В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Нещадин: Суверенная экономика (аналитический доклад) Назад
Андрей Нещадин: Суверенная экономика (аналитический доклад)
НБФ "ЭКСПЕРТНЫЙ ИНСТИТУТ"

Москва
Май 2007 года
РЕЗЮМЕ.
Многие эксперты отмечают, что за последнее время резко увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что размеры госсектора составляют 34% экономики, то если сегодня просуммировать деятельность всех госкомпаний и ФГУПов, то эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться, и события последних месяцев показывают их правоту.
. Совершенно незаметно для очень многих государство перешло в систему ленинской нэповской экономики, а теперь вступило на грань "государственно-мобилизационной пятилетки". Государство заняло все "командные высоты" в экономике и практически поставило под контроль все внешнеэкономические связи и экспорт

По нашему мнению данная структура госсектора позволяет решать три основные функции: контрольную, перераспределение финансовых потоков и мобилизационную.
Россия создала свой, суверенный механизм развития экономики, который должен обеспечить концентрацию ресурсов для обеспечения стабильного развития экономики.
Основная идея экономического развития - используя свое географическое положение, наличие запасов природных ресурсов и ряда научных приоритетов, Россия в первую очередь должна направлять средства для поддержания этих ресурсов, и на этой долгосрочной основе осуществлять дальнейшее реформирование экономики.
Таким образом, если сложить имеющиеся инвестиционные программы государственных концернов и комплексов, мы получим по сути пяти-семилетний план развития народного хозяйства России. Крупному частному сектору остается только "вписываться" в него, соблюдая установленные государством правила игры. Новая пятилетка в первую очередь нацелена на увеличение энергетической составляющей России, как в мировой экономике, так и на внутреннем рынке, с попыткой увеличения объемов переработки углеводородов внутри страны, будет продолжено развитие и поддержка узкого круга наукоемких технологий в атомной энергетике, авиакосмической промышленности, отдельных видов производства вооружения. В значительной мере реализация данных программ будет финансироваться из средств государственных корпораций при поддержке государственных финансовых организаций с использованием средств бюджетов разного уровня и государственно-частного партнерства и концентрации значительных ресурсов на основных направлениях развития
По большой мере, то, что делает сегодня Президент, утверждая такие долговременные программы, задает такой вектор развития экономики, свернуть с которого будет невозможно.
Россия сегодня лишена конкурентных преимуществ, которые имеют Китай и Индия. К сожалению, вступление России в ВТО даст возможность увеличения экспорта только по той номенклатуре изделий, которые являются энергоемкими, что на фоне низких внутренних цен на сырье будет нашим основным конкурентным преимуществом.
Поэтому стратегия развития экономики России скорее всего будет следующей:
-    Развитие сырьедобывающего комплекса, как основы экономики России;
-    Борьба за защиту внутреннего рынка и дальнейшее освоение внутреннего рынка (развитие инфраструктуры и обустройство вновь осваевымых территорий) проведение политики импортозамещения, в том числе за счет размещения на территории страны новых иностранных предприятий;
-     Вкладывание инвестиций в сырье и энергоемкие производства по преимуществу требующие небольших трудовых ресурсов и в первую очередь нефтехимическую промышленность (нефтепереработка, производства пропилена, полиэтилена, минеральных удобрений). металлопроката, целлюлезно-бумажной промышленности;
-    Дальнейшее развитие с ориентиром на экспорт тяжелой промышленности в том числе энергетического машиностроения, судостроения, военной бронетехники;
-    Использование тех приоритетов, которые имеются в заделе в наукоемких отраслях авиация, космос, атомная энергетика и т.д.
Совершенно ясно, что только путь на расширение "торговли знаниями" может обеспечить необходимую реструктуризацию экономики России и освобождение от "нефтяной иглы".
Но "точками разрыва" для обеспечения этого развития являются несколько проблем:
- Отсутствие необходимой инфраструктуры для доведения научных разработок до реальных коммерческих разработок и образцов;
- Недостаточное количество венчурных фондов и внешнеторговых фирм для обеспечения финансирования разработок и их вывода на мировой рынок
- Полное отрицание интеллектуальной собственности и невозможность отстаивания своих авторских прав;
- Неудовлетворительное количество и качество научных кадров (в большинстве институтов РАН средний возраст научных работников превышает 60 лет);
- Слабый менеджмент в секторе научно-промышленных разработок.
Именно эти точки являются самыми болевыми и простым увеличением бюджетных расходов на науку эти проблемы решить нельзя.

Данный доклад подготовлен в рамках инициативного проекта "Экономика" НБФ "Экспертный институт".
Руководитель авторского коллектива - к.с.н., профессор МГУПБ А. Нещадин
Авторский коллектив - к.с.н. А .Нещадин, к.э.н. О.Кузнецов, к.п.н. В.Кашин
При участии В.Анисимова.

СУВЕРЕННАЯ ЭКОНОМИКА.

Практически все эксперты отмечают, что за последнее время резко увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что размеры госсектора составляют 34% экономики, то если сегодня просуммировать деятельность всех госкомпаний и ФГУПов, то эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Таким образом, мы имеем крупнейший государственный холдинг и как при оценке любого холдинга попробуем определить его потенциал. Правда надо отметить, что мы не претендуем на полную оценку имеющегося потенциала, а попробуем оценить основные направления концентрации ресурсов, используя разработки и опубликованные материалы Я.Паппе и К.Фрумкина.. И так.

Общие параметры:
- Объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
- в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
- "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
- Примерный объем госсектора в экономике страны оценивается до 50% ВВП.

Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
- Инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, Газпрома, РЖД, РАО ЕЭС), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);
- Добыча и экспорт сырья - "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", дочка "Газпрома" нефтяная компания "Газпромнефть" (бывшая "Сибнефть"). По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
- Оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Процесс этот идет очень медленно, хотя, корпорация "Тактическое ракетное вооружение" занимает в списке крупнейших компаний России 223-е место. И этот процесс продолжается, хотя и не такими темпами, как бы хотелось;
- Финансовый комплекс - государственные банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего - Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д. Всего около двух десятков государственных кредитных организаций, причем их доля в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3 - 5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую "Национальную корпорацию развития" (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;
- Информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), "РАО ЕС" (REN TV и др.), Российская газета и другие издания, включая издания Министерств и ведомств, Федерального собрания.
Сегодня происходит формирование новых государственных секторов с использованием как ядра (по аналогии с Газпромом) "Рособоронэкспорта". Казалось бы монопольная структура, призванная контролировать и оказывать услуги в области экспорта вооружения не должна выполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организация становиться центром новой корпорации, используя свое монопольное положение.
ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ). Экспортер вооружений продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа", за $700 млн выкупил 66% корпорации"ВСМПО-Ависма", единственного в России производителя титана. "Рособоронэкспорт" продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании "Оборонпром". "Оборонпром" купил Электромашиностроительный завод "ЛЕПСЕ". В декабре "Оборонпром" начал сделку по выкупу более 20% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", после ее завершения, "Оборонпром" получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Таким образом, "Рособоронэкспорт" успешно формирует автомобильный, вертолетный, металлургический и титановый холдинги.
(Причем, можно задаться рядом вопросов; откуда у посреднической организации деньги в таком объеме? Если экспорт вооружения составляет 5-6 млрд.долларов в год, то какой процент перепадает РОЭ, если за акции он может заплатить 700 млн.долларов? Причем совершенно явно, что это деньги предприятий ВПК которые их недополучили. Не в этом ли причина бедственного положения предприятий ВПК?).

