Жаркую дискуссию на вчерашнем заседании комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям вызвало обсуждение законопроекта, внесенного на рассмотрение нижней палаты российского парламента депутатом Государственной Думы Петром Рубежанским.
Говорили о внесении изменения в статью 6 федерального закона об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период в части добавления организаций железнодорожного транспорта в перечень хозяйствующих субъектов, на которые не распространяется требование этой статьи.
Напомним, что при принятии пакета законов по реформированию электроэнергетики был заложен принцип, согласно которому одному хозяйствующему субъекту запрещается владеть одновременно и генерирующими, и передающими мощностями и заниматься сбытом электроэнергии. Исключение упомянутой статьей делалось лишь для трех субъектов, работающих в определенных условиях. Изменение, предложенное Петром Рубежанским, предлагает сделать исключение и для железнодорожного транспорта.
Выступившие на заседании комиссии депутат и вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович аргументировали свою позицию следующими соображениями. Железнодорожная электроэнергетика является неотъемлемой частью инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет свои специфические особенности, связанные с перевозочным процессом. Электросетевые объекты железнодорожного транспорта строятся по специальным правилам для обеспечения электрической тяги поездов, для устройства автоматики и связи и представляют единый комплекс, обеспечивающий безопасность движения. Надо ли его расчленять?
При реформировании железнодорожной отрасли это, вроде бы, учли в законе "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Согласно данному документу установлено обременение на имущество ОАО "РЖД", которое не подлежит отчуждению.
В том числе устройства энергоснабжения, предназначенные для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля этого года был утвержден перечень объектов имущества ОАО "РЖД", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. В перечень также в полном объеме вошли электросетевые объекты железнодорожного транспорта.
Казалось бы, все логично и понятно. Однако камнем преткновения стала статья 6 "энергетического" закона, по которой с 1 января будущего года не допускается одному субъекту иметь имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электроэнергии. А железнодорожная отрасль кроме удовлетворения собственных производственных нужд просто вынуждена заниматься передачей электроэнергии сторонним организациям. Ведь у нее сейчас полторы тысячи тяговых подстанций и десятки тысяч трансформаторных, от которых электричеством снабжаются одновременно с производством и прилегающие к дороге многочисленные объекты социально-бытового назначения. Что же, теперь сооружать отдельное энергопитание для той же "социалки"? Практически это сделать невозможно.
Именно на устранение данного противоречия и был направлен предложенный законопроект. В его поддержку выступили члены комиссии Николай Рыжков, Вячеслав Новиков. Последний, в частности, считает, что возникшее противоречие между законами создает лазейку для растаскивания имущества ОАО "РЖД". Однако сторонники законопроекта остались в меньшинстве.
Не отрицая наличия проблемы, большинство членов комиссии вняло другим аргументам. Они считают, что возникшую коллизию можно разрешить путем созданиядочерних сбытовых компаний без внесения в их уставный капитал имущества ОАО "РЖД". Кроме того, в случае получения энергоснабжающими организациями ОАО "РЖД" статуса гарантирующего поставщика на них не будут распространяться требования вышеупомянутой статьи 6.
На словах вроде все ладно. А как будет на деле? Стороны остались каждая при своем мнении, хотя Петр Рубежанский резонно заметил: давайте все-таки поддержим законопроект, пока отрасль находится в состоянии реформирования, а если потребуется, нам ничто не мешает пересмотреть его.
Но не все так безнадежно. В тот же день законопроект Рубежанского рассмотрел комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности и поддержал его единогласно. Также свои заключения должны представить другие профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, Правительство РФ, ряд других властных структур, после чего он должен быть внесен на рассмотрение пленарного заседания Государственной Думы. Так что вся борьба еще впереди.