В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев: Признать ошибочность проводившейся политики, значит взять на себя вину за удручающую бедность миллионов работников социальной сферы Назад
Сергей Глазьев: Признать ошибочность проводившейся политики, значит взять на себя вину за удручающую бедность миллионов работников социальной сферы
Руководитель Национального института развития, лидер движения "За достойную жизнь" Сергей Глазьев об отражении целей социально-экономического политики президентского послания в проекте бюджета на предстоящую трехлетку.

--Сергей Юрьевич, как Вы оцениваете послание президента ФС?

--Я очень рад, что наконец-то те цели и задачи в области социально-экономического развития страны, которые ставил блок "Родина", стали частью государственной стратегии развития страны. Начиная от решения проблем модернизации жилищно-коммунального хозяйства и заканчивая задачами модернизации экономики и ее структурной перестройки на основании прорывных направлений научно-технического прогресса - сегодня воспринято властью в качестве целевых приоритетов экономической и социальной политики. Правильно оценены масштабы ресурсов, которые нужны для решения этих задач. Если еще год назад Правительство соглашалось выделять на эти цели от силы несколько млрд. рублей, то сегодня речь идет о сотнях млрд., которые необходимо вложить в модернизацию ЖКХ и жилищного строительства, в финансирование прорывных научно-исследовательских разработок, новейшего технологического уклада. Правильно оценены масштабы финансирования конституционной реформы. Все эти задачи давно уже ждут своего решения. И я надеюсь, что после этого президентского послания мы не будем бездарно отдавать деньги на кредитование чужих государств и будем вкладывать сверхприбыли от экспорта нефти и газа в развитие собственной страны.

--Вы имеете в виду Стабфонд?

--Да, никто из специалистов не может понять смысл замораживания триллионов рублей наших бюджетных доходов в Стабфонде и вывоза их за рубеж. Возможно, смысл этого ясен американцам или англичанам, которые выразили благодарность Кудрину за кредитование военных расходов этих государств в Ираке, объявив его лучшим министром финансов планеты. Ведь именно на эти цели фактически были использованы деньги наших налогоплательщиков - американцам есть за что благодарить российского министра финансов, сделавшего нашу стану крупнейшим донором Америки - 300 млрд. долл. резервов ЦБ и 3 триллиона рублей Стабфонда, вложенных в долговые обязательства стран НАТО на дороге не валяются. Если бы эти деньги были вложены в развитие нашей экономики, то президент бы сейчас говорил о грандиозных успехах, а не о планах развития нашей промышленности и социальной сферы. Жаль, что для того, чтобы сдвинуть нашу государственную власть в нужном направлении потребовалось семь лет упорной борьбы, объяснений, инициатив, но лучше поздно, чем никогда. Я, правда, с трудом понимаю, как господа Греф, Кудрин, Зурабов и прочие члены кабинета министров будут эти цели реализовывать. Для них это означает разворот своей деятельности на 180 градусов, поскольку начинало нынешнее Правительство как раз с прямо противоположного. Я помню, как с приходом Кудрина и Грефа был отменен бюджет развития, вместо него решено было закачивать деньги за рубеж от экспорта нефти и газа, или откачивать. Была принята доктрина дерегулирования экономики, государство самоустранилось от решения проблем социально-экономического развития, о которых сегодня говорил президент. И вряд ли эти люди понимают, как поставленные сегодня цели и задачи можно реализовать.

Я рад, что президент фактически согласился с нашей позицией в отношении нецелесообразности вывоза бюджетных доходов за рубеж под видом Стабфонда и бюджет на ближайшие три года будет сбалансированным. Но Кудрину с Грефом удалось протащить идею разделения бюджетных доходов на ненефтяные и нефтяные - с тем, чтобы ограничить использование последних. Они представили в проекте бюджета на следующие три года использование нефтяных доходов как трансферт, передаваемый для финансирования несуществующего дефицита мнимого ненефтяного бюджета. Таким образом, закрепляется идеология искусственного "отгораживания" нефтегазовых доходов от бюджетной системы страны, своего рода запрета расходовать их на социально-экономические нужды страны без особого решения главы государства. По сути, это инструмент превращения нашей страны в колонию, из которой Европа выкачивает нефть и газ, а США получают доходы от экспорта наших энергоресурсов. МВФ и Мировой банк уже предписали нам наращивание Стабфонда до полу-триллиона долларов и размещение его в долговых обязательствах стран НАТО на десятилетие вперед. Хорошо, что Президент в своем послании объявил о прекращении этой политики и направлении этих денег в Фонд национального благосостояния. И все же Кудрину удалось "приземлить" президентские планы - вырезать из бюджета 10% ВВП (3,5 триллиона рублей), зарезервировав их для вложений в кредитование дорогих ему Англии и Америки. Так что за выполнение президентского послания предстоит еще серьезная борьба с так называемым экономическим блоком правительства.

