В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Ответы на вопросы, поступившие к интернет-конференции Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева 5 марта 2007 года. Приоритетный национальный проект `Развитие АПК`. Назад
Ответы на вопросы, поступившие к интернет-конференции Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева 5 марта 2007 года. Приоритетный национальный проект `Развитие АПК`.
5 марта 2007 года состоялась интернет-конференция Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, в ходе которой первый вице-премьер ответил на вопросы, связанные с реализацией приоритетных национальных проектов в ключевых социальных областях: здравоохранении, образовании, жилищной сфере и сельском хозяйстве. Всего на конференцию поступило более девяти тысяч вопросов, и мы продолжаем публиковать ответы на те из них, которые остались за рамками конференции, но получили большое число голосов при рейтинговом голосовании на сайтах организаторов. Предлагаем Вашему вниманию ответы на вопросы по приоритетному национальному проекту "Развитие АПК".
1. В свете будущего вступления нашей страны в ВТО сохраняется ли у нас право повысить импортные пошлины до запретительного уровня для продуктов, которые мы можем сами производить, чтобы выгодно было не завозить из-за границы чужую сельхозпродукцию, а выгодно было производить собственную?
Россия реализует ряд мер по дальнейшей либерализации экономики и планирует вступить в ВТО на условиях, выгодных для России.
Российская сторона при формировании своей позиции исходила и исходит исключительно из того, что аграрный сектор страны в настоящий период переживает кризис, и отстаивает лишь те параметры, которые не могут нанести ущерба национальному аграрному сектору.
Несмотря на все трудности и разногласия, сформированные к настоящему времени тарифные обязательства Российской Федерации в отношении сельскохозяйственной продукции предусматривают сохранение действующего уровня тарифной защиты, а для ряда товаров - возможность его повышения.
2. Планирует ли государство расширить госзакупки продукции сельского хозяйства по ценам, приемлемым для производителей, тем самым подорвав устоявшуюся политику занижения цен перекупщиками?
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года No 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусматривается проведение государственных закупочных интервенций, товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.
Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При проведении закупочных интервенций государством устанавливаются уровни цен, которые обеспечат достаточную доходность сельскохозяйственным товаропроизводителям. При проведении товарных интервенций устанавливаемые государством цены на зерно способствуют стабилизации ценовой ситуации на рынке хлеба.
3. Как повлияет вступление нашей страны в ВТО на сельское хозяйство? И сможет ли оно конкурировать с западными производителями?
В целях предупреждения негативных последствий присоединения России к ВТО Минсельхоз России в ходе переговорного процесса активно отстаивает возможность внутренней поддержки сельхозтоваропроизводителей, что позволит поддержать на необходимом уровне отечественное сельское хозяйство после присоединения России к ВТО.
Присоединение России к ВТО не должно привести к сокращению размеров государственной поддержки, поскольку Россия договаривается о связанном размере финансирования, который в несколько раз выше современного уровня.
После вступления Россия сможет в дальнейшем настаивать на сокращении аграрного субсидирования в зарубежных странах, прежде всего в ЕС и США, поскольку именно государственная поддержка в этих странах позволяет им поставлять в Россию значительное количество дешевых сельхозтоваров в ущерб развитию отечественного производства.
Правилами ВТО допускается применение экспортных субсидий для поддержки аграрного экспорта, включая стимулирование транспортировки экспортной продукции. Россия выступает за право их использования.
4. Будет ли Россия страной свободной от генетически модифицированной продукции? Какова политика в этой области и что планируется реализовать в ближайшее время?
В целях предотвращения ввоза на территорию Российской Федерации продукции, произведенной из генетически модифицированных организмов, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору проводятся контрольно-надзорные мероприятия. Так, например, в конце 2006 года был введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию риса.
В настоящее время разрабатывается технический регламент "О требованиях к биологической безопасности и безвредности генно-модифицированных (трансгенных) растений", который будет иметь статус федерального закона. В регламенте будут урегулированы вопросы обращения такой продукции на территории России (обязательная маркировка, обязательное подтверждение соответствия, контроль и надзор за продукцией).
5. Зачем завозить в страну (Дальний Восток) крупный рогатый скот из Австралии, если в хозяйствах имеются свои элитные породы?
