В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По инициативе Комитета по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) 24 ноября 2003 года проведен круглый стол Назад
По инициативе Комитета по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) 24 ноября 2003 года проведен круглый стол
"О ходе реализации Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)".

РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола "О ходе реализации Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации".

Мы, участники круглого стола, собравшиеся накануне выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для обсуждения реализации избирательного законодательства в Республике Саха (Якутия) и выработки общего мнения о ходе избирательного процесса, особо отмечая роль и статус избирательных комиссий, принцип независимости их формирования, необходимость развития избирательных систем и технологий, обобщения практического опыта проведения избирательных процессов для оптимизации взаимодействия участников избирательного процесса,

рекомендуем:

органам государственной власти и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) - взять на особый контроль соблюдение избирательного законодательства на территории Республики Саха (Якутия), пресекать случаи нарушения федерального законодательства в области избирательного права, обеспечить проведение демократических и законных выборов в Государственную Думу;

органам местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) - содействовать активному участию населения в предстоящих выборах, формированию точных избирательных списков, разъяснению избирателям требований федерального избирательного законодательства, порядка голосования без воздействия на мнение граждан в определении своего выбора;

представителям политических партий, доверенным лицам кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания - не допускать приоритета политических, групповых и личных интересов над законом, проводить агитационную борьбу в строго рамках действующего законодательства;

средствам массовой информации - с полной ответственностью отнестись к роли масс - медиа в формировании мнения избирателей, проводить информирование хода выборных кампаний в полном объеме без призывов голосовать за определенную партию или определенного кандидата.

Принято участниками круглого стола.

СТЕНОГРАММА

круглого стола "О ходе реализации Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации".

г. Якутск 24 ноября 2003 года

Ким-Кимэн А.Д.: Уважаемые участники круглого стола! Сегодня по плану комитета мы проводим круглый стол по теме: "О ходе реализации Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации". Для участия в работе круглого стола приглашен заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Кривошапкин Аанатолий Д., в работе круглого стола принимает первый заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Заболев Юрий Вадимович. Так как вы все являетесь участниками избирательного процесса, понимаете, что сегодня в стране происходит очень ответственный этап проведения выборов в Государственной Думы Федерального Собрания, которая избирается сроком на 4 года. При этом мы должны каждый раз напоминать нашим избирателям, что эти выборы проходят по смешанной системе, из 450 депутатов 225 избираются по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам. В этом году наблюдается большая активность наших граждан по партийным спискам, чего раньше не было. Наши кандидаты в депутаты Государственной Думы ведут активную избирательную кампанию. Должен заметить что, до сегодняшнего дня эта кампания проходит в атмосфере соблюдения законодательства, вы понимаете, к чему могут привести какие-либо нарушения федерального законодательства на примере событий, происходящих в Грузии по итогам парламентских выборов. Мне бы хотелось, чтобы в Российской Федерации все проходило в обстановке цивилизованной борьбы партий, выполнения требований федерального законодательства, в этой связи и Центральная избирательная комиссия и те органы, которые осуществляют надзор активно следят за этим процессом. Мы попросили заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Анатолия Денисовича Кривошапкина рассказать о ходе событий и заострить внимание участников круглого стола на те нововведения, которые произошли в законодательстве в этом году.

Давайте установим регламент работы. Максимум полтора часа мы будем работать, сначала - доклад, затем вопросы и участники круглого стола могут высказать свои предложения и заключения.

Кривошапкин А.Д.:

