждения будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от государственных и муниципальных учреждений будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения.
Согласно Закона, .автономное учреждение будет осуществлять свои функции в качестве юридического лица, наделенного определенным имущественными и личными неимущественными правами Введение нового типа государственного учреждения, совместно с рассматриваемым сегодня законопроектом о капитальных фондах, создают новые условия для дальнейшего развития образования.

Переход к ВУЗов к АУ создает предпосылки для подсчета стоимости обучения студента по определенной специальности в ВУЗе определенного типа. Это необходимо для того, чтобы ВУЗы могли на основе этой информации более разумно строить свою коммерческую деятельность, и для того, чтобы государство могло адекватно и целенаправленно финансировать обучение необходимых ему специалистов. Сейчас зачастую по ряду специальностей происходит перекрестное субсидирование, когда, например, оплата коммунальных услуг производится из денег, выделяемых бюджетом, за счет чего уменьшается стоимость подготовки специалистов на коммерческой основе по сравнению с "бесплатниками". Особенно сложное положение создалось у ВУЗов, имеющих собственные общежития, так как плата студентов за проживание, включая коммунальные расходы и особенно электроэнергию студентами составляет не более 20% фактических расходов, а эксплуатация общежитий государственным финансированием Вузов не предусмотрена в полном объеме.
Переход ВУЗов к форме автономных учреждений и неизбежная их коммерциализация создадут несколько проблем.
Первая проблема, которая стоит при введении системы АУ - это установление, как уже делается в системе среднего образования, научно-обоснованного подушевого финансирования студентов. При этом будет экономически обоснован тот, в общем-то, лежащий на поверхности факт, что подготовка специалистов в технических ВУЗах стоит дороже, чем обучение гуманитарным и другим наукам. Техническое образование подразумевает под собой содержание лабораторий, испытательных стендов и тому подобное. Установление экономически обоснованных нормативов, покрывающих реальные затраты высших учебных заведений на подготовку студентов создадут такую экономику образования, в которой значимость государственного заказа будет весомой для ВУЗов, а значит действенным инструментом влияния государства на качество обучения и подготовку достаточного количества нужных стране специалистов.

Вторая проблема заключается в том, что, к сожалению, большинство высших учебных заведений, оставаясь по сию пору бюджетными, не имеют коммерческого опыта, кроме как в рамках дополнительного набора платных студентов. Недавно, после пожара на Черкизовском рынке, выяснилось, что частью площадей, на которых он расположен, владеет некое высшее учебное заведение. Представляя обороты этого торгового заведения, интересно узнать, какой процент прибыли получает этот ВУЗ за аренду площадей. Не думаем, что эта значительная сумма. Коммерциализация ВУЗов при отсутствии опыта и специалистов это вещь довольно опасная, этот процесс потребует создания в структуре ВУЗов новых подразделений, направленных на коммерческую деятельность и управление активами. Сейчас в стране уже накоплен некоторый опыт в этой сфере: многие негосударственные ВУЗы являются полностью рентабельными и неплохо освоили рыночные виды деятельности, не получая при этом государственного заказа. Можно конечно ставить вопрос о качестве даваемого ими образования, но это уже вопрос к Рособрнадзору.

Третья проблема - распределение активов между учреждением и государством. Если учесть, что многие ВУЗы имеют значительные учебные площади и земельные участки в центре городов, возникает опасность в распределении активов не прозрачным образом в пользу третьих лиц.
Недавняя история, показывает нам, что момент перехода предприятия к рыночным отношениям является наиболее опасным с точки зрения сохранения им своих ресурсов. Разрешение автономным учреждениям брать кредиты, в том числе под залог имущества и недвижимости может привести к довольно неприятным казусам, которые мы уже наблюдаем в промышленности около пяти лет. Завладение имуществом ВУЗов может идти и по пути приватизации, и по пути залогово-кредитной кабалы. В подзаконных актах нужно довольно четко отследить возможности распоряжения зданием и землей. Сделки и операции связанные с ними должны быть наиболее прозрачны. Открытость и перенос корпоративных систем управления в ВУЗы сегодня просто необходимо.

