В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президентские байки Назад
Президентские байки
Первая профессия часто накладывает на политика неизгладимый отпечаток. Президент Чувашии и юрист Федоров, например, очень любит выступать перед народом. Речь его гладка и литературна, набор тем неисчерпаем. При этом любой свой тезис он обосновывает ссылками на разного рода законные и подзаконные акты. Помнит их, похоже, один Федоров, а проверить точность цитат пока никто не удосужился. Но уважение к себе и закону Федоров прививает чувашскому народу с завидной регулярностью.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель начинал свой трудовой путь инженером и до сих пор сохранил юношескую пылкую любовь к механизмам. В одном из предвыборных роликов пятилетней давности он по-хозяйски и со знанием дела осваивал кабину боевого самолета. А однажды автор этих правдивых строк был свидетелем открытия в Екатеринбурге студии спутникового телевидения. На открытие приехал губернатор и самолично облазил все технические помещения, дотошно выспрашивая у специалистов, что и как здесь работает. Может быть, еще и поэтому Свердловская область до сих пор остается одной из самых продвинутых в промышленном отношении.

О бывших военных, вставших на губернаторские посты, трудно что-либо сказать, кроме одного - большинство из них и здесь демонстрировали незаурядные способности "строить" подчиненных и искренне удивляться тому, что экономика и электорат никак не хотят подчиняться генеральским приказам.

Что бывает, когда президент - строитель...

Президент Удмуртии - профессиональный строитель. И в полном соответствии с новой российской традицией продолжает оставаться строителем и в своей президентской деятельности. Как только в республиканской казне завелись денежки, Удмуртия начала строиться.

Много шума было вокруг нового цирка и президентской резиденции. Меньше - по поводу музея имени М.Т. Калашникова и сквера у Вечного огня. А между тем это далеко не единственные и для Александра Волкова не самые главные строительные объекты. Основное внимание и основные средства тратятся на сельские школы, больницы, дороги и газовые магистрали. Здесь идет основная борьба за повышение качества жизни заметно обделенных в минувшие годы селян.

Конечно, первая специальность Президента Удмуртии обеспечила республиканским строителям значительные финансовые вливания в отрасль, рост объемов, стабильную зарплату. Но сделала ли их жизнь легче? Похоже, что нет.

"Дайте-ка мне стамеску!"

Одними из первых почувствовали на себе все прелести повышенного президентского внимания можгинские строители. Дело было в школе-новостройке. Наивно полагая, что Александр Волков доверится только тому, что ему покажут и расскажут, строительные начальники с ходу начали тараторить о возведенных квадратных и закопанных кубометрах, стараясь перейти на галоп и побыстрее провести президента по коридорам новостройки.

Но не тут-то было. Президент притормозил у первого же коридорного окна и стал к нему внимательно присматриваться. Потом попросил у сопровождавших стамеску, запрыгнул на подоконник и сковырнул какую-то досочку. За ней открылась пустота между оконной рамой и стеной. Было не совсем понятно, за счет чего окно держится в проеме. Немая сцена не затянулась - президент начал задавать строителям очень неприятные для них вопросы. А когда краснота на лицах строительных начальников начала превышать все биологические нормы, ласково предложил проверить и соседние окна.

На этот удар самые стойкие из строителей ответили страшными клятвами и готовностью отдать свой зуб за то, что остальные окна поставлены в строгом соответствии с официальной технологией. А в задних рядах уже рос ропот в адрес некоего Васьки, который "подгадил", а более чуткое ухо могло расслышать и обещания оторвать этому Ваське все, что только можно.

О дальнейшей судьбе "Васьки" ничего сказать не могу. Зато точно знаю, что после президент-ской выволочки можгинские строители получили по полной программе еще и от своего земляка Игоря Семенова.

"Мастерок я держать не разучился"

В другой раз "под раздачу" попали уже ижевские строители, трудившиеся на возведении Казанско-Богородицкой церкви. Президент посещал стройплощадку раз в две-три недели, и до поры до времени все шло гладко. Ни темпы, ни качество строительных работ вопросов у президента не вызывали.

Но вот однажды, фактически завершив осмотр, Александр Волков почему-то резко развернулся у поджидавшей его машины и двинулся к двум мужчинам, занятым кладкой внешней стены. Сначала никто ничего не понял, а когда сопровождавшие президента чиновники дотрусили до места события, там уже шел довольно накаленный разговор о методике кладки стены, толщине шва и качестве раствора. Президент настаивал на чем-то своем, а каменщики угрюмо повторяли, что делают все правильно. На их лицах было написано плохо скрываемое недоумение: "И чего пристал? У нас своего начальства хватает".

Когда словесные аргументы были исчерпаны, Александр Волков как был - в пальто и парадном костюме - оттеснил каменщиков, отобрал у одного из них мастерок и начал класть кирпич так, как считал правильным. Недоумение каменщиков постепенно перешло в удивление - ряд пошел действительно намного более качественный.

Уходя со стройплощадки, президент заметил (похоже, больше для себя, чем для окружающих): "А мастерок я держать еще не разучился". А чуть позже посмотреть на президентскую кладку приходили многие из занятых на строительстве.