Добрый день, уважаемые участники круглого стола! Мы все являемся свидетелями развала старого законодательства и участниками строительства нового общественного строя! И такая ломка общественных отношений потребовала принятия нового федерального законодательства. Федеральные законодатели старались принять новые законы, которые требовали новые общественные отношения. Общественная жизнь в России развивается интенсивно, я бы сказал бурно. Ведь мы за это 10-летие построили новый общественный строй. Такое бурное развитие заставило нас каждые выборы проводить по новым законам, а это приводит всегда к сложностям применения закона. Из-за того, что республиканские законы не всегда успевали приводить в соответствие с федеральным законодательством, приходилось применять и республиканские и федеральные законы. Начиная с 1994 года, с издания Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", данный закон был дважды принят в двух редакциях, в 1997 и 2002 годах. Особое развитие избирательное законодательство получило после принятия закона "О политических партиях" в июле 2002 года, в котором политические партии получили законодательную базу политического строительства. В новом избирательного законодательстве основные изменения направлены на повышение роли политических партий и избирательных комиссий. Какие основные направления в федеральном законодательстве? Если ранее субъектом представления были общественные объединения, собрания по учебе, работе, то сейчас единственным субъектом является политическая партия. Но это не считая конституционного права гражданина на самовыдвижение. Меняется содержание понятия "избирательный блок", если ранее это не менее двух общественно-политических организаций и партий, организаций и политических партий, то сейчас в июне 2003 года внесены изменения, согласно которым избирательный блок - предвыборный союз двух или трех политических партий, которые имеют право участия в выборах. Повышается роль политических партий в формировании избирательных комиссий всех уровней. В состав избирательной комиссии в обязательном порядке должно войти не менее половины членов комиссии по предложениям политических партий, представленных фракциями в Государственной думе или региональном парламенте. Ранее эта квота равнялась всего 1/3. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий. Главная цель преобразований - сделать избирательные комиссии более независимыми от органов власти и должностных лиц. Нижестоящая избирательная комиссия формируется вышестоящими избирательными комиссиями, и председатель назначается вышестоящей комиссией. Усиливается ответственность конкретных членов комиссий, избирательной комиссии, привлечение к административной ответственности члена комиссии решением суда за нарушение избирательного законодательства немедленно влечет прекращение его полномочий. В Уголовном кодексе Российской Федерации специально предусмотрены отдельные положения, предусматривающие привлечение к ответственности члена комиссии за подделку документов. Кроме этого имеются три статьи в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие меры административного воздействия на членов комиссии. Кроме этого новый федеральный закон устанавливает новые преграды для злоупотребления так называемым административным ресурсом. Целью исключения возможности использования административного ресурса предусматривается, что не только государственные и муниципальные служащие, но и лица, замещающие государственные должности категории "а" в органах исполнительной судебной власти или выборные муниципальные должности в случае их регистрации в качестве кандидатом должны освобождаться от выполнения своих должностных и служебных обязанностей на время их участия в выборах. Новеллой закона является то, что лица, замещающие государственные должности категории "А" на муниципальной должности запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах теле-радиовещания и периодических печатных издания, за исключением случаев, когда указанные являются зарегистрированными кандидатами. Этот запрет носит абсолютный характер и действует даже тогда, когда лицо находится в отпуске. Доверенными лицами кандидатов избирательных блоков не могут быть лица, замещающие государственную должность категории "А" или выборные муниципальные должности, работники аппарата избирательных комиссий Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, могут быть доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, замещающего государственную или муниципальную должность, производится избирательной комиссией при условии представления соответствующих приказов или распоряжения. Если в течение трех дней доверенные лица не принесут приказ или распоряжение об освобождении от исполнения служебных обязанностей, то такие лица не проходят регистрацию. В свете этих требований законодательства строится работа избирательных комиссий. Считаем, что достаточно активно старались довести до всех участников избирательного процесса о всех изменениях и дополнениях в избирательном законодательстве и особенностях применения этих норм. Мы приняли участие во всех семинарах, проводимых политическими партиями со своими активистами на первоначальном этапе, большую работу провели со средствами массовой информации по освещению информационных и агитационных материалов, принимали участие в семинар-совещаниях с прокурорами улусов республики. Все эти итоги дают основания надеяться на проведение избирательных кампаний в рамках закона. Как вы знаете в федеральном округе было зарегистрированы кандидаты 23 политических партий и избирательных блоков и мы надеялись, что они все будут активно участвовать в избирательных кампаниях. Между тем некоторые партии совсем не проявили себя в нашей республике, не открыли штабы по работе со своими избирателями. Наиболее активно работают партии "Единая Россия", СПС, КПРФ. Не так активно работают "Великая Россия", "Евразийский союз", "ЯБЛОКО", недостаточно работают партии "Развитие предпринимательства", Российская экологическая партия "Зеленые", Аграрная партия России, которые только открыли свои штабы, но ни одного агитационного материала, они не распространяли. Мы все заинтересованы в проведении чистых и честных выборов, чтобы после голосования ни у кого не было сомнений в итогах выборов, а это достигается по гласности комиссий, открытости всех избирательных действий и здесь большую роль играет общественный контроль, путем включения своих представителей в состав избирательных комиссий, представлением члена в комиссии с правом совещательного голоса. Между тем итоги проведенного формирования избирательных комиссий показывают очень слабое участие политических партий в формировании комиссий. В республике сформированы 789 участковых избирательных комиссий. В их состав вошли 5445 человек, из них женщин большинство это 3628 человек. А политические партии выдвинули всего 376 человек. Лучше всех это СПС КПРФ и Единая Россия. КПРФ включила 118 человек, СПС - 248, Еидная Россия - 187, остальные по 9, 4, 1 и 6. Политическая партия Родина представила всего 6 человек и то в одном только Абыйском улусе. В газете было опубликовано обращение Ф.С. Тумусова центральному штабу "Родина" о представлении международных наблюдателей в связи с тем, что в республике плохо проводится избирательная кампания. Между тем нам самим нужно активно участвовать в этой кампании. Партиям, не включившим в избирательные комиссии, члена с правом решающего голоса придется представить членом хотя бы с правом совещательного голоса. Этот процесс может продлиться до 6 декабря, поэтому нужно воспользоваться своим правом. Кроме того, в день голосования нужны будут наблюдатели от всех политических партий. Всего у нас в избирательной кампании 31 субъект, это 23 политические партии и избирательных блоков и 8 кандидатов. Они могут представить по одному члену в участковую избирательную комиссию, могут с правом совещательного голоса. Между тем политические партии слабо представлены в избирательных комиссиях. Больше всего представлены политические партии в городе Якутск, так "Единая Россия" выдвинула своих представителей во всех 91 участковых комиссиях, СПС - 89, КПРФ - 53, в других улусах как Среднеколымский, Таттинский, Нюрбинский и другие политические партии совсем не представили своих представителей. Участковые комиссии там сформированы представителями от общих собраний по месту работы, учебы.