Четвертая проблема - организация внешнего и внутреннего финансового мониторинга АУ. Основой для стабильного финансового положения АУ (впрочем, и других форм ВУЗов) должна стать система постоянного финансового мониторинга и анализа финансовых потоков. Финансовый мониторинг должен регулярно:
- анализировать издержки и при необходимости предлагать введение системы бюджетирования по тем или иным направлениям;
- анализировать объемы и сроки поступления средств от тех или иных направлений деятельности подразделений, готовить предложения для проведения детальной ревизии убыточных или малоприбыльных направлений деятельности;
- разрабатывать предложения по изменению стоимости платных образовательных услуг совместно с профильными подразделениями;
- определять размер накладных расходов по тем или иным видам научно-исследовательских работ и образовательных услуг;
- разрабатывать предложения для формирования финансового плана ВУЗа и финансовых заданий подразделениям.
Проведение подобной работы силами работников ВУЗов невозможно и требует привлечения финансовых консультантов. Эта работа должна быть проведена в первоочередном порядке и может быть проведена как консультантами, так и специалистами финансовых служб отраслевых предприятий, в виде оказания спонсорской помощи. Финансовый мониторинг не надо путать с аудитом, это абсолютно разная деятельность с разными задачами.
Опыт проведения реформирования в промышленности показывает, что переход к АУ является сегодня определенным компромиссом, когда наиболее "сильные" учреждения будут стремиться к своей самостоятельности, иногда переоценивая свои силы, а наиболее "слабые" учреждения будут максимальное время оставаться полностью государственными и требовать за это дополнительные льготы и увеличения бюджетного финансирования. Поэтому разработка критериев, которые могли бы дать оценку возможности и эффективности перехода ВУЗа к системе АУ является одной из первостепенных задач.
Эндаумент
Для финансирования некоммерческих, в том числе научных, организаций за рубежом широко используются капитальные фонды (endowments). Капитальные фонды, или ресурсный капитал представляют собой принадлежащие научным, либо другим общественным организациям активы (имущество), как правило, изначально возникшие в результате особого пожертвования , и используемые для получения дохода. Активы таких фондов не могут быть потрачены либо проданы, но используются для получения дохода, который расходуется на уставную деятельность организаций. Управление активами в этом случае делегируется профессионалам. Наиболее значительны эндаументы университетов США. Этот факт часто называют в качестве одной из причин лидирующего положения, занимаемого в мире наукой США. Наличие капитального фонда в университете позволяет обеспечить стабильность исследовательских программ и возможность привлечения как лучших преподавателей так и лучших студентов. Организаторы эндаументов оказывают огромное влияние на этот процесс, самостоятельно приглашая часть преподавателей или выделяя специальные стипендии для студентов. Общий объем университетских капитальных фондов в США превышает 200 млрд. долл. В Англии эта величина - около 5 млрд.долл. Фонды Оксфорда и Кембриджа составляют в сумме 4 млрд. долл., остальных британских университетов - еще 1 млрд. Многие рядовые ВУЗы США имеют капитальные фонды небольшого размера либо не имеют вовсе. В то же время многие из лучших университетов имеют значительные по размеру капитальные фонды. В 2001 году 39 учреждений (29 из них частные и 10 государственные) имели собственные капитальные фонды, превышающие 1 млрд. долл. Недвижимость составляет в среднем только 3% активов эндаументов американских университетов, но в ведущих университетах (Гарвард, Иель, Стенфорд, Принстон) ее доля достигает около 15%. Эндаументы этих университетов возникли благодаря первоначальному земельному вкладу, к которому потом добавлялись финансовые пожертвования. Например Стенфордский университет в Америке: семья Стенфордов передала в свое время земельные владения университету, который теперь носит имя Стенфордский. Эти владения и сейчас частично используются в коммерческих целях, принося доход, направляемый на финансирование университета, его научных и образовательных программ. Налоговое законодательство США относит фонды университетов к общественным благотворительным организациям, которые имеют льготный налоговый режим и освобождаются от налога на прибыль.

