В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Рубежанский: Закон на камень?... Назад
Петр Рубежанский: Закон на камень?...
Жаркую дискуссию на вчерашнем заседании комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям вызвало обсуждение законопроекта, внесенного на рассмотрение нижней палаты российского парламента депутатом Государственной Думы Петром Рубежанским.

Говорили о внесении изменения в статью 6 федерального закона об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период в части добавления организаций железнодорожного транспорта в перечень хозяйствующих субъектов, на которые не распространяется требование этой статьи.

Напомним, что при принятии пакета законов по реформированию электроэнергетики был заложен принцип, согласно которому одному хозяйствующему субъекту запрещается владеть одновременно и генерирующими, и передающими мощностями и заниматься сбытом электроэнергии. Исключение упомянутой статьей делалось лишь для трех субъектов, работающих в определенных условиях. Изменение, предложенное Петром Рубежанским, предлагает сделать исключение и для железнодорожного транспорта.

Выступившие на заседании комиссии депутат и вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович аргументировали свою позицию следующими соображениями. Железнодорожная электроэнергетика является неотъемлемой частью инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет свои специфические особенности, связанные с перевозочным процессом. Электросетевые объекты железнодорожного транспорта строятся по специальным правилам для обеспечения электрической тяги поездов, для устройства автоматики и связи и представляют единый комплекс, обеспечивающий безопасность движения. Надо ли его расчленять?

При реформировании железнодорожной отрасли это, вроде бы, учли в законе "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Согласно данному документу установлено обременение на имущество ОАО "РЖД", которое не подлежит отчуждению.

В том числе устройства энергоснабжения, предназначенные для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля этого года был утвержден перечень объектов имущества ОАО "РЖД", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. В перечень также в полном объеме вошли электросетевые объекты железнодорожного транспорта.

Казалось бы, все логично и понятно. Однако камнем преткновения стала статья 6 "энергетического" закона, по которой с 1 января будущего года не допускается одному субъекту иметь имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электроэнергии. А железнодорожная отрасль кроме удовлетворения собственных производственных нужд просто вынуждена заниматься передачей электроэнергии сторонним организациям. Ведь у нее сейчас полторы тысячи тяговых подстанций и десятки тысяч трансформаторных, от которых электричеством снабжаются одновременно с производством и прилегающие к дороге многочисленные объекты социально-бытового назначения. Что же, теперь сооружать отдельное энергопитание для той же "социалки"? Практически это сделать невозможно.

Именно на устранение данного противоречия и был направлен предложенный законопроект. В его поддержку выступили члены комиссии Николай Рыжков, Вячеслав Новиков. Последний, в частности, считает, что возникшее противоречие между законами создает лазейку для растаскивания имущества ОАО "РЖД". Однако сторонники законопроекта остались в меньшинстве.

Не отрицая наличия проблемы, большинство членов комиссии вняло другим аргументам. Они считают, что возникшую коллизию можно разрешить путем созданиядочерних сбытовых компаний без внесения в их уставный капитал имущества ОАО "РЖД". Кроме того, в случае получения энергоснабжающими организациями ОАО "РЖД" статуса гарантирующего поставщика на них не будут распространяться требования вышеупомянутой статьи 6.

На словах вроде все ладно. А как будет на деле? Стороны остались каждая при своем мнении, хотя Петр Рубежанский резонно заметил: давайте все-таки поддержим законопроект, пока отрасль находится в состоянии реформирования, а если потребуется, нам ничто не мешает пересмотреть его.

Но не все так безнадежно. В тот же день законопроект Рубежанского рассмотрел комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности и поддержал его единогласно. Также свои заключения должны представить другие профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, Правительство РФ, ряд других властных структур, после чего он должен быть внесен на рассмотрение пленарного заседания Государственной Думы. Так что вся борьба еще впереди.



ГУДОК, Город: МОСКВА

Дата: 14 апреля 2004



Док. 312742
Перв. публик.: 14.04.04
Последн. ред.: 31.05.07
Число обращений: 270

  • Рубежанский Петр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``