В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Российские университеты. Вещь в себе. Назад
Владимир Спасибо: Российские университеты. Вещь в себе.
Развитие в первой половине XIX века немецких университетов может считаться первым важным шагом на пути возникновения надлежащего организационного основания научной профессии, причем функции обучения и исследования, особенно в аспирантской подготовке, оказались совмещенными двояким способом. Именно эту модель аспирантуры перенес в США Д. Гопкинс, соединивший её с моделью английского студенческого колледжа.
В зарубежной практике деятельность по трансферу технологий, создаваемых в университетах, проработана достаточно детально. В структуре большинства зарубежных университетов существуют отделы, ответственные за связь университета и бизнеса с функциями передачи разработок университета с максимальной для него выгодой и при соблюдении законодательства.
Трансфер технологий в некоторых странах (США, Финляндия) законом возведен в статус третьей миссии университетов, неисполнение которой влечет за собой наказание в виде лишения университета прав на созданную им интеллектуальную собственность. (Дмитрий Фиалковский. На ближних подступах./ Эксперт-Северо-Запад, No19 (321), 21 мая 2007 г).
Главная особенность типичного западного центра трансфера технологий -создание полной инновационной цепочки, позволяющей провести проект от идеи до малого предприятия с перспективами роста.
Любой университет заинтересован в получении максимальной прибавочной стоимости от коммерциализации собственных технологий. Чем выше стадия проработки продукта, тем дороже его можно продать.
В этом смысле наибольшей потенциальной доходностью обладает собственное производство, например в виде доли в предприятии. Другой высокодоходной формой трансфера может быть выдача лицензий.
По такой схеме - создание дочерних компаний и выдача лицензий - работает большинство западных университетов.
В российских вузах основной объем знаний передается в промышленность через договоры заказных НИОКР. А отнюдь не через продажу лицензий или же готовых фирм.
Это очень ярко характеризует характер российской высшей школы.
По результатам опроса, проведенного Департаментом интеллектуальной собственности и трансфера технологий Санкт-Петербургского госуниверситета, среди профессорско-преподавательского состава, 48% сотрудников предпочитают исследовательскую работу, 42% - учебно-педагогическую и 7% - изобретательскую. Только 3% готовы заняться предпринимательской деятельностью.
    М. Планк, определяя отношения чистой науки и техники, утверждал, что первая создает картину мира, а вторая - использует эту картину в практических целях.
    Ганс Селье писал, что мотивы для занятий наукой самые разные: бескорыстная любовь к природе и правде; восхищение красотой закономерности; простое любопытство; желание приносить пользу; потребность в одобрении; ореол успеха; боязнь скуки.
    Подлинные ученые редко занимаются наукой ради денег, власти и общественного положения. Для этого есть другие возможности.
    Ученые нуждаются в признании. Самой важной мотивацией научной деятельности является желание получить профессиональное признание от тех, кто способен оценить вклад ученого в общую сумму знаний. Этот вид признания со стороны коллег служит укреплению автономии научной профессии и в то же время облегчает достижение определенного уровня внутреннего контроля.
Потребность в профессиональном признании делает ученых чувствительными к мнениям и взглядам коллег, поскольку именно коллеги платят признанием за соответствующий вклад в науку. Мнение коллег остается единственным доступным для ученого социальным утверждением его работы. Это оказывает громадное влияние на выбор ученым объекта исследования, методов его проведения, на оформление результатов и степень профессионального признания, которое он намеревается получить за свою работу.
Для многих ученых на первом месте стоит публикация своих изобретений. Однако любое публичное раскрытие информации делает патентование практически неосуществимым по закону.
    Чем более велик ученый, тем меньше число людей, мнением которых он дорожит, которые действительно понимают важность его работы и те трудности, которые ему приходится преодолевать. Место в кругу этих людей ему дорого и общение с ними через все расстояния, языковые и социальные барьеры незаменимо.
    Надо еще понимать, что подлинный исследователь - зачастую личность весьма неординарная в общении, в восприятии окружающих.
    Богатый воображением ум может благодаря железной воле удерживаться на единственно плодотворном пути, несмотря на все препятствия и соблазны. Это характерно для гениев.
    В результате даже кратковременных и внешне незначительных наблюдений высокоодаренный ум способен разглядеть зародыш огромной области знаний, требующей концентрированного внимания для того, чтобы сделать ее в будущем достаточно очевидной для массовой эксплуатации.
Применительно к науке наиболее яркой характеристикой гения является оригинальность. Для зарождения поистине оригинальной идеи ум поначалу должен освободиться от слепого следования общепринятой логике и нормам поведения. Такому высвобождению способствует примесь безумия, характерная для мечтателей и нонконформистов.
    Но после рождения этой идеи ее необходимо зафиксировать в терминах сознательного интеллекта. Для этого необходим талант, навык, скрупулезное внимание к деталям. Оригинальные мыслители особенно чувствительны к однообразию. Считается, что одной из характернейших черт исключительной одаренности является редкое сочетание яркого воображения со щепетильным вниманием к деталям при объективной проверке идей.
Необходимость этих качеств для эффективной творческой работы и объясняет известную эксцентричность гения.
    Способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели зависит от умения сосредоточиться на решении поставленной задачи, сохранять спокойствие в случае неудачи, однообразной работы и даже успеха; она черпает свои силы в здоровом оптимизме, мужестве и вере.
    Недостаточно сделать открытие или даже кратко его описать. Невзирая на трудности, оно должно быть проработано до такой степени, чтобы и другие смогли воспринять идею и продолжить работу в этом направлении.
    То есть чтобы от "этого не может быть", через "в этом что-то есть" - до "кто же этого не знает".
    Истинный ученый ведет почти монашескую жизнь, оградившись от мирских забот и полностью посвятив себя работе. Ему нужна железная самодисