В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Жуков: Трезвость через кошелек Назад
Александр Жуков: Трезвость через кошелек
Дешевой социальной водки не будет

Вчера рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Жукова провела решительное совещание (правда, без руководителя - г-н Жуков сейчас в Китае): что делать с паленой водкой и как преодолеть алкогольный кризис. На днях решение группы будет предано гласности. Корреспондентам "РГ" стали известны некоторые детали.

Источники, близкие к процессу, уверяют: чиновникам пришлось туго. "Одно время идей не было вообще никаких, - делится своими наблюдениями один из участников процесса. С его слов, на первых порах преобладала традиционная фискальная точка зрения, но ряд экспертов настаивали на более комплексном подходе: искоренить "алкогольную мафию", в которой и есть корень зла. Они оценивали сумму "теневых" денег (от качественной, произведенной на заводах водки, ушедшей от налогообложения) в 2 миллиарда долларов ежегодно. "Эти деньги конкретные люди используют для лоббирования своих интересов в органах государственной власти, - поясняет один из наших собеседников. - Давление этих денег на власть создает чудовищную коррупцию, в которой задействованы и милиция, и чиновники, и налоговики. Необходимо изъять эту сверхприбыль через прозрачную систему акцизов, которая возможна только при тотальном контроле за оборотом спирта".

Но именно этот вывод - о "тотальном контроле", то есть монополии, - стал главной точкой спора участников процесса. По состоянию "на вчера" обозначились две позиции: условно говоря, "близкая минфину" и "близкая минсельхозу".

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев открыто продвигает идею государственной монополии на оборот спирта, которую он впервые озвучил еще год назад. Суть идеи: спирт нельзя перемещать и хранить никому, кроме специального государственного агента. "Допустим, завод произвел спирт и хочет его продать, - поясняет схему один из экспертов. - Он авансом платит акциз, государственный агент забирает спирт на спецтранспорте, оборудованном контрольными устройствами, и перевозит его ликероводочному заводу или, если ЛВЗ не готов его сразу принять, к себе на специальный склад (который можно оборудовать и на заводе, на базе существующего). Государство монопольно контролирует только учет спирта и его физическое перемещение, то есть оборот спирта как сырья. Все сделки в этой системе подлежат обязательной государственной регистрации". Сторонники этой точки зрения уверены, что затраты на содержание этой системы окупят акцизы, а предоплата будет гарантировать их полную уплату.

С этой схемой не согласны в минфине. Как пояснил корреспонденту "РГ" источник в этом ведомстве, по мнению финансистов никакая монополия (на оборот спирта; на его производство; на производство водки и торговли ею) кризис не разрешит. "Перенос акциза на спирт вызовет рост цен на спирт впятеро и лишь подстегнет оборот нелегального товара", - уверен наш собеседник. К тому же, считает он, "придется защищать отечественных производителей спирта от спирта импортного, то есть вводить трудные для реализации торговые барьеры. И что хуже всего, придется нарушить ряд международных договоренностей, в рамках которых Россия взяла на себя определенные обязательства по регулированию этого сектора". Кроме того, как стало известно корреспондентам "РГ", существует некий правительственный документ, в котором эксперты Белого дома дают заключение: закупка спирта и его реализация не могут быть предметом деятельности ГУПа, каковым, видимо, мыслится уполномоченный государством орган. Сторонники монополии на оборот спирта с этим не согласны: во-первых, говорят они, закупку импортного спирта также возьмет на себя уполномоченный орган, так что защищать никого ни от кого не придется, а во-вторых, уполномоченный орган необязательно должен быть ГУПом. Тем не менее ясности, что делать с монополией, у рабочей группы пока нет. По данным из минфина, "группа Жукова" даже не рассматривает монополию на своих заседаниях, по другим сведениям, идея г-на Гордеева активно поддержана подавляющим большинством участников процесса.

Зато другие, более частные предложения не вызывают столь активных споров. Во-первых, это идея установить единую по стране минимальную цену бутылки водки. Действительно, известно, сколько должна стоить бутылка водки после уплаты всех налогов. Если бутылка дешевле, значит, налогов с нее не уплачено и торговать такой водкой нельзя. Источник в минфине подтвердил, что ведомство выступило с таким предложением, "но это пока лишь предложение". Однако его могут поддержать другие стороны. Известно, что аналогичный пассаж содержался в "алкогольном" законе, подготовленном еще летом группой депутатов Госдумы под руководством Валерия Драганова. Тогда президент наложил вето на этот акт, но в замечаниях президентской администрации именно эта мера не фигурировала. По нашим сведениям, ее считают оправданной и в минсельхозе.