Путь создания капитальных фондов для поддержания научной и образовательной работы видится наиболее приемлемым ориентиром развития системы университетских комплексов в России. Увеличение капитализации может происходить со стороны государства, путем передачи в его собственность малоэффективных отраслевых НИИ вместе с правами на ранее принадлежавшие им земельные участки, части пакетов акций ведущих предприятий отрасли, принадлежащих сейчас государству, за счет частных пожертвований и т.д. В этом случае будут необходимы управляющая компания, введение системы контроля, которые сегодня в ВУЗах отсутствуют, но может быть использован в этих целях и частный капитал.
В ближайшее время Минэкономразвития РФ планирует внести на рассмотрение Правительства РФ проект закона о формировании и использовании фондов целевого капитала (так по-русски принято называть эндаументы). Это один из немногих законов, который разрабатывался при активном участии гражданского общества, в том числе Российского союза промышленников и предпринимателей. При подготовке закона самыми спорными оказались вопросы налогообложения средств выделяемых на благотворительные цели. По предложению РСПП часть средств, направляемых на благотворительность, должна была бы учитываться в качестве издержек, чтобы уменьшить налогообложение прибыли. Дело в том, что Налоговый кодекс предусматривает, по сути, двойное налогообложение благотворительных взносов: сначала налог уплачивает коммерческая структура-жертвователь, потом налог на прибыль или доходы платят получатели этих денег. Налогом на прибыль облагаются даже чисто благотворительные организации, не ведущие абсолютно никакой коммерческой деятельности. В соответствии с Налоговым кодексом только вклады в уставный капитал при формировании благотворительных фондов освобождаются от налогообложения, последующие взносы расцениваются как внереализационный доход и облагаются налогом на прибыль. Так что фактически основным выгодополучателем от благотворительности сегодня в России оказывается бюджет и Минфин РФ. Министерство финансов РФ и выступило главным противником эндаументов поскольку опасалось, что целевые фонды дадут бизнесу возможность уклоняться от уплаты налогов. Поэтому РСПП отозвал свое предложение, чтобы ускорить принятие законопроекта. В результате принято положение, что жертвователь средств не получает никаких налоговых льгот. Несмотря на то, что предложенный МЭРТ законопроект "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" консервативен, главное - запустить его в действие с тем, чтобы отработать механизм финансирования НКО и фондов целевого капитала (эндаументов), - прокомментировал этот шаг Президент РСПП Александр Шохин. Тем не менее, в связи с принятием закона предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс, предполагающих освобождение от налогообложения взносов в эндаументы, доходов от инвестирования средств фонда и средств, получаемых из эндаументов по целевому назначению.

Другим спорным моментом стал вопрос привязки целевых фондов к конкретным образовательным или культурным учреждениям и механизм контроля расходования средств. Представители ВУЗов хотели бы исключить ситуацию, когда создатели эндаумента могли бы диктовать свою волю по вопросам образования и по своему усмотрению давать или не давать средства целевого фонда. Представители потенциальных жертвователей хотели бы сохранить возможность контроля над тем, чтобы выделенные ими деньги пошли на заявленные цели и расходовались бы эффективно. В мировой практике это противоречие решается гармоничным представительством жертвователей, получателей средств и общественности в совете по использованию целевого капитала. Так же следует заметить, что большая часть участников эндаументов в мире - благодарные выпускники, добившиеся успеха в жизни.

Таким образом величина эндаумента становится показателем эффективности работы ВУЗа.

Университетские комплексы


Если отвлечься от 15-20 университетов, чьи названия на слуху, а финансовое положение и количество и качество абитуриентов, желающих в них обучаться не так плохо, то реальное реформирование должно касаться 800-900 государственных и негосударственных ВУЗов регионального и отраслевого значения. В этой ситуации наиболее оптимальным для стабильного развития системы высшего образования в России, по всей видимости, будет путь создания отраслевых и региональных учебно-научных комплексов, называемых еще университетскими путем объединения как юридических лиц отраслевых научно-исследовательских институтов, отраслевых центров (государственных или академии наук) вместе с крупными учебными центрами. Это дало бы возможность усилить их научный потенциал и учебную составляющую, повысить экономическую эффективность за счет объединения и профессионального управления их капитальными фондами.

