В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пятилетка социальных дел в Новгородской области Назад
Пятилетка социальных дел в Новгородской области
Гость: Михаил Прусак - Губернатор Новгородской области

О социальных программах Новгородской области Ильмира Маликова побеседовала с губернатором Михаилом Прусаком.

- Михаил Михайлович, мы с вами вступаем в новый 2007 год, и хотелось бы поговорить о перспективах этого года. Очень многие губернаторы в своих регионах осуществляют новые программы и дают им разного рода названия. Например, у Александра Хлопонина есть программа национальных проектов, которая называется "Четыре "Д". А что касается Новгородской области, то вы разрабатываете довольно революционную программу "Социальная пятилетка". Что это такое?

ПРУСАК: Мы решили такую программу разработать на пять лет, назвать ее "Областная целевая программа "Пятилетка социальных дел". Задачи такой программы очень сложны в осуществлении, но легки в понимании. Вот мы за эти годы сделали так, что не стало ни одной ветхой школы, но очень много холодных туалетов есть в школах, не хватает оборудования в школах, очень много проблем, связанных с наглядными пособиями, с транспортом. Это все нужно решать. Первую задачу, самую сложную, мы решили. А вот все то, что я перечислил, мы добавим в образование. Плюс, конечно, будет продолжаться национальный проект, где повышается заработная плата учителям, выигрывают гранты школы, конкретные учителя. Это все вместе.

Второй вопрос. Очень большая проблема с детскими садиками по области. Мы отстроили все дома малюток, приюты социальные, дома ветеранов. А что касается детских садиков, мы упустили. Мы должны за эти пять лет ситуацию поправить таким образом, чтобы практически снять проблему с очередями. Потому что, несмотря на то что плохая демографическая ситуация, детских садиков не хватает. Причем многие в ветхом состоянии.

Еще один вопрос. Объявлен национальный проект по здравоохранению, но, однако же, мы прекрасно понимаем, что одним оборудованием не обойдется. У нас есть два района, где еще нет больниц нормальных. Есть еще несколько районов, где надо больницы достроить. Некоторые требуют капитального строительства. Это в основном, как вы понимаете, инженерные коммуникации, пристенные дренажи, крыши и все остальное. Мы все это должны тоже поправить. Получается так, что все, что касается социальных объектов, за эти пять лет, мы так прикинули, что мы можем выделить сюда деньги, причем источники финансирования на эту программу - областной бюджет, районный бюджет. Плюс у нас есть такая практика шефов, какая была в советское время. Те предприятия, которые уже раскрутились, хорошо работают в рыночных условиях, встали на ноги, вот они берут шефство над разными районами, над разными социальными объектами.

- А такое шефство раскрутившихся предприятий, оно добровольное или добровольно-принудительное, когда бизнесу объясняют про его социальную ответственность? Как это движение навстречу друг другу идет?

ПРУСАК: Конечно, добровольное. А смысл заставлять? Смысла нету. Раньше заставляли, потому что были источники финансирования государственные для каждого предприятия. Теперь предприятие само работает, само зарабатывает, само становится на ноги. Но я хочу сказать, что эта практика взаимовыгодная, потому что у нас на протяжении уже 12 лет существует такая практика, когда мы все инвестиционные проекты до полной окупаемости проекта (не более расчетного срока, безусловно) освобождаем от всех видов областных и местных налогов. Если вспомнить, допустим, практику восьмилетней давности, то существовала система 50 на 50. Юридические и физические лица, проживающие на территории Российской Федерации, 50 процентов налогов платили в областной бюджет, а 50 процентов - в федеральный. Мы их освобождали до полной окупаемости проекта. Проводили безденежную приватизацию в Новгороде. Тем более что нам было разрешено в порядке эксперимента приватизацию в Новгородской области проводить самим, с декабря 1991 года был указ Бориса Николаевича Ельцина, президента России. То есть понимаете? Мы шли им навстречу, решали все эти вопросы и главы районов, и главы теперь поселений, тогда поселковых и сельских администраций, и областная администрация. Сейчас мы просим и закрепляем их по всем этим направлениям. Более того, мы объявили 2007 год годом культуры. И финансирование увеличили на 30 процентов.

- Финансирование объектов культуры? Это памятники, музеи?