Даже беглый анализ государственного потенциала у непосвященных вызывает большое удивление. Зачем государству, имеющему в своем распоряжении огромное количество рычагов управления экономикой на макро- и микроуровнях (лицензирование, тарифы, налоги, пошлины и т.д.) такое количество непосредственно управляемой собственности. Представители государства предпочитают не отвечать на этот вопрос, оставляя экспертам необъятное поле для догадок и трактовок. Эксперты перебирают разные мотивы создания мощного государева холдинга: создание системы похожей на южнокорейские корпорации-чеболи (Л.Шевцова, А Дынкин), А. Илларионов прославился термином "венесуэлизация" - поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%, кто-то объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль.
Но главного ответа - зачем создается в России эта система и как она взаимодействует - пока нет. Попробуем ответить на этот вопрос.

Практически данная структура госсектора позволяет решать три основные функции:
- Контрольную. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российский товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен.

Справочно: в 2006 году, несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт к 2005году на 2,4 и 2,78% соответственно, доходы России составили 139,4 млрд.долларов, что значительно выше 2005 года, экспорт вооружений превысил 5 млрд.долларов.

Доступ к газо- нефте - и массопроводам жестко контролируется государственными компаниями. Экспорт вооружения регулируется и осуществляется только через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организация космических запусков все находится под неусыпным контролем государства. Даже в случае отсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом можно ограничить перевозку за рубеж любого товара.
Принятие постановления Правительства РФ об инвестировании иностранного капитала в стратегически отрасли и развитие событий вокруг "Сахалина-2", дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен.
Также через государственные СМИ можно заблокировать распространение любой нежелательной информации, а издание тиражом 5-6 тыс.экземпляров не состоянии "овладеть умами" населения в значимом для страны размере.
Имея вышеизложенные регуляторы и включая обычный набор регулирующих инструментов, государство способно в значительной мере контролировать все экономические процессы в стране, причем в случае необходимости, при обвинении об отходе от либеральных экономических ценностей, виновными будут отдельные якобы независимые компании и холдинги.
- Перераспределение финансовых потоков. Как в любой корпорации всегда имеется возможность за счет внутренних цен сконцентрировать прибыль в той или иной дочке холдинга. Государство в этом не является исключением. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях. Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентноспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний, зависит в значительной степени от тарифов РЖД.

Справочно:
В свое время, когда я работал в Минмонтажспецстрое СССР, анализируя работу Главков, я пришел к выводу об искусственно созданной рентабельности Главмонтажавтоматики. Рентабельность работ, выполняемых Главком превышала 50%, причем 93% прибыли изымалось государством. Были подготовлены предложения об исключении из объемов строймонтажа стоимости оборудования и материалов и изменении распределения прибыли между Главком и государством. Ответ был ошеломителен - "Не думайте, что в Госплане СССР сидят дураки. Чем собирать прибыль с тысячи заказчиков, лучше пускай это сделает Главк, а мы потом соберем прибыль с него" Логика была железобетонная.

Сегодня понимаешь незыблемость данного подхода, зачем гоняться за каждым налогооблагаемым предприятием и физическим лицом. Проше собрать деньги через тарифы и стоимость услуг, используя свое монопольное положение.

Справочно: МГТС предложил в 2007 году пользователям перейти на новые тарифы услуг связи, повременный или безлимитный. При этом если в С-Пб безлимитный тариф - 295 рублей в месяц, в Московской области - 290 рублей, то в Москве - 380 рублей. Базовый объем соединений для населения и бюджетных организаций сократился с 450 минут в месяц до 370 минут. При этом рентабельность МГТС по данным Мосгордумы за прошлый год составила 38%, при стоимости безлимитного тарифа - 200 рублей в месяц. Так что советский сервис не навязчивый - "Не нравится? Иди на фиг!"

В этой ситуации можно обсуждать размер и собираемость подоходного налога, а можно ввести телефонный, энергетический, бензиновый и другие налоги, давая экономике дополнительные деньги, минуя бюджет и всякий контроль со стороны негосударственных организаций. Если не нравится, то жалуйтесь государству на государство.
Однако мы смогли собрать деньги в ключевых сырьевых или инфраструктурных отраслях, а они нам нужны в другом месте. Для этого и существует государственный финансовый сектор, который, играя на ставка кредитов, может перераспределить финансовые потоки в любом направлении, выделяя кредиты намеченным организациям по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных. Для государственного холдинга это все равно, перекладывание из одного кармана в другой.
Можно и дальше пересказывать возможные каналы перераспределения прибыли внутри холдинга, именуемого государством, но суть от этого не меняется. Государство, используя свое монопольное положение в добывающем секторе и секторе инфраструктурных и других услуг, способно перераспределить прибыль и доходы любого юридического и физического лица. Поэтому перестаньте удивляться тому, что если падают мировые цены на бензин, то в России стоимость бензина или стабилизируется, или растет. Тарифы, батенька, тарифы.

- Мобилизационную. По непонятно чьему определению советская экономика названа милитаризованной. Это ошибочное мнение, так как советская экономика была мобилизационной. Исходя из сталинских идей, доведенных до своего логического конца в 70-80 годы, советская экономика могла сосредоточить необходимые финансовые, людские и материальные ресурсы в любой точке Союза и даже за рубежом, в любой отрасли и подотрасли. При этом исходя из национальной доктрины безопасности Вооруженные силы, по определению - "Россия имеет только двух союзников - Армию и Флот", имели явный приоритет. Однако, если посмотреть на прирост числа новых городов и производств в 50-70 годы, строительство БАМа и других строек коммунизма, то надо признать, что СССР был способен осуществить мобилизацию ресурсов для реализации поистине грандиозных проектов.
Совершенно понятно, что в 90 годы подобные проекты были неподъемны для российской экономики, которая проедала запасы советского времени. Достаточно проанализировать время пуска предприятий, которые стали сегодня костяком как государственных, так и частных корпораций. В основном, время пуска или последней модернизации определяется концом 70-началом 80 годов. Поэтому сегодня способность концентрации ресурсов для реализации крупных проектов начинается восстанавливаться на государственном уровне из-за неспособности даже сверхкрупных частных компаний осуществить подобные проекты.
Основой для этого служат инвестиционные программы крупных государственных корпораций. Механизм реализации подобных проектов весьма прост: необходимые финансовые средства концентрируются в той или иной государственной компании или финансовой структуре. Направление прибыли на выплату по акциям или развитие производства определяется Советом Директоров. При направлении прибыли на инвестиционную программу в бюджет попадает только налог на прибыль, а прибыль государства, как собственника имущества, минуя бюджет, поступает в инвестиционную программу компании. Примечательно, что инвестиционные программы по наиболее крупным государственным компаниям только несколько лет тому назад стало утверждать Правительство. При нехватке собственных средств компании можно взять кредит по льготным условиям у государственных банков или за рубежом. В этом случае зарубежный кредит оформляется на конкретную государственную компанию и не требует каких либо разрешений, так как не является государственным, хотя в случае чего его придется покрывать государству "по определению". (Совокупный долг как государства, так и других юридических лиц в 2006 году составил более четверти триллиона долларов)
В крайнем случае, эти деньги, как в случае с оборонным заказом, можно провести через федеральный бюджет для создания необходимого спроса для предприятий ВПК.
Таким образом создана система, когда концентрация финансовых и материальных ресурсов может осуществляться Правительством без всякого контроля или согласования с Федеральным собранием или какой-либо другой государственной или общественной организации.
О направленности инвестиционных программ можно судить по имеющейся у компаний собственности - в которой смешаны как профильные для компаний, так и непрофильные для компаний, но не для государства, активы (СМИ, Транссвязь, автомобилестроение, металлургия и т.д.).
Объемы и размеры инвестиционных программ помогают оценить основные параметры программы РАО ЕЭС. Уровень энергопотребления в России в 2006 году вырос и превысил уровень потребления в 1992 году, в 2007 году превысит уровень потребления 1990 года. Однако за прошедшее время рост энергетических мощностей составлял в 2000-2005 годы по 1,7%, а 2006 году - 4,2%. Энергетика в ближайшее время станет, а в некоторых регионах уже стала ограничением для развития экономики. Программой планируется ввод до 2011 года мощностей в объеме 40,9 Гвт ( для сравнения в 2006 году введено 1.25 Гвт, в 1985 году - 8,9 Гвт) Стоимость программы составит до 2011 года - 3 триллиона рублей. Средства на реализацию программы, помимо собственных средств РАО планируется получить за счет выпуска IPO, кредитов, продажи активов, государственно-частного партнерства.
Я не собираюсь критиковать данную программу, она во многом рациональна и вызвана экономической необходимостью. Просто хочется отметить, что государству сегодня стало под силу осуществлять сложные и дорогостоящи программы, концентрируя усилия на критических направлениях развития экономики.
Таким образом, за последние годы, параллельно созданию суверенной демократии мы смогли создать и суверенную экономику, которая характеризуется несколькими параметрами.
Суверенная экономика позволяет контролировать развитие российской экономики за счет "практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике" (В.И.Ленин.), может эффективно управлять финансовыми потоками в экономике, перераспределяя прибыль организаций и предприятий, приобрела черты мобилизационной экономики и способна концентрировать необходимые ресурсы без участия частного капитала. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. По существу образован государственный холдинг под руководством товарищества с ограниченной ответственностью " Правительство Российской Федерации".
Россия создала свой, суверенный механизм развития экономики, вопрос только в одном - что должен обеспечить этот механизм, где будут концентрироваться ресурсы, под какими лозунгами будет проходить очередная мобилизация.


