В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Консенсус на троих Назад
Консенсус на троих
Михаил Фрадков постарался снизить накал страстей вокруг обсуждения реформ. Если верить премьеру, преобразования в российской экономике продолжатся - но без потрясений. После Егора Гайдара каждый новый премьер-министр России, берясь за реформы, обещал, что отныне все пойдет эволюционным путем: "Все сделаем, от реформ никто не отказывается, но исключительно эволюционным путем", Михаил Фрадков не исключение. Он не видит себя революционером. Скорее диалектиком. Правда, как сам частенько говорит, "напрягать ситуацию будет". И чтобы подчиненные министры не расслаблялись, станет все выше и выше "задирать планку".

Один из бывших руководителей Кремля как-то сказал про правительство: "Проблема не в том, что правительство уперлось в какую-то планку, которую не может преодолеть; проблема в том, что планка настолько высока, что правительство свободно ходит под ней и ее не замечает". Г-на Фрадкова, видимо, и призвали в премьеры, чтобы он показал министрам, что планка - вот она! - есть и ее придется каким-то образом преодолеть. Иначе новаторская задумка - оценивать работу министерств и ведомств по конкретным результатам - окажется очередной пиар-кампанией.

В общем, диалектически настроенный премьер-администратор сегодня пытается заставить подчиненных министров качественно изменить работу. А заодно "изменить и качество экономической политики". По словам г-на Фрадкова, было бы неправильно утверждать, что на сегодняшний день "экономическая линия уже сформулирована". Это, возможно, будет сделано к концу года. Но и то только в том случае, если отраслевые министерства восстановят содержательную часть работы, которую, по словам г-на Фрадкова, "они, увы, утеряли".

Причем премьер не уверен, что все отраслевики на 100% справятся с заданием. Однако очень надеется, что они "перестанут быть заложниками тех ресурсов, которые выделяет Минфин, проявят себя". Никого персонально премьер дипломатично не критикует. А про свои якобы имеющиеся разногласия с министрами финансов и экономики Алексеем Кудриным и Германом Грефом говорит коротко: "Разногласий нет". И добавляет (очевидно, памятуя про особый статус министра финансов в Англии, на который ему всячески намекал г-н Кудрин), что "спорить премьеру с главой финансового ведомства просто непредусмотрительно".

Видимо, в нынешнем кабинете приветствуются творческие дискуссии. Например, об отсутствии прогресса в деле структурных реформ, в первую очередь в газовой и электроэнергетической отраслях. Обвинения в том, что в этих сферах ничего не делается, и прямой призыв к премьеру взять на себя ответственность за реформы, похоже, нашли отклик в душе главы кабинета министров. В пятницу г-н Фрадков, говоря о реформе электроэнергетики, заявил: "Я активно включился сам в эту работу". Премьер, по сути, дал добро на то, чтобы 3 сентября на совете директоров РАО "ЕЭС России" было принято решение о создании оптовогенерируюших компаний. Тем более что в минувшую пятницу последнее из ответственных ведомств - Федеральная антимонопольная служба - согласовало проект формирования ОГК. Тем не менее вопросов по судьбе генерирующих компаний больше, чем ответов. Г-н Фрадков решил, что отвечать на них должны сами спорящие, и создал при правительственном Совете по конкурентоспособности и предпринимательству некий "консенсус на троих". Специальную рабочую группу по электроэнергетике во главе с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко, главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом и руководителем-совладельцем "Базового элемента" и РУСАЛа Олегом Дерипаской. Теперь скорость реформы будет зависеть не столько от премьера, сколько от договороспособности этих трех сторон, что можно признать удачной аппаратной находкой г-на Фрадкова. А для г-на Дерипаски - своеобразной компенсаций неудачи на последних выборах совета директоров РАО "ЕЭС", когда ни один его представитель не набрал нужного числа голосов.

С реформой газовой отрасли такого хитрого административного решения г-н Фрадков еще не придумал. Он, как и все прежние премьеры, пока обходится общими замечаниями о "Газпроме" как национальном достоянии, о чрезвычайно сложном механизме, который нельзя разрушить и т.п. Прорывом можно считать, что глава правительства все же признал, что "реформировать "Газпром" надо", хотя и отметил необходимость при этом "подчеркнуть роль государства".

В то же время до сих пор концепция реформы газовой отрасли не стоит в первоочередных планах кабинета министров. Но все-таки некий диалог с главой "Газпрома" Ачексеем Миллером, который не часто балует правительство своими визитами, премьер начал. По его словам, они встречаются сейчас раз в две недели. Так что, возможно, рано или поздно премьер "активно включится" и в эту реформу.





Вера Кузнецова
"Время новостей"
30.08.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002971


Док. 313338
Перв. публик.: 30.08.04
Последн. ред.: 01.06.07
Число обращений: 203

  • Фрадков Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``