Избирательные комиссии сами заинтересованы, чтобы за работой комиссий наблюдало больше наблюдателей. Чем больше членов комиссии с правом решающего и совещательного голосов, наблюдателей от политических партий тем чище и прозрачнее будут выборы. Мы в достаточном количестве размножили экземпляры протоколов итогов голосования для политических партий и кандидатов. Мы провели обучение руководителей территориальных избирательных комиссий в двухдневном семинаре, сейчас завершается обучение участковых избирательных комиссиях, распространили видеоматериалы о порядке реализации голосования и подведения итогов. Заключен договор с полярной авиацией на 2 млн. для обеспечения своевременной доставки избирательных документов.

7 декабря кроме выборов в Государственную Думу Федерального Собрания, пройдут выборы народного депутата по Майинскому избирательному округу, где ведут борьбу 5 кандидатов, выборы в представительные органы местного самоуправления 18 улусах в 29 избирательных округах. Во всех округах в представительные органы зарегистрировано 2 и более кандидатов.

О ходе предвыборной кампании можно сказать, что политические партии ведут агитационную деятельность в рамках закона. Ведется контроль за освещением в средствах массовой информации хода избирательной кампании и размещением агитационного материала. Больших претензий к средствам массовой информации у нас нет, но есть замечания в части того, что они агитационные материалы не дают блокам, поэтому есть трудности в отслеживании материалов. Кроме того, в государственной газете "Якутия", "Саха сирэ", негосударственной газете "Туймаада саната" после выхода постановления Конституционного Суда РФ стали больше выпускать так называемые аналитические статьи, которые тенденциозны, освещается ход избирательной кампании в пользу того или иного кандидата или политической партии. Это станет предметом разговора на совещании рабочей группы по контролю за предвыборной агитацией 26 ноября. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации признан несоответствующим только один подпункт "ж" пункта 2 статьи 48 Федерального закона. Ранее редакция этой нормы звучала так: "Иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателя голосовать за кандидатов или против них". Мы раньше этой нормой не пользовались, так как толкование этой нормы носило расширительный характер, и можно было ее применять ко всем действиям. Дальнейшее применение нормы закона будет производиться с учетом позиций Конституционного суда, которая заключается в том, что средства массовой информации должны давать избирателям больше информации, чтобы они сделали осознанный выбор, при отсутствии в информационных материалах предпочтения тому или иному кандидату или политический партии. Представители средств массовой информации должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательную комиссию справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом.

Ведется учет агитационно-печатных материалов кандидатов и политических партий. Надо учесть, что к агитационно-печатным материалам относятся не только агитационные листовки но и вся продукция, изготовленная для агитационных целей и оплаченная за счет средств избирательного фонда кандидата. К ним относятся видео- и аудиоролики, плакаты, транспаранты. Наши кандидаты пользуются всеми видами агитационных средств, что несомненно поддерживается, так как только таким образом можно дойти до каждого избирателя. Главное в борьбе за голоса избирателей неприменение запрещенных методов, это анонимные листовки, письма, листовки, разжигающие межнациональную рознь.

В целом по распространению агитационного материала пока претензий нет. Наибольшее количество и лучшее качество у тех, у кого больше средств. Например, больше всего средств по состоянию на 18 ноября у Басыгысова Виталия Николаевича - 4 млн. 645 тыс., Тумусова Федота Семеновича - 3 млн. 403 тыс., Трескова Игоря Борисовича - 3 млн. 152 тыс., Назарова Семена Николаевича - 2 млн. 093 тыс, Гаврильева Александра Ивановича - 956 тыс. 632 рубля, Шамаева Ивана Ивановича- 226 тыс. 94 рубля.

Завтра на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) будем учреждать Положение о порядке использования технических средств для передачи данных итогов голосования и утверждать места досрочного голосования. 30 ноября досрочно будут голосовать 7 избирательных участков, это полностью населенные пункты, в списках которых 931 избиратель. Это те отдаленные малочисленные участки, где нет транспортного обеспечения, телефонной связи, участки в среднем около 130 избирателей. Хотя согласно закону у нас разрешается за 15 дней до дня голосования, мы согласовав свое решение со всеми территориальными комиссиями, решили одновременно провести голосование 30 ноября на 7 участках. Кроме этого, участковые комиссии должны обеспечить досрочное голосование с выездом на буранах, грузовых автомашинах, лошадях, оленях, по той транспортной схеме, которая имеется. Таких мест всего 735, где проживает всего 6277 избирателей.

По мере возможности участковые избирательные комиссии должны до всех дойти и дать возможность проголосовать, для этого направлены соответствующие средства на транспортные расходы.