ПРОФЕРАНС ПО-РОССИЙСКИ.

Разговор проферансистов:
- Господа, почему мой козырной туз не сыграл?
- Раскладец, батенька, раскладец.

Основная задача, которую ставит перед собой экономика России - это встраивание в мировую систему экономики. Именно этим продиктовано желание вступления России в ВТО, подписание долговременных двух- и многосторонних экономических договоров. Внутренний рынок России, хотя и имеет значительный потенциал, сегодня весьма мал по сравнению с мировым, в силу незначительной платежеспособности населения.
В этой ситуации как опытный проферансист, Россия "отбирает свои взятки" в игре. Было хорошее высказывание, что если раньше в России было два союзника - армия и флот, то сегодня - нефть и газ.
Основная идея развития - используя свое географическое положение, наличие запасов природных ресурсов и ряда научных приоритетов, Россия в первую очередь должна направлять средства для поддержания этих ресурсов, и на этой долгосрочной основе осуществлять дальнейшее реформирование экономики. Основой такой политики может быть только политико-экономический аспект вопроса об энергетической безопасности, который и разыгрывается на наших глазах. Долговременные договора, гарантированные объемы поставок и вопрос цен на газ и нефть становятся основой внешней политики России. При этом нужно учитывать необходимость роста поставок (особенно газа) в Европу, и одновременно резкий рост потребления энергоносителей в Китае, Индии, Японии. (Доля российских поставок в страны ЕС составляет по нефти около 30%, а по газу около 50%. Рост импорта нефти в Китай прогнозируется со 127 млн.тонн в 2005 году до 180-200 млн.тонн в 2010.Причем в 2005 году российская нефть в импорте составила около 19 млн.тонн.)

Нефтегазовый комплекс.

Открытие нефтяных месторождений в Тюмени в 60-х годах дало возможность продлить существование СССР как минимум на 20 лет, но одновременно создало необычайно энергоемкую экономику, которую изменить не смогли и 15 лет реформирования.
( Доля добычи отправляемая на экспорт составляет сегодня примерно 56% от добываемой нефти и 31% добываемого газа. При этом энергоемкость производства в т.н.э. на 1000 долларов ВВП составила : в 2004 году в России - 1,2; Украине - 2,2, Венгрия - 0,2 ; Китай - 0,7; ЕС-15 - 0,1)
Сегодня резкий рост цен на энергоносители создает определенную "подушку" для развития экономики в дальнейшем. Однако не надо переоценивать ее размеры. В России добывается только 3 тонны нефти на одного человека, что значительно ниже по сравнению с Норвегией или Эмиратами, причем ее себестоимость - около 12 долларов за баррель. Ясно, что сделать всех счастливыми только за счет природных ресурсов не получится, но одним из основных направлений экономики (поддержание и развитие данного сектора) - жизненно необходимо.
Можно попытаться подсчитать, во сколько это будет обходиться - учитывая уже подписанные соглашения и проектные решения. Причем необходимо обратить внимание, что это долговременные планы, рассчитанные на 5-7 лет.
Балтийская трубопроводная система. Строительство ведется уже несколько лет и включает в себя как систему трубопроводов, так и создание новых портов для экспорта нефти на побережье Финского залива. Дальнейшее развитие - трубопровод по дну Балтийского моря в обход Белоруссии и Польши.
Восточная трубопроводная система. Трубопроводы от Ангарска до Находки и дальнейшая транспортировка танкерами, ответвление на Китай (окончательное решение по которому еще не принято).
Проект развития Европейской трубопроводной системы. От Новороссийска до европейского побережья Черного моря предусматривается доставка танкерами, из-за перегрузки Босфора, далее - по трубопроводу на юг Европы, минуя Украину.
Для наполнения систем необходимо увеличение добычи нефти и газа, а также сокращение потребления энергоносителей на внутреннем рынке и в первую очередь для выработки электроэнергии. Наступила пора начинать разработку запасов, которые России оставил в наследство СССР. Это Штокманское месторождение, запасы юга Красноярского края и Якутии.
По прогнозам добыча нефти должна составить в 2010 году - более 500 млн. тонн, против 458,7 млн. тонн в 2004 году, а добыча газа в 2010 году более 700 млрд. куб. метров, против 633 млрд. куб. метров в 2004 году.
При этом у западных партнеров вызывает сомнение способность России обеспечить устойчивое снабжение Европы энергетическими ресурсами в 25-летний период. Особое беспокойство вызывает ситуация по поставкам газа. За последние годы поставка газа в физических объемах сокращается и компенсируется поставками из стран Центральной Азии (Туркмения, Казахстан, Узбекистан). Однако:
мощности газопроводов Азия -Центр - Урал, построенные еще в советское время, сегодня не отвечают необходимым требованиям по своим мощностям;
увеличение добычи и разведанных запасов в этих республиках происходит низкими темпами;
не исключена возможность на переориентацию газовых потоков из этих стран на Юго - Восток;
неудовлетворительны темпы освоения новых месторождений в России, в особенности района Ямала;
увеличение потребления газа внутри России при осуществлении программы газофикации страны.
Стоимость освоения составит цифры, сопоставимые со стоимостью "строек коммунизма". Можно отметить, что стоимость освоения "Сахалина-2" с реконструкцией порта, строительством дорог и другой инфраструктуры уже составила 12 млрд. долларов и видимо, еще увеличится.
Также поставлена задача увеличения глубины переработки сырой нефти и газа и строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих заводов ориентированных как на внутреннее потребления, так и экспорт нефтепродуктов.
Таким образом, это направление развития экономики в общих чертах определено на ближайшие 5-7 лет. Реализация данных планов потребует от 50 до 100 триллионов рублей, причем, как показывает практика, допуск иностранных инвесторов к реализации данных проектов будет осуществляться в незначительных размерах. Опыт "Сахалина-2" убедительно показал "кто в доме хозяин" - конечно государство и "Газпром".
Одним из ограничений для развития российской экономики сегодня становиться дефицит электроэнергии.