Подобные университетские комплексы смогут быть конкурентоспособны за счет более полного использования совокупного потенциала входящих в них учебных и научных организаций. Это позволит получить интегральный эффект от единства учебного, научного и инновационного процессов различных видов учебных заведений во взаимосвязи с экономической и социальной сферой. Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней позволит экономить государственные средства и сделает подготовку студентов экономически более эффективной. Университетские комплексы должны будут функционировать на основе организационного, учебно-методического, научного и информационного взаимодействия между всеми вошедшими в них структурами, при равенстве и учёте их интересов.

В мировой практике существуют три возможных типа университетских комплексов.

Первый тип: университетский комплекс - университет (единое юридическое лицо), создаваемое путём интеграции различных образовательных, научных, конструкторских, технологических, производственных, инновационных, социальных и иных учреждений и организаций как структурных подразделений университета. Структурным подразделениям могут быть предоставлены полномочия юридического лица по доверенности. Вхождение образовательных, научных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных учреждений и организаций в состав университетского комплекса в качестве структурных подразделений университета производится по решению Правительства РФ в установленном порядке. Статья 85 Бюджетного кодекса РФ позволяет теперь объединять средства разных уровней бюджетов. По сути дела, первый тип университетского комплекса - это создание единого регионального университета, объединявшего уже работающие в регионе ВУЗы (как правило, на базе педагогического).

Второй тип: университетский комплекс (региональный, межрегиональный, отраслевой) - ассоциация образовательных, научных, инновационных, производственных, социальных и иных учреждений и организаций различного профиля, ведомственной принадлежности и форм собственности, является некоммерческой организацией с правами юридического лица. Университетский комплекс - ассоциация создаётся её членами по согласованию с федеральными (региональными) органами управления образованием в добровольном порядке. Члены ассоциации сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Возможна передача членами ассоциации части своих полномочий университетскому комплексу с согласия соответствующих федеральных (региональных, муниципальных) органов управления, в ведении которых они находятся. При этом лицензия и свидетельство о государственной аккредитации выдаётся высшему учебному заведению - члену ассоциации по решению Совета ассоциации.

Третий тип: ассоциация - университетский образовательный комплекс, не имеющий статус юридического лица, в котором университет играет роль центра учебно-методического обеспечения образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, независимо от их профиля, ведомственной подчинённости и форм собственности. Все образовательные учреждения и организации, входящие в состав образовательного университетского комплекса, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Их отношения с университетом осуществляются на основании договоров о совместной деятельности.

Все типы университетских комплексов имеют как свои преимущества, так и свои определённые недостатки, и выбор того или иного варианта определятся особенностями социально-экономического развития того или иного вуза. Особую роль университетский комплекс может сыграть в активизации научной деятельности. Совершенно очевидно, что только крупные учебные объединения в союзе с научными заведениями способны успешно решать задачи подготовки кадров, выполнять масштабные научные, экономические и социальные проекты.

Задачи университетского комплекса

Образовательные задачи комплекса вытекают из особенностей конкуренции на рынке образовательных услуг.

Система образования должна представлять собой структуру, включающую в себя разнообразные образовательные и научные организации и обеспечивающие открытость, непрерывность образования и возможность вхождения в него на любом образовательном уровне. Структура должна обеспечивать высокое качество подготовки абитуриентов и выбор "своих" студентов, подготовку специалистов в соответствии с качественными требованиями со стороны промышленности и научных организаций и в количествах, покрывающих потребность отрасли в специалистах, получение второго высшего образования, повышение квалификации, оказание платных консалтинговых услуг, подготовку научных кадров в аспирантуре и докторантуре.

