В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новодворская и Боровой спасают СПС от Хакамады Назад
Новодворская и Боровой спасают СПС от Хакамады
Ирина Хакамада, ставшая единственным номинальным представителем демократических сил страны на президентских выборах, вовсю готовится сдать к 28 января в ЦИК РФ необходимые для регистрации 2 миллиона подписей в свою поддержку. И чем ближе подступает час Ч, тем очевиднее становится факт - выдвижение Хакамады стало полной неожиданностью для всех ее соратников. Более того, экспромтом с оттенком скандальности. Так, Григорий Явлинский категорически запретил членам Яблока помогать претендентке со сбором подписей. Теперь, похоже, раскол назревает и в рядах СПС. Во всяком случае, два авторитетных участника Демократического совещания - глава Демократического союза Валерия Новодворская и лидер Партии экономической свободы Константин Боровой - выступили с открытым обращением к делегатам предстоящего съезда Союза правых сил, призвав поддержать идею бойкота президентских выборов и, соответственно, устроить обструкцию Хакамаде. За комментариями мы обратилась непосредственно к Валерии Новодворской.

- Валерия Ильинична, судя по тону обращения, вы настроены резко против инициативы Хакамады. При этом адресовали его сперва именно в региональные отделения СПС, которые сейчас собирают подписи населения. Хотите заблокировать выдвижение в зародыше?

- Мы понимаем, что вопрос сбора подписей имеет финансовую подоплеку - члены партии СПС, как, впрочем, и многие местные ячейки Яблока, на этом зарабатывают деньги. Потому как-то повлиять на процесс уже невозможно. Мы же ставим целью избежать катастрофы - поддержки Хакамады со стороны съезда.

- Но по опыту прошлых лет скорее можно ждать, что съезд поддержит кандидатуру Путина, чем заявляющую об открытой конфронтации с ним Хакамаду?

- Что касается Путина, то в СПС вначале, похоже, всерьез рассчитывали, что из него удастся сделать Пиночета. Но после того, что он устроил с ЮКОСом, телеканалами и так далее, подобные заявления отдельных членов партии грозят обернуться только их изгнанием из рядов. Есть же предел конформизму, компромиссам и политиканству. Поэтому альтернатива окажется такой: Хакамада или бойкот.

- И предпочтение в пользу первой вы называете катастрофой.

- Самовыдвижение Хакамады - политическое недомыслие. Путин сейчас боится только одного - бойкота выборов. Его задача - сделать голосование легитимным, только бы оно стало приемлемым в глазах Европы. И, наоборот, для власти очень ценно любое соучастие в ее делах. Поэтому они могли бы и меня допустить до выборов, даже зная, что в своей публичной критике я доставлю президенту гораздо больше проблем, чем Хакамада. При этом СПС в лице Бориса Немцова на заседании рабочей группы Демократического совещания подписал заявление о том, что партия будет стремиться именно к бойкоту.

- В этой связи напрашивается вопрос: насколько самостоятельна была сопредседатель СПС Ирина Хакамада, вопреки декларациям выдвигая собственную кандидатуру? Или ей это посоветовали сделать в Кремле?

- Едва ли Кремль совсем уж в восторге после ее заявления на тему Норд-Оста, но если бы он не был в ней заинтересован, то поступил так же, как и со Стерлиговым, отказав через Вешнякова в праве на регистрацию инициативной группе. Хакамаде же сошло с рук и то, что финансировать ее взялся ЮКОС.

- Иначе говоря, если не было прямого указания, то, во всяком случае, прозвучал намек?

- Намек был более чем прозрачный. Власть своими действиями наполовину сама сорвала президентские выборы, и надо было каким-то образом ситуацию спасать. Посмотрите: практически от каждой партии выставлено по кандидату, а от некоторых даже по два. Вплоть до Миронова, который молится на обожаемого президента... Все это свидетельствует, что был прямой приказ - обязательно вступить в президентскую гонку. С одной стороны, это и голоса противников разобьет, с другой - создаст некую ложную альтернативу президенту. Кремль боится бойкота до дрожи, до безумия. До того, что появился Миронов. Да и лично Путин не удержался, публично высказал неодобрение идеи бойкота, который, по его мнению, может расколоть гражданское общество. В нынешних же условиях Хакамада совсем не подумала, что СПС теперь будет выглядеть клятвопреступником, что ее шаг может разрушить на будущее всю идею союза демократических сил.

- Какие, на ваш взгляд, личные соображения могли ее подвигнуть на такой демарш?

- Когда я спросила о том же самом Бориса Немцова, он взял неделю, чтобы попытаться самому разобраться. В момент выдвижения Хакамады, уверена, вся верхушка СПС схватилась за головы. Ее инициативу не поддержал ни один из сопредседателей: ни Немцов, ни Егор Гайдар. Молчит пока Анатолий Чубайс, с которым сама Хакамада до сих пор никак не может встретиться. Не исключаю, что сыграл роль высокий градус тщеславия. Она в принципе всегда была как бы во втором составе, а тут появилась возможность долго не вылезать из телеящика. А вообще о мотивах надо спрашивать у нее самой. Ведь даже если она собирается спасти страну прямо сейчас, не рассчитывает же всерьез, что ей удастся выиграть выборы. Критиковать же во всеуслышание власть Кремль для своих целей согласился бы даже на самого радикального демократа, прекрасно понимая, что тот наберет при голосовании не более 2%. Для оппозиции же эти два процента станут еще одной пощечиной.

- Вы с Константином Боровым собираетесь ограничиться только совместным заявлением насчет поступка Хакамады или также рассчитываете принять участие в предстоящем съезде СПС?

- Если СПС позволит, то нам бы, конечно, хотелось выступить перед съездом. Мы все давно друг друга знаем и теперь приложим максимум усилий, чтобы объяснить партии: поступок Хакамады чреват только одним - катастрофическим ударом по репутации Союза правых сил.

- Вам наверняка уже известно об инициативе создания Комитета-2008, в который вошел среди прочих и Борис Немцов. Заявление о том, что его члены ставят своей целью добиться по-настоящему демократических выборов президента хотя бы через четыре года, выглядит, тем более на фоне самовыдвижения Ирины Хакамады, альтернативной моделью выстраивания взаимоотношений с действующей властью.

- Живые силы общества вынуждены уйти на улицу. Члены Комитета-2008 теперь будут ходить за властью по пятам, ловить ее за руку на каждом шагу и разоблачать любые попытки выбрать очередного наследника президента или продлить срок самому Путину. В принципе они еще и сами не осознают, что после 7 декабря слово оппозиция поменялось на определение диссиденты. В первую очередь именно власть так захотела, потому-то и методы взаимоотношения с ней появляются соответствующие. Что же касается Ирины Хакамады, то ее поступок двусмыслен еще и в том отношении, что вся ее политическая карьера никак не свидетельствует о наличии радикальных взглядов. Случившееся самовыдвижение на президентских выборах с лозунгами резкой критики президента для нее не органично. Если мы наблюдаем некое прозрение, то, наверное, это хорошо. А вот если имеет место все-таки нечто другое, то я бы определила это как издевательство над святыми для многих идеалами.




Константин Демченко
"Русский курьер"
19.01.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002210






Док. 311659
Перв. публик.: 19.01.04
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 579

  • Хакамада Ирина Муцуовна
  • Новодворская Валерия Ильинична

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``