В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Руденский: Проедать легко, развивать сложно Назад
Игорь Руденский: Проедать легко, развивать сложно
Главное отличие от прошлых лет заключается в том, что бюджет на 2006 год принимается в рамках трехлетнего финансового плана на 2006-2008 годы, как это делается во всех развитых странах. Это очень важно, потому что мы наконец-то переходим от сметного планирования к целевому формированию бюджета.

ИГОРЬ РУДЕНСКИЙ

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

С этого года бюджет будет приниматься не в четырех, а в трех чтениях. Первое - основные параметры и уровень расходов федерального бюджета, второе - распределение расходов по статьям, третье - техническое.

Одно из главных изменений заключается в том, что цена отсечения одного барреля нефти выросла с 20 до 27 долларов, что позволит увеличить доходы и расходы федерального бюджета примерно на 2 процента ВВП. Это те 500 миллиардов рублей, которые потратим в нынешнем году на повышение заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат и которые перейдут из разовых выплат этого года в бюджеты последующих лет. По сути, мы начинаем тратить деньги Стабилизационного фонда. А в него пойдут все дополнительные средства, которые будем получать от налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин свыше отметки 27 долларов за 1 баррель нефти.

Его цена на следующий год планируется на уровне 35 долларов, хотя, конечно, все понимаем, что она будет выше. Сегодня этот показатель уже равняется 60 долларам, в декабре, по заявлениям мировых агентств, цена подскочит до 80. Поэтому считаю, что прогноз, который есть сейчас, - пессимистический. И реально отчисления в Стабилизационный фонд будут намного больше, чем об этом заявляют в Правительстве.

Президент не раз говорил, что дефицит Пенсионного фонда станет покрываться только за счет дополнительных доходов федерального бюджета, которые получим в следующем году. Поэтому деньги из Стабилизационного фонда на эти цели уже тратиться не будут, как это сложилось в 2005 году.

При распределении расходов федерального бюджета по статьям 70 процентов будет финансироваться по сметному принципу, как и раньше, а 30 процентов - по целевым программам, по федеральным нормативам. Каждое министерство отчитается за эффективность расходования бюджетных средств и достижение нормативов. На 2006 год планируется доходов 4,43 триллиона рублей, расходов - 3,94 триллиона, профицит - 500 миллиардов рублей.

Хотя еще весной депутаты от фракции "Единая Россия" настаивали на том, чтобы бюджет был бездефицитным и сбалансированным и все средства расходовались более эффективно, особенно те, которые направляются на развитие экономики. Дилемма сегодня состоит в том, что именно мы поддержим. Либо будем вкладывать средства в развитие экономики или все силы и средства направим на борьбу с инфляцией, консервируя их в Стабилизационном фонде, как предлагает Правительство. Вопрос пока остается открытым. Правительство тоже можно понять. Инфляция у нас за шесть месяцев достигла 8 процентов. При этом три процента приходится на монетарные факторы: идет огромный приток валюты и требуется дополнительно печатать деньги. Что касается остальных пяти процентов, это происходит за счет необоснованного роста тарифов на услуги естественных монополий и инфляционных ожиданий. Нам необходимо сделать все возможное, чтобы его обуздать. Кстати, Правительство прогнозирует, что инфляция в следующем году составит 8 процентов, в 2007-м - 6, а в 2008-м - 4 процента. Мне кажется, что если удастся удержать ее на уровне шести - восьми процентов в течение трех лет, то это уже станет большим достижением.

Конечно, очень обидно, что Правительство планирует снижение темпов экономического роста: оптимистичный прогноз - 5,9 процента, пессимистичный - 4,6. Бюджет же рассчитан на 5,6 процента роста ВВП. Сегодня, как мне кажется, мы недостаточно уделяем внимания реальному сектору экономики, то есть его развитию.

Депутаты нашего комитета не всегда согласны с Правительством по вопросам государственной инвестиционной политики. В 2006 году на инвестиции планируется потратить 380 миллиардов рублей. 70 миллиардов рублей составит так называемый Инвестиционный фонд. Сумма катастрофически мала. И считаем, что ее необходимо увеличивать.