Президентский молоток

Однако не всегда такие встречи заканчиваются для строителей профессиональными стрессами. История знает массу других случаев. Вот один из них.

Дело было в одном из районов республики, где на деньги из президентского фонда восстанавливалась ветхая, но активно посещаемая верующими церковь. Президент обошел вокруг нее, заглянул внутрь и вдруг начал быстро подниматься по самодельной деревянной лестнице на самую верхотуру, где рабочие ладили крест и восстанавливали края купола - сквозь кирпич там уже росла трава.

Поговорив с рабочими и осмотрев с приличной высоты довольно красивый пейзаж, Александр Волков подобрал брошенный кем-то молоток, попросил у строителей гвоздь-сотку и снова двинулся к лестнице. Оказалось, его смутил один лестничный пролет без защитных перил. Зазевавшись, оттуда можно было сверзиться на землю с довольно приличной высоты.

Прибив перила и проверив их на прочность, Александр Волков вернул молоток хозяину. Мужичок тут же заткнул его за пояс и громко объявил своим товарищам, что этот президентский молоток он больше никогда и никому не доверит. А кто вздумает молоток спереть - сильно об этом пожалеет. И вид у него был такой, что лично я ему поверил.

Мы предполагаем, а Бог располагает

Известно, что помощь церквям Александр Волков начал оказывать еще в "безбожные" годы советско-партийной дисциплины, когда любой маломальский начальник чурался церкви как черт ладана. Иначе можно было поплатиться и должностью, и - что еще страшнее - партбилетом.

Разгул российской демократии имел одним из своих результатов почти повальное среди российского чиновничества почтение к церкви и регулярное - по церковным праздникам - ее посещение. В свое время даже ходила шутка, что в церковь и к целованию руки священника чиновников влечет тоска по партсобраниям и твердой направляющей руке партийного секретаря.

Александр Волков свое отношение к церкви не демонстрирует и со свечкой в храмах не простаивает. Но именно при нем и с его подачи отношения между Ижевской епархией и республиканской властью заметно изменились к лучшему. Сейчас уже трудно посчитать, сколько церквей по республике было отреставрировано, отстроено и передано епархии. На очереди - восстанавливаемый Свято-Михайловский собор, который отойдет верующим к 200-летию с начала производства в Ижевске стрелкового оружия.

При этом Президент Удмуртии не только выделяет средства, но и помогает собирать деньги на строительство и реставрацию церквей, и курирует эти работы. Так было и в поселке Чутырь, куда Александр Волков привез владыку Николая, чтобы на месте обсудить с ним возможности восстановления местной церкви.

Взбираться ко входу в изрядно испоганенную несколькими поколениями атеистов церковь нужно было по довольно крутому, поросшему травой подъему. Поддерживая пожилого и несколько грузноватого владыку под руку, президент вполголоса выговаривал строительному начальнику: "Знали, кого с собой привезу. Что, не могли мостки сколотить?".

Сердито помянул президент отсутствующие мостки и когда помогал владыке спуститься по откосу. А на следующий день на столе у Александра Волкова лежала пачка фотографий, сделанных его бессменным фотографом Николаем Глуховым во время осмотра церкви. Среди них была и та, на которой президент бережно поддерживает владыку под руку, помогая ему подняться по крутому склону. Фотография эта, во многом символичная, очень понравилась президенту и даже вошла в книгу, изданную к его 50-летию. А Николай Глухов потом пошутил, что если бы не ляп строителей, такой классной фотографии не получилось бы.

Трудно быть президентом много-конфессиональной республики

В день пятидесятилетия Президента Удмуртии в здание Госсовета (резиденция еще не была выстроена) люди шли нескончаемым потоком. Здесь можно было увидеть представителей всех уровней и ветвей власти, промышленных генералов и деятелей культуры, депутации практически от всех городов и районов республики, гостей из сопредельных областей и республик.

Естественно, все хотели вручить президенту свой подарок (самое сильное впечатление на помощников Александра Волкова произвела чугунного литья русская птица-тройка чуть не в натуральную величину, которую потом перетаскивали в другой кабинет двое дюжих рабочих) и лично заверить в своем почтении.

Где-то во второй половине дня, когда помощники президента подустали и утратили часть обязательной для них бдительности, в приемной Александра Волкова начали накапливаться религиозные деятели. Первым пришел в сопровождении отца Виктора владыка Николай. За ним - муфтий всех мусульман республики с Кораном в руках. А далее следовала уже совсем экзотическая публика - католический пастор с непременными четками и две что-то непрестанно бормотавшие и напевавшие себе под нос старушки в беленьких платочках. У этих руки были свободными, зато их непрерывное бормотание время от времени переходило в довольно громкое и невнятное пение. Как удалось с трудом выяснить, благословить юбиляра пришли представители какой-то секты.

И владыке, и муфтию удалось справиться с изумлением от такого соседства, а пастор, как мне показалось, взирал на них даже с интересом. Видимо, прикидывал возможности возвращения заблудших душ в лоно католической церкви.

