В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью радиостанции `Эхо Москвы` депутата Госдумы Сергея Глазьева, Назад
Интервью радиостанции `Эхо Москвы` депутата Госдумы Сергея Глазьева,
Американцы пустили нас в ВТО. Но на каких условиях?

В самое ближайшее время Российская Федерация может стать полноправным членом международного арбитража по урегулированию торговых споров - Всемирной торговой организации. Отечественным переговорщикам удалось достичь компромисса с США, власти которых (республиканцы) до выборов, прямо говоря, опасались проявить уступчивость в отношениях с нашей делегацией во главе с Максимом Медведковым. Уже 18 ноября, если не возникнут непредвиденные обстоятельства, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и глава офиса торгового представительства (ОТП) США Сьюзан Шваб скрепят подписями достигнутые договоренности в Ханое на самимите стран АТЭС, в котормо примут участие и президенты двух стран.

В субботнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы Сергей Глазьев объяснил, что же стояло на пути к компромиссу с американцами. "Выборы произошли в Америке, и теперь уже администрация Буша не боится, что потеряет голоса из-за того, что демократы будут их обвинять в том, что они в чем-то пошли России на уступки. Ведь со стороны части демократов в конгрессе раздавались требования связать американскую позицию по вступлению России в ВТО с совершенно неэкономическими требованиями. Претензий к нам достаточно много с их стороны, начиная от интересов отдельных бизнесов и заканчивая вопросами с Грузией. То есть администрация Буша просто не хотела получать дополнительный удар со стороны демократической оппозиции в конгрессе, поэтому тянула с завершением переговоров, которые на рабочем уровне давно уже прошли", - заявил Глазьев. Он надеется, что российской делегации удалось отстоять позиции - в противном случае, считает экономист, договоренности стоит рассматривать скорее как провал.

О чем же договорились российская и американская стороны? (Обратим внимание, что детальной информации "по пунктам" о сути соглашений российские чиновники до сих пор не обнародовали). Так, из тех сведений, которые стали известны, Москва разрешила иностранным страховым компаниям открывать отделения в России. Что касается банков, то Россия согласилась на увеличение совокупной доли иностранных инвестиций в банковский сектор с 25 до 50%, сообщил источник, осведомленный о переговорах. Отдельно вынесен вопрос об интеллектуальной собственности. Еще до окончательного вступления России в ВТО будет подписано дополнительное соглашение о мерах по борьбе с пиратством. Двустороннее соглашение по мясу 2003 года останется в силе до 2009 года. Россия остается крупнейшим потребителем американского мяса птицы. Россия также согласилась снизить средний таможенный тариф на промышленные тарифы до 8%, что стимулирует поставки в целом ряде секторов, включая авиатехнику, медицинскую технику, энергетическое оборудование. Россия обязалась создать более прозрачную систему для импорта электронных товаров, использующих шифрование.

Впрочем, как утверждает руководитель российской группы переговорщиков Максим Медведков, нам еще предстоят непростые обсуждения. В частности после принятия 4-ой главы ГК РФ необходимо будет решить вопрос о соответствии нормам ВТО регулирования инвестиций в автомобильную промышленность России. Еще одним препятствием к вступлению России в ВТО является пресловутая поправка Джексона-Вэника. Конгресс США должен решить, утверждать ли "постоянные нормальные торговые отношения" (PNTR) с Россией, прежде чем она сможет вступить в ВТО. Но, по словам Медведкова, если конгрессмены откажутся предоставить России статус нормальных торговых отношений и отменить поправку, это не помешает России вступить в ВТО. Тогда США временно не будут использовать ее нормы по отношению к России, как не используют их сейчас.

Говоря о вступлении России в ВТО, эксперты обращают внимание на то, что нельзя упускать из виду Украину, которая вполне может поставить перед Россией вопросы, начиная от экспорта своей стали, и заканчивая ценами на российский газ. Напомним, та же Грузия однажды уже давала свое согласие на вступление России в ВТО, но затем отозвала свою подпись. Считается это или нет - пока не ясно. Тем не менее, такая неясность может повлиять на вступление России во Всемирную организацию торговли. С другой стороны, форсировать "вступление ради вступления" не в наших национальных интересах. О том, почему незачем торопиться, Сергей Глазьев объяснил в интервью Общественному российскому радио. Объяснение алгоритма вступления в ВТО политик объяснил на примере Китая, который именно "вступил" в организацию, а не "вляпался".