Задачи комплекса в области научных исследований заключаются в обеспечении их качества не ниже мирового уровня, создания системы финансирования задельных исследований, сокращение издержек на проведения исследование за счет совместного использования материально-технической базы комплекса, более полного использования человеческих ресурсов. Также необходимо не создавать ненужной конкурентной борьбы между структурами комплекса, ориентируясь на совместную разработку проектных предложений и предложений для участия в тендерах на проведение научных исследований.
Структура университетских комплексов.

Исходя из образовательных задач, структура должна включать в себя: учреждения довузовской подготовки, собственно высшие учебные заведения и структуры послевузовского образования.

Учреждения довузовской подготовки

Учреждения довузовской подготовки: профильные школы и лицеи, 2-х годичные, 1 годичные и 6 месячные подготовительные курсы. Задачей подготовительных учреждений должно быть не подготовка к экзаменам, а подготовка к обучению в ВУЗе и осознанный выбор специальности. Как показало проведенное нами социсследование, значительное число студентов 1 курса отметили, что имеющихся у них знаний не хватает для обучения в университете, что они имеют смутное представление об избранной специальности, мотивами для поступления в университет были: получить вообще высшее образование, высокая вероятность поступления в ВУЗ. Информация об университете во многих случаях была получена студентами из справочников абитуриента. Поэтому возможным выходом будет создание 2-х годичных подготовительных курсов, как очных, так и в форме дистанционного обучения. Причем оплата за обучение может быть разной, в зависимости от итогов собеседования, в целях отбора талантливой молодежи. Особо для столичных ВУЗов стоит вопрос об организации отбора в других регионах России.

Среднее техническое образование.
Включение в состав университетских комплексов колледжей и техникумов как его подразделений для отраслевых комплексов довольно сложно из-за разной подчиненности и разных источников финансирования средне - технического и высшего образования, особенно если СУЗы расположены в разных регионах.. Хотя Бюджетный кодекс это и позволяет делать, скорее всего вопрос объединения в этом случае должен решаться на уровне согласований образовательных программ с целью обеспечения возможности перехода после окончания техникума на дневное, вечернее или заочное обучение головного ВУЗа по сокращенной программе. Для региональных комплексов этот вопрос, при заинтересованности регионального руководства может быть решен путем объединения данных учебных заведений в единый университетский комплекс. Пока количество выпускников СУЗов, обучающихся на дневных факультетах в университетах весьма невелико.

Высшее профессиональное образование.
Первоочередная задача в этой области - приведение образовательных стандартов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов, промышленных и научных организаций. Данная работа должна быть проведена с участием специалистов промышленных и научных организаций и предприятий, кадровых агентств. Разработка образовательных стандартов должна отвечать нескольким требованиям:
- необходимо уточнить объем знаний и навыков бакалавров, специалистов, магистров, предусмотреть возможность перехода с одного уровня на другой.
- выпускающие кафедры должны обеспечивать наличие у выпускников современных знаний. Этого можно достигнуть за счет организации филиалов кафедр на производстве и в научных организациях комплекса, введением спецкурсов и установочных лекций, которые должны читать ведущие специалисты отрасли. Возможно, потребуется введение специального платного курса для подготовки выпускников для работы на производстве по договорам с предприятиями или с выпускниками. Подготовка и защита дипломов должна происходить, как правило, под руководством специалистов филиалов кафедр. Следующим шагом в целях интеграции необходимо рассматривать вопрос создания Научно-образовательных Центров в университетском комплексе на базе выпускающих кафедр, лабораторий и центров университета и научных организаций комплекса.
Также для повышения эффективности образовательного процесса рационально рассмотреть возможность применения следующих мер:
    Необходимо пересмотреть перечень и объемы преподавания предметов, исходя из требований выпускающих кафедр, отвечающих за конечное качество образования.
    Принцип непрерывности образования должен соблюдаться и внутри университета: преподавание базовых предметов (объем и содержание) должно быть подчинено требованиям выпускающих кафедр.
    Неконкурентноспособные специальности должны быть изменены или ликвидированы.
    Особое внимание необходимо обратить на необходимость включения в обучение тех или иных новых предметов. Надо поломать практику преподавания только тех предметов, для которых есть преподаватели. Подбор новых специалистов для преподавания новых предметов ключевая задача для деканов факультетов.
    Особое внимание необходимо обратить на отбор студентов, расположенных к проведению научно-исследовательских работ, сегодня необходима система более раннего привлечения студентов к участию в научных изысканиях, опираясь на возможности всего комплекса в целом, научные конференции студентов и молодых специалистов стоит проводить по всему университетскому комплексу в целом.