ПРУСАК: Это и памятники, это и музеи, это и культурные учреждения - дома культуры и так далее. Задача стоит - сделать все, чтобы не было ни одного ветхого здания. Я думаю, мы с этим справимся. Причем все, что мы принимаем в эту "Пятилетку социальных дел", это консолидированное решение всех глав муниципальных районов, глав поселений и областной администрации. То есть это все выверено, все это проверено. Представьте себе, если мы объявим людям, а потом вдруг люди скажут: "Вот прошло пять лет, вы ничего не сделали". Такого быть не может.

- Вот эта социальная пятилетка в вашем регионе рассчитана на 2007-2011 годы. Надо сказать, что слово "пятилетка" пришло к нам еще из советских времен. Нет ли соблазна провести вашу пятилетку, как раньше, за два года, за три года?

ПРУСАК: Нет. Так невозможно. Надо поступательно, разумно. Чего гнать? Вот раньше было много денег, шло освоение, гнали. И здание строили некачественно. Ну так какой смысл строить для того, чтобы перестраивать лет через пять - через десять? Нет смысла. Зачем? Это не нужно. Просто люди договорились, согласились, нас поддержали и профсоюзы, и областное Законодательное собрание, и ассоциация товаропроизводителей у нас есть. Все входят независимо от форм собственности - руководители предприятий частных, государственных и со смешанным капиталом. Вот все согласились, это общее решение и общее желание граждан Новгородской области. Я думаю, что приложат усилия здесь и родители, когда речь идет о школах, о ПТУ, о детских садиках. И родственников этих родителей очень много на территории Новгородской области проживает. Некоторые - выходцы из Новгородской области, у которых есть деньги теперь. А некоторые просто приехали к нам дачи строить на Селигер и на Валдай. И так далее. Поэтому все вместе.

- А 8 миллиардов рублей, которые будут инвестированы в эту социальную пятилетку, это достаточные деньги? Или вы взяли по минимуму?

ПРУСАК: Это минимум, который мы написали. Мы, конечно, постараемся добыть больше. Я же еще не сказал, что мы будем участвовать и в федеральных программах. Правда, на федеральном уровне трудно сказать сейчас, но то, что президент дал задание, чтобы на три года сформировали бюджет, это уже даст нам право что-то планировать. Это тоже хорошо.

- Михаил Михайлович, говоря о социальных программах, необходимо сказать и о тех национальных проектах, которые сейчас реализуются в области, и в первую очередь, может быть, о реализации проекта в области здравоохранения и демографии. С 2007 года будет оформляться материнский капитал. Уже поступили заявки на материнский капитал от ваших жителей?

ПРУСАК: Эта работа только начинается, как вы понимаете. Вначале нужно создать такой реестр, а потом уже, с 2010 года, начнется, как я понимаю, выдача этих денег по целевому назначению. Мы сейчас эту работу, как и все субъекты Российской Федерации, начинаем проводить. Думаю, что мы с этой работой справимся. Скажу откровенно, что решение это просто замечательное. Вот шли такие дебаты, что, мол, смотрите, на Западе платят деньги и там тоже демографическая ситуация обстоит не лучшим образом. Но, извините, для нашей области, я не буду говорить для Москвы, 250 тысяч рублей - это очень много. Тем более я недавно слышал заявления уже на уровне депутатов Государственной Думы, которые говорят не только о материнском, но и об отцовском капитале. Это интересно очень, потому что семьи разные.

Что касается здравоохранения, мы объявили год здравоохранения до объявления национальных проектов. Поэтому мы вначале выделили деньги и купили полностью для всей области рентгеновское и флюорографическое оборудование, для того чтобы можно было на ранней стадии выявлять эти заболевания и лечить людей, а не резать потом на столе. А что касается уже национального проекта, в этом году нам было выделено 310 миллионов рублей, а мы 380 выделили. Что мы сделали? 36 фельдшерско-акушерских пунктов построили, 12 офисов семейной практики врачебной. И причем эти офисы мы сделали не так, как предполагалось по национальному проекту сделать - просто офис, а мы их сделали как мини-поликлиники. То есть там есть и педиатр, там есть и хирург, который за оборудованием смотрит, где это возможно, там есть и квартиры и т. д. Транспорта тоже половину единиц нам дало федеральное правительство, половину мы сами купили. Поэтому, конечно, хорошо, что есть национальный проект, и хорошо, что есть деньги, которые нам дают. Но если бы мы сидели сложа руки? Представьте себе, из 310 миллионов основная-то часть пошла на повышение заработной платы.