Энергетический комплекс.

Дефицит электроэнергии сегодня становится тормозом для введение в строй новых объектов нефтепереработки, реконструкции металлургического производства, реализации национальной программы "Доступное жилье", освоение новых месторождений Это можно показать на примере Богучанской ГЭС, ее готовность в 1990 году оценивалась в 70%, за 15 лет строительная готовность увеличилась до 80%. Пуск ГЭС дает возможность начать освоение юга Красноярского края и Эвенкии, где имеются запасы нефти, газа, полиметаллов. Также дополнительная электроэнергия дает возможность начать реконструкцию КрАЗа и Братского алюминиевого комбината, развитию и реконструкции предприятий нефтепереработки. В этом году, по заявлениям экспертов, потребление электроэнергии в России достигнет уровня 1990 года и будет расти в дальнейшем. Поэтому реализация программы ввода новых мощностей в ближайшие 5 лет имеет решающее значение для экономики. Стоимость программы только по РАО ЕЭС оценивается в 3 триллиона рублей. Причем увеличивается потребление угля и сокращается потребление газа в выработке электроэнергии
Росатомэнерго также имеет свою программу развития, которая предусматривает ввод не менее 20 новых энергоблоков, а соответственно и увеличение производства ТВЭЛ. Кроме того, Росатомэнерго примет участие в тендерах на строительство энергоблоков в других странах, в том числе и в Китае., разработке месторождений урана и его дальнейшего обогащения, используя российский технологии.

Транспортный комплекс

По развитию транспортной сети Россия значительно отстает от любых развитых стран. По такому показателю как количество дорог в км. на кв. километры площади страны, Россия занимает последнее место среди десяти развитых и развивающихся стран. Изношенность пути, отсутствие в необходимом количестве сортировочных путей не дают использовать большегрузные составы более мощные тепловозы. На отдельных участках скорость поездов не превышает 30 километров в час.
До сих пор страна не имеет качественной автотрассы Москва - Владивосток. Сегодня в России 1 млн. км. асфальтовых, грунтовых и гравийных дорог. 50% населенных пунктов в России вообще не имеют асфальтовых дорог. На 1 тысячу жителей приходится дорог с твердым покрытием: Россия - 3,7 км., США - 23,6 км., Франция - 16,6 км., Финляндия - 13,9 км. Для нормального функционирования страны необходимо иметь более 2 млн. км. дорог, т.е. необходимо строительство еще более 1 млн. км. дорог. В 2006 году введено 395 км. федеральных дорог и 1056,7 км. региональных дорог с использованием федеральных субсидий. При этом по данным Минэкономразвития РФ доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП России (за счет федерального и региональных бюджетов) упала с 2,9% в 2000 до 0,81% в 2006 году и планируется дальнейшее сокращение до 0,71% в 2008 году. (При этом штат Росавтодора в три раза превышает численность бывшего Министерства автомобильных дорог РСФСР) Поэтому вложение средств в транспортную инфраструктуру необходимо в ближайшее время в значительных количествах.
В списках проектов уже стоят скоростные дороги Москва- Санкт-Петербург, Москва - Сочи, автотрассы Москва - Санкт-Петербург, "Северное измерение" и т.д. Разрабатываются проекты платных дорог и речных переходов на основе государственно-частного партнерства. Данные проекты также рассчитаны на 5-7 летний срок и в своей основе будут финансироваться из средств АО "РЖД" и бюджетов разного уровня.


Авиакосмический комплекс.

Включает в себя несколько направлений - строительство и обслуживание ракетоносителями типа "Союз" и его модернизированными системами космического старта в Африке, совместно с европейскими фирмами, дальнейшее использование проекта "Морской старт", разработка новых модификаций ракетоносителей типа "Союз". Создание нового концерна на базе АО им. Хруничева.
В авиационной промышленности - создание единого авиационного комплекса по разработке и производству среднемагистральных гражданских самолетов серии ТУ и Сухой, разработка военных самолетов пятого поколения. Финансирование будет осуществляться за счет собственных средств от коммерческих пусков Росавиакосмоса и реализации и передаче в лизинг гражданских самолетов авиакомпаниям, федерального бюджета.

Оборонно-промышленный комплекс.

Программа развития оборонно-промышленного комплекса складывается из государственного оборонного заказа и экспорта вооружения. Пока, в основном, в оборонном комплексе реализуются научные заделы 80-90 годов и в отсутствии оборонной доктрины не носят, в отличие от советского времени, целенаправленного характера. Если учесть, что оборонный бюджет увеличился за последние годы в три раза, и не менее одной трети его будет направляться на приобретение новой техники, а экспорт вооружения должен составить в ближайшие года более 8 млрд. долларов в год, то оборонный комплекс получил довольно значительный толчок для своего развития. На этом фоне создание мощных научно-промышленных концернов по видам вооружений вполне оправдано. Обороты ОПК также поддаются примерной оценке, исходя из прогноза увеличения оборонного заказа и расходов на оборону в федеральном бюджете, а также прогноза темпов роста объемов экспорта вооружения.
Также планируется дальнейшее развитие государственного судостроительного комплекса в первую очередь для создания ледокольного танкерного флота и судов для освоения морского шельфа, на принципах государственно-частного партнерства.
Таким образом, если сложить имеющиеся инвестиционные программы государственных концернов и комплексов, мы получим по сути пяти-семилетний план развития народного хозяйства России. Крупному частному сектору остается только "вписываться" в него, соблюдая установленные государством правила игры.
Основные параметры, намеченной Правительством "пятилетки" можно отметить:
- пятилетка в первую очередь нацелена на увеличение энергетической составляющей России как в мировой экономике, так и на внутреннем рынке, с попыткой увеличения объемов переработки углеводородов внутри страны;
- будет продолжено развитие и поддержка узкого круга наукоемких технологий в атомной энергетике, авиакосмической промышленности, отдельных видов производства вооружения;
- как таковая "пятилетняя программа в целом" ни на Правительстве, ни в других органах власти не рассматривалась и не утверждалась;
- в значительной мере реализация данных программ будет финансироваться из средств государственных корпораций при поддержке государственных финансовых организаций с использованием средств бюджетов разного уровня и государственно-частного партнерства;
- реализация "пятилетнего плана" потребует концентрации значительных ресурсов на основных направлениях развития.

При этом идеологическая составляющая "пятилетки" - восстановление "державности" России. Поэтому "мюнхенская речь" Путина В.В. хотя и была обращена к внешнему миру, но не в меньшей мере она обращена и внутрь России, показывая то, что Россия должна опять стать Великой Державой".
По большой мере то, что делает сегодня Президент, утверждая такие долговременные программы, задает такой вектор развития экономики, свернуть с которого будет невозможно.
Но реализация "пятилетки" невозможна без организационного обеспечения, поэтому и на основные направления реализации недавно назначены два вице-примьера в рангах первых заместителей с разделением полномочий между ними. В ближайшее время планируется увеличение значения Федеральных служб и агентств, разделение Минпромэнерго на Минэнерго и Минпром. Осталось выдвинуть лозунг - "пятилетку в четыре года".
Какие же задачи поставлены перед остальной частью экономики, которая носит частный характер? Если сформулировать коротко - обеспечение инновационного развития. По планам - государство задает общие рамки и темпы развития экономики, обеспечивая и приоритетное развитие инфраструктуры. На этом фоне частное предпринимательство обеспечивает инновационное развитие. Причем оптимальным считается развитие малого и среднего бизнеса вокруг крупных государственных и частных концернов. Правда цифры последних лет, указывающие на сокращение малого и среднего бизнеса в стране не вызывают должного оптимизма. Да и российская промышленность не является инновационной в силу ряда причин и в первую очередь из-за своей монопольной структуры.


ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ...

Неудобное наследство.

Промышленность, которая создавалась в СССР на протяжении последних 40 лет и которая осталась России в наследство, отличалась от мировой несколькими особенностями:
- Экономика России была мобилизационной, а не милитаризованной, как думают многие. Это различие заключалось в том, что в соответствии с указаниями И. Сталина, страна должна была располагать потенциалом сырья, станочного парка, профессиональными кадрами для обеспечения возможности в кратчайшее время перевести экономику на военные рельсы или сконцентрировать ресурсы на любом направлении развития, решив любой вопрос за счет концентрации ресурсов и усилий. Поэтому заводы дублировались и располагались в разных областях страны, чаще всего в Европейской части, Сибири и Дальнем Востоке;
- Советская экономика была узкоспециализированной. То есть, по-сути любой завод был монополистом или по номенклатуре выпускаемых изделий или в своем регионе. Например, при примерно одинаковом названии - Завод резино-технических изделий - разница в номенклатуре выпускаемых изделий между Курским, Балаковским или Ярославским заводами является кардинальной. Завод в Курске - выпускал конвеерные ленты, в Балаково - уплотнители для ВАЗа, Ярославский - выполнял заказы по комплектации для моторного завода. Только в кошмарном сне кому-нибудь из директоров может присниться попытка перейти на новую номенклатуру изделий и начать конкурировать между собой. Предприятия многих подотраслей являются региональными монополистами, исходя из предельного расстояния доставки; так для хлебозаводов - это не более 100 км., для других пищевых производств - это чаще всего пределы одной области, для многих заводов - это потребители, сосредоточенные в одном - двух регионах;
- Большинство предприятий, для сокращения кооперативных связей имеют замкнутые циклы производства. Любой машиностроительный завод имеет своё литейное производство, инструментальный цех, участок метизов и так далее. Только после пуска ВАЗа была сделана попытка создания сервисной службы, которая охватывала практически всю территорию СССР. Даже миссия военных авиазаводов после выпуска и принятия "изделия" военпредом заканчивалась, т.к. в дальнейшем эксплуатацию и ремонт самолётов осуществляли непосредственно ВВС, в состав которого входило значительное число ремонтных авиационных заводов;
- В 50-е - 70-е годы при последнем продвижении на Восток, многие предприятия становились градообразующими, причем жизнь многих малых и средних городов практически определялась жизнью и развитием этих предприятий;
- Конкуренция, особенно в части особоважных образцов, достигалась ее искусственным созданием, когда разработка изделия поручалась одновременно двум - трем КБ и опытным производствам, в результате чего на серию ставилось только одно изделие, а остальные расходы списывались на убытки, причем для проигравших КБ это не имело каких-то слишком крупных последствий. Вторым подходом - была система концентрации ресурсов и промышленный шпионаж. Если посмотреть на промышленные разработки советского времени, особенно в области бытовой электроники, то "кирпичная сборка" видна невооруженным глазом, поэтому многие виды изделий имели совершенно различные конструктивные решения и запасные части одних не подходили к другим;
- Структура предприятий Советского Союза была такой, что средние предприятия с численностью работающих от 100 до 300 человек составляли до 80% от числа предприятий, но выпускали примерно 20% ВВП.
- Промышленность была загружена практически до 100% мощностей, а некоторые предприятия загружались до 120% плановых мощностей. В этой ситуации, при отсутствии резервных мощностей, развитие могло идти только по пути расширения или создания новых мощностей, без вывода старых. Реконструкция предприятий в этой ситуации стала практически невозможной.
Именно такая структура и особенности советской промышленности объясняли как ее конкурентные преимущества, так и основные недостатки, которые во многом влияют на ее сегодняшнее состояние.

Великий перелом.