В соответствии с Федеральным законом избиратели, не имеющие возможности проголосовать на своих избирательных участках по месту жительства, в связи с переездом в другие места, командировкой имеют возможность получить открепительное удостоверение. Наши граждане еще слабо пользуются этой возможностью, в территориальных избирательных комиссиях с 22 октября по 11 ноября выдано всего 168 открепительных удостоверений. С 12 ноября началась выдача открепительных удостоверений в участковых избирательных комиссиях, в настоящее время получили всего 490 избирателей.

2 декабря с 15 часов планируется проведение всероссийского селекторного совещания, где примут участие все участковые избирательные комиссии, после этого мы сразу же селекторное совещание по своим проблемам.

Сегодня мы получили заявление от кандидата Санникова о сложении кандидатских полномочий, завтра мы рассмотрим его заявление на заседании Центризбиркома.

Уважаемые участники круглого стола! Я могу сказать, что избирательные комиссии всех уровней готовы провести выборы в полном соответствии с избирательным законодательством. Спасибо за внимание!

Ким-Кимэн А.Н.: Доклад завершен. Спасибо. Приступаем к вопросам. Пожалуйста, участники круглого стола у кого есть вопросы? Я прошу представиться и задать вопрос.

Пахомов Е.А., заместитель руководителя Департамента по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия): Уважаемые участники круглого стола! У меня к Вам, Александр Николаевич такой вопрос - будут ли приняты какие-либо рекомендации круглого стола?

Ким-Кимэн А.Н.: Я думаю, что мы сможем принять и в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления, конкретно к участникам избирательного процесса, средствам массовой информации. Короткое.

Марфусалова А.Д., Коммунистическая партия Российской Федерации: Добрый день! К Анатолию Дмитриевичу у меня вопрос. Я не ошиблась, вы точно сказали, что государственный служащий группы "А" абсолютно не имеет права агитировать, даже находясь в отпуске? Тогда поясните, пожалуйста, почему на наше письмо в отношении члена Совета Федерации Николаева М.Е. за его агитацию за Басыгысова, 13 числа прошедшая по НВК Саха вы нам дали обратный ответ?

Кривошапкин А.Д.: Августа Дмитриевна, Вы не совсем правильно поняли. Дело в том, что я сказал про средства массовой информации, т.е. это в газетах, на телевидении лица, замещающие государственную должность категории "А" не имеют право выходить и публиковаться. А встретиться с избирателями как гражданин - пожалуйста. Главное, чтобы не было использовано преимущество служебного положения. Т.е. во время отпуска, в свободное от работы время, вечером, в этой части нет ограничений.

Марфусалова А.Д.: Но он же не был в отпуске. Он - член Совета Федерации, любой его выход прямой агитации тоже считается незаконным.

Кривошапкин А.Д.: Я бы сказал, в нерабочее время. Значит, Вам нужно доказать, что он был в рабочей командировке.

Парников Н.М., народный депутат Республики Саха (Якутия): Анатолий Денисович, вот вы сказали, что в избирательных комиссиях должно быть 50 процентов от представителей партий. Сейчас комиссии утверждены, могут ли быть сейчас изменения? Могут ли партии еще представить людей?

Кривошапкин А.Д.: Всем политическим партиям рекомендуем, чтобы они своих людей направили. Согласно закону членов участковых комиссий должно быть 15, у нас в среднем - 7-8 членов по старой схеме, мы разрешим увеличивать число членов комиссий до этого предела. Если мы увеличим, думаю, что партии сами будут заинтересованы, мы им не откажем.

Парников Н.М.: Второй вопрос. Какой срок дается для подсчета голосов? Сколько дней вы будете считать голоса?

Кривошапкин А.Д.: Для поведения итогов нам нужно 5 дней, с доставкой всех документов. Участковые избирательные комиссии в течение трех дней доведут до территориальной избирательной комиссии, которые направят нам. А так на следующее утро в 9 часов утра мы будем информировать средства массовой информации о предварительных итогах голосования.

Парников Н.М.: Будет ли показано по телевидению как идет подсчет голосов?

Кривошапкин А.Д.: Конечно, о процедуре мы постараемся переговорить с НВК "Саха".

Парников Н.М.: И последний вопрос. Вы сказали, что Санников он написал заявление. В чью пользу он снял или просто снял свою кандидатуру?

Кривошапкин А.Д.: Это право гражданина снять свою кандидатуру, в пользу или не пользу - это в законе нигде не прописывается. Даже если они напишут, мы нигде не будем это опубликовывать.

Парников Н.М.: Спасибо.

Ким-Кимэн А.Н.: Еще вопросы?

