В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яблоко и СПС так и не решились на создание демократической оппозиции Назад
Яблоко и СПС так и не решились на создание демократической оппозиции
КТО СТАНЕТ КАНДИДАТОМ ОТ ПРАВЫХ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ? ДИАПАЗОН -ОТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ДО ГОСПОДИНА ПРОТИВ ВСЕХ. А МЕЖДУ НИМИ - ВСЕ БОЛЬШЕ ЭКЗОТИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Они все-таки уклонились. В то, что, потерпев поражение на выборах в Думу, они наконец соберутся с духом и бросят открытый вызов власти, не особо, конечно, и верилось, но где-то еще теплилось: а вдруг? В минувшее воскресенье последние иллюзии были развеяны. Яблоко и СПС уклонились от создания демократической оппозиции. Выдвижение единого кандидата не состоялось. Дискуссия правых о том, призывать ли своих избирателей голосовать против всех, тоже благополучно завершилась, причем сама собой: у тех, кто не хочет поддерживать Путина или кого-то там еще, иного выбора просто не остается.

Всю прошедшую неделю СПС и Яблоко провели в консультациях. Лидеры обеих партий то и дело встречались тет-а-тет, без конца перезванивались, сверяли позиции. Все - под плотной завесой таинственности. До широкой публики доносились только исполненные благородного самобичевания заклинания Бориса Немцова: Демократическое движение потерпело дефолт. Есть два выхода из дефолта - смерть или возрождение. Если мы не готовы к коалиции - нас на свалку, в могилу! В те же дни СПС обнародовал свои требования к единому кандидату. Ему надлежит быть одинаково приемлемым для избирателей и Яблока, и СПС. У него должна быть такая энергетика, чтобы он мог сопротивляться давлению. Этот человек должен быть абсолютно независимым от Кремля. Наконец на него должна согласиться часть элиты (то есть представители бизнеса, у которых попросят денег на предвыборную кампанию). Всероссийский розыск живого кандидата по этому

фотороботу представлялся заведомо безрезультатным ввиду несоединимости сконструированных черт. Ну, какой бизнесмен, если он не хочет повторить участь Ходорковского, станет финансировать путинского соперника, способного сопротивляться давлению да еще абсолютно независимого от Кремля?

Кастинг на роль единого кандидата продемонстрировал и без того очевидное: узок круг... Владимир Рыжков? За него Немцов, но против Явлинский, Чубайс и Гайдар. Николай Федоров? Предложили - не хочет. Борис Немцов? Тоже не изъявляет желания. Григорий Явлинский? Тут все лидеры СПС - в один голос: кто угодно из Яблока, только не он! Выдвигайте Лукина, мы поддержим, -уговаривал Явлинского Чубайс. У моих собеседников, близких к Союзу правых сил, я пытался выведать, чем же это Лукин предпочтительнее Явлинского. Мне объяснили: Никаких особых преимуществ в глазах лидеров СПС Лукин не имеет. Для них главное - лишь бы не Гриша. Лучше пусть Лукин наберет три процента, чем Явлинский - десять. Со своими десятью процентами Явлинский на ближайшие четыре года монополизирует демократическое движение. А это неправильно. Монополия на российскую демократию должна принадлежать Союзу правых сил.

Хочу поделиться личной обидой. В этой суете перед отъездом на свалку, в могилу мои демократы бросили меня, своего избирателя. Забыли, как Фирса, в заколоченном доме. Может, тут неуместно о личном, но, надеюсь, меня извиняет то обстоятельство, что таких, как я, голосовавших за СПС, вкупе с теми, кто поддержал Яблоко, более 5 миллионов. Либеральный электорат по капризу партийных вождей, по-прежнему занятых исключительно собой, остался без своего кандидата в президенты.

Да, этот кандидат (как, впрочем, и любой другой) не смог бы соперничать с Путиным в конкурсной программе. Но общество вправе было рассчитывать хотя бы на показательное выступление. Требовалось показать, что страну населяют не только сторонники бюрократической серости и не только те, кого вдохновляют национал-социалистические бредни. Что есть и другие люди, чей общественный запрос способен был выразить Явлинский, Немцов, Рыжков, Федоров - любая символическая фигура, не важно, с каким рейтингом. Нет, уклонились.

Но каково теперь Путину! Одолеть на выборах гробовых дел мастера Германа Стерлигова (а кроме него, пока никто не заявил о намерении выдвигаться) - убогий триумф. Потому-то Кремль сейчас лихорадочно ищет мало-мальски презентабельного кандидата, которого было бы не стыдно поставить рядом с действующим президентом. Путину требуется если не соперник (таковые отсутствуют), то хотя бы достойный спарринг-партнер. С этой целью на прошлой неделе в Кремль был вызван Григорий Явлинский. Его попросили баллотироваться. Вроде бы даже настойчиво уговаривали. Условия, на которых лидеру Яблока гарантировалось вхождение в кремлевский пул претендентов на высший государственный пост, скорее всего, даже не обсуждались. Потому что эти условия обсуждению не подлежат. Демократический кандидат не должен: а) критиковать президента; б) выступать против войны в Чечне; в) протестовать против всесилия спецслужб и произвола Генпрокуратуры; г) защищать Ходорковского. Все остальное - пожалуйста, но взвешенно и конструктивно.