Послевузовское образование.

Блок послевузовского образования в университетских комплексах должен включать в себя получение второго высшего образования, повышение квалификации, платные консультации, аспирантуру и докторантуру.
Необходимо уточнить понятия повышения квалификации, второго высшего образования, платных консультаций. Повышение квалификации в старом понимании этого термина реализуется только бюджетными организациями. Коммерческие структуры ориентированы на повышение квалификации, как необходимое повышение уровня знаний резерва или при переходе сотрудника на новую должность, т.е. повышение квалификации в этом случае не означает углубление знаний в рамках одной специальности. Возможно, необходима разработка совместно с отраслевыми специалистами программы повышения квалификации по содержанию близкой к МВА, чтобы позднее попробовать перейти к этой системе.
Также необходимо рассмотреть возможность повышения квалификации и платных консультаций для смежных специальностей (например, консультантов розничных сетей в ВУЗах, владеющих технологиями по производству товаров в них продаваемых), проведение повышения квалификации совместно с другими ВУЗами.
Проведение 1-2 дневных консультаций специалистов по узким проблемам деятельности наиболее востребованная сегодня форма, но практически не применяемая ВУЗами. На данную форму сегодня ориентированно большинство производственников. Это направление деятельности может помочь становлению Научно-образовательных Центров.
Система подготовки научных кадров должна тоже видоизмениться. Основной задачей должно быть создание Ученых Советов при большинстве выпускающих кафедр, возможно, за счет объединения усилий университетов и НИИ по их созданию.

Особенности создания региональных университетских комплексов.

Сегодня практически все регионы приступили к разработке среднесрочных планов социально-экономического развития. Большинство таких планов разрабатываются исходя из анализа региональных кластеров и возможности их развития в среднесрочной перспективе. Причем аналитики отмечают, что происходит определенная специализация регионов, исходя из имеющегося природного, научно-технического и человеческого потенциала. В этом случае профессиональная подготовка кадров становится одним из решающих факторов реализации намечаемых программ развития. Поэтому создание региональных университетских комплексов, нацеленных на комплексное решение вопросов кадрового обеспечения кластерного развития становится необходимым. Причем в этом случае наиболее эффективным будет создание сквозных и открытых образовательных систем от ПТУ до послевузовского образования.
В этом случае с большой долей вероятности возможно определение государственного заказа на подготовку специалистов на пяти - шестилетний срок, а также привлечение для финансирования образования средств предприятий и организаций.
Однако, в некоторых быстрорастущих и доходных кластерах (например, пищевом, который включает в себя переработку, оптовую и розничную торговлю), крупных предприятий на региональном уровне может не быть. Финансирование же подготовки специалистов средними и малыми предприятиями с определением количества и качества необходимых специалистов на пять лет вперед нереально. Тоже можно отнести к лесному и ряду других кластеров. В этом случае помимо государственного финансирования выходом может стать система региональных образовательных кредитов по пониженным ставкам с 5-10 летней рассрочкой после окончания ВУЗа. Причем, как показывает уровень оплаты труда в этих кластерах, погашение кредита вполне по силам выпускникам ВУЗов. ( при средней стоимости образования по данным специальностям 30-40 тыс.рублей в год, среднегодовая зарплата выпускника составляет 120-200 тысяч рублей). Возможно предусмотреть и участие предприятия в погашения кредита при условии определенного срока отработки специалиста на данном предприятии.

Создание региональных университетских комплексов также решает проблему сохранения кадров на местах. Не секрет, что оплата проживания иногороднего студента в Москве намного превышает стоимость получения образования и поэтому доступно небольшому числу населения из-за резкой разницы уровня жизни. Также после пяти лет жизни в Москве значительное число выпускников прилагает все усилия для того, чтобы устроится на работу в Москве или Московской области.