--Вы сомневаетесь в способности министров экономического блока правительства выполнить поставленные в послании задачи?

--Я не сомневаюсь в том, что они будут его саботировать. Не только в силу своей некомпетентности. Для них признать ошибочность ранее проводившейся политики - это значит взять на себя вину за удручающую бедность миллионов работников социальной сферы, зарплата которых была бы сегодня вдвое выше, если бы деньги налогоплательщиков не вывозились в огромных масштабах за рубеж, признать упущенные возможности развития передовых производств и модернизации того же ЖКХ, отапливающего воздух из-за полной изношенности инфраструктуры, а также согласиться с обвинениями ученых в том, что из-за проводившейся ими политики Россия потеряла половину научно-технического потенциала. Они на это не способны и, скорее всего, будут гнуть прежнюю линию и мешать реализации целей президентского послания. Тем более, что далеко не все эти цели детально прописаны, их осуществление будет зависеть от интерпретации правительства.

--Как определить соответствие политики правительства президентскому посланию?

--Для этого достаточно взглянуть на предложенный Правительством проект федерального бюджета на будущий год. Несмотря на существенный рост социальных расходов федерального бюджета, уровень финансирования образования и здравоохранения в нашей стране вдвое отстает от среднемирового. И хотя у федерального бюджета есть возможности ликвидации этого отставания за счет профицита бюджета, этого не делается. Печально знаменитым 122 законом о монетизации льгот основные обязательства в сфере народного образования и здравоохранения были сброшены в регионы, у большинства из которых нет средств на их финансирование. Нацпроекты, об успехах в реализации которых говорил президент, лишь частично закрыли эту дыру. Но, вместо того, чтобы наращивать ассигнования, выделяемые по национальным проектам в сфере образования и здравоохранения, Правительство планирует их постепенное свертывание к 2010 году. Я думаю, что эти проекты надо наоборот - наращивать. Это правильное направление, соответствующее современному программно-целевому подходу к планированию бюджетной политики. Исходя из поставленных президентом целей, ассигнования на эти проекты должны быть увеличены в несколько раз, средства для этого в федеральном бюджете есть. Если же правительство их свернет, то это признак подмены реальной политики обычным пиаром.

Многие из объявленных Президентом задач не нашли отражения в проекте бюджета, внесенном на днях Правительством в ГД. В нем нет, в частности, "фонда модернизации ЖКХ", в который Президент распорядился направить не менее 150 млрд. рублей, не запланировано 300 млрд. рублей на капитализацию Банка развития и других аналогичных институтов. Хотя, следует отдать должное - Правительство начинает, хоть и медленно, поворачиваться в нужном направлении. Предусмотрены значительные ассигнования на инвестиции в объединенные Авиационную и Судостроительную Корпорации, российскую венчурную компанию, существенно увеличены расходы на федеральные целевые программы, некоторые из которых сориентированы на реализацию прорывных направлений НТП. Существенно увеличены ассигнования на жилищное строительство и закупки современных вооружений. Надеюсь, нам удастся убедить Правительство и думское большинство реализовать и другие задачи, поставленные президентом: выделить 130 млрд. рублей на развитие нанотехнологий, 100 млрд. рублей на строительство автодорог, заняться, наконец, модернизацией транспортной инфраструктуры, строительством новых АЭС, увеличить ассигнования на научные исследования, модернизацию электроэнергетики. В отношении последней задачи, правда, возникает вопрос: будет ли отвечать Чубайс за развал единой энергетической системы страны и доведения электроэнергетики до аварийного состояния.

--Какие еще проблемы вы видите в реализации послания?

--Я опасаюсь, что у нас вновь может выйти по-Черномырдину: хотели как лучше, а получится как всегда.

--Что Вы имеете ввиду?