Из Австралии и других стран с развитым животноводством завозится высококачественный молодняк крупного рогатого скота для пополнения отечественных племенных ресурсов и создания достаточной племенной базы, способной значительно повысить потенциальные возможности производства молока и говядины.
Увеличение объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях федерального лизинга является одной из мер государственной поддержки животноводства в рамках аграрного нацпроекта. Поставки по лизингу осуществляет ОАО "Росагролизинг".
В 2006 году Росагролизинг поставил в хозяйства России более 50 тыс. голов племенных животных на сумму 3 млрд руб. 68% закупленного поголовья КРС - это животные молочных пород, 17% - мясо-молочных пород и 15% - мясных пород. При этом 54% закупленного скота - это российский племенной скот, полностью адаптированный к нашим условиям, и 46% - это скот, ввезенный из-за рубежа для улучшения качества поголовья в наших племенных хозяйствах.
В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" планируется поставить не менее 50 тыс. голов племенного скота на сумму 3 млрд руб.
6. В магазинах продается порошковое молоко, которое значительно хуже, а по упаковке понять, что оно порошковое, нельзя. Порошок чаше всего импортный. Таким образом, натуральное молоко купить в городе невозможно. Под видом натурального продается порошковое. На Западе такое "молоко" можно называть только молочным напитком.
Предприятия могут вырабатывать молоко питьевое как по государственному стандарту (ГОСТ), так и по техническим условиям, разработанным самим предприятием (ТУ). В соответствии с ГОСТом Р 52090-2003 "Молоко питьевое. Технические условия" данный продукт в зависимости от молочного сырья может производиться из натурального, нормализованного, восстановленного, рекомбинированного молока, а также из смесей.
В соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" изготовитель обязан указывать на потребительской таре необходимую и достоверную информацию о продукте, в том числе состав продукта. Кроме того, данные требования установлены статьей 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года No 2300-1 "О защите прав потребителей".
В случае обнаружения нарушений вышеуказанных требований покупатель имеет право обратиться в территориальные управления Роспотребнадзора, которые уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года No 322 и Федеральный закон от 2 января 2000 года No 29-ФЗ).
Национальный стандарт России на термины и определения молока и молочных продуктов находится в стадии пересмотра. Термины и определения будут приведены в соответствие с международными стандартами.
7. Каковы перспективы отечественной сельхозпродукции в конкурентной борьбе с дешевыми импортными товарами? Как будет решаться вопрос избавления от зависимости от импортной сельхозпродукции?
Решение вопроса состоит в увеличении производства отечественной продукции. Приоритетным национальным проектом "Развитие АПК" предусмотрено увеличение производства продукции, в том числе за счет крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств. Предусмотрено возрождение сельского хозяйства по всем направлениям, в том числе поддержка молодых специалистов, закрепление молодежи на селе.
Усилия государства, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, позволили в последние годы стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведение государственных закупочных интервенций на рынке зерна.
Кроме того, развитие животноводства, ориентированного на импортозамещение, является одним из основных направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
В целях обеспечения условий для стабильного развития отечественного производства мяса было принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года No 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах", предусматривающее сохранение тарифного квотирования импорта мяса до 2009 года. Объем квот установлен в том числе по результатам достигнутых договоренностей в рамках переговоров по присоединению России к ВТО.
В то же время постановлением No 732 было предусмотрено снижение в 2007 году ставок ввозных таможенных пошлин на импорт свинины сверх установленного объема квот с действующих в 2006 году 60% до 55%.
Учитывая динамику импорта и в целях поддержания положительных тенденций в отечественном свиноводстве, Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 ноября 2006 года No 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", в соответствии с которым в 2007 году сохранены внеквотные ставки ввозных таможенных пошлин на свинину на уровне 2006 года, то есть 60% от таможенной стоимости товара, но не менее 1 евро за 1 кг.
8. Что будет конкретно сделано для сельского хозяйства, для села? Будет ли это под жестким контролем? И предусмотрено ли дотирование сельского хозяйства?
Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на стабилизацию агропромышленного производства, закрепление положительных тенденций и укрепление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации выделяются средства на финансирование программ, направленных на решение конкретных задач в агропродовольственном секторе.
В федеральном бюджете в 2007 году предусмотрены субсидии на поддержку растениеводства и животноводства, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, субсидии на страхование урожая сельскохозяйственных культур, лизинговые программы, финансирование федеральных целевых программ.
Порядок и условия предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с правилами предоставления субсидий, определенными Правительством Российской Федерации, субсидии из федерального бюджета перечисляются в доход бюджета субъекта Российской Федерации для направления их целевым образом на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
При этом определено, что ответственность за целевое использование субсидий, предоставляемых из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, несет орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Минсельхоз России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
9. Процедура оформления кредита очень сложная, поэтому многие просто не хотят связываться. Может просто выдавать кредиты по нацпроекту под 2% годовых сразу, без возврата субсидий?
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются бюджетными средствами, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. При этом процентная ставка за пользование кредитом, которую уплачивает заемщик банку, является доходом банка, с которого он уплачивает налоги. В связи с этим субсидирование банков государством в размере ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России не представляется возможным.
10. Нацпроектом предусмотрено субсидирование процентной ставки по долгосрочным кредитам (на 5 и 8 лет), а мероприятия по проекту запланированы только на 2-3 года. Не получится ли так, что по прошествии этого времени условия кредитных договоров будут пересмотрены? Каковы гарантии государства на этот счет?
Реализация мероприятий национального проекта "Развитие АПК", предусмотренных на 2007 год, будет продолжена в 2008-2010 годах. Средства на эти цели учтены в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2007-2008 годы и в проектировках федерального бюджета до 2010 года. В основном они будут направлены на обслуживание инвестиционных кредитов, привлеченных в сельское хозяйство в 2006-2007 годах.
11. Можно ли в ближайшие 2-3 года увидеть реальные результаты от вложенных в сельское хозяйство бюджетных средств? Или результатов реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" нужно ждать в более далекой перспективе?
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по итогам 2006 года обеспечила положительную динамику по всем целевым показателям. Прежде всего, увеличились объемы производства сельхозпродукции.
По первому направлению - "Ускоренное развитие животноводства" - отмечен рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8%. Целевой показатель по итогам двух лет реализации проекта (2006-2007) составляет 7%.
Производство молока во всех категориях хозяйств выросло на 0,8%, тогда как в 2005 году было снижение его производства на 3,2%. Превращение динамики из отрицательной в положительную рассматривается как важный промежуточный результат реализации национального проекта.
По второму направлению - "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" - увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) составило около 10% (при целевом показателе за два года - 6%).
В прошлом году создано 2134 сельскохозяйственных кооператива, что почти в два раза больше, чем предусмотрено целевыми показателями национального проекта (1200 кооперативов).
По третьему направлению - "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе" - мероприятия по итогам 2006 года выполнены полностью. Выделенные из федерального бюджета 2 млрд руб. освоены: построено 713,8 тыс. кв. м жилья (по плану - 713,4 тыс. кв. м), жилищные условия улучшили 16 225 молодых специалистов и их семей, что несколько выше плана (16,2 тыс. молодых специалистов и их семей).
12. По нацпроекту в Сбербанке получил кредит 300 тыс. руб. под 14% годовых, с последующим возмещением 10,5% после рассмотрения документов крайсельхозуправлением. Деньги я получил в ноябре 2006 года, уже плачу за кредит 14% годовых. Сельхозуправление до сих пор не возмещает проценты и не сообщает, будет ли оно это делать.
В соответствии с правилами, утвержденными постановлениями Правительства, средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (целевые средства) предоставляются заемщикам при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов по заключенному с банком кредитному договору.
Целевые средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
По кредитам, общая сумма которых не превышает 300 тыс. руб., целевые средства предоставляются заемщикам при представлении документов на получение целевых средств.
Для регистрации заявления о предоставлении целевых средств в уполномоченный орган заемщиком представляются следующие документы: а) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства заемщика, заверенная администрацией муниципального образования; б) копия кредитного договора, заверенная заемщиком и банком; в) копия выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита, заверенная заемщиком и банком; г) график погашения кредита и уплаты процентов по нему, заверенный заемщиком и банком; д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в банке для перечисления целевых средств.