В воскресенье на съезде Яблока решалось, по сути, стоит ли принимать кремлевское предложение. Большинством голосов оно было отвергнуто. Яблоко отказалось выдвигать своего кандидата. Потому что, объяснил Явлинский, в сложившихся условиях свободные равноправные и политически конкурентные выборы невозможны. Председатель партии также сказал, что Яблоко еще не решило, будет ли поддерживать какого-нибудь другого кандидата.

О переходе в открытую оппозицию не прозвучало ни слова.

Не помышляет о такой дерзости и Союз правых сил. Когда на ленты информагентств поступили первые сообщения о том, что Павел Крашенинников, один из правых, победивший в одномандатном округе, устроился во фракцию Единая Россия, наблюдатели принялись гадать, как же прокомментируют это лидеры СПС. Комментарий последовал. Борис Немцов одобрил поступок товарища. И сравнил Крашенинникова с буржуазными специалистами, которые работали на советскую власть, но при этом сохраняли свои взгляды и гражданскую позицию. Убедительно. Хотя для оправдания подобного фокуса Борис Ефимович мог бы обратиться и к более близкой исторической аналогии. Вот так же, вступая в КПСС, советские либералы внушали себе и друг другу, что чем больше умных и порядочных людей будет в партии...

Теперь Крашенинников, проникнув в ряды думских центристов, будет, значит, по мере сил подталкивать их вправо. А Чубайс, вхожий в главный кремлевский кабинет, останется ресурсом влияния СПС на президента. Но все это мы наблюдали четыре года. Боясь повредить Анатолию Борисовичу, депутаты от СПС старались вести себя так, чтобы и не потерять лицо, и не рассориться с властью. Последнее им удалось. Они согласились с властной вертикалью и дроблением России на округа. Они хорошо подсобили Кремлю в возрождении государственнической идеологии и державно-имперского духа. Иные из них, наступив на горло собственной песне, сделались - нет, не запевалами, это было бы слишком - подпевалами сталинского гимна. Большинство членов фракции, неуклюже оправдываясь, голосовало и за президентский проект закона о политических партиях.

Отныне СПС не представлен в Думе и терять уже, кажется, нечего. Но всякие разговоры о переходе в оппозицию по-прежнему пресекаются на корню. Зачем нам это надо? Ведь есть же Чубайс. Он донесет до государева уха либеральную мысль. Он посоветует устранить явный крен в полицейщину. Он доложит про нерешительность в проведении административной и военной реформы.

В свое время, помнится, председатель креативного совета СПС Леонид Гозман выступил перед соратниками с докладом, главной мыслью которого было: Союз правых сил должен выглядеть архитектором политики и побед Путина. Доклад назывался по-ленински: Так победим!. Так - проиграли. Думали, что пройти в Думу смогут, только не ссорясь с властью, заключив с ней негласный союз. Результаты голосования одарили открытием: более надежного союзника, чем избиратель, в таких делах не существует.

Теперь этого избирателя окончательно бросили. Между тем в его настроениях наметился серьезный перелом: Если в начале путинского правления либеральная часть общества еще надеялась на реформы (даже самые непопулярные из них - скажем, реформу ЖКХ - можно было, не мешкая, проводить под наркозом президентского рейтинга), то ныне эти надежды заметно поугасли. СПС и Яблоко покидают своего избирателя в тот самый момент, когда в нем вызревает и далее будет нарастать осознанный протест против властной вертикали, управляемой демократии, подкаблучной прессы, басманного правосудия, прокурорских налетов на бизнес. Стать выразителями этих настроений обе партии испугались. Кто-то из лидеров (например, Анатолий Чубайс) не хочет потерять солидную должность. Кто-то (не рискну называть имена) не прочь ее приобрести. Сказал же президент: Мы проведем консультации с СПС и Яблоком и постараемся создать такую ситуацию, при которой были бы востребованы их кадровые возможности.

Нет, кадровый потенциал Яблока и СПС теперь вряд ли найдет применение в органах государственной власти. Отказавшись составить Путину достойную компанию в его новом походе за президентским мандатом, наши либералы сильно разозлили хозяина Кремля. Решение не выдвигаться - пожалуй, самый нетривиальный их поступок за последние несколько лет. И шанс сохранить своего избирателя у них, таким образом, остается. Это единственный шанс. Они смогут его реализовать, если призовут либеральный электорат голосовать против всех. Во всяком случае, ослабли опасения, что нам вскоре торжественно огласят имя единого кандидата от демократов: Путин Владимир Владимирович.


Валерий Выжутович
"Московские новости"
23.12.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002080

viperson.ru

Док. 311354
Перв. публик.: 23.12.03
Последн. ред.: 09.03.11
Число обращений: 861

  • Путин Владимир Владимирович
  • Чубайс Анатолий Борисович
  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``