За время с 1992 до 1998 года российская промышленность прошла несколько этапов. От детской радости в связи с отменой обязательных Госплановских поставок до понимания реальных условий конкуренции. Анекдот того времени: "Выйти на внешний рынок, и чего-нибудь там купить". Приметы этого времени неплохо описаны в произведениях от детективов Юлии Латыниной, до научных работ Б. Кузнецова, И .Липсица, А. Белоусова, А. Цапелика и др., к которым я привлекаю внимание.
Выделились два основных направления конкурентной политики:
- "обдирание ствола" - выделение наиболее прибыльных производств и перенос издержек на основное производство;
- усиление своей монополии на внутреннем рынке.
После дефолта 1998 года для российской промышленности раскрылась даже не дверь, а форточка для установления своей значимости в мировой конкуренции в структуре " цена - качество".Эта ситуация для многих предприятий явилась сигналом, что внутренние рынки можно занимать более активно.
Некоторые предприятия воспользовались этой нишей и заняли ее. При этом предприятия занимали свои ниши и не претендовали на конкуренцию с другими предприятиями. Например, мебельные фабрики "Электрогорскмебель" и "Шатура" работают в абсолютно разных нишах и не собираются устраивать между собой конкуренцию.
Особое внимание привлекает конкуренция между производителями соков. При довольно большой рентабельности производства от 25 до 40 % , основные игроки на рынке предпочитают не входить в конкуренцию, а осваивать новые рынки, в том числе по производству питьевой воды и других продуктов. Причем в своей основе это промышленные мощности, введенные в конце 80-начале 90 годов, т.е. в советское время.
Анализ работы наиболее удачных предприятий позволяет сделать вывод, что они в этой ситуации смогли использовать свои монопольные выгоды. Причем это касается как легкой промышленности - завод по вышивке "Новый мир", "Большевичка", "Митчелл", так и машиностроительные и химические заводы.
Например, Ярославский завод "Техуглерод" - монополист по производству технической сажи - основы для производства любой резинотехнической промышленности - его рентабельность и рост производства в 1998-2003 годы оптимален - основное конкурентное преимущество - низкая цена на сырье, которое стало камнем преткновения при выходе на мировые рынки.
Какова на сегодня структура российской промышленности? По утверждению Минфина средние предприятия в российской экономике составляют до 85 % от общего числа предприятий. Малое предпринимательство объединяет около 10 млн. работающих из около 80 млн. человек, занятых в экономике России. Причем примерно одна треть малых предприятий работает в г. Москве.
Количество промышленных предприятий в малом бизнесе составляет 6,8% от общей численности малых предприятий. При этом рентабельность малых промышленных предприятий составляет- 3,8%, а у средних и крупных - 17,9 процентов.
То есть основу занятых работающих в России составляют работники средних предприятий, при этом значительная доля в монообразующих предприятиях.
Однако, если рассмотреть данные статистики, то можно понять странную ситуацию - при росте производства продукции российской промышленности рост импорта по выпускаемой номенклатуре превышает в разы это рост. За последние годы при росте объемов машиностроения на 3-4% рост импорта составляет 10-15% в год.
Особенно это заметно по пищевой промышленности:
- в 1989 году российский человек потреблял 78 кг. мяса в пересчете на мясопродукты в год, в 2006 году потребление упало до 58 кг. в год. По отдельным исследованиям регулярное потребление мяса и колбасных изделий позволено только семьям, достаток которых превышает 5 тыс. рублей в месяц на человека. Этот рынок, при повышении пенсий и зарплат растет на 5-6% в год и соответственно прекратит свой рост при достижении потребления мяса в количестве 85 -87 кг. на человека в год. Однако рост производства мяса в сельском хозяйстве не превышает 2-3% в год, остальное составляет прирост импорта. То же самое происходит и в других отраслях - монополисты увеличивают свое производство на внутренний рынок на 2-3% в год, все остальное удовлетворяется за счет роста импорта.
То есть российская промышленность сегодня не в состоянии полностью обеспечить свой внутренний рынок и даже не пытается этого сделать. Монопольное присутствие на рынке вполне обеспечивает безбедное и длительное существование многих производств и заводов, которым "нет ни славы, ни числа".
К сожалению, стали проявляться новые ограничения для роста промышленности.
Во-первых, покупательная способность России гораздо ниже, чем у других игроков мирового рынка. Сопоставьте: нас 142 миллиона человек со средним доходом 200 долларов в месяц и почти 2 миллиарда китайцев с доходами в 40 долларов. Есть еще Индия с населением свыше 1 миллиарда. Есть Соединенные Штаты, где населения в два раза больше, чем в России и оно имеет доходы на порядок выше. Получается, что наш внутренний рынок мал и сложен по структуре: примерно 10 процентов населения страны обладают очень высокими доходами и ориентированы на импорт, а около 37 процентам граждан денег хватает только на приобретение продуктов питания и одежды. Они ориентированы даже не на российские, а на дешевые китайские товары. Возможности для развития российского среднего и малого бизнеса быстро будут исчерпаны из-за небольшого спроса внутри страны. Поэтому легкая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и прочее смогут расти, только если переориентируются на внешний рынок.
Вторым ограничением будет проблема рабочих кадров. Сегодня, когда крупный бизнес в состоянии выплачивать высокую зарплату и социальные пакеты, в ряде регионов становится заметна внутрирегиональная миграция трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных. Отсутствие трудовых ресурсов особенно явно чувствуют предприятия машиностроения, текстильной и легкой промышленности, где средний возраст работающих подходит к 50-55 годам. Надо учитывать, что первая волна миграции из стран СНГ, которая состояла из русскоязычных квалифицированных работников, закончилась в 2000-2002 годах. Сегодня мы имеем вторую волну мигрантов в основном выходцев их республик Средней Азии, нетвердо знающих русский язык и культуру и в основном низкоквалифицированных. Однако эта волна скоро тоже закончится. Имеется резерв из жителей Украины и Молдавии, работающих в России вахтовым методом, но если произойдет экономический рост в Украине и Молдавии этот резерв пропадет. Можно ожидать, что этот фактор станет реально сказываться уже в 2008-2010 году. Кроме того, труд в России перестал быть дешевым, по сравнению с Китаем и другими странами. Поэтому массовое промышленное производство в России сегодня не конкурентноспособно.
Третьим ограничением для ряда отраслей будет сырьевая зависимость от импортных поставок. Не секрет, что импорт мяса достигает более одного миллиона тонн в год. Такое же положение складывается с поставками хлопка и другого сырья перерабатывающей промышленности.
Четветым ограничением является невосприимчивость предприятий традиционных отраслей промышленности к каким-либо нововведениям в силу своей монопольности и закрытым циклом производства.
Пятое ограничение - низкая рентабельность производства, что не дает необходимых средств для проведения реконструкции предприятий ни за свой счет, ни за счет кредитов частных банков. Развитие данных производств возможно только при активном участии государства в том числе и в финансировании этой реструктуризации..
Поэтому вопросы реструктуризации отдельных производств созданных в советское время возможны только по узкому числу предприятий с высокой рентабельностью и имеющими активно растущий рынок сбыта В остальных секторах реконструкция предприятий без создания новых мощностей и целых производств, возможно на базе уже имеющихся мощностей и инфраструктуры невозможно.

Две стратегии.

Опыт Китая показывает возможность обеспечения бурного промышленного роста. Можно рассмотреть какие ресурсы и решения обеспечивают этот рост.
Во - первых, это значительный запас рабочей силы, при этом квалификация рабочих растет довольно быстрыми темпами при сохранении средней заработной платы.
Во вторых, схема развития технологий предложена следующая - толлинг - как первое звено для подготовки своих кадров и изучения рынков, создание собственного производства на базе имеющихся мощностей и используя конкурентные преимущества - выход на внешние рынки. За пять лет уровень толлинговой торговли поднялся до 55% экспорта. Причем самой крупной по объему продукцией являются персональные портативные компьютеры и мобильные телефоны импортных марок.
В-третьих, государство стимулирует выход на внешние рынки высокотехнологической продукции, при небольшой емкости внутреннего рынка. В 2005 году в Китае было реализовано 6,4 млн. автомашин. В 2006 году импорт автомашин сравнялся с экспортом и составил 173 тыс. автомобилей, причем 72,7%- это автомобили бизнес-класса. И рост импорта будет неуклонно расти.
Вступление Китая в ВТО за пять лет дало свои плоды:
-внешнеторговый оборот Китая составил в 2001 году 500 млрд. долларов а в 2006 году по предварительной оценке превысит 1,5 трлн. долларов;
-объем продукции машиностроения в общем объеме экспорта стал занимать более 50%.
Через несколько лет ставится задача по объему экспорта выйти на первое место в мире. Китай уже сегодня занимает первое место в мире по промышленному производству и выйдет через три-четыре года на первое место по производству многих видов продукции, в том числе автомобилей.

Россия сегодня лишена подобных конкурентных преимуществ, которые имеют Китай и Индия. К сожалению, вступление России в ВТО даст возможность увеличения экспорта только по той номенклатуре изделий, которые являются энергоемкими, что на фоне низких внутренних цен на сырье будет нашим основным конкурентным преимуществом.
Поэтому стратегия экономики России скорее всего будет следующей:
-    Развитие сырьедобывающего комплекса, как основы экономики России;
-    Борьба за защиту внутреннего рынка и дальнейшее освоение внутреннего рынка (развитие инфраструктуры и обустройство вновь осваевымых территорий) проведение политики импортозамещения, в том числе за счет размещения на территории страны новых иностранных предприятий;
-    Вкладывание инвестиций в сырье и энергоемкие производства по преимуществу требующие небольших трудовых ресурсов и в первую очередь нефтехимическую промышленность (нефтепереработка, производства пропилена, полиэтилена, минеральных удобрений). металлопроката, целлюлезно-бумажной промышленности;
-    Дальнейшее развитие с ориентиром на экспорт тяжелой промышленности в том числе энергетического машиностроения, судостроения, военной бронетехники;
-    Использование тех приоритетов, которые имеются в заделе в наукоемких отраслях авиация, космос, атомная энергетика и т.д.
Совершенно ясно, что государственная поддержка этих направлений наиболее вероятного сценария развития России совершенна различна и требует совершенно разных подходов. Поэтому можно сделать вывод, что при всей важности общего инвестиционного климата страны, который оценивает стабильность и надежность экономического положения страны в целом, рост конкретных инвестиций можно ожидать при той или иной доли государственного протекционизма в конкретные отрасли и подотрасли промышленности. Также хочется отметить, что бесплатной промышленной политики не бывает - это льготные налоги, субвенции, дотации - которые так или иначе стоят бюджетных денег.