Уполномоченный орган осуществляет проверку указанных документов, регистрирует заявления в специальном журнале и направляет заемщику в течение пяти дней с даты регистрации заявления письменное уведомление о принятии этого заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа.
Заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления, если он не является гражданином, ведущими личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", если цели, предусмотренные в кредитном договоре, не соответствуют целям, содержащимся в правилах соответствующих постановлений, или если заявитель не предоставил всех необходимых документов.
Для получения целевых средств заемщик должен предоставить в уполномоченный орган расчет размера целевых средств (по мере исполнения обязательств, связанных с погашением основного долга и уплатой начисленных процентов в соответствии с кредитным договором); документы, подтверждающие целевое использование кредита (по мере использования кредита) по перечню, установленному Минсельхозом РФ.
Уполномоченный орган на основании представленных документов составляет справку-расчет на предоставление субсидий и направляет ее в Минсельхоз РФ не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Перечисление целевых средств осуществляется на основании платежного поручения, представленного уполномоченным органом в территориальный орган Федерального казначейства, и расчета общего размера целевых средств. Одновременно уполномоченный орган направляет указанный расчет в банк, в котором открыт счет заемщика.
13. Хотя мы собрали весь перечень документов и не имели и не имеем задолженности по налогам, мы не смогли получить ни инвестиционный, ни краткосрочный кредит ни в одном банке в Татарстане в 2006 году. Почему кредиты для сельхозпроизводителей очень трудно взять?
Требования, предъявляемые к заемщику для получения им кредита в коммерческих банках, определены Банком России и действуют для всех российских кредитных организаций. При этом должно обеспечиваться соблюдение законных прав заемщика и кредитора, а также подтверждение целевого назначения и эффективности использования заемных средств, гарантированность их своевременного возврата.
Организации агропромышленного комплекса самостоятельно определяют банк, в котором они могут получить кредит. Решение о выделении и сроках предоставления кредитных средств предприятиям-заемщикам российские кредитные организации принимают самостоятельно, исходя из наличия у заемщика залогового обеспечения и гарантий своевременности их возврата, и выполнение условий кредитования не предусматривает вмешательства третьих лиц.
Для облегчения залогового бремени для потенциальных заемщиков ОАО "Россельхозбанк" разработаны специальные программы, а также снижены требования по залоговому обеспечению и оформлению кредитов.
Россельхозбанком разработаны подходы по упрощению доступа к кредитным средствам крестьянским (фермерским) хозяйствам:
сокращен перечень предоставляемых документов для получения кредита;
упрощен порядок рассмотрения кредитного проекта;
сокращены сроки рассмотрения;
отменены требования к заемщику в части минимального срока финансово-хозяйственной деятельности.
В целом количество предоставляемых документов для получения кредита крестьянским (фермерским) хозяйством сокращено более чем на 20%.
Сроки рассмотрения кредитных проектов, относящихся к приоритетному национальному проекту "Развитие АПК", в соответствии с упрощенным порядком составляют не более трех дней с момента предоставления заемщиком необходимых документов и рассматриваются вне очереди.
Пересмотрен и значительно усовершенствован порядок кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Количество запрашиваемых документов уменьшено наполовину. Срок рассмотрения заявки - три дня, максимум - одна неделя.
Введена градация размера кредита, при которой применяются различные формы обеспечения:
кредиты в сумме до 30 тыс. руб. предоставляются без обеспечения;
кредиты в сумме от 30 до 150 тыс. руб. предоставляются под поручительство одного физического лица;
кредиты в сумме от 150 до 300 тыс. руб. - под поручительство двух физических лиц.
Кредиты выдаются также при предоставлении получателем залога. Стоимостная оценка залога, предоставляемого потенциальным заемщиком для получения кредита, определяется размером кредита и процентов, подлежащих к уплате по нему, а также возможными дополнительными издержками банка, которые могут быть связаны с процедурой реализации предмета залога в случае невыполнения заемщиком взятых на себя обязательств по кредитному договору.