Глазьев: В условиях присоединения к ВТО огромный арсенал мер и промышленной политики, и денежной, и в области ценообразования. Китайцы честно сказали, что мы не будем полностью либерализовывать внутренний рынок. Государство сохраняет контроль над ценообразованием в ключевых секторах. Китай вошел во Всемирную торговую организацию, хотя он немного ограничен, но все же, он получил все, что хотел от переговоров. Хотя они шли долго и тяжело, так же как и мы ведем их долго и тяжело с 1993 года. И надо признать, что до сих пор нет ясности, когда эти все условия будут согласованы. Российская делегация в очень трудном положении находится на переговорах, потому, что наше правительство не имеет ни промышленной политики, ни политики доходов, ни политики в области цен. Фактически, у нас правительство самоустранилось от регулирования экономических процессов. Поэтому в отличие от Китая, который твердо знал, чего он хочет, вступая в ВТО, наши переговорщики не знают, что им защищать. У них нет четкого понимания, какие цели и задачи Российское государство ставит в экономике, которые могут войти в противоречие с нормами ВТО. Понятно, что главное обязательство при присоединении к Всемирной торговой организации заключается в отказе государства от субсидий. Это первое и главное требование ВТО, но существует в мире огромное количество других способов промышленной научно-технической политики, которые применяют не только китайцы, но и американцы, европейцы. Но беда в том, что только в одной области - сельском хозяйстве, где впрямую ставится вопрос об объеме субсидий для сельского хозяйства, - у наших переговорщиков есть позиция. Она сформулирована министерством сельского хозяйства, которая как-то обсуждена и они четко понимают, какой объем субсидий им нужно "застолбить" на будущее. А в остальных отраслях такой, даже общей постановки задачи, нет. Например, какой мы хотим видеть нашу авиационную промышленность? Это вопрос, который без государственного участия решен быть не может. Лизинг новых самолетов при поддержке бюджетных ассигнований - та форма, которую мы сегодня используем в крайне незначительной степени. То есть, нашему правительству нечего требовать от ВТО, потому что у него нет своей промышленной, научно-технической политики. Отсюда такие благодушные заявления Грефа, например, что, вступив в ВТО завтра, мы этого даже не почувствуем.

Ведущий: А может так оно и будет?

Глазьев: Да, так оно и будет, потому что правительство ничего не делает в области....

Ведущий: Между прочим, Греф сказал, что, давайте, вступим в ВТО, что называется, нырнем в эту воду, а потом посмотрим. То есть начнут действовать какие-то уже договорные отношения с этой организацией, уже начнет что-то пересматриваться, реконструироваться и т.д. изменяться даже законодательно и тогда господин Греф посмотрит и увидит, нужно ли нам или не нужно быть с этим ВТО.

Глазьев: Ну, все же, надо признать, что правительство ведет определенную аналитическую работу и в том же министерстве экономики есть несколько докладов на тему, что ждет Россию после присоединения к ВТО. Надо сказать, что, в общем-то, эта проблема достаточно хорошо изучена и наши ученые дали объективные оценки. И действительно я могу согласиться с тем, что в силу того, что у нашего правительства нет промышленной политики, нет торговой политики, нет инвестиционной научно-технической политики и политики цен, то действительно, после вступления в ВТО ровным счетом ничего не поменяется. Потому что нынешняя практика государственного регулирования экономики полностью соответствует нормам ВТО. Другое дело, если вдруг у нас, дай Бог, появится умное правительство, которое ориентируется на защиту национальных интересов и борется за наших товаропроизводителей. Тут-то они столкнутся с барьерами, которые будут созданы вследствие присоединения к ВТО. Например, захотим мы поднять наши самолеты в воздух, понятно, что без долгосрочных государственных кредитов поддержку лизинга самолетов это сделать невозможно. Можно в качестве примера привести Соединенные Штаты или Европу. В Соединенных Штатах каждый второй Боинг продается с помощью кредитов государственного Эксимбанка, то есть государство, просто, наполовину кредитует производство Боингов. Европейский самолет Аэробус создан на государственные деньги, как известно, консорциумом государств, который продолжает сегодня очень мощно субсидировать это направление. На один рубль, вложенный в самолетостроение, получается эффект в 100 рублей, или 100 долларов в других смежных отраслях. Потому что один килограмм авиационной техники стоит три тысячи долларов, а не несколько центов как килограмм нефти. То есть, вступив в ВТО, мы берем на себя очень серьезные обязательства и любое следующее правительство, когда захочет заниматься промышленной политикой, упрется в эти ограничения.