- На реализацию самого проекта.

ПРУСАК: Конечно. А часть денег, всего лишь 76 миллионов из 310, была выделена на оборудование. Но мы-то 380 выделили для того, чтобы провести капитальный ремонт, и заново строим хирургические отделения, детские отделения, отделения реанимации, отделения травматологии и т. д. Областную детскую, взрослую больницы. И в основном, как вы понимаете, это инженерные коммуникации, все, что касается наружки, все это надо же сделать.

- У вас еще принята областная программа по улучшению положения женщин, тоже в рамках социальной пятилетки, по-видимому. Это только здравоохранительный аспект или еще и социальный? Как можно улучшить положение женщин в отдельно взятом российском регионе? Оно настолько у вас плачевно?

ПРУСАК: Ну вот смотрите. У нас предприятие легкой промышленности "Скара". В последние-то годы редко предприятия строятся, а мы на 1000 рабочих мест строим. Это то, что касается инвестиционных проектов, к примеру. Есть программа губернаторская "Мать и дитя", которая существует уже много лет. Это тоже очень важная программа. Потому что речь идет не о том только, чтобы построить рабочее место и помочь устроиться. С другой стороны, у нас, к сожалению, так получилось, что в Новгородской области очень многие матери воспитывают детишек сами, по одному ребенку, по два, ну и тянут еще на себе и мужа, и все остальное. Так получилось, что же нам рассуждать, правильно? Люди-то все хорошие в принципе. Поэтому мы вынуждены были этим заниматься, потому что другого выхода просто не было. А сейчас, когда я много раз слышал это из уст президента и уже конкретные поступки со стороны государства в этом отношении есть очень мощные, я понимаю, что мы столько не сможем сделать, сколько делается под патронажем президента. Но, однако же, мы не должны ждать, чтобы только президент нам дал денег или всю работу за нас выполнил, это мы тоже понимаем.

- А предусмотрены ли в этой программе, которая направлена на улучшение положения женщин, и такие пункты, как, например, обучение новым профессиям, предоставление рабочих мест? И более того, может быть, продвижение женщин в политической структуре? Потому что не хотелось бы, чтобы женщины оставались исключительно главами семей, которые тащат на себе детей, мужа. Все-таки женщина тоже рождена для жизни, как птица для полета.

ПРУСАК: Вот если бы меня спросили как мужика, то я бы ответил так, что дело не в кухне. Дело в том, что мужик (и государство) должен создать женщине все условия для того, чтобы она не работала, а воспитывала бы детишек. Вот у меня двое детей выросло, одна закончила вуз, второй учится в вузе. Я их не видел никогда. Но если бы не было мамы и бабушки, то кто бы их воспитывал? Понимаете? Но с другой стороны, когда речь идет о том, что сложилась именно такая ситуация, как у нас сейчас, и это явление объективное пока, исходя из социально-экономической ситуации, то, безусловно, женщине надо работать. У нас, если честно говорить, на самом тяжелом уровне в основном-то женщины. Я имею в виду, директора хозяйств в сельском хозяйстве, руководители предприятий, главы поселений и так далее. У нас, собственно говоря, как и в России, существуют и федеральные программы, и областные целевые по обучению. И я вам приводил пример: в некоторых местах большое количество рабочих мест надо создавать именно для женщин, как под Новгородом мы это сделали. Вот куда пойти женщине, которой 30 лет, 35-40 лет? Ведь берут-то сейчас предприниматели молодежь, а куда этим людям идти работать? Так, безусловно, надо что-то подобное делать, как я уже говорил.

- Мы довольно подробно поговорили о тех социальных проектах, которые будут реализовываться в вашем регионе. Но существует концепция развития области на 2007 год. И там стоят задачи и развития промышленности, и развития аграрного сектора. Как вы для себя определяете важнейшее направление развития области?