Сидоров С.П., ПП СПС: В средствах массовой информации кто ведет контроль? Именно нужно заявление от оппонентов или Центральная избирательная комиссия тоже смотрит, как идет агитация в средствах массовой информации? Вот не секрет, газета "Якутия", допустим, в последних особенно номерах просто не написано, что оплачено из избирательного фонда или избиратель сам, просто какой-то корреспондент Николаев пишет полностью агитационную статью, полностью разгромил все партии, кроме "Единой России", ее поддержал, это как будто он сделал свою оценку. Тоже самое СПС сделал в последней "Вечерке", в газете, там один лист из избирательного блока отправлен, а второй - всем по мандатам, читается, ясно, что статья заказная, все партии разгромил, а СПС - наоборот, преподнес, что все нормально, что два депутата лучше чем один... Вот это кто отслеживает? А вот по "Единой России" в Республике Саха (Якутия) - это почти что государственная газета и там ничего не оплачено, вот на это как Центральная избирательная комиссия реагирует? Нужно обязательно опровержение от политической партии или Вы сами можете сделать замечание?

Кривошапкин А.Д.: В Центральной избирательной комиссии есть рабочая группа по контролю за предвыборной агитацией. Мы сами ведем мониторинг, кроме этого как говорил Вешняков, основной контроль ведут сами кандидаты, между тем по тем статьям, о которых Вы сказали, это по опубликованию в газете "Якутия" и "Саха Сирэ" мы уже занимаемся, заключение получим. Как я уже говорил, 26 ноября в 15 часов на заседании рабочей группы по контролю за предвыборной агитацией обсудим.

Гольдман А.А., помощник народного депутата Республики Саха (Якутия) Васильева К.И.: Содействие участию населения и точное исполнение избирательных списков особенно в городе Якутске должно быть под Вашим контролем, потому что сегодня в конце ноября, начале декабря запускаются многоквартирные дома, люди давно выписались с насиженных мест. А как будет организована быстрая прописка по новому месту жительства?

Кривошапкин А.Д.: Это больной вопрос. Согласно Федерального закона списки избирателей дают за 45 дней главы муниципальных образований. Члены избирательных комиссий на основании этих данных составляют избирательные списки для удобства работы участковых избирательных комиссий по домам, кварталам, улицам. Сейчас нет такой схемы работы, как в советские времена агитаторы ходили по домам, проверяли место жительства. В участковых комиссиях работают 7-8 человек, они дежурят, дают открепительные, а проверка - это сами избиратели должны сами провериться, затем вносятся изменения. Получается, что по тем неверным данным, которые представили главы и составляются избирательные списки, поэтому винить избирательную комиссию сложно. Но сейчас вообще стоит вопрос о передаче избирательных списков под опеку избирательных комиссий. У нас во всех 35 улусах имеются освобожденные работники избирательной комиссии, если они будут вести эту работу постоянно, то нареканий будет меньше.

Тимофеев М.У., народный депутат Республики Саха (Якутия): Анатолий Денисович! Сейчас как московские технологии, черный пиар работает или нет в Якутке? Были ли письма, обращения. И вот тоже вопрос. В Башкортостане сняли кандидата в президенты Башкирии, его восстановили или нет?

Кривошапкин А.Д.: По причинам снятия кандидатур в Башкортостане, Бурятии кроме информации, опубликованной в средствах массовой информации, ничего сказать не могу. Хотя, конечно, имеются свои позиции. Насчет московских технологов. Дело в том, что избирательные штабы, поддержка кандидатов, политических партий - это неподвластно, не прописано в избирательном законодательстве, нет таких органов. Поэтому за ними мы контроль не ведем, хотя мы с ними работаем, контрольно-ревизионной службой всех кандидатов и политических партий проверяем, к четвергу мы закончим все проверки. Они должны финансироваться за счет избирательного фонда кандидата и оплачиваться. Эти вопросы мы контролируем. А внутренние вопросы мы не контролируем, это будет ущемлением прав гражданина агитировать за кого-то.

Ким-Кимэн А.Н.: Был вопрос Гольдмана А.А. по учету избирателей. Конечно, мы понимаем, что в выборах участвуют только граждане Российской Федерации. У нас присутствует Фомицкая Наталья Всеволодовна, заместитель начальника паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Может Вы добавите по вопросу контроля за участием в выборах граждан Российской Федерации?

Фомицкая Н.В.: Иностранные граждане и лица без гражданства в выборах не участвуют. До начала выборов наши паспортные службы работают, регистрацию ведут, если этим гражданам выданы ордера на эту квартиру. У нас будут дежурить паспортно-визовые службы по местам, и ответят на все вопросы, тут уже отработанная схема.

Кривошапкин А.Д.: Я бы хотел добавить по гражданам ближнего зарубежья. Раньше по избирательному законодательству разрешалось участие граждан Белоруссии, то сейчас эту норму сняли. Т.е. ни один иностранный гражданин не имеет права голосовать, если только не имеет российского гражданства.

Пахомов Е.А.: Вопрос не только в иностранных гражданах, а о студентах.

Фомицкая Н.В.: В студгородках списки проверялись. Регистрацию все прошли.

Пахомов Е.А.: Первокурсники тоже?

Фомицкая Н.В.: Да, все. Тем студентам, которые в общежитии не живут, им выдается справка с места учебы, на этот период они прописываются у родственников или у знакомых именно на период учебы.