По действующим в Россельхозбанке специальным целевым программам "Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования", "Кредит на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных под его залог" дополнительного обеспечения не требуется.
При этом сумма кредита может составлять:
для самоходной техники - не более 90% от стоимости ее приобретения;
для прицепной техники - не более 70%;
для оборудования приемных пунктов молока, мобильных доильных установок - не более 80%;
для оборудования доильных залов - не более 70%;
для зерноочистительного и птицеводческого оборудования - не более 60%;
для сельхозживотных - не более 80%.
По проектам, включенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в подпрограмму "Ускоренное развитие животноводства" приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и направленным на финансирование строительства, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), 28 февраля 2006 года принято решение и установлены коэффициенты увеличения суммы обязательств для расчета требуемого объема обеспечения.
При определении необходимой суммы залога учитываются проценты по кредиту только за один год. Таким образом, требуемый объем залогового обеспечения может составлять от 115 до 130% от суммы кредита и процентов за первый год использования.
14. Наш сельскохозяйственный производственный кооператив (Смоленская область) не может взять кредит в банке: говорят, что наше хозяйство убыточное. Возможно ли помочь нашему хозяйству? Может ли государство выделить несколько единиц новой сельхозтехники, а то наша давно уже выработала свой тройной ресурс?
Правилами предоставления субсидий прямо не наложены ограничения на предоставление государственной поддержки только прибыльным хозяйствам, однако поддержка призвана стимулировать экономическую активность в АПК и развитие эффективных собственников. Для недостаточно сильных хозяйств возможно использование кооперативных подходов с целью объединения или участие в программах финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Поставка сельхозтоваропроизводителям материально-технических ресурсов с оказанием мер государственной поддержки с использованием средств федерального бюджета возможна на условиях финансовой аренды (лизинга) через ОАО "Росагролизинг" или же за счет инвестиционных кредитов с возмещением части затрат на уплату процентов в объемах средств, выделенных Смоленской области на эти цели в 2007 году.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" выделение Минсельхозу России ассигнований на поставку сельхозтоваропроизводителям техники и скота на безвозмездной основе не предусмотрено. С более полной информацией об условиях получения техники и скота по лизингу и инвестиционных кредитов на эти цели Вы можете ознакомиться в органах управления АПК Смоленской области.
15. Я владелец небольшого птицеводческого хозяйства в Дагестане. Выращиваю на мясо более 3 млн кур-бройлеров в год. Есть возможность удвоить производство, но все упирается в финансы. Решил обратиться в Россельхозбанк, где мне сказали, что птицеводство не включено в нацпроект.
В национальном проекте "Развитие АПК" птицеводческой отрасли уделено должное внимание. В рамках реализации проекта более 70 птицеводческих предприятий включены в реестр договоров, заключенных с российскими кредитными организациями, по которым уже получено и осваивается около 23 млрд руб. инвестиционных кредитных ресурсов.
В соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", и с утвержденными критериями отбора животноводческих объектов для включения их в нацпроект в реализации проекта могут принять участие сельхозтоваропроизводители, имеющие мясо-молочную специализацию животноводства, а также птицефабрики мясного направления.
Включение птицефабрик в указанный проект осуществляется органами управления АПК субъектов Российской Федерации по согласованию с Росптицесоюзом.
16. Насколько мне известно, реализация проекта "Развитие АПК" оканчивается в этом году. Исходя из уже достигнутых результатов, можно ли надеяться, что поддержка государством АПК РФ будет продолжаться, и если будет, то в каких формах?
Реализация мероприятий национального проекта "Развитие АПК" будет продолжена в 2008-2010 годах, но уже в рамках государственной программы по развитию сельского хозяйства, которая должна обеспечить консолидацию действий по комплексному развитию села. Таким образом, вся аграрная политика станет важным государственным приоритетом.
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" принимается на пятилетний срок и в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" должна быть разработана и принята до 15 июля 2007 года.
Целями госпрограммы являются устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, а также сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.