ПРУСАК: Самое-то главное - это, конечно, привлечение инвестиций. Я могу вам сказать, что мы в 1991 году имели очень плохие стартовые условия для входа в рынок. Потому что на нашей территории находились предприятия, с одной стороны, которые были завязаны на советский горизонтальный технологический конвейер, в постсоветском пространстве никто не попытался этот конвейер сложить, к сожалению. Во-вторых, было очень много предприятий радиоэлектроники, которые имели технологический конвейер и внутри. Но поскольку очень сильно эта отрасль была отсталой в то время и не перестроилась, мы сами разорвали этот горизонтальный технологический конвейер, потому что не в состоянии были сработать.

Мы начинали с 60 процентов дотаций. Сейчас у нас 8 процентов дотаций. То есть за 15 лет мы сделали такой старт. Создали условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций и, таким образом, практически по полбюджета в год, по одной трети бюджета в год привлекали инвестиций. К примеру, я могу вам сказать, что больше миллиарда долларов прямых инвестиций. А у нас ни нефтегаза нет, ничего. Я говорю только об основном производственном капитале. Но больше миллиарда долларов инвестиций. Это огромные деньги для нашей области. Ясно, что мы освобождали от налогов, как я уже говорил, а потом прошло какое-то время и начали получать уже отдачу. И растет в связи с этим бюджет очень хорошо. И у нас появились как раз возможности уже сейчас вкладывать, как мы говорим, в человеческий капитал, то есть отстраивать социальную сферу, потому что человеку нужно и работать, но ему нужно учить детей, ему нужно лечиться, отдыхать и так далее. А это самое главное. Ведь что бы мы ни говорили, железки-то не главное, главное - люди.

Что касается нынешнего года. У нас есть несколько интересных инвестиционных проектов, практически где-то по 10-15 предприятий в год мы вводим средних и выше средних. Маленьких очень много. 324 инвестиционных проекта маленьких и больших за 15 лет последних. Это на самом деле, как вы понимаете, очень много. В этом году мы думаем, что 20 инвестиционных проектов осуществим, но где-то будет около десяти серьезных. И они будут и в сельском хозяйстве, они будут и в промышленности. В сельском хозяйстве у нас есть свое предприятие по свиноводству крупное "Новгородский бекон", надеемся, что раскрутится. Фирма "Рубеж" из Московской области у нас забрала 114 птичников. Что касается иностранных инвестиций в сельское хозяйство - два датских проекта. Один близок к завершению, а второй начнется в этом году, в Новгородском и Чудовском районе. Это будут крупные предприятия. Планируется предприятие по производству электробытовой техники. Это проект "Амика Вронки" - "Ханса".

- А что касается стекольного завода? Вы долгое время пытаетесь построить стекольный завод. Однако дело никак не сдвинется с мертвой точки, тем более что ни государственную, ни общественную экспертизу этот проект еще не прошел.

ПРУСАК: Уже прошел сейчас. Это на самом деле одно предприятие, которое мы не осуществили, стекольный завод. Даже не знаю, откуда вы знаете.

- Но оно для вас очень важное, мне кажется. Для области. Вы очень много об этом говорите.

ПРУСАК: Очень. Потому что у нас есть кварцевые пески. И мы строим три обогатительных фабрики - предприятие из Нижнего Новгорода, бельгийская фирма "Сибелко", одно наше предприятие. Имея кварцевые пески, хотелось бы, конечно, чтобы рядом был стекольный завод. Но проблема в том, что Кирилла Рагозина нет, он погиб. Он этим занимался в свое время, был энтузиаст такой. А потом получилось так, что его не стало. Но мы продолжаем работу. Мы работаем сейчас с фирмой "Сан-Гобен" французской, с турками работаем. Думаем, что, может быть, как-нибудь получится так, чтобы проектно-сметную документацию, которая уже готова, можно было новому инвестору продать, и начнется строительство. Но пока у нас, к сожалению, не получается здесь.

- А в какой степени для вашего региона важно развитие туризма? Потому что все-таки Великий Новгород - это исторический кладезь. И развитие туризма может стать очень важным каналом наполнения бюджета.

