В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Сергея Глазьева газете `Труд` Назад
Интервью Сергея Глазьева газете `Труд`
Экономическая и политическая ситуации в мире меняются очень быстро. Как это сказывается на Союзном государстве? Чего нам следует ожидать? На эти и другие вопросы отвечает депутат Государственной Думы, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Сергей Глазьев.

- Сергей Юрьевич, если кратко, что за процессы происходят сегодня в мировой экономике?

- Ситуация в мировой экономике определяется двумя тенденциями. Первая: ослабление доллара вследствие разрушения долларовой финансовой пирамиды. Сейчас мы наблюдаем переток спекулятивного капитала с финансовых на биржевые рынки. Инфляция давно перекатилась бы и на потребительский рынок, если бы не экспансия экспорта дешевых китайских товаров. Следом за ростом финансовых спекуляций сырьем, растет спекуляция объектами недвижимости по всему миру, скоро волна финансового спекулятивного капитала обрушится на природные ресурсы - долларовая финансовая пирамида, сооружаемая денежными властями США, вышла далеко за пределы устойчивости, подогревая спекулятивные рынки во всей мировой экономике. Ее неизбежное саморазрушение сопровождается падением доллара и ведет к дезорганизации мировой финансовой системы.

Вторая тенденция связана со структурной перестройкой мировой экономики на основе нового технологического уклада, ключевыми направлениями которого являются биотехнологии и информатика, многократно повышающие эффективность не только в промышленности, но и в здравоохранении, сельском хозяйстве, энергетике. Взаимодействие двух этих процессов будет определять будущее мировой экономики.

Если развитие производств нового технологического уклада опередит развертывание финансового кризиса, то можно ожидать относительно стабильного экономического роста в будущем. Если же саморазрушение мировой валютно-финансовой системы будет развиваться быстрее роста новых технологий, то мировая экономика рискует впасть в состояние глубокой структурной депрессии, которая будет сопровождаться разрушением глобальной финансовой системы.

- Чем это грозит Союзному государству?

- В принципе ничем. Но эту ситуацию мы можем использовать в своих интересах. С точки зрения золотовалютного обеспечения российский рубль сегодня - наиболее крепкая валюта: на один рубль в обороте у нас четыре рубля в резерве. Такого мощного золотовалютного обеспечения не имеет ни одна валюта мира. Поэтому у него сегодня очень удобный момент для перехода к широкому использованию рубля в международных расчетах. У рубля появляется реальный шанс на фоне обесценивания доллара и разрушения мировой валютно-финансовой системы ворваться в разряд мировых резервных валют. Это позволит нашей экономике многократно наращивать финансовые возможности, что позволит увеличить инвестиции в разы.

Другая возможность связана с активизацией российско-белорусского научно-технологического потенциала. У нас есть неплохие заделы в научных направлениях формирования нового технологического уклада. Это, прежде всего, молекулярная биология и биотехнология, атомная промышленность и ядерная энергетика, ракетно-космический комплекс, где мы можем, наращивая наши конкурентные преимущества и расширяя производство создать собственные локомотивы экономического роста, работающие в глобальном масштабе.

Но для реализации этих возможностей нужна совершенно другая политика, чем та, которую проводит российский кабинет министров, поэтому мы их фактически упускаем.

- Появляются новые военные, политические и экономические союзы. Россия и Беларусь тоже строят единое государство. Чем можно объяснить стремление различных стран к объединению?

- В последние десятилетия складывается несколько интеграционных экономических пространств. В их числе относительно успешно развивающийся Евросоюз, Ассоциация свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА), две зоны свободной торговли в Латинской Америкой, формирующееся единое экономическое пространство (ЕЭП) на территории бывшего Советского Союза. Не прекращают попытки объединиться страны группы "АСЕАН +3", уже много лет планирующие создать азиатский аналог МВФ, чтобы защитить национальные валюты от резких колебаний курсов на мировом рынке. Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Формат "АСЕАН +3" предполагает участие стран АСЕАН, а также Китая, Японии и Южной Кореи.

Объяснить это можно тем, что маленькие страны сегодня не в состоянии обеспечить самостоятельное развитие, поскольку доминирование международного капитала делает их беззащитными. Развивающиеся страны вынуждены конкурировать между собой для привлечения международного капитала путем снижения налогового бремени и социальных расходов, низкой заработной платы.

Большую экономическую и политическую выгоду сулит странам-участницам и объединение в Союзное государство, формат которого позволяет вступать в него и остальным бывшим союзным республикам. А крупные интеграционные объединения уже могут диктовать международному капиталу свои условия. У них больше возможностей для поддержания своего устойчивого развития, концентрации ресурсов. Это очень важно для стабилизации мировой валютно-финансовой системы и формирования нового технологического уклада, где требуется концентрировать ресурсы на основных направлениях.