Какие эти ограничения уже сегодня видны по переговорной позиции? Нам известна переговорная позиция нашей делегации по таможенному тарифу. Можно считать, что по таможенному тарифу Россия сохраняет статус квот, то есть таможенный тариф в обозримом будущем останется примерно тем же, который есть сейчас. Понятно, что мы подпишем все обязательные соглашения по ВТО и первое такое соглашение - по субсидиям и защитным мерам, которые обязывают наше государство отказаться от субсидирования своих товаропроизводителей. Понятно, что мы вынуждены будем согласиться на международные стандарты, которые затем придется соблюдать, и мы не сможем применять свои национальные стандарты для защиты внутреннего рынка. А дальше начинается зона неопределенности. Нам неизвестна позиция наших переговорщиков по вопросу доступа на рынок услуг. Это то, из-за чего американцы фактически наложили вето на вступление России в ВТО. Американцы хотят, чтобы мы вслед за Украиной, Киргизией и Молдавией согласились на открытие филиалов иностранных банков на своей территории. Это категорически неприемлемо, потому что означает, что мы не сможем осуществлять свою национальную юрисдикцию над управлением денежными потоками. Здесь позиция нашего государства, слава Богу, твердая. Насколько я могу понимать, мы эту позицию не сдадим. В то же время американцы хотят, чтобы мы в размен подписали соглашение по торговле авиационной техникой. Оно предполагает, что мы откажемся от каких-либо субсидий на авиатехнику. В принципе мы вынуждены отказаться от субсидий, подписывая базовое соглашение. Но есть еще специальное секторальное соглашение, потому что в базовом соглашении разрешаются субсидии на научно-исследовательские разработки, а в авиационной промышленности и в других наукоемких отраслях доля НИОКР в себестоимости достигает подчас 40-50%, иногда 80% как в ракетно-космической технике. Поэтому для авиатехники американцы придумали специальное дополнительное соглашение, добровольное. Мы имеем право отказаться от его подписания, но они настаивают на том, чтобы мы взяли на себя обязательства никак не субсидировать, не поддерживать свою авиационную промышленность. Очень серьезные вопросы возникают в регулировании торговли, скажем, доступа иностранцев к торговле товарами. Вы видите, создаются колоссальные сетевые торговые структуры: супермаркеты турецкие, французские, какие угодно, китайские завтра появятся.

Ведущий: Проблемы с лекарствами еще существуют.

Глазьев: С лекарствами проблема заключается в том, что мы, для того, чтобы создать свою фармацевтическую промышленность, должны будем заново ее создавать. А без мощных государственных ассигнований не обойтись. И по поводу торговли лекарствами нам тоже выкручивают руки. Есть неприемлемые некоторые требования со стороны ряда государств по поводу либерализации эмиграционного законодательства. Но, так или иначе, сегодня уже можно достаточно точно просчитать последствия. Поэтому я и предложил в Государственной Думе официально запросить правительство дать информацию о том, какова наша переговорная позиция на рынке строительных услуг, на рынке торговли. В качестве одного примера приведу, вопрос, который всплыл на парламентских слушаниях по поводу контроля над природными ресурсами. Вообще говоря, все уважающие себя страны ограничивают доступ иностранных компаний в геологоразведку, потому что это деликатная сфера. Значит, здесь очень трудно проверить достоверность данных. А от того, какие данные декларируются, зависит стоимость доступа к месторождению. В свою очередь государство, предоставляя кому-либо лицензию на разработку месторождения, должно знать объективно, сколько там нефти, газа или других полезных ископаемых и, с моей точки зрения, мы не должны допускать иностранцев на геологоразведку. У нас лучшая в мире геологическая школа со времен Петра I, у нас нет нужды в иностранных экспертах по этому вопросу.