Во-вторых, это отмена льгот на продукцию, содержащую спирт. В минфине напоминают, что акциз не взимается со многих видов спиртосодержащей продукции (лекарства и парфюмерия прежде всего), что позволяет торговать спиртом под видом лекарственных настоек. Которыми и травятся люди. В минфине нам подтвердили, что ведомство выступает за отмену таких льгот. При этом наш источник признал, что ценовых последствий такого шага никто не считал. "На медицину и парфюмерию идет всего 4 процента спирта, - заявили нам в минфине. - Не думаем, что последствия будут ощутимы". С этим согласны, по нашим данным, и в минсельхозе, с одной поправкой: в этом ведомстве предлагают все-таки компенсировать потери производителям бытовой химии и медицинских препаратов через налоговые льготы и субсидии. Что вряд ли поддержат в минфине.

В-третьих, минфин предлагает ввести уголовную ответственность за уклонение производителей алкоголя от регистрации в легендарной системе ЕГАИС. Судя по всему, в финансовом ведомстве рассматривают столь неудачно стартовавшую систему учета все-таки как благо. Наш собеседник уклонился от ответа на вопрос, как можно наказывать тех, кто не регистрируется в этой системе, коли сама система работает плохо, зато живо отреагировал на упоминание позиции минсельхоза: ЕГАИС стоило бы вводить постепенно, четыре года: "Так бы мы вообще ничего не ввели. Зато теперь у нас есть система электронного учета".

Наконец, тема так называемой "дешевой социальной водки" (по 30 рублей за бутылку - чтобы народ попроще брал ее и не травился суррогатами), кажется, оставлена за бортом. Во всяком случае, в минфине наш собеседник даже поначалу не понял, о чем идет речь, а минсельхозу идея "спаивать народ за счет бюджета" вообще никогда не нравилась.

Постараемся суммировать то, что нам известно сегодня. Комплексное решение (через монополию на оборот спирта) предлагает только минсельхоз и близкие ему эксперты. Хорошо это решение или плохо, экспертам и судить. Факт, что на вопрос, каким столь же комплексным действием можно было бы заменить монополию, наш собеседник в минфине ответить затруднился. Вероятно, именно проблема монополии станет главным фактором сомнений в рабочей группе под руководством г-на Жукова. Тогда как о второстепенных решениях уже можно говорить достаточно уверенно: вся водка подорожает до "акцизного" порога вместе с парфюмерией и стеклоочистителями. А контроль за тем, почему дорога эта конкретная бутылка водки - потому, что с нее в самом деле уплачен налог или на самом деле весь доход пошел в карман серого производителя, - возложат на ЕГАИС.

Между тем

Будет усилен государственный надзор за хранением и производством спиртосодержащей продукции, включая лаки, краски и парфюмерию. Вчера об этом корреспонденту "РГ" сообщили в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский подписал приказ, согласно которому все складские и производственные помещения, где хранится или изготавливается алкогольная и спиртосодержащая продукция, будут проверены на соответствие экологическим требованиям. А компании, только намеревающиеся работать "с алкоголем", должны будут доказать, что их склады и производственные помещения также экологически безупречны. После всех проверок таким предприятиям будут выдавать заключения о соответствии нормам и разрешения на хранение и производство спиртосодержащей продукции. Причем получать в Ростехнадзоре разрешения на хранение и производство спиртосодержащей продукции обязаны даже организации, арендующие помещения.

По словам пресс-секретаря руководителя Ростехнадзора Евгения Аношина, с мая этого года выдача подобных заключений была прекращена из-за отсутствия нормативных документов. А до мая работа контролеров по непонятным причинам была сведена почти к нулю. Однако отныне круг полномочий в алкогольном вопросе четко определен. "Если предприятие производит спиртосодержащие вещества, то специалисты Ростехнадзора обязаны провести полный курс всех надзорных мероприятий - и экологическую, и технологическую экспертизу", - прокомментировали приказ в ведомстве.

Положительное или отрицательное заключение от Ростехнадзора предприятия смогут получить в течение 30 дней со дня получения территориальным органом федеральной службы заявления от организаций и всех необходимых документов.

Комментируя грозный документ, Пуликовский подчеркнул, что нововведение не стоит рассматривать как очередной административный барьер. "Для тех, кто производит или хранит алкоголь на должном уровне, никаких преград контролеры чинить не будут", - пообещал Пуликовский.

Подготовила Татьяна Зыкова


Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4216 от 8 ноября 2006 г.

Евгений Арсюхин


Док. 311594
Перв. публик.: 08.11.06
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 431

  • Жуков Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``