ИННОВАЦИИ, ВПЕРЕД

Миф о большой любви к науке в советское время стал сегодня весьма распространенным, однако отношения власти и науки можно разбить на два периода и переломным моментом этих отношений было создание "ядерного щита Родины".
До 1948-года власть относилась к науке весьма прохладно, не видя в ней реальной силы для ускорения строительства социализма. Можно обратить внимание, что по воспоминаниям ученых их жизнь в то время не была высокообеспеченной, также можно отметить, что многие, как сейчас сказали бы, научные заделы финансировались не государством, а общественными организациями и группами энтузиастов. Разработки основ ракетной техники и реактивного движения велись на средства и под руководством ОСАВИАХИМА и так далее. Да и особого внимания к результатам научной деятельности власть не проявляла. Так что произведение М .Булгакова "Роковые яйца" не самая большая фантастика о советском времени того периода.
Переломным этапом стала реализация атомной программы СССР. Она потребовала научного прорыва, причем не только в ядерных исследованиях, но и в разработке тонких химических технологий, получении новых металлов, сплавов, композитных материалов, электроники, ракетной техники и многого другого, вплоть до разработки новых технологий строительства. Именно в это время Сталиным принимается решение об улучшении материального состояния научных специалистов, повышения значения Академии Наук СССР и малых академий. Сталин увидел в науке действительную материальную силу экономики, подлежащую мобилизации и способную ее провести в необходимом направлении. В этих целях Академии Наук была дана определенная свобода в определении перспективных и многообещающих путей развития, что правда не смогло защитить генетику и развитие искусственного интеллекта от практически полного уничтожения. Главным стало убеждение, что советская наука может сделать все, что будет необходимо советскому народу. Как и любой экономический ресурс наука потребовала создания системы управления.
Структура управления после ряда реорганизаций стала следующей:
Фундаментальная наука - институты и центры АН СССР
Прикладная наука - отраслевые институты и ОКБ
Заводская наука - заводские КБ и лаборатории.
Финансирование каждого уровня науки осуществлялось соответственно за счет уровня подчиненности. Государством, министерством и предприятием. Координацию разработок и контроль за внедрением осуществлял Госкомитет по науке и технике СССР.
За несколько десятков лет Академия Наук СССР из саморегулирующей организации превратилось в союзно-республиканское Министерство науки СССР со своими зданиями, сооружениями, фондами, инфраструктурой, подчиненными институтами, строительными и прочими организациями.

Продвижения инноваций осуществлялись по схеме:
Научная разработка институтами АН СССР и передача их прикладной науке;
Доведение до опытного образца и разработка технологии для внедрения в отрасли отраслевыми НИИ и КБ;
Привязка разработки к конкретному внедрению на конкретном производстве заводскими КБ и ЦЗЛ.
Причем отраслевые НИИ финансировались из двух источников - бюджетов министерств для общеотраслевых разработок и выполнения работ по договорам с отдельными организациями.
Считалось, что научные изобретения и открытия сотрудники этих структур делают за государственные деньги и в рабочее время, поэтому права на итоги их работы имеет государство. Правда, за авторское свидетельство, рацпредложения и т.д. выплачивались разовые премии, хотя и не очень значительные.
То есть на конкретный результат эта система в глобальном масштабе работать не могла. Она могла сконцентрировать ресурсы на отдельных проектах и добиться явного эффекта по конкретному проекту. Хотя сегодня реализация подобных проектов кажется фантастикой: первый полет человека в космос, атомная подводная лодка с возможным погружением на глубину 1000 метров, самый крупный транспортный самолет в мире и т.д. В своей же львиной доле разработки оканчивались получением авторского свидетельства, статьей в академическом журнале, утвержденным ОСТОм на продукцию и типовой отраслевой технологией, а на производстве отчетом о выполнении плана по внедрению новой техники и справкой о внедрении. То есть в целом система в отличии от промышленности не имела даже зачатков рыночной экономики. Основной задачей системы было выбивание бюджетного или отраслевого финансирования в виде выделенных средств с неясными результатами работы. Не надо говорить, что это устраивало всех. Со временем данная система стала определенным тормозом развития экономики. С одной стороны промышленность становилась все более невосприимчивой к инновациям, с другой стороны научно-технический прогресс и закрытость советской системы требовала все больше средств для поддержания приоритета по ВСЕМ направлениям научно-технического развития. Дошло до парадоксов, когда разработанную систему бесчелночного ткацкого станка пришлось для серийного производства передать в Чехословакию, а разработанная технология непрерывного разлива стали наименьшими темпами, внедрялась именно в СССР. Попытки ускорения предпринятые в 1985-1988 годах в рамках социалистического хозяйства никаких успехов не дали.

За прошедшие 15 лет в результате рыночных реформ произошли значительные изменения в системе разработки и внедрения инноваций.
Во - первых, произошла практическая ликвидация прикладной науки. Оставленные без отраслевого финансирования отраслевые НИИ практически не могли выжить в новой системе. Уже в 1990-1991 годы, после принятия "Закона о предприятии" наметилась тенденция, когда отчисления в отраслевые фонды науки и техники или не делались вообще или делались в весьма ограниченном масштабе. Возникла ситуация, когда ни одно предприятие не могло оплатить отраслевую разработку, а если и могло, то не хотело оплачивать то, чем будут пользоваться все из своего кармана. В результате этого отраслевые НИИ сначала реализовали те заделы, которые и них еще были, после чего стали зарабатывать на мелких заказах предприятий и сдачей в аренду своих площадей. Все это привело к оттоку научных кадров в другие сектора экономики и эффекту "выеденного яйца" - когда имеется институт, вывеска, директор, бухгалтер, уборщица, но нет научных сотрудников и возможности создать хоть какую-нибудь разработку. При этом работа по внедрению "задельных" разработок осуществлялась через массу малых предприятий, учрежденных сотрудниками института и в частном порядке ( в виде зарубежных командировок, непосредственной работой с предприятиями на основе личных договоров). После того как запас заделов иссяк, деятельность большинства НИИ стала чисто номинальной.
Во - вторых, Российская Академия Наук, став правоприемником Академии наук СССР, в российской ее части, лишилась значительной доли своего финансирования и была вынуждена идти той же дорогой, что и отраслевая наука. Правда, надо отметить, что здесь возможности получения зарубежных грантов и приглашений на работу были значительно выше. Но у РАН появились и свои собственные проблемы: ориентированные на научный поиск они лишились отраслевой системы, способной довести разработки до промышленного образца. Необходимо отметить, что ряд НИИ РАН сумели найти свою коммерческую нишу, были востребованы на рынке и сегодня доля бюджетного финансирования подобных институтов не превышает 20-30% . РАН на сегодня это единственное отраслевое министерство, сохранившееся в малоизмененном виде с советских времен. Поэтому противостояние между Минобразнаукой и РАНом затрагивают, если снять мелкие конфликты
две проблемы:
- Проблему распоряжения собственностью, которая по Закону принадлежит РАНу, а не Правительству;
- Проблему распределения выделяемых бюджетом средств между основными направлениями развития науки.
Именно различные взгляды на решение этих вопросов и порождает то противостояние, которое временами выплескивается в общественное пространство. В этой ситуации совершенно понятным является стремление фундаментальной науки остаться в той же нише, в которой она привыкла существовать: есть выделенные средства, в рамках которых можно осуществлять разработки данной проблемы, не заботясь о практическом значении и сроков получения положительных результатов, считая, что эту работу должны выполнять другие структуры. При старой системе это было бы вполне нормальным решением, но сегодня система доведения инноваций до коммерческого предложения отсутствует.