--Возьмем, к примеру, президентское предложение о выделении части средств "Фонда национального благосостояния" на софинансирование добровольных пе6нсионных накоплений. Даже если Правительство создаст этот фонд, и будет инвестировать его средства в пенсионные накопления, остается опасность, что эти деньги вновь окажутся за рубежом. Правительственным финансистам уже удалось пролоббировать разрешение размещать пенсионные накопления за рубежом. В этом случае пенсионные сбережения будут работать не на нашу экономику, а на конкурентов. Или другой пример: инвестиции в авиастроительную корпорацию. Вместо того, чтобы поднять на крыло давно освоенные нашей промышленностью современные и вполне конкурентоспособные модели самолетов: ТУ-204 и ИЛ-96, которые могли бы стать локомотивами модернизации нашего авиастроительного комплекса, лоббистами иностранных авиастроителей упорно протаскивается идея направить выделяемые на эти цели бюджетные деньги в свою пользу. Предлагается их вложить в строительство не существующих еще даже в проекте новых самолетов, которые будут комплектоваться иностранными двигателями и авионикой. Российское авиастроение в этом случае станет сырьевым придатком европейского Аэробуса - поставлять металл, делать фюзеляж и, может быть, проводить сборку. Такой самолет, даже если он будет создан, на 2/3 окажется иностранным, а российское авиастроение утратит способность к самостоятельному производству самолетов, взяв на себя низкодоходные энерго- и трудоемкие операции. Может случиться еще хуже. Вместо создания новейших самолетов будет построена очередная финансовая пирамида по типу ОАО "Высокоскоростные ЖД", за которую наш бюджет расплачивался годами. И пока бюджетные деньги будут крутиться в реализации сомнительных проектов, реальное переоснащение нашего авиапарка будет происходить на базе Боингов и Аэробусов. К радости коррумпированных руководителей, живущих на комиссионные от импорта иностранных самолетов.

--Как этого избежать?

--Боюсь, что без кардинального обновления состава правительства этого не избежать.

--И все же, Вы надеетесь на лучшее?

--Да. Я уверен, что проповедуемую нами идеологию опережающего развития нашей страны на передовой технологической основе и построения современного социального государства остановить невозможно. Она отвечает чаяниям всего нашего народа, соответствует общенациональным интересам, имеет строгое научное обоснование. Конечно, ее реализацию будут тормозить, будут мешать и извращать. Но последние два президентских послания Путина свидетельствуют о том, что глава государства взял правильный курс. Беда только, что главные, кто мешает в его проведении - это не те, кому, по словам президента, хотел бы вернуть недавние прошлое, а лично преданные его назначенцы. Как известно из теории и практики управления, лично преданные, в отличие от компетентных и ответственных, в лучшем случае, могут завалить порученное им дело. Надеюсь, что кадровая политика будут изменена в соответствии с имением задач государственной политики, решение которых требует куда большей квалификации руководящих кадров, чем раньше.

В целом, я могу констатировать, что мы боролись не зря, фактически программа социальной справедливости и экономического роста, которая была выдвинута народно-патриотическим союзом "Родина" на прошлых выборах, сегодня почти целиком стала государственной стратегией. Конечно, не далеко не всего нам удалось пока добиться от нынешней власти. Послания не признает, пока необходимости решения проблемы восстановления дореформенных сбережений граждан. Ее необходимо решать сейчас, пока есть ресурсы и вкладчики Сбербанка еще живы. Нам не удается убедить нынешнюю власть в необходимости кардинального повышения оплаты труда. Шаги в этом направлении делаются, но очень медленно. До сих пор минимальная плата труда в нашей стране существенно ниже прожиточного минимума при том, что можно было бы ее уже в этом году вывести на общепринятые в мире стандарты.

В то же время озвученные президентом цифры бюджетных ассигнований в основные отрасли развития страны позволяют мне говорить, что правильно оценен масштаб задач. Цифры, которые назвал президент, совпадают с цифрами нашей альтернативной концепции бюджетной политики, с которой мы выступали в течение последних 4-х лет. То, что, наконец, правильно поставлен масштаб задач вселяет надежду, что политика нынешней власти в этих направлениях не будет ограничиваться крупномасштабным пиаром, как это было до сих пор, а станет реальной.

--Из ваших слов следует, что Вы разделяете тезисы, озвученные президентом в социально-экономической сфере. Но что Вы скажете о политической части послания?

--Действительно, в социально-экономической сфере очень много из того, что мы потребовали от власти отражено. Даже такие детали, как повышение экспортной пошлины на экспорт круглого леса или программа развития нано-технологий заявлено в качестве задач, которые нужно решать сейчас. И я мог бы только дополнить круг этих задач. Но я думаю, что нам удастся это сделать в дальнейшем диалоге с Правительством по поводу бюджетной политики. Но что касается, скажем, политической части послания, я должен констатировать, что власть все-таки очень далека от народа, и смотрит в общем-то в зеркало вместо того, чтобы смотреть в общество. Им всерьез кажется, что они создают гражданское общество, что они поддерживают общественные организации, но мы хорошо видим, что нынешняя практика построения гражданского общества очень мало отличается от той, которая была еще в старом, так называемом, тоталитарном режиме. Поддерживаются и развиваются только те общественные организации и те общественные инициативы, которые инициирует сама же власть. Говорить о том, что у нас какие-то серьезные продвижения в сфере построения гражданского общества и народовластия - я бы не стал. Наоборот. Для меня очевидно, что власть все дальше и дальше отдаляется от народа. И одна из проблем, которая затрудняет выполнение президентского послания, как раз в этом и заключается. Коррумпированность власти, недееспособность и невежество многих руководителей - главный барьер на пути реализации того, что хочет президент, возникший вследствие поведенной им политической реформы, фактически снявшей ответственность власти перед избирателями. Бюрократизация и формализация всей системы госуправления лишает последнюю смысла - вместо ответственного исполнения возложенных на нее обязанностей, мы наблюдаем бесконечный пиар перед населением и очковтирательство перед руководством страны.

