В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЦИК РС (Я) За честные и чистые выборы! Назад
ЦИК РС (Я) За честные и чистые выборы!
29 число этого месяца - особое на фоне предстоящих выборов. Именно с 29 ноября начинается предвыборная агитация в средствах массовой информации и посредством массовых мероприятий. Опять запестрят улицы от плакатов и листовок. Они будут на домах, на заборах, на остановках и в общественном транспорте. Везде. Кстати, правомерны ли во всех случаях действия инициативных групп кандидатов? На эти и другие вопросы по предвыборной агитации отвечает Изабелле Степановой руководитель Рабочей группы по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РС(Я),Анатолий Денисович КРИВОШАПКИН.

-- Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, проводится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

-- По закону, проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день прекращается. А ведь те же листовки и плакаты, бывает, на долгие месяцы прописываются в разных местах...

-- Да, это так, потому что по тому же закону, агитационные материалы этого рода разрешено сохранять на день голосования на прежних местах, так как в случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования.

-- Итак, после жеребьевки, которая проводится СМИ в период с 23 по 28 ноября, графики распределения эфирного времени и печатной площади публикуются не позднее 29 ноября и... наступает период предвыборной агитации. Какие главные требования закона должны соблюдаться СМИ?

-- Между организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий и зарегистрированными кандидатами заключаются договоры на предоставление бесплатного или платного эфирного времени или бесплатной и платной печатной площади, в которых оговариваются все необходимые моменты. Выполнение всех пунктов договора с обеих сторон станет необходимой гарантией того, что между сторонами не возникнет спорных моментов. По крайней мере, этого хотелось бы пожелать. В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за два дня до выхода в эфир в письменной форме сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации. То же самое с редакциями периодических печатных изданий, но предупреждение от кандидата должно поступить не позднее чем за пять дней.

-- Редакциям периодических печатных изданий разрешается ли предоставлять дополнительно платную и бесплатную печатные площади кандидатам?

-- Да, закон предоставляет такое право. И организациям телерадиовещания разрешено. На равных условиях - всем зарегистрированным кандидатам. Очень важно не забывать при этом, что оплата должна производиться исключительно за счет средств избирательного фонда кандидата. И под опубликованными материалами должна быть информация о том, из избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно, в ней должно быть помещено указание на факт бесплатности публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

-- Может ли журналист самостоятельно решить, без согласования с зарегистрированным кандидатом, в каком газетном жанре ему преподнести материал, если фактические данные полностью сохраняются?

-- Публикации агитационных материалов не должны сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом. Форму подачи тоже желательно согласовывать.

-- Во время выборов частенько практикуется распродажа продуктов питания по льготным ценам. Можно ли это отнести к злоупотреблениям правом на проведение предвыборной агитации?

-- В пункте 2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорится: "кандидатам, избирательным объединениям избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнивших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов ( в том числе иллюстрированных) и значков. специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ ( в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления."

-- Какие еще действия недопустимы со стороны зарегистрированных кандидатов и их представителей в период предвыборной агитации?

-- В период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации и республики Саха (Якутия), а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

-- А правда ли, что и благотворительность в период избирательной кампании запрещена практически всему люду?

-- Здесь вот как обстоит дело. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению, либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, а также вести одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Упомянутому перечню лиц и организаций запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

-- К примеру, журналист располагает достоверной информацией, касающейся деловой репутации кандидата. Вправе ли он обнародовать ее?

-- В п.6 ст.48 упомянутого выше Федерального закона, сказано, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов ( в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении такого права, опровержение или иное разъяснение кандидата в прессе должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который не меньше, чем объем первичного компрометирующего текста. Не предоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

-- Кто в первую очередь должен контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации?

-- Избирательные комиссии.

-- Спасибо за интервью!

Пресс-служба Центризбиркома РС(Я)
www.ykt.ru


Док. 311933
Перв. публик.: 28.11.02
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 338

  • Кривошапкин Анатолий Денисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``