Кривошапкин А.Д.: Тут вопрос больной. Впервые в законе записано, что студенты, обучающиеся очно, могут принять участие и внесены в списки избирателей по месту проживания в общежитии и по месту учебы. Механизма как такового нет, но мы сейчас работаем со всеми учебными заведениями. Но есть проблемы по линии МВД по той причине, что временно проживающим даются вкладыши, помимо паспорта. Они могут проголосовать как по вкладышу, а потом выехать по паспорту.

Фомицкая Н.В.: Это свидетельство о временной регистрации.

Некачественная запись.

Малышев А., помощник народного депутата Республики Саха (Якутия) Иванова В.И.: В последнее время паспортные столы стали регистрировать фиктивных людей, так называемые "мертвые души". Эти списки избирательные списки формируются на основании данных паспортных столов. Картина голосования может необъективная. Какие меры проводятся по выявлению мертвых душ?

Фомицкая Н.В.: Сверки списков проводятся у нас. Поэтому те "мертвые души", которые были исключены. При регистрации избирателей проверяются на основании паспортов, идет замена паспортов, все списки обновляются.

Малышев А.: Но тем не менее они в этих списках значатся, и так просто их выписывать невозможно, только по суду это можно сделать.

Фомицкая Н.В.: Какие вопросы будут возникать, тогда и будем решать. Сейчас идут уточнения, списки обновляются на основании документов.

Ким-Кимэн А.Н.: Давайте не будем дискутировать. Конкретный вопрос, конкретный ответ.

Горохов Д.Н., народный депутат Республики Саха (Якутия): На сегодня сколько избирателей по Республике Саха (Якутия)? Каков прогноз участия в выборах и какая партия лидирует по рейтингу?

Кривошапкин А.Д.: 552 460 избирателей по данным Государственной Думы по границам одномандатного избирательного округа. Конечно, более точные списки мы узнаем 6 декабря вечером, 7-го утром мы будем знать точно. Насчет активности, могу надеяться, что меньше 60 процентов не будет.

Бубякин Б.Н., народный депутат Республики Саха (Якутия): Ведется ли учет поступления финансовых средств. Поступают по структуре, помимо этого от других структур. Какова доля поступления извне республики этим кандидатам, я имею в виду другие структуры, не по партийной линии.

Кривошапкин А.Д.: Субъектами, которые могут формировать избирательные фонды, являются сам гражданин, любое юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, партия, которая выдвинула. В основном, поступления идут от юридических лиц, и именно от наших, республиканских. Если нужно показать раскладку, то, пожалуйста, секретов нет.

Ким-Кимэн А.Н.: Давайте мы с Вами договоримся, сейчас последний вопрос, затем приступим непосредственно к выступлениям.

Сидоров С.П.: Как контролируются средства партий?

Кривошапкин А.Д.: Средства партий контролируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Если у нас есть замечания по формированию, или расходованию, то мы эти замечания актируем и направляем в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Ким-Кимэн А.Н.: Спасибо за ответы. Пожалуйста, кто желает выступить? Августа Дмитриевна, первая записывается.

Марфусалова А.Д.: Уважаемые участники круглого стола, смысла большого в его проведении лично я не вижу, потому что мы никоим образом не можем повлиять на федеральное законодательство, это одно. И собственно опыта мы с вами убедились, те нарушения, которые допускаются, мы ликвидировать не можем. Процесс идет сам по себе. И вроде мы говорим, что мы должны его исправлять, на самом деле это объективно сделать нельзя, потому что таков закон. И что он таков закон, недемократичный закон, мы убедились в прошлом году, когда шли выборы в Государственное Собрание (Ил Тумэн). Потому что он нацелен не на простых граждан, а этим законом будут избираться только состоятельные граждане, имеющие свои собственные средства или за собой политические партии, потому что избирательный фонд предполагает наличие денег, а без избирательного фонда человек просто зарегистрироваться не может. Мы отсекли 90 процентов наших граждан от избирательного процесса, это - первый аспект, второе - особенно в этом году вообще на нет ... (запись некачественная) единых позиций по равенству политических партий и депутатов-одномандатников. Потому что всем ясно, что имея власть в своих руках, административный ресурс в любом случае это будет массовое давление на граждан. Если тебе директор школы говорит, не впускать сюда другого кандидата, потому что мне начальник УНО сказал не впускать никого, кроме "Единой России". И то, что из в учебных заведениях из групп людей сделали бригады, и причем их финансируют, это ведь тоже административный ресурс. Ведь с этим же все согласны. И кроме того, ответ был, хотя четко, ясно написано, что не должен появляться в средствах массовой информации руководитель, чиновник группы "А" в отпуске, или где-то еще, он не должен прямо агитировать. Ну, хорошо, что его день рождения, но он все равно же вышел в эфир. И таких примеров масса. Или вот обращение творческих работников. Там пять коммунистов и мы выяснили, что они на этом собрании не были, лежали в больнице, были в командировке, а ведь их подписи стоят. Вбивается клин даже в этом положении. О каком демократическом избирательном законе в Российской Федерации мы вообще говорим. Поэтому я предлагаю, если это куда-то уходит, если это не просто так говорильня тут собралась, то я предлагаю вот тут написать вставку, что мы отмечаем недемократичность федерального избирательного законодательства в части выдвижения кандидатур в пользу состоятельных граждан и размытости его положений в части агитационной деятельности чиновников группы "А" и руководителей предприятий, учреждений, организаций. И после этого мы можем какие-то рекомендации давать. Все равно они все нарушаются, все это прекрасно видят, что никакого права у нас сегодня в России нет. Спасибо.