--То, что вопреки обыкновению многие положения президентского послания не только не вызвали на себя критики, но и оказались близки народно-патриотическим силам - это результат многолетней критики конструктивной оппозиции или результат течений внутри власти?

--Я думаю, что это результат постепенного обучения власти. Жалко, что это обучение потребовало целых 7 лет. То есть мы пришли сегодня к продолжению политики, которую начинало Правительство Примакова. Но спустя 8 лет уже, в течение которых можно было сделать очень много, но это не было сделано. То есть очень жаль, что обучение наших министров обходится стране столь дорого, занимая столь длительное время. Но я думаю, что лучше поздно, чем никогда. И с тревогой думаю, что будет делать следующий президент. Если он опять начнет с того, что отменит то, что было сделано до него, и нам придется опять обучать новую власть снова, так ... бродить по одному кругу, наблюдая деградацию нашего научно-производственного и человеческого потенциала.

--Если следующий преемник пойдет с этой программой на выборы, вы поддержите ее, или будет оппонировать? Насколько политическая часть вас устраивает?

--Я всегда исхожу из смысла проводимой политики. Если декларации президентского послания Правительство действительно будет реализовывать, то я считаю, что такую политику надо поддерживать вне зависимости от субъективных предпочтений - мы ее долго предлагали и бились за нее много лет. Если же Правительство не будет этого делать, и мы столкнемся с расхождением, как обычно, между словами и делами власти, тогда наша задача не будет, выполненной. При этом я исхожу из того, что реализовать политику общенародных интересов, тем легче, чем больше в стране обратных связей между властью и обществом, иными словами, чем больше демократии, чем больше механизмов гражданского общества действует. Нынешняя власть обрубила практически все мосты, связывающие с обществом. Даже выборы превратились в имитацию. И надеяться на то, что можно нынешнюю коррумпированную и неповоротливую государственную машину развернуть только одними уговорами в нужную сторону, к сожалению, не приходится. Мы уже много раз сталкивались с тем, что назначенные по принципу личной преданности министры в лучшем случае могут угробить дело, которое им доверяют, а в худшем случае еще сделать наоборот. И если глава государства не будет опираться на общенародную поддержку, реальную в осуществлении поставленных целей и задач, вряд ли нынешняя коррумпированная и невежественная бюрократия будет их реализовывать. Необходим постоянный народный контроль, контроль общества, общественных представителей за исполнительной властью. И я не вижу причин, почему при такой политике не восстановить демократический институт. Диктатура обычно применяется для того, чтобы проводить политику, враждебную интересам народа. Пиночетовская диктатура - ярчайший пример, образцу которой нас призывали следовать еще несколько лет назад. А если политика реализуется в общенародных интересах, в интересах развития страны, то не надо бояться собственного народа, нужно давать больше возможностей людям напрямую влиять на политику, избирать своих представителей лично, и демократизировать нашу политическую систему. Но свое отношение к власти, я в любом случае буду определять исходя из реальных дел. Они будут видны через месяц после того, как бюджет пройдет первое чтение. Мы через месяц будем знать, какая реально политика будет проводиться в стране в ближайшие три года.

--Что же Вы планируете делать сейчас, когда свершилось то, чего Вы добивались долгие годы - президент не только услышал, но и, фактически, озвучил то, что Вы хотели услышать?

--Я вижу важнейшую задачу нашей фракции в том, чтобы правильно оценить предлагаемый Правительством трехлетний бюджет с точки зрения стоящих перед страной целей и задач, включая те, которые поставлены в послании президента. Мы возьмем на себя труд провести экспертизу бюджета, проекта бюджета, исходя из его соответствия президентскому посланию. Я думаю, что это очень важно, поскольку до сих пор ни одно из президентских посланий не было полностью реализовано, последнее послание было реализовано лишь частично. А предыдущее вообще не реализовывалось. Так что очень важно не упустить момент и заставить государственную машину все-таки повернуться реально в правильном направлении, а не только подать сигнал.




"Ежедневный журнал"
14 мая 2007 г.
http://www.glazev.ru/print.php?article=2244

Док. 314092
Перв. публик.: 14.05.07
Последн. ред.: 03.06.07
Число обращений: 764

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``