Если рассматривать традиционную систему создания и внедрения инноваций, то можно сделать ряд выводов:
- Традиционная промышленность в силу свойственных ей особенностей является невосприимчивой к инновациям и в силу малой рентабельности не может выступать заказчиком отраслевых НИОКР, большинство ранее имевшихся заводских КБ и ЦЗЛ или сокращены или ликвидированы;
- Отраслевые НИИ в своем большинстве проели свой потенциал и в отсутствии централизованного финансирования выполняют отдельные заказы предприятий и холдингов, имеющие узко-прикладное значение;
- НИИ РАН ориентированы на фундаментальные исследования и не в состоянии создать коммерческий результат, с которым можно выйти на рынок инноваций.
То есть, имея значительный потенциал фундаментальной науки (из имеющихся в мире примерно 43 прорывных технологий, Россия обладает примерно 7-9), из-за разрыва старой системы и отсутствия новых структур создание коммерческих рыночных инновационных предложений стало практически невозможным. При этом, и это заметно в пищевой промышленности, активно идет приобретение импортных разработок и технологий промышленными предприятиями.

Значительной проблемой в продаже инноваций является промышленный шпионаж и откровенное воровство разработок. Шум, который поднят вокруг пиратской продукции в области программирования, не идет ни в какое сравнение по объему потерь государства и научных организаций от пиратского использования разработок.
Причем, когда само государство не в состоянии отстоять свои интересы, то отдельные организации тем более не склонны к оптимизму. Если посмотреть какие объемы вооружения, разработанные в СССР, выпускают безо всяких лицензий страны Восточной Европы и Китай, то это вызывает по меньшей мере удивление. Знаменитый АКМ выпускается в Китае, Румынии, Болгарии, Чехии (причем стоимость одного автомата может составлять 50 долларов), выпускаются переносные зенитные комплексы аналоги нашей "Иглы", танки на базе Т- 70, и много чего другого. Причем платить за лицензии никто не собирается, одновременно обвиняя Россию в разгуле пиратства. Самое интересное, что патентование разработки вместо охранных функций стало выполнять функции рекламы для воровства. Особенно от этого страдают технологи. Патентуя разработку новой технологии, вы ее неизбежно расшифровываете. Поэтому, зачем предприятию ее у Вас приобретать, когда можно просто взять бесплатно? Возможно, что вы, как автор сумеете установить, что предприятие использует Вашу разработку в своем производстве. После этого в судебном порядке Вам необходимо доказать, что эта разработка именно Ваша (в технологии достаточно заменить процентное соотношение или сделать замену какого-то инградиента на аналог и доказать Ваше авторство станет невозможным), что ее используют в производстве и определить объем возмещения убытков. Мало кто возьмется пройти все эти круги ада с заранее неясным результатом. Причем это только по одному конкретному предприятию, а если в отрасли их сотни, то надо бросить науку и заниматься только судебными тяжбами. По этому же пути идут и зарубежные предприятия, причем даже узнать об использовании ваших разработок в этом случае можно только случайно.
Значительной проблемой также становится распределение вознаграждения между институтом и авторским коллективом, особенно, когда директор не является членом авторского коллектива. Поэтому гораздо проще осуществлять внедрение новых разработок в индивидуальном порядке или в рамках повышения квалификации безо всякого патентования. При этом убытки становятся собственностью института, а прибыль - собственностью авторского коллектива.
Все жалеют Била Гейтца за то, что его нагло обворовывают пираты, кто бы пожалел нашего Калашникова, если даже государство со всей своей мощью не может защитить себя от государственных промышленных пиратов. Большие надежды возлагаются на четвертую часть "Гражданского Кодекса" принимать которую скоро будет Дума, однако надежды могут разбиться о суровую правду жизни.

В области IT технологий ситуация немного иная. Несмотря на высокие темпы их развития из-за нашего отставания, мы вынуждены решать одновременно две задачи: заниматься адаптацией импортных технологий и программ к российским условиям и пытаться найти свои ниши в мировом разделении труда.
Внутренний рынок определяется активностью применения информационных технологий в промышленности и госуправлении. Надо отметить, что проект "Электронная Россия" дал определенный толчок для развития и разработки информационных технологий. Создав определенный спрос на этот вид продукции. Потребители этого рынка, помимо госуправления могут быть промышленные предприятия, население России и русскоговорящая диаспора за рубежом. Не надо быть большим специалистом, чтобы определить на общемировом фоне конечность и малую емкость подобного рынка, который по определению не может стать основой для бурного развития большого числа компьютерных фирм.
Оффшорное программирование является значительной нишей мирового рынка и оценивается ежегодным оборотом более 150 млрд. долларов. Однако этот рынок имеет свои особенности.
Для устойчивой работы на этом рынке фирма должна быть обеспечена постоянным потоком заказов, причем заказы чаще всего касаются конкретной фирмы и конкретных заданий и сроков и не предполагает поиск оригинальных технических решений. Поэтому большое значение имеет менеджмент фирмы, позиционирование ее на рынке, наличие устойчивых зарубежных связей.
Каждая фирма должна следовать за требованиями рынка, который очень быстро изменяется как по содержанию, так и по объемам. Рынок отличается весьма высокой конкуренцией особенно после выхода на этот рынок Индии и Китая с низкими ценами. Поэтому положение малых фирм очень нестабильно, что резко повышает риски при инвестировании в них. Ликвидными могут быть только несколько крупных фирм, вокруг которых необходимо выстраивать иерархическую структуру, т.е. крупные фирмы часть своих заказов должны распределять между малыми фирмами, обеспечивая их устойчивость.
Можно сделать вывод, что внутренний рынок России не сможет обеспечить необходимое развитие IT-технологий в виду свой незначительности. Для выхода на внешние рынки необходим новый менеджмент и создание крупных фирм, как основы для формирования иерархических структур для разработки новых продуктов.

Экспорт наиболее развитых стран все больше сдвигается от экспорта промышленной продукции к экспорту готовых продуктов и образцов (в первую очередь технологий) и решений на мировой рынок. Промышленное производство все больше сдвигается в страны Юго-Восточной Азии и в первую очередь в Китай и Индию. Совершенно ясно, что только путь на расширение "торговли знаниями" может обеспечить необходимую реструктуризацию экономики России и освобождение от "нефтяной иглы".
Нельзя сказать, что Россия не принимает участие в этом мировом процессе. Российские технологии и лицензии продаются в Индию, Китай, в Африке имеются договоренности с рядом стран на производство геологоразведочных работ по российским технологиям. Однако наше присутствие на рынках высокотехнологичной продукции оценивается в 0,3% от общемирового объема. Россия начинает терять свой инвестиционный потенциал, что особенно видно в области вооружения (так развертывание и массовое производства комплексов ПВО СС-400 планировалось на 1998 год, но начнет осуществляться только в 2008 году). Поэтому необходимы усилия для того, чтобы имеющийся научный потенциал стал обеспечивать устойчивое экономическое развитие России.
Но "точками разрыва" для обеспечения этого развития являются несколько проблем:
- Отсутствие необходимой инфраструктуры для доведения научных разработок до реальных коммерческих разработок и образцов;
- Недостаточное количество венчурных фондов и внешнеторговых фирм для обеспечения финансирования разработок и их вывода на мировой рынок (в Израиле имеется более 3 тыс. фирм и 180 венчурных фондов);
- Полное отрицание интеллектуальной собственности и невозможность отстаивания своих авторских прав;
- Неудовлетворительное количество и качество научных кадров (в большинстве институтов РАН средний возраст научных работников превышает 60 лет);
- Слабый менеджмент в секторе научно-промышленных разработок.
Именно эти точки являются самыми болевыми и простым увеличением бюджетных расходов на науку эти проблемы решить нельзя.



Док. 314266
Опублик.: 04.06.07
Число обращений: 489

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``