Пахомов Е.А.: Уважаемые участники круглого стола! Я хочу затронуть другой аспект сегодняшнего разговора. Прежде всего, что я вынес как член Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) из поездки в один улус. Я бы хотел отметить, докладчик рассказал об одном случае, что в Абыйском улусе члены участковой комиссии были представлены только одной партией, но я знаю и такой случай, в том же самом Абыйской улусе руководитель штаба "Единой России" не смогла убедить председателя территориальной избирательной комиссии в том, что их люди должны войти в комиссию с правом решающего голоса. Им прямо отказали, сказав, что должны быть только с совещательным. И только тогда, когда вмешалась Центральная избирательная комиссия это было исправлено. Я хочу подчеркнуть то, что у нас даже на уровне руководителей избирательных комиссий в улусах есть такие моменты, когда они не знают, что закон "О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания..." должен применяться вместе с законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" потому что он содержит целый отсылок к этому закону. Первое. Второе - внесен ряд изменений в федеральные законы "О средствах массовой информации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный. Но у нас не знают об этом, оказывается. Я в воскресенье зашел в избирательный штаб "Единой России" в Намском улусе. Мне сказали, что приходил один из местных лидеров в районе Союза правых сил, Федот Егорович Колесов и прямо на глазах у них пытался подкупить избирателей. Там работали женщины в частном кафе, он просил надеть их поверх майки с символикой, эмблемой СПС, т.е. стать агитаторами. Когда они стали отказываться, он вытащил пачку и стал предлагать. Если бы они приняли деньги, и не вмешался руководитель штаба "Единой России" было бы нарушено законодательство, именно статья 5.16 Кодекса об административных правонарушениях "Подкуп избирателей". Но, к сожалению, наши люди оказались не на высоте, наши избиратели, которые осадили его. Прямо через дорогу отделение милиции, по статье 5.16. протокол составляет уполномоченное лицо МВД. И третье, о чем я хочу сказать. Это уже вопиющий случай. В четверг прошло селекторное совещание с главами администраций и руководителей территориальных избирательных комиссий. Один глава, не буду называть его имени, бодро отрапортовал, что он образовал территориальную избирательную комиссию. Это очень прискорбно, до такого уровня не знают законодательства. Я привожу такие примеры, что среди лиц должностных, которые должны были бы содействовать проведению выборов, и среди избирателей очень слабо знание федеральных законов, предметом которого является сегодняшний круглый стол. Поэтому я, чтобы быть кратким, хочу предложить внести в проект рекомендации с обязанностью прямо по закону избирательным комиссиям обеспечить широкое информирование населения о положениях федерального законов. У нас еще скоро выборы Президента. Вписать в проект три федеральных закона и обеспечить оказание нижестоящим избирательным комиссиям достаточной правовой и методической помощи. Я зашел в избирательный участок, член комиссии стал оформлять открепительное удостоверение и пишет "республика" с маленькой буквы, "Саха (Якутия)" через черточку. Он не знает конституционного наименования нашей республики. Такие случаи вероятно будут, надо, конечно, очень хорошо работать. Поэтому я вношу такое предложение как член Центральной избирательной комиссии Саха (Якутия), назначенный тогда еще кандидатом в депутаты Государственной Думы В.Н. Басыгысовым, кандидатом тогда еще в Президенты В.В. Путиным. Спасибо за внимание.

Болоночкин А.Н., партия "Единая Россия": Буквально два слова. Я бы хотел сказать, что рекомендации нужно поддержать. Согласен с тем, что сказал Егор Афанасьевич Пахомов. Хотел бы только добавить, что ЦИКам, ТИКам, УИКам надо широко освещать федеральное законодательство в средствах массовой информации. Широкие слои избирателей слабо разбираются в избирательном законодательстве, не потому что он плохое, а потому что они его по сути дела не читают. Закон "О выборах депутатов..." - 200 страниц и так далее, и тому подобное. И особенно надо было бы осветить те нововведения, те изменения, которые сделаны в разные отрасли права в связи с предстоящими выборами. У нас система избирательная, действующая на сегодняшний момент - новая. И даже то, что перечислил Анатолий Денисович по поправкам, которые внесены в законодательство, он, например, не упомянул такую поправку, которая внесена в Уголовный кодекс, статья 141*, которая теперь предусматривает уголовное наказание вплоть ли лишения свободы до двух лет уполномоченного партии за превышение лимита затраченных средств на избирательную кампанию. Это жесткая, конечно, установка, но она необходима, т.е. наше законодательство совершенствуется, потому что год назад, когда проходили выборы глав улусов по республике, очень щепетильно законодательство подходило к составлению списков, сбору подписей, а вот за нарушение финансовой стороны никакого наказания не было предусмотрено. Поэтому надо отметить, что положительные сдвиги, все-таки, есть. У нас сегодня не очень широко расклеены заборы, не так, как в предыдущую кампанию, потому что это тоже действие сегодняшнего законодательства. Мало того, что предусмотрено в уголовном законодательстве, люди теперь понимают ответственность за эту процедуру, что перегибать палку невозможно, персональное наказание будет применено. И если мы все, тут сидящие, видим нарушение законодательства, то надо обращаться в Центральную избирательную комиссию, в суд и закон будет работать. Спасибо.

Гольдман А.А.: У нас тут тема - о ходе реализации федерального законодательства. И если посмотреть у нас в республике ход реализации закона "Об основных гарантиях", то он - очень и очень неудовлетворительный. Из ответа Центральной избирательной комиссии, представителя Министерства внутренних дел, я вижу, что администрации в муниципальных улусах и городах не содействуют активному участию населения. Многие получили жилье, благодаря ипотеке выписались со старых адресов, их не прописывают. Как сказали, ордер получат, тогда пропишут. Где они будут голосовать? Пока твердо республиканская избирательная комиссия не разбиралась в этом деле. Сегодня заселяют по Петровского, 8 - многоквартирный дом. Люди бегают, где и как прописываться. И таких домов у нас много. Я задал вопрос, Центральная избирательная комиссия не может дать ответ, в каких домах сотни избирателей сидят без возможности участвовать 7 декабря на выборах. Это один вопрос. Формирование точных избирательных списков. Сказали, что это делают избирательные комиссии, и все. А когда в день выборов у нас будет беготня, опять будем смотреть как население участвует, тогда уже будет поздно. Это надо сегодня делать. Поэтому в рекомендациях, во втором абзаце, Александр Николаевич, не "органам местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)", а надо записать "администрации муниципальных образований в улусах и городах". В первом абзаце надо указать не просто "органам государственной власти", а "в том числе Центральной избирательной комиссии", чтобы рекомендации были адресны, тогда может быть в оставшиеся несколько дней что-то будет принято. Спасибо.

Ким-Кимэн А.Н.: Уважаемые коллеги, я думаю, что сегодня действительно цель и смысл проведения данного круглого стола, чтобы действительно заслушать информацию заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) как идет реализация двух особо значимых федеральных законов. Я благодарен всем участникам, которые высказали ряд критических замечаний, потому что у нас остается около двух неполных недель, для того, чтобы еще подготовиться, учесть эти замечания. В целом, из выступлений, которые сегодня прозвучали, мы поняли, что выработанные рекомендации воспринимаются, нужно только внести редакционные поправки. Не хотелось бы, чтобы рекомендации какого-то призыва, для нас главное сегодня - обеспечить активное участие граждан, чтобы каждый гражданин воспользовался своим конституционным правом избирать и быть избранным. Поэтому мы хотели бы, чтобы каждый из участников избирательного процесса проникся чувством высокой ответственности. Во-первых, это высокий процент участия, во-вторых, чтобы в день голосования не было нарушений, чтобы атмосфера сопутствовала тому, чтобы каждый гражданин сделал осознанный выбор. Здесь очень ответственна роль правоохранительных органов. А с точки зрения подходов тех или иных партий, это, конечно, предвыборная борьба, в которой иногда допускаются нарушения. Анатолий Денисович совершенно справедливо сказал, что рабочая группа по тем опубликованным материалам будет принимать меры. Сегодня мы видим, что Центральная избирательная комиссия не сидит, сложа руки. Этот институт не такой большой по количеству, освобожденных работников Центральной избирательной комиссии на пальцах одной руки, максимум двух можно посчитать, остальное всё - актив, это все наши граждане, которые на общественных началах участвуют в этом процессе. И поэтому мы все, и депутаты, и то, что Анатолий Абрамович подчеркнул, администрации муниципальных образований, но почему в проекте написано "органы местного самоуправления", потому что кроме администрации муниципального образования есть и депутаты представительного органа муниципального образования, которые в своих округах участвовать в разъяснительной работе. Если каждый из нас будет содействовать и участвовать в правильном толковании и реализации законов, то это приведет к конкретному результату. Мы сегодня не ставим целью быть максималистами, чтобы после нашего круглого стола мы изменим федеральное законодательство, нет, конечно. Но с другой стороны, замечания и предложения будут учтены и освещены присутствующими средствами массовой информации. Поэтому я думаю, что результаты будут. Мы специально запланировали это мероприятие после осуществления основного предвыборного этапа уже на ответственном этапе. Я хочу поблагодарить всех участников и уполномоченных избирательных штабов и призываю всех вас к тому, чтобы мы все как граждане Российской Федерации исполнили свой конституционный долг, избрали легитимный парламент и не допустили таких событий, которые происходят в Грузии, чтобы Государственная Дума была сформирована из людей действительно компетентных. Спасибо вам, всего доброго!

il-tumen.sakha.ru














































Док. 311898
Перв. публик.: 25.11.03
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 239

  • Кривошапкин Анатолий Денисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``