Можно использовать разные схемы поддержки реального сектора экономики. Самая эффективная, на мой взгляд, компенсация процентной ставки. Предприятием берется кредит на покупку оборудования под 15 процентов годовых, из которых две трети возмещаются из бюджета. Без такого механизма большинству российских предприятий развиваться, обновлять и модернизировать основные фонды практически нереально. Этот механизм уже опробован в сельском хозяйстве, на транспорте и в энергетике. Другой путь - снизить ставку НДС, от чего Правительство категорически отказывается. Также необходимо увеличить выделение бюджетных средств на прямые инвестиции. Например, на инфраструктурные проекты, которым следует уделять особое внимание. Правительство, естественно, не должно каким-то образом дотировать, к примеру, промышленные предприятия. Но на строительство дорог, трубопроводов, аэро- и морских портов, то есть на те проекты, которые в скором времени могут принести пользу и отдачу, а также увеличить экспортный потенциал страны, выделять средства, конечно, необходимо.

К приоритетам в государственной инвестиционной политике, на наш взгляд, следует отнести сразу несколько направлений. Первое - ипотечное кредитование. Часть средств можно вложить в строительство жилья и доступные кредиты на покупку жилья. Второе - модернизация транспортной сети. Третье - создание сети высокотехнологичных медицинских центров. Старение основных фондов сейчас наблюдается во всех отраслях, но в здравоохранении оно зашкаливает. Россия по уровню государственного обеспечения медицинским обслуживанием находится на 136-м месте в мире, после нас идут только страны Африки. Уровень обеспеченности медицинского оборудования, возраст которого, кстати, 15-20 лет, у нас равен семи долларам на человека. Для сравнения: в Америке и Европе этот показатель выше в десять раз. Если на средства Стабилизационного фонда оборудование закупать за рубежом, то на рост инфляции это не повлияет. Тем более что сейчас в стране взят курс на оздоровление нации. Сюда же следует отнести строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, гимнастических и тренажерных залов. Должна быть одна комплексная программа. Знаю, что активно занимаются возведением спортсооружений в регионах, в частности в Мордовии, Пензенской, Саратовской областях.

Еще один вопрос - модернизация материально-технической базы вузов, которая давно устарела. Если хотим чего-то добиваться в науке, то в нее надо вкладывать деньги. Необходимо закупать современные лаборатории, оборудование, с тем чтобы талантливая молодежь не уезжала за рубеж и могла себя реализовать здесь, в России.

Хочется, чтобы Минфин уделил больше внимания регионам. Сегодня делаются попытки завысить в бюджетных расчетах их доходную базу. Естественно, она растет, но Минфин выстраивает свои прогнозы для регионов на более оптимистичной основе, нежели есть на самом деле. В частности, в министерстве планируют, что доходная база в ряде регионов может вырасти на 22-24 процента. Это нереально. Хочется, чтобы подход был более взвешенным. У регионов сегодня непростая ситуация: им делегировали огромное количество полномочий, и они, естественно, нуждаются в помощи. Грядет реформа ЖКХ, на которую Правительство направляет 30 миллиардов рублей, что явно недостаточно. Для снятия напряженности в регионах нужно как можно больше средств выделять на обеспечение федеральных целевых программ.

Думаю, в сентябре при обсуждении проекта бюджета 2006 года мы найдем с Правительством согласованное решение этих проблем. Главное, чтобы целью нашей бюджетной политики наряду с решением социальных вопросов и обеспечения безопасности стало создание реальных стимулов для развития экономики.

Справка "ПГ"

Руденский Игорь Николаевич


родился 11 сентября 1962 года. Образование высшее. Окончил Кемеровский государственный университет, Рижское летно-техническое училище гражданской авиации, Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Кандидат экономических наук. Был депутатом 3-го созыва Госдумы. 7 декабря 2003 года вновь избран депутатом Государственной Думы по Железнодорожному одномандатному избирательному округу 135 (Пензенская область). Член фракции "Единая Россия".



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 19 Июля 2005




Док. 312770
Перв. публик.: 19.07.05
Последн. ред.: 31.05.07
Число обращений: 378

  • Руденский Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``