Сегодня уже идет процесс образования подобных региональных университетских комплексов, известных как федеральные университеты, на базе Ростовского ГУ и Красноярского ГУ. В Красноярске объединяются четыре ВУЗа: классический университет, технический университет, отраслевой институт цветных металлов и золота, а так же архитектурно-строительный, В Ростове объединяется местный университет, Таганрогский радиотехнический университет, Ростовский и Таганрогский пединституты. Предполагается довести эти два федеральных университета до мирового уровня.

Благодаря инициативе в регионах, уже есть успешные предпосылки подобных объединений. В Кабардино-Балкарии объединились университет и семь колледжей, в Великом Новгороде четыре ВУЗа и семь колледжей.
Первым этапом создания региональных университетского комплекса является слияние в один комплекс нескольких ВУЗов на правах подразделений с единой информационной и финансовой системой. Для отраслевых университетских комплексов более значимым будет слияние с бывшими отраслевыми НИИ. Хотя скорее всего это будет смешанная структура, где ряд организаций войдут в него на правах подразделений, а часть будут ассоциированными членами с сохранением собственного юридического лица. ;
Вторым этапом будет переход головного комплекса в статус автономной государственной организации;
Третьим этапом будет функционирования комплексов как хозрасчетной акционерной организации с использованием системы капитальных фондов (endowment).
Возможные сроки и формы реформирования

Реформирование образования подразумевает определение наиболее вероятного пути изменения условий функционирования ВУЗов под воздействием внешних и внутренних факторов и желательных изменений. При этом, если желаемые изменения не имеют на сегодняшний день методов и технологий управленческих решений, то здесь мы находим точки разрыва. Именно они и являются проблемными ситуациями, которые разрешаются или естественным и неуправляемым путем, или новыми технологиями и управленческими решениями. Определение точек разрыва и путей их преодоления является основным содержанием управленческих решений, которые и должны быть обозначены в реформе высшей школы. Условия развития определяются рядом внешних тенденций, которые формируются, с одной стороны, в более высоких властных структурах: тенденции развития макроэкономики страны, темпы и пути развития, изменение структуры и спроса отраслей, государственной стратегией развития образования и науки. С другой стороны внутри ВУЗов. Среди внутренних факторов важнейшими являются: наличие у ВУЗов собственных возможностей финансирования (имущества, земельных участков), их материально-технический и человеческий потенциал.
Структурно-юридическое реформирование по своему содержанию должно представлять на первом этапе переход ВУЗов от статуса государственных предприятий к статусу автономных учреждений (АУ), и далее, в необходимых случаях, создание отраслевых и региональных комплексов, которые смогут обеспечить дальнейший переход ВУЗов к системе эндаумента (созданию капитальных активов ВУЗов). Параллельно будет производится изменение принципов финансирования ВУЗов, связанное с учетом полной стоимости обучения студента по каждой специальности, переходом на подушевое финансирование госзаказа, оплаты подготовки кадров за счет предприятий и развитием системы образовательных кредитов. Эти мероприятия могут быть проведены за 5-6 лет, но необходимо учесть, что каждый такой переход - уникальная и многоплановая управленческая задача, и здесь нет места для массовой поэтапной кампании. В пользу этих мероприятий говорит то, что в России уже существует значительное число вполне успешных и состоятельных коммерческих ВУЗов, чье бюджетное финансирование составляет не более 20-30% или вообще отсутствует.

По всей видимости, разные ВУЗы, исходя из своих особенностей и региональных условий, разными темпами будут осуществлять эти переходы. Поэтому директивно диктовать сроки таких переходов было бы не рационально. Однако. учитывая, что ни одна организация без внешнего давления реформироваться не будет, или будет симулировать реформирование, необходима разработка определенных мер по стимулированию процесса реформирования.


Андрей Нещадин
viperson.ru

Док. 314272
Перв. публик.: 04.06.07
Последн. ред.: 14.12.10
Число обращений: 562

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``