В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин услышал слова Владимира Путина Назад
Сергей Степашин услышал слова Владимира Путина
Счетная палата (СП) намерена проанализировать итоги российской приватизации за последние 10 лет. СП и раньше изучала законность приватизационных сделок, но даже если по их результатам и возбуждались дела, последствий они, как правило, не имели. Однако сейчас итог ревизии может быть иным, вопрос о законности приватизации прозвучал на высшем политическом уровне из уст президента.

законы можно было соблюдать

Пункт об анализе итогов приватизации объектов государственной собственности за 10 последних лет появился в плане работы Счетной палаты на 2004 год 26 декабря - на следующий день после встречи председателя СП Сергея Степашина с президентом. Поставленная задача кажется слишком глобальной, но хорошо сочетается с новой позицией российских властей в отношении приватизации. На фоне постоянных заверений властей о недопущении массового пересмотра ее итогов президент Владимир Путин, выступая в декабре в Торгово-промышленной палате, уточнил, что это не относится к сделкам, совершенным с нарушением законов. Законы можно было соблюдать, - объяснил президент бизнесменам. Как известно, основой для начала реальной приватизации в России был указ президента Бориса Ельцина от 14 августа 1992 года, который разрешил продажу госсобственности за приватизационные чеки - ваучеры, выдаваемые всем гражданам страны.

Счетная палата пока не поясняет, как именно будет осуществляться анализ итогов приватизации. В пресс-релизе лишь говорится об экспертизе порядка определения стартовой цены приватизируемых объектов. В СП не скрывают, что отреагировали именно на декабрьскую реплику президента.

Степашин займется историей

Обвинения в несправедливости сопровождали российскую приватизацию на протяжении всей ее истории. Во время ее первого, ваучерного, этапа треть российской промышленности перешла в руки предпринимателей примерно за 1,2 млрд. долларов. Для сравнения, сегодня рыночная капитализация одной только компании РАО ЕЭС России в 10 раз больше.

Однако, судя по названным Счетной палатой временным рамкам - последние 10 лет, - внимание аудиторов будет привлечено не столько к эпохе ваучеров (1992-1994 годы), сколько к более поздним приватизационным сделкам.

Понятно, что разобраться в наиболее массовом и хаотичном первом этапе приватизации уже почти невозможно, да и побеждавшие на чековых аукционах бизнесмены в основном сошли со сцены.

А вот приватизация, осуществлявшаяся в 1995-1996 годах с помощью залоговых аукционов, сохраняет свою актуальность - многие нынешние крупные бизнесмены свои основные активы приобрели именно в этот период. По указу Бориса Ельцина О порядке передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности был утвержден список из 44 государственных предприятий, пакеты акций которых были переданы под залог кредитов правительству.

Еще один сигнал

Счетная палата готовится проверить крупный российский бизнес и с другой стороны. Она собирается в наступившем году оценить уровень налогообложения крупнейших нефтяных компаний, таких как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Сибнефть. Сергей Степашин уже успел обвинить Сибнефть в том, что она активно использует внутренние офшоры для ухода от налогов. По его оценкам, только в 2001 году бюджет недополучил из-за этого 10 млрд. рублей. Аналогичные подсчеты МНС в отношении ЮКОСа уже стали поводом для обращения налоговиков в Генпрокуратуру: по их мнению, входящие в империю Михаила Ходорковского структуры только за 2000 год недоплатили в бюджет порядка 98 млрд. рублей. Счетная палата собирается проверить и то, как используются средства федерального бюджета на Чукотке, губернатором которой является Роман Абрамович.

В СП уверены, что спокойная кропотливая работа аудиторов для самих же предприятий окажется предпочтительней, чем маски-шоу с участием Генпрокуратуры. Тем более что СП является формально независимым выборным органом, председателя и 6 аудиторов которого выбирает Дума, а 6 остальных - Совет Федерации. Впрочем, работа аудиторов вовсе не исключает интереса к предприятию со стороны прокуратуры. К тому же решение о возбуждении уголовных дел по результатам проверок СП в любом случае будет принимать прокуратура.