Мы видим, например, что финансовый кризис 1998 года практически не затронул Китай, Индию, Евросоюз, и частично затронул Соединенные Штаты Америки. Потому что крупные страны имеют гораздо больше возможностей для устойчивого развития, чем мелкие. Поэтому идет естественный процесс укрупнения экономических пространств в целях повышения стабильности.

Я думаю, что если Китай, Япония совместно со срединными странами Юго-Восточной Азии создадут свой валютный фонд и зону свободной торговли, она станет ведущим локомотивом развития мировой экономики и весьма устойчивой валютно-финансовом отношении. Что касается ЕЭП, то если Россия, Беларусь, Казахстан и Украина создадут единое экономическое пространство, то повысят свой экономический потенциал не менее чем в два раза. Это немаловажная ситуация на фоне нарастающих процессов дестабилизации мировой финансовой системы.

- Последнее время часто дискутируют, с кем быть России: с Азией или Западом. А как думаете вы?

- Неизбежно и с Европой, и с Азией, поскольку мы находимся на Евразийском континенте, и нам нет смысла ограничивать возможности своего развития. Европа традиционно была нашим ведущим торгово-экономическим партнером. В то же время главным локомотивом мирового экономического роста стал Китай, и ограничивать свои контакты в этом направлении было бы глупо и недальновидно.

Нам необходимо развивать торгово-экономические, финансовые, партнерские отношения и с Европой, и с Азией, куда перемещается центр развития мировой экономики. Китай и Индия - сегодня наиболее быстро экономически развивающиеся страны и по прогнозам в середине этого века Азия будет производить половину глобального валового продукта. И нам неплохо было бы пристегнуться к этому локомотиву экономического роста. В то же время мы не должны терять связи Европой, обладающей колоссальным источником технологий, капитала, интеллектуального потенциала.

- Попадем ли мы в "золотой миллиард" или останемся на задворках развитых стран?

- Это будет зависеть от того, какая политика будет проводиться в нашей стране. Если она по-прежнему будет вестись в интересах олигархии, то Россия при всех огромных возможностях скатится в теневую периферию мировой экономики, где огромные национальные богатства будут приносить доход лишь ограниченной группе лиц. Если сможем перейти на инновационный путь развития (а для этого нужна совершенно другая экономическая политика, предусматривающая концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, создание долгосрочных институтов развития, осуществление сбалансированной бюджетной политики, полноценное финансирование бюджетной сферы, то есть, выполнение рекомендации российских ученых), то у нас будут шансы остаться в составе ядра мировой экономической системы и обеспечить всем нашим гражданам достойную жизнь.

Если же мы скатимся на сырьевую периферию, что происходит сегодня очень быстро, (именно в этом направлении идут процессы экономического развития последнее время), то, даже несмотря на то, что у нас объемы богатств на душу населения самые высокие в мире, уровень жизни большинства наших граждан будет низким, а эксплуатация их труда - самой высокой. Закрепляется африканизация России: в Африке, как известно, богатые природные ресурсы не позволяют народу достойно жить. То же ждет и нас. Но возможность перевести страну на инновационный путь развития с высокими темпами роста производства, и высокими доходами населения у нас пока есть.

- Действительно ли для нормального функционирования государству необходимо иметь 300 миллионов потребителей или достаточно "сидеть" на трубе и растить Стабилизационный фонд?

- Для нормального функционирования нужна грамотная экономическая политика, которая бы обеспечивала высокую инновационную активность, научно-технический прогресс, постоянное повышение эффективности производства. Здесь важнее наличие долгосрочных институтов кредитования экономического роста, чем численность населения. Причем, сама численность не определяет способность к росту. Если население нищее, оно не оказывает серьезного влияния на экономическое развитие. И наоборот: богатое население малой численности может направлять развитие экономики, обеспечивая и спрос, и интеллектуальный потенциал. Достаточно сказать, что сегодня объем экономической активности в России намного меньше, чем в Италии, Франции, Англии, Канаде, где численность населения гораздо меньше, чем у нас. Поэтому дело не в численности, а в механизмах экономического роста, который опирается на научно-технический прогресс и долгосрочный кредит. Если мы сумеем создать механизмы долгосрочного кредитования и активизации нашего научно-производственного потенциала, то обеспечим и рост доходов населения, что вызовет повышение спроса производственных товаров, и заработают обратные связи экономического роста...

- Но ведь эти страны объединились в ЕС. Разве не для того, чтобы иметь большой рынок сбыта для своей продукции, возможности мощного экономического роста? России населения не хватает, чтобы не только заселить нашу территорию, но и решить проблемы безопасности, защитить границы, развить промышленность не только в центральной части, но и на периферии. А если каждого трудоспособного члена общества обеспечить работой, которой не хватает даже в ближайшем Подмосковье? То есть, численность населения все-таки играет роль?