Ведущий: Я хочу прервать Ваш монолог, Сергей Юрьевич, Вы уж меня извините, поскольку мы работаем в формате открытого диалога, поэтому я Вас прошу надеть наушники, у нас есть слушатель из Нижнего Новгорода, который хочет Вам задать вопрос. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Слушатель: Я может быть даже не столько вопрос, сколько реплику. Хотел бы согласиться с Сергеем Глазьевым в той части, что шаг вступления в ВТО должен быть исключительно глубоко продуман и в этом смысле мне кажется, гораздо интереснее обсудить сам характер принятия такого политического решения. Решения, которое затрагивает интересы каждого человека в этом государстве, потому что именно механизм принятия такого решения, на чем оно будет основываться, на каких экспертных заключениях, именно это составляет, по-моему, сейчас главную проблему. Понятно, что есть сторонники, понятно, что есть противники вступления в ВТО, понятно, что и тех и у других найдется немало аргументов и очень серьезных. И вот, как в таких условиях будет приниматься политическое решение о том, что мы вступаем в эту организацию, когда именно, на каких условиях и в какой степени народные представители, в том числе законодатели сумеют повлиять на принятие такого решения?

Ведущий: Алексей, а Вы относитесь к сторонникам или противникам вступления?

Слушатель: Я считаю, что мы конечно должны оказаться рано или поздно в этой организации также как и большинство цивилизованных стран, я не понимаю, как можно говорить об этом сейчас, когда наша экономика к этому по многим позициям решительно не готова. Мне кажется, что с этим не надо торопиться, что это вопрос сложный. Я еще раз хочу подчеркнуть, особенно здесь важно даже не учесть аргументы тех, кто говорит за и против, а понять, как будет приниматься такое решение, кто будет нести за него в конечном итоге ответственность. Последствий у такого решения может быть очень много и часть из них, думаю, может быть и непредсказуема.

Ведущий: Спасибо, Алексей, Вам за звонок.

Глазьев: Здесь как раз более-менее ясно. Юридически вступление России в ВТО - это международный договор, который подлежит ратификации. Наши переговорщики должны согласовать протокол о присоединении к ВТО, который будет содержать обязательства нашего государства в ответ на требования партнеров. По обязательству в части таможенного тарифа будет установлена верхняя планка по всей товарной номенклатуре, то есть это очень объемный документ. Затем будут зафиксированы наши обязательства в сфере доступа иностранцев на рынок услуг, - то о чем я говорил. Это имеет форму разрешения или не разрешения иностранным компаниям заниматься теми или иными видами услуг, ограничения по персоналу, скажем, страховщики и банкиры настаивают на том, чтобы руководителями структур с иностранным участием были российские граждане, то же самое касается строительных, инженерных услуг. Понятно, что мы должны сохранить контроль над квалификацией людей, которые строят и здесь очень важно, чтобы вместе с иностранными коммерсантами сюда не приехали необразованные инженеры, которые потом уедут, а дома развалятся. То есть мы должны очень жестко прописать все ограничения на доступ иностранных компаний и физических лиц на наш рынок услуг. Кроме того, этот документ будет содержать объемы разрешаемых субсидий в сельском хозяйстве. То есть это несколько томов, которые придется ратифицировать в Государственной Думе по представлению правительства. Я думаю, что нам удастся обсудить это все в деталях и на серьезном профессиональном уровне. Хотя, конечно, нельзя исключить, что этот документ будут "продавливать".


14 ноября 2006г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2011

Док. 314138
Перв. публик.: 14.11.06
Последн. ред.: 03.06.07
Число обращений: 490

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``