инвесторы начнут чесать в затылке

По мнению главы департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, новые планы Счетной палаты можно рассматривать в ряду событий, говорящих о нарушении диалога между бизнесом и властью. Конечно, можно юридически корректно проанализировать ход приватизации - сохранилась нормативная база тех лет, ведомственные документы, вот только нарушителей при этом будет выявлено не 5-7, а гораздо больше. Так что применять итоги проверок будут скорее всего выборочно, а это - самое опасное, - заявил Николаев Газете. Результатом, по его словам, станут еще большие сомнения в правах собственности в России. После выдающегося роста инвестиций в 2003 году инвесторы снова начнут чесать в затылке. Ясно, что нормального инвестиционного климата в таких условиях не будет, - уверен эксперт. При этом государство затевает фактическую ревизию итогов приватизации, так и не доказав, что само умеет эффективно управлять той собственностью, которая у него осталась. Так, по словам аудитора Владислава Игнатова, в процессе приватизации государство оставило во многих АО за собой так называемую золотую акцию. Имея ее, государство, не владея реально собственностью, могло по уставу сохранять контроль над менеджментом компании. Такая акция при наиболее важных голосованиях на собрании акционеров приравнивается к контрольному пакету. Однако золотую акцию надо периодически переоформлять, а чиновники, как сообщил Игнатов, сплошь и рядом забывали это делать, и золотая акция превращалась в обыкновенную. Немало претензий у той же Счетной палаты и к деятельности представителей государства в советах директоров госкомпаний: они, например, далеко не всегда озабочены выплатой полноценных дивидендов по госпакету акций. Однако похоже, что госорганы - причем не только СП, но и силовые структуры, да и новая Дума, - считают сейчас поиск предпринимателей, неправильно приватизировавших свои активы, более актуальной задачей, чем борьбу с коррупцией в собственных рядах.

***

Главными действующими лицами залоговых аукционов были один из тогдашних руководителей Госкомимущества Альфред Кох и глава холдинга Интеррос (в то время президент ОНЭКСИМ Банка) Владимир Потанин, которого считают отцом этой схемы, - именно он предложил ее от лица бизнеса на заседании правительства в марте 1995 года. Суть механизма такова. Коммерческие банковские структуры кредитовали государство под залог госпакетов акций крупных компаний. Если государство не гасило кредиты в течение двух лет, то залогодержатель имел право продать акции на конкурсе. Изюминка этой нехитрой схемы была проста: заранее было ясно, что правительство не сможет изыскать деньги для погашения кредита в дырявом бюджете. Соответственно залоговые аукционы представляли собой приватизацию, но при этом не обременяли новых владельцев предприятий дополнительными обязательствами вроде обещаний инвестировать средства в развитие производства.

По такой схеме были приватизированы Норильский никель, Сибнефть, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, СИДАНКО, Мечел, НЛМК, Северо-Западное, Новороссийское и Мурманское морские пароходства, Нафта - Москва, ЮКОС, Туалсинский морской торговый порт. При этом контрольный пакет Сибнефти достался структурам Бориса Березовского и Романа Абрамовича всего за 100, 3 млн. долларов, а 38% акций Норильского никеля (51% в голосующих акциях) достались структурам ОНЭКСИМа всего за 170 млн. долларов. Для сравнения, на сегодня рыночная капитализация каждой из этих компаний составляет более 13 млрд. долларов.

***

Счетная палата неоднократно проверяла приватизацию крупнейших российских компаний. По результатам проводимых с середины 90-х годов проверок выявлены нарушения в приватизации РАО ЕЭС России, компаний Связьинвест, Сибнефть, Норильский никель, Авиастар, Авиакор, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов, НЛМК и многих других. Но, как правило, если по результатам проверок СП и возбуждались какие-либо дела, то они заканчивались ничем. Впрочем, значимой поддержки таких дел на высочайшем уровне до сих пор не было. 1997 год. По результатам проверки приватизации Норильского никеля СП рекомендовала тогдашнему генпрокурору Юрию Скуратову оспорить в суде результаты залогового аукциона, в результате которого 38% акций этого предприятия достались Интерросу. В 1999 году СП провела еще одну проверку приватизации Норникеля, и на этот раз ее аудиторы заявили, что оснований считать незаконными аукцион по передаче в залог госпакета акций Норникеля и последующую его продажу не существует. СП учла вклад предприятия в развитие норильского региона, о котором аудиторам сообщили профсоюзные организации комбината. 2000 год. СП провела проверку приватизации РАО ЕЭС России и обнаружила нарушения практически во всех сделках, связанных с ней. В частности, аудиторы посчитали, что выпуск ADR на 7,5% акций РАО противоречит законодательству, поскольку он не был одобрен Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, нарекания вызвала продажа в 1997 году 8,5% акций РАО консорциуму российских банков во главе с Национальным резервным банком, проводившаяся по решению Госкомимущества, а не правительства, как того требует законодательство. В ответ глава РАО Анатолий Чубайс заявил, что считает приватизацию законной от начала и до конца и готов аргументировать свою позицию в прокуратуре, суде, правительстве, где угодно. Дальнейшего развития это дело не имело.

2002 год. СП провела предпродажную проверку Славнефти. По оценкам аудиторов стартовая цена на аукционе по приватизации 74, 95% акции компании должна была составить 2, 5 млрд. долларов. Однако правительство, назначившее стартовую цену в 1,7 млрд. долларов, к рекомендации СП не прислушалось. В итоге Славнефть за 1, 86 млрд. долларов купили Сибнефть и ТНК.

2003 год. СП провела проверку приватизации госпредприятий Башкирии. По мнению аудиторов, из-за многочисленных нарушений в ходе приватизации федеральный бюджет потерял в общей сложности около 113 млн. долларов.


Андрей Литвинов, Полина Силуянова
"Газета"
12.01.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002240


Док. 311685
Перв. публик.: 12.01.04
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 317

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``