ПРУСАК: Безусловно. На первом этапе надо было кафе отстроить, инфраструктуру вокруг дорог, инфраструктуру вокруг памятников, восстановить памятники. У нас все-таки интеллектуальный туризм больше в Новгородской области. Потому что 4 тысячи памятников, около 50 - памятники ЮНЕСКО. Но чтобы люди приехали, с одной стороны, нужно, чтобы они имели деньги. В советское время детишек сколько ездило от школ на каникулы. Сейчас уже так просто не проедешь с Дальнего Востока или из Сибири посмотреть колыбель российской государственности, самый древний каменный собор Софийский или памятник тысячелетию России, который у нас стоит. Кстати, мы восстановили 119 памятников культового назначения. А они в основном исторические памятники, в том числе заодно надо было их тоже восстановить. Они все в руинах были. Например, Иверский монастырь был совсем в руинах, он сейчас восстанавливается. Варлаамо-Хутынский монастырь, Юрьев монастырь, Николо-Вяжищский и так далее. Просто нужно было время. Сейчас у нас уже появилась такая возможность. Гостиницы появились, появилась возможность уже принять такую программу. И плюс Минэкономики объявляет конкурсы на программы, мы пытаемся участвовать. У нас красивый географический ландшафт - Валдайская возвышенность, озеро Селигер, 12 километров более горного пейзажа, с возвышенностями. Все красиво.

- У вас развивается исторический и экологический туризм.

ПРУСАК: Да. 1087 рек и озер маленьких и больших. Это не Карелия, но тем не менее все-таки это красиво, очень здорово. Земля прекрасная новгородская, собственно говоря, как и вся Россия. Я не собираюсь хвалить только одну Новгородскую область. Но она мне дороже.

- То есть дело уже за возведением туристических комплексов?

ПРУСАК: Да. Я думаю, что мы сможем это потянуть, но нам нужно еще хотя бы годик-два, чтобы мы до конца смогли встать на ноги, чтобы мы могли поддержать это направление. Это не так просто все. Но объявить просто программу какой смысл?

- Большая проблема для многих наших регионов - это строительство дорог и все, что связано с дорожным фондом. Для того чтобы приехать в Новгород инвесторам, для того чтобы развивать промышленность, для того чтобы развивать там туристический бизнес, необходимо, чтобы туда можно было добраться.

ПРУСАК: Это правильно. Я могу вам сказать, наш областной центр Великий Новгород, он находится в 520 километрах от Москвы и в 200 километрах от Санкт-Петербурга. Казалось бы, такое выгодное географическое положение. И мы надеемся, что Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки будет построена дорога скоростная. Решение волевое, я так понимаю, на уровне президента и правительства принято, и начнется строительство. Более того, рассматривается проект и высокоскоростной магистрали железнодорожной. Но долго-долго он обсуждается. Я помню, начинал работать, еще тогда обсуждался. Там проблема: то ли по существующему полотну, то ли новое полотно. Но какая разница? Все равно же это будет. И это два таких больших мегаполиса соединит, а мы посередине находимся - Тверская область, наша.

- То есть вам повезло по большому счету, много строить не надо самим.

ПРУСАК: Да. А что касается тех дорог, которые у нас, внутренних, могу сказать, что я-то не знаю, как слово "глупость" заменить, поэтому скажу так, как есть на самом деле. То, что дорожный фонд перестал существовать, это не ошибка, а огромная глупость очередная нашего правительства. Я понимаю, что налоги с оборота надо было снимать. Тут вопросов нет, всем это было выгодно. Но источники финансирования и пополнения дорожного фонда надо было найти. Дорожный фонд надо пополнять, надо не держать деньги за границей за 2-3 процента в пустых бумагах, в пустом рынке бумажном, который могут обвалить в любое время, а вкладывать в развитие дорог. Никакой инфляции нет. Существующее полотно позволяет два уровня асфальта положить, и все. Раз в 7-8 лет надо капитально ремонтировать полотно, а мы латаем дырки на протяжении десятилетий. Здесь мы сами не сможем решить этот вопрос. Последние решения, когда вмешался президент, - наверное, помните, - последние решения были, чтобы муниципальные дороги привести в порядок. У нас, кстати, они даже на балансе нигде не стояли. Парадоксальная вещь. А в советское время мостовое хозяйство нигде не стояло на балансе. Представляете? А про муниципальные дороги никто и не думал. Вот сейчас чуть-чуть где-то кто-то заговорил, что какие-то денежки будут выделены. Мы сами не потянем. Латать дыры можем, строить дороги - нет.

Радио Маяк

Док. 312347
Перв. публик.: 15.01.07
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 478

  • Прусак Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``