В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Жуков: Правительство начало копать Назад
Александр Жуков: Правительство начало копать
Министры ответят за цели и показатели

Вчера премьер-министр Михаил Фрадков решил лично проконтролировать, как идет работа по реализации его идеи о разработке планов и показателей министерств и ведомств, прервав свой первый непродолжительный отпуск на посту главы правительства. Предполагалось, что и на этом заседании кабинета министров Фрадкова заменит его единственный заместитель Александр Жуков, который, собственно, и возглавляет комиссию, определявшую критерии эффективности работы министерств. Но Михаил Фрадков, судя по всему, не решился доверить свое детище даже своему заместителю.

Главный вопрос, на который по замыслу главы кабинета министров, должны будут ответить министры, - куда идут деньги налогоплательщика. Правда, ответы на него по-прежнему были завуалированы и понятны лишь присутствующим на заседании членам кабинета. По словам Фрадкова, работа каждого министерства, службы и агентства должна быть увязана с целевыми показателями и бюджетными возможностями. "Это не является планированием, присущим советским временам. Мы создаем ориентир для работы министерств в условиях рыночных возможностей и не ограничиваем инициативы министерств", - убеждал Фрадков тех, кто уверен в возврате к Госплану.

После стройного доклада вице-премьера о четырех глобальных целях (повышение качества жизни, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития, повышение уровня обороноспособности страны), которые правительство выявило из Послания президента Федеральному Собранию и Конституции, и их достижении министерствами и ведомствами, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев все же решил поинтересоваться у Александра Жукова о том, кто же все-таки будет нести ответственность за достижение или недостижение целей.

- Безусловно, правительство в целом будет нести ответственность, - сказал Жуков, видимо, позабыв наставления премьера о личной ответственности каждого министра. Впрочем, вице-премьер сразу же заметил, что "всегда можно определить, какое министерство является ответственным за отдельные показатели".

И если еще накануне вице-премьер называл "детскими" разговоры о каком-либо наказании за невыполнение определенных показателей, то вчера подкорректировал собственную точку зрения. Он не исключил возможности отставки федерального министра в случае недостижения министром поставленных целей и задач. "Правительство несет ответственность за выполнение заявленных целей, и каждый министр несет ответственность за показатели - это сделано по их собственному предложению, министры сами определяют, как участвовать в бюджетном планировании, решать задачи и какие показатели заявлять", - заметил Жуков. Отдавая дань новому веянию и продолжая расширять информационную открытость, кабинет министров намерен привлекать к этому общественность, которая, видимо, будет определять показатель оценки обществом коррумпированности власти. Но кто бы ни контролировал, в конечном итоге "все оценит президент и правительство".

Пока же чтобы министры не расслаблялись, Михаил Фрадков предложил им "держать руку на пульсе постоянно, поскольку ее положили на пульс, разработав цели, задачи и показатели".

- Но в ваших планах указано удвоение ВВП к 2012 году, а президент ставил задачу - к 2010 году, - напомнил Фрадков Жукову наставление главы государства.

- Можно переформулировать - с 2000 по 2010-й, темпы ежегодного экономического роста будут примерно похожи. Вопрос, какой десятилетний период брать, - с готовностью к корректировке заметил вице-премьер.

Планируется, что в 2012 году показатель ВВП на душу населения должен составить 18,5 тысячи долларов. В 2003 году этот показатель составлял 8673 доллара. В этом году он должен увеличиться до 9482 долларов, а в 2005-м - до 10 293 долларов.

- Можно подключить к обсуждению всех желающих, - предложил министр экономического развития и торговли Герман Греф, который вчера, по сути, сдавал вступительный экзамен. На Краснопресненской набережной пристально вглядывались в критерии, разработанные ведомством главного экономиста. Греф не подвел. Сводный документ главному экономисту очень понравился, тем не менее, он заметил, что он имеет ряд недостатков. Во-первых, слаба связь между целями и индикаторами их достижения. Во-вторых, большая часть федерально-целевых программ носит формальный характер и в них не продекларированы главные цели финансирования.

- В документе нет ответа на вопрос, как будут достигнуты цели, да и механизм не совсем ясен, - признался Греф. Именно поэтому, по его словам, к 2006 году реформирование бюджетного процесса будет выполнено лишь на 30-50 процентов от заданной планки эффективности.

Кроме того, продолжал Греф, правительству не хватает среднесрочной бюджетной программы, в которой должен быть четко объяснен механизм достижения целей. "Как только мы сформируем среднесрочный план действий кабинета министров, мы начнем применять иные, нефинансовые механизмы, и уже после этого должны быть переформатированы ФЦП", - буквально возложив на себя функции контролера, закончил свое выступление Греф.

Алексей Кудрин хочет стать вторым лицом в правительстве.

Откровенность главного экономиста, рвение и употребление уже ставших традиционными слов вроде "целеполагание и индикаторы", произвели на премьера неизгладимое впечатление. Но восхищение Фрадкова быстро прервал министр финансов Алексей Кудрин. "Комплексные показатели работы всего правительства не могут быть в полной мере разбиты по министерствам, поскольку не каждое министерство способно влиять на эти показатели, например, на повышение качества жизни населения", - заметил министр финансов.

- Например, нам часто ставят в пример казначейство Великобритании. Но там министр финансов - второе лицо в правительстве и более политическая фигура, - мягко продолжал Кудрин, видимо, заготовленную речь, которую он должен был произнести в отсутствие премьера. - Там премьер и правительство, зачастую, не вмешиваются в деятельность министра и дают ему на откуп политическую ответственность, окончательную и полную, за некоторые показатели деятельности в своей сфере. К сожалению главного финансиста, в нашей стране не такой механизм планирования и распределения ответственности. Но, чтобы слегка подправить ситуацию, он предложил определить несколько комплексных показателей работы правительства, которые не будут закреплены за отдельными министерствами.

Но документ даже в том виде, в котором он был представлен вчера, понравился и советнику президента Андрею Илларионову. "Это очень серьезный документ, те цели, задачи и показатели, которые в нем отражены, выглядят амбициозными, а с другой стороны - реалистичными", - считает Илларионов. И чтобы поддержать амбиции кабинета Фрадкова, он заметил, что "поставленных целей можно достичь в разумные сроки при сохранении высоких темпов экономического роста, которые страна демонстрирует в последние шесть лет".

- Ясно более или менее, - подвел итог обсуждению глава кабинета министров. - Сама дискуссия говорит о том, что мы начали копать.


Опубликовано в Российской газете (Неделя) N3549 от 13 августа 2004 г.

http://www.rg.ru/2004/08/13/pravitelstvo.html

Елена Лашкина


Док. 311951
Перв. публик.: 13.08.04
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 448

  • Жуков Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``