В зал, где президент принимал поздравления, эта компания вошла в той же последовательности. Первым Александра Волкова поздравил и благословил владыка Николай, потом с кратким спичем выступил муфтий, за которым высилась внушительная фигура пастора в черной сутане. Когда муфтий освободил место, широченные рукава католической сутаны взметнулись к потолку и громовый голос изрек, что пастор желает - ни много ни мало - возложить на юбиляра руки. При этом было заметно, как напряглись владыка и муфтий, а старушки испуганно умолкли.

Ситуация действительно складывалась странноватая - пастор явно погорячился: не след католику благословлять православного. Выход нашел президент. Он быстро взял со стола бокал с вином и буквально вложил в воздетую руку пастора. Благо, рост позволил. Под звон бокалов Александр Волков заявил, что уважает все религии, но сам является православным христианином со всеми вытекающими отсюда последствиями. Владыка и муфтий расслабились, пастор понимающе и чуть грустно улыбнулся, а старушки-сектантки снова начали что-то тихонько напевать.

Наблюдая ту сцену, я подумал, что все-таки трудно быть президентом. Особенно в многоконфессиональной республике.

Президент и роллеры

Восстановление сквера у Вечного огня было приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Задолго до приближения этого праздника президент пообещал ветеранам, что сквер получит новую жизнь. Заметив при этом, что ремонт станет подарком не только пожилым, но и всем ижевчанам.

Что вскоре подтвердилось. Обсуждая будущие дорожки сквера, Александр Волков и Юрий Питкевич неожиданно вспомнили об особой ижевской касте молодежи - роллерах - подростках, катающихся на досках и роликовых коньках.

Между премьером и президентом возник спор относительно того, что бы роллеры хотели увидеть в новом сквере, по каким дорожкам им было бы удобнее кататься. Решено было спросить у самых виновников спора. Александр Волков и Юрий Питкевич тут же обнаружили группу подростков с досками и поинтересовались их мнением.

Ребята оказались без комплексов, даже чуть нагловатые. Они сообщили, что их бы полностью удовлетворило строительство в сквере "рампы" - внушительного и дорогостоящего устройства для профессионального катания.

Обсудив полученную информацию, президент и премьер сошлись во мнении, что строительство этого дорогостоящего устройства бюджет пока не потянет. Да и не место "рампе" в сквере. Решено было ограничиться устройством хороших и ровных дорожек. А уж потом где-нибудь поставить и "рампу". Роллеры, надо полагать, будут рады.

Дайте пиво!

Если Президенту Удмуртии что-то не нравится в отделке осматриваемого помещения, он прямо выражает свои претензии. Так было не раз, достаточно вспомнить историю с окнами в одной из можгинских школ. И так случилось на... выставке доморощенных художников-авангардистов.

Посетить эту выставку Александра Волкова заставило такое важное обстоятельство, как проект "Культурная столица Поволжья". Напомним, Ижевск целый год носил это гордое звание, но всему приходит конец, и закрывать "Культурную столицу" приехал целый десант артистов и чиновников, включая теперь уже бывшего полпреда Президента РФ в Приволжском округе Сергея Кириенко.

С ним-то Александр Волков и отправился на памятную выставку, представляющую собой собрание картин местных художников, повешенных вверх ногами. Этот гениальный творческий ход дополнялся еще одним: на потолке на ниточках были привязаны яблоки и вобла.

Уставшая от культурных впечатлений делегация, явно скучая, осмотрела перевернутые картины, поговорила с творцами и лишь потом обратила внимание на воблу. Сергей Кириенко усмехнулся, а Александр Волков заметил: "Либо воблу снимайте, либо пиво доставайте!"

Снимать воблу с потолка организаторы отказались. Наверняка они уже готовы были найти пиво, но высокие гости выставку покинули. Причем покинули с явно разочарованными лицами - так им хотелось отдохнуть и попить пивка с рыбкой.

"Поговорить бы с ним!"

Детский сад No 167 - один из самых многострадальных объектов социальной сферы Ижевска. Построен он был в свое время "Ижмашем", в 1987 году капитально ремонтировался. А в 1994 был благополучно закрыт как "аварийный".

Вспомнили про детский сад только в 2004 году. В ходе одной из поездок по городу Александр Волков и Виктор Балакин приехали в этот ижевский "дом Павлова" для того, чтобы обсудить некоторые нюансы его восстановления. Тут-то и произошел забавный случай, чуть не стоивший одному из ижевчан сурового разговора с президентом.

Осматривая кладку, выполненную строителями 30 лет назад, Александр Волков возмутился:

- Какой позор! Кто был ответственным за кладку? Поговорить бы с ним по душам!..

Вопросы явно не были рассчитаны на получение ответов. Однако случилось непредвиденное - кто-то из толпы тихим голосом, как бы стесняясь, сообщил:

- Артамонов из 22-го цеха был ответственным. Пригласить?

К счастью, Александр Волков ответа не расслышал. А если и расслышал, то на реплику никак не отреагировал. Иначе не сносить бы ответственному Артамонову головы.

22.12.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=18&razdel=main&statja=6841

Док. 311144
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 29.05.07
Число обращений: 630

  • Волков Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``