В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Жуков: Административный передел Назад
Александр Жуков: Административный передел
Вопреки слухам о скорой кончине Комиссии по административной реформе эта правительственная структура, сменившая недавно главу, похоже, все же будет существовать. Накануне на Краснопресненской набережной прошло ее очередное заседание.

Сменивший на посту председателя комиссии вице-премьера Александра Жукова глава аппарата правительства Сергей Нарышкин объяснил подобную кадровую рокировку обычным техническим перераспределением нагрузки между членами кабинета министров. "Вице-премьер у нас один, и нагрузка у него большая, - заметил Нарышкин. - Я и до назначения на этот пост, будучи заместителем председателя комиссии, вел половину всех заседаний".

Что же касается самой административной реформы, то ей, похоже, не очень-то повезло. На одном из заседаний правительства министр экономического развития и торговли предложил закрыть и не продлевать действие Федеральной целевой программы "Административная реформа". Хотя в рамках этой программы должны были быть разработаны регламенты работы министерств и ведомств, административные регламенты по оказанию услуг. Собственно, именно принятие этих документов позволило бы создать нормально действующую административную систему в России. "Каждому чиновнику должно быть ясно, как и в какие сроки должны быть оказаны услуги населению, предприятиям и всем, для кого они существуют и работают", - разъяснял Жуков. Но не случилось. Греф посчитал, видимо, что нет необходимости закачивать бюджетные деньги в реформу, которая по сути сама себе противоречит.

На самом деле цели административной реформы менялись каждый раз по мере прихода нового состава кабинета министров. Тем не менее отчасти все же подразумевалось, что в ходе реформы не только уменьшится количество избыточных и дублирующих функций, но и сократится число чиновников. А вышло, как всегда, наоборот. Резко сократившееся число министерств было компенсировано разросшимися агентствами и службами.

Правда, как считает Нарышкин, идея разделения федеральных органов исполнительной власти на три категории: министерства, службы и агентства, полностью себя оправдала, даже несмотря на возникающие проблемы во взаимоотношениях министерств и подчиненных им агентств. "Министры привыкли иметь в своих руках полный набор полномочий, - заметил глава аппарата. - Поэтому необходимо еще некоторое время, чтобы новые принципы работы устоялись". Но министры не готовы мириться с независимостью агентств, входящих в состав их ведомства, и уже подготовили предложения о передаче функций ряда агентств министерствам. Однако Нарышкин считает, что нарушать созданную систему нецелесообразно, хотя очевидно, что отдельным министрам было бы удобнее работать, включив в состав министерских функций функции агентств. Точно так же нецелесообразным глава аппарата правительства считает полное выведение служб и агентств из подчинения министерств. К примеру, по его словам, решение о подчинении минэкономразвития Федеральной таможенной службы, а минфину - Федеральной налоговой службы вполне оправданно, так как такая конструкция необходима для эффективной выработки экономической, таможенной и налогово-финансовой политики. "Я не стал бы подвергать сомнению нахождение этих служб в блоках своих министерств", - сказал Сергей Нарышкин.

Тем не менее не исключено, что в будущем в систему органов исполнительной власти будут вноситься коррективы. "В августе Комиссия по административной реформе рассмотрит вопрос о концепции данной реформы, в том числе речь пойдет и о корректировке в системе органов исполнительной власти", - подтвердил Нарышкин.

Впрочем, созданная система и без того постоянно меняется. К примеру, в марте 2004 года указом президента была образована новая служба - Ростехнадзор, в ноябре того же года были созданы два агентства - по туризму и спорту. На днях Владимир Путин поручил правительству создать Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Но и на этом изменения не закончатся. Судя по всему, в ближайшее время все же появится документ о введении в министерствах должности статс-секретаря, несмотря на то, что это, по сути, дискредитирует первоначальную идею административной реформы. В последнее время министры все чаще жаловались на слишком малое количество заместителей.

"Статс-секретари - адекватная и необходимая функция каждого министерства", - заметил главный финансист. Однако премьер Михаил Фрадков не сдавался и реагировал на просьбу отрицательно: "У меня у самого только один заместитель, и я не прошу себе еще статс-секретаря. Если вопрос так решим, то завтра я попрошу себе пять заместителей. И, наверное, этот вопрос решится, когда мы все будем здесь плашмя лежать, я имею в виду себя". В рамках административной реформы ответственность министров приобретает иное качество, и они должны выполнять роль "капитанов, определяющих курс", настаивал премьер. Но, видимо, плашмя премьеру придется лечь уже в самое ближайшее время. И не ему одному. У его единственного заместителя Александра Жукова даже после передачи руководства Комиссией по административной реформе дел не убавилось.

Зато их несколько поубавится у министров. Ведь комиссия решила сократить государственные функции почти вдвое. Из 6,5 тысячи госфункций и полномочий только три тысячи решено оставить в качестве функций органов исполнительной власти. 25 ноября комиссия рассмотрит поправки в законы о безопасности дорожного движения, о милиции и ОСАГО с тем, чтобы упростить процедуру техосмотра. Кроме того, предполагается разработать типовые регламенты оказания государственных услуг, упростив, помимо техосмотра, процедуры государственной регистрации автомобилей и выдачи государственных знаков, медико-санитарную экспертизу, прием и регистрацию налоговых деклараций. Нарышкин не исключил, что будет упрощена и госрегистрация юридических лиц, выдачи паспортов и загранпаспортов. Правда, при этом сразу же и огорчил, заметив, что процедура упрощения государственных услуг займет "пару лет".


Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N3832 от 28 июля 2005 г.

Елена Лашкина

http://www.rg.ru/2005/07/28/reforma.html


Док. 312188
Перв. публик.: 28.07.05
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 426

  • Жуков Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``