Средства на эти цели предусмотрены в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2007-2008 годы и проектировках федерального бюджета на 2010 год. В том числе они будут направлены на обслуживание инвестиционных кредитов, привлеченных в сельское хозяйство в 2006-2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
17. Моему предприятию не дали кредит на приобретение сельхозтехники, отказали в лизинге, хотя залог покрывал сумму кредита на 140%, в собственности земля сельхозназначения, подготовленные под сев поля и т.д. Мотивировал Россельхозбанк это тем, что предприятие новое и по правилам должно пройти два отчетных периода (в сельском хозяйстве это два года).
Решение о предоставлении кредита принимается банком с учетом оценки бизнеса заемщика, его финансового состояния, своевременности возврата заемных средств, степени риска предоставления кредита для кредитного учреждения и ряда других факторов.
С условиями получения техники в лизинг можно ознакомиться в органах управления АПК Ростовской области.
18. Россия всегда славилась уникальными породами овец. В 90-х годах Россия имела более 62 млн овец различных пород (около 20 пород и породных направлений). В настоящее время в России осталось менее 7 млн овец. На грани полного исчезновения находится знаменитая романовская шубная порода и многие другие аборигенные породы.
В 2006 году поголовье овец и коз в Российской Федерации составило 19 млн голов, что на 5,1% больше уровня 2005 года и на 28% больше уровня 2000 года. В сельхозпредприятиях в 2006 году имелось 19 тыс. голов овец романовской породы, что на 12,5% больше уровня 2005 года.
В отечественном овцеводстве доминирующее положение по численности занимает тонкорунное и полутонкорунное овцеводство, продукция которого оказалась невостребованной в условиях рыночной экономики. В связи с этим в товарной части популяций в настоящее время ведется селекция на создание мясных типов овец. Замена значительной части поголовья шерстных пород овец на мясные породы особенно актуальна для тех районов, где овцеводство является традиционным и определяет уклад жизни населения, где невозможно разведение других видов животных.
Государственная поддержка последних лет способствовала сохранению и совершенствованию племенной базы. Племенная база отрасли овцеводства на начало текущего года представлена 203 племенными хозяйствами, в том числе 83 племенными заводами и 126 племенными репродукторами. В племенных хозяйствах сосредоточено 1,3 млн овец, что составляет 8,4% от общей их численности.
В Российской Федерации разводят 34 породы овец, из них 13 - тонкорунных, численность которых составляет 75% от общего поголовья, 8 - полутонкорунных (7,9%) и 13 - грубошерстных (13,2%).
С 2007 года государственная поддержка овцеводства предусмотрена в рамках национального проекта "Развитие АПК". Объем финансирования этого направления в 2007 году составит 300 млн руб., что позволит увеличить поголовье овец на 3% к уровню 2005 года. Господдержка оказывается путем субсидирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов РФ на поддержку овцеводства.
В перечень субъектов РФ на предоставление субсидий на поддержку овцеводства вошли те, для которых эта отрасль традиционна: республики Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Саратовская области, Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ.
Поддержку получит и племенное овцеводство. С 2007 года в рамках нацпроекта на одну условную голову племенного маточного поголовья предусмотрено финансирование в размере 3 тыс. руб.
19. Где я могу получить информацию о действующих программах целевого государственного финансирования развития АПК в Белгородской области? Прежде всего меня интересуют программы льготного кредитования (если таковые имеются) начинающих предприятий.
Информацию о действующих программах финансирования АПК Белгородской области, а также кредитования сельхозтоваропроизводителей (включая вновь созданные хозяйства) можно получить в департаменте агропромышленного комплекса Белгородской области.
20. Мы заинтересованы развивать производство, но не хватает оборотных средств. Какие существуют механизмы поддержки сельхозпроизводителей и где можно узнать более подробную информацию по грантам и другим способам поддержки?
Нормативные правовые акты по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей можно найти на сайте Минсельхоза России www.mcx.ru в разделе "Документы".
21. Рыбное хозяйство является одним из приоритетных направлений. Мы планируем восстановить местное рыбное хозяйство, которое закрылось 15 лет назад. Какие меры поддержки рыбного хозяйства предусматривает нацпроект?
С 2007 года в приоритетный национальный проекта "Развитие АПК" включены мероприятия по государственной поддержке промышленного рыбоводства (аквакультуры).