- Конечно. Нам для устойчивого развития, согласно расчетам Д.Менделеева, необходимо иметь 500 млн.человек. Что и было бы, если бы не войны прошлого века. Но не меньшее значение имеет качество человеческого потенциала. Если население болеет алкоголизмом и наркоманией, если народ косят эпидемии СПИДа и туберкулеза, если не хватает грамотности и здоровья, то шансов на нормальное развитие нет. Мы с тревогой говорим о демографическом кризисе и сквозь пальцы смотрим на чудовищные темпы роста этих болезней, молодежь спаивают агрессивно рекламируемым пивом, правоохранительные органы попустительствуют наркомафии, и сотни тысяч беспризорных детей пополняют ряды организованной преступности. Проводимая в стране политика по своим последствиям сродни геноциду.

- Каковы перспективы развития экономики структур, образовавшихся на постсоветском пространстве, строящегося Союза Беларуси и России и каждого государства-участника в отдельности?

- Эти перспективы целиком определяются позицией российского руководства. Если мы честно будем выполнять свои обязательства по формированию Единого экономического пространства, включая общие правила ценообразования, то оно состоится. Если же "Газпром" будет поднимать цены нашим партнерам до мирового уровня, никакого экономического пространства не будет, потому что его формирование потеряет всякий смысл.

И сегодня, к сожалению, мы видим, что алчность руководителей "Газпрома" подминает под себя политическую волю российского руководства. Формируя Таможенный союз, потребителям российских энергоресурсов, входящим в Единое экономическое пространство - Беларуси, Украине, Казахстану - мы обязаны предоставить равные условия ценообразования, в том числе и на природный газ. Но не делаем этого, а, наоборот, взвинчиваем, например, цены на газ для Беларуси в три раза. Хотя она входит вместе с нами в состав Союзного государства. Это дискриминация, что в рамках единого Таможенного союза недопустимо.

Если дело и дальше пойдет так, никакого Таможенного союза не будет. Ситуация тем более усугубляется при вхождении России и других государств Содружества в ВТО. Если мы входим в ВТО отдельно на разных условиях, это делает невозможным формирование Таможенного союза. Необходимо сейчас принять очень серьезное решение согласованию условий присоединения к ВТО, прекратить дискриминацию участников Таможенного союза, и добиться, чтобы вступление в ВТО проходило на общих условиях, как единая таможенная территория.

- А чем именно грозит раздельное вступление в ВТО формированию Таможенного союза?

- Тем, что таможенного союза просто не будет. Войдя в ВТО на разных условиях, мы должны будем при создании Таможенного союза ориентироваться на государство с наименьшей степенью защиты внутреннего рынка. Например, Киргизия уже вошла в ВТО на условиях полной открытости своей экономики, согласившись на все требования. Для России это неприемлемо. Но если мы будем с Киргизией строить Таможенный союз, то наши партнеры по ВТО будут от нас требовать создавать общую таможенную территорию с киргизским режимом торговли. Поэтому вхождение Киргизии в ЕЭП стало проблемой. Аналогичная ситуация складывается с Украиной, руководство которой пошло на многие неприемлемые уступки, чтобы поскорее вступить в ВТО.

- Сможем ли мы стать настолько притягательными для бывших союзных республик, чтобы они захотели войти в наш союз? Каким Вы его видите?

- Для этого нужно исключить дискриминацию наших партнеров по Таможенному союзу, прежде всего в сфере ценообразования на энергоносители. Во-вторых, не надо устраивать торговые войны и возводить торговые барьеры. Как это делается российским руководством сегодня под давлением заинтересованных во взвинчивании цен монополистов - производителей сахара, металлургов, молочных монополий. Если мы действительно, создадим Таможенный союз, это будет выгодно всем странам, в том числе и России.

Несколько миллиардов долларов, которые получит Газпром от повышения цен на газ, поставляемый Белоруссии и Украине и которые все равно останутся за рубежом, не идут ни в какое сравнение с колоссальными потерями и упущенными возможностями, которые мы будем нести в результате развала Зоны свободной торговли и краха планов по формированию ЕЭП и Таможенного союза. У "Газпрома" не должно быть другого места, кроме того, которое ему указывает государство. Это компания, в которой государство владеет контрольным пакетом. Поэтому нынешняя самодеятельность "Газпрома" вызывает удивление и заставляет думать: либо это частные интересы каких-то государственных чиновников, либо двусмысленная политическая воля российского руководства.

Наталья Долгушина
"Труд"
22 декабря 2006 г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2077


Док. 314106
Перв. публик.: 22.12.06
Последн. ред.: 03.06.07
Число обращений: 787

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``