В рамках нацпроекта с 2007 года предусматривается субсидирование из федерального бюджета части затрат на уплату процентов (в размере 2/3 ставки рефинансирования) по кредитам на срок до восьми лет на строительство и модернизацию предприятий промышленного рыбоводства, а также по кредитам на срок до пяти лет на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для предприятий промышленного рыбоводства. Порядок предоставления таких субсидий регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации No 834 от 29 декабря 2006 года и No 879 от 30 декабря 2006 года.
В 2007 году на субсидии предприятиям, занимающимся промышленным рыбоводством, в рамках национального проекта выделяется 120 млн руб. Из них 80 млн руб. - на субсидирование части затрат на уплату процентов по восьмилетним кредитам на строительство и реконструкцию предприятий промышленного рыбоводства и 40 млн руб. - по пятилетним кредитам на приобретение оборудования и племенного материала рыб. Это позволит в 2007 году привлечь в отрасль кредитов на общую сумму 1,5 млрд руб.
Планируется, что в результате принимаемых мер объемы выпуска товарной продукции аквакультуры в текущем году увеличатся на 4% по сравнению с уровнем 2005 года.
Для участия в мероприятиях нацпроекта по поддержке промышленного рыбоводства следует обращаться в администрацию субъекта Российской Федерации, в котором находится предприятие.
Кроме того, в Минсельхозе России дорабатывается проект федерального закона "Об аквакультуре", в котором предусматриваются и другие меры государственной поддержки рыбоводства.
22. Когда начнется поддержка и выделение льготных кредитов на растениеводство и приобретение для его развития оборудования и спецтехники?
Национальный проект не может охватить решение всех проблем в развитии агропромышленного комплекса. Актуальность выбранных направлений национального проекта определяется необходимостью решения наиболее острых, проблемных вопросов в сфере АПК - в первую очередь это увеличение производства животноводческой продукции и решение социальных проблем в сельской местности. Тем не менее для развития животноводства, в частности его кормовой базы, необходимо увеличение производства зерновых и кормовых культур, что в свою очередь стимулирует развитие растениеводства.
Предоставление субсидий на финансирование федеральных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, в том числе растениеводства, элитного семеноводства и других, предусмотрено Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", который принят в декабре 2006 года. Помимо этого регионы могут осуществлять поддержку растениеводства в рамках своих региональных целевых программ.
30 марта 2007 года Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подписал приказ No 184, в котором определен порядок предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, в том числе растениеводства.
Согласно документу субсидии из федерального бюджета, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку элитного семеноводства, производство льна и конопли, завоз семян для выращивания кормовых культур в северных районах страны, поддержку закладки и уход за многолетними насаждениями (плодовые и ягодные кустарники, чайные плантации, виноградники и др.), компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений отечественного производства.
23. На рынках городов - мафия, сдерживающая продвижение сельхозпродукции местного производителя. Будут ли предприняты соответствующие действия Правительством по наведению порядка на городских рынках?
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года No 271 установил правовое регулирование отношений при реализации товаров на розничных рынках. Согласно закону отечественным товаропроизводителям выделяется не менее 50% торговых мест на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках. Управлять сельскохозяйственным кооперативным рынком будет управляющая компания, зарегистрированная в форме потребительского кооператива.
24. Племенное животноводство, в частности коневодство, сейчас обезглавлено, поскольку нет централизованного руководства отраслью. Из-за границы ввозится большое количество молодых животных самого разного качества. Ценнейшие отечественные линии утрачены. Не находите ли Вы целесообразным возродить эту отрасль?
Централизованное руководство отраслью осуществляет департамент ветеринарии и животноводства Минсельхоза России через конные заводы и государственные заводские конюшни, на которых ведутся селекционно-племенная работа, испытание и оценка спортивных достоинств лошадей ведущих пород согласно международным требованиям.
На базе Всероссийского института коневодства создана ассоциация, которая осуществляет оценку и определяет статус животных с последующим внесением в племенные книги, что служит основанием для ведения селекционной работы с породами лошадей.
Что касается использования генофонда импортных племенных животных, то этот процесс необходим для улучшения конституциональных признаков и спортивных качеств отечественных популяций лошадей.
В рамках господдержки племенного животноводства, включенного в национальный проект "Развитие АПК" с 2007 года, выделяются средства в том числе и на содержание племенных лошадей из расчета 3 тыс. руб. на одну голову племенных животных.
Кроме того, в рамках национального проекта "Развитие АПК" с 2007 года осуществляется господдержка табунного коневодства. На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрены средства в размере 50 млн руб.
Государственная поддержка этого направления осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года No 880. Субсидии на содержание табунных лошадей предоставляются юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам. Ставка субсидий составляет 153 руб. на одну голову, исходя из учтенного органами государственной статистики поголовья на начало текущего года.
Минсельхозом России (приказ от 17 января 2007 года No 15) утвержден перечень субъектов РФ, которым предоставляются субсидии на поддержку табунного коневодства. В их число вошли Республика Саха (Якутия), Республика Алтай, Республика Бурятия и Алтайский край.
25. Что делается в Краснодарском крае для выправления ситуации, когда заводы-производители колбас и всяких мясных деликатесов отказываются покупать мясо у населения края? Ведь это тормозит нацпроект в сфере АПК! Плюс ко всему закупается всякое импортное химическое сырье из рогов и копыт и генно-модифицированной сои для производства.
За период рыночных реформ все предприятия мясной промышленности преобразованы из государственных предприятий в акционированные общества, то есть являются коммерческими организациями. Согласно действующему законодательству федеральные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность этих предприятий.
Следует отметить, что сегодня в стране почти 50% объемов мяса производится в личных подсобных хозяйствах. Однако частник не в состоянии соблюсти все требования промышленной технологии забоя скота, в том числе санитарно-гигиенические, что снижает качество сырья. Кроме того, в хозяйствах населения применяются породы сельскохозяйственных животных с низким генетическим потенциалом, низкой мясной продуктивностью и, соответственно, невысокой промышленной пригодностью. В результате мясоперерабатывающие предприятия предпочитают использовать импортное сырье, которое превосходит отечественное по содержанию белка, выходу мышечной ткани и др.
Решению проблемы дефицита качественного отечественного сырья способствуют мероприятия приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в части ускоренного развития животноводства. Они направлены на создание принципиально новой инженерно-технической базы животноводства, обновление поголовья крупного рогатого скота и свиней за счет закупки высокопродуктивного племенного скота, новых пород с высоким генетическим потенциалом. В рамках национального проекта осуществляется государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, путем удешевления привлекаемых ими кредитных ресурсов на приобретение сельскохозяйственных животных, кормов, проведение реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений и др.
Кроме того, нацпроектом предусмотрено развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что позволит эффективнее решать проблемы реализации, переработки сельскохозяйственной продукции и другие вопросы, с которыми сталкиваются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
На решение проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также создаваемыми ими сельскохозяйственными кооперативами, направлен Федеральный закон от 30 декабря 2006 года No 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
26. Готово ли государство оказывать поддержку коммерческим предприятиям, занимающимся воспроизводством осетровых пород, и что входит в эту поддержку?
Ежегодно из федерального бюджета выделяются средства на выполнение мероприятий по выращиванию и выпуску молоди ценных видов рыб в естественные водные объекты рыбохозяйственного значения. Размещение государственного заказа на указанные мероприятия осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года No 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказ на выполнение работ по воспроизводству водных биоресурсов утверждается приказом Росрыболовства. В соответствии с приказом Росрыболовства объявляется открытый конкурс на размещение заказа. Участником конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
27. Почему в нацпроекте не предусмотрено создание госзаготконтор по закупке мяса у населения?
Одним из направлений реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" является развитие системы заготовительных и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов взамен заготконтор, которые действовали до 90-х годов.
В рамках направления нацпроекта по развитию малых форм хозяйствования в АПК предполагается создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования и оказания организационной и консультативной помощи, модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. На эти цели в 2006-2007 годах направлено 8,1 млрд руб. Планируется, что в результате принятых мер объем реализации продукции, работ и услуг в среднем на один кооператив возрастет по итогам 2007 года на 20% (по отношению к уровню 2006 года).

www.rost.ru

Док. 312713
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 31.05.07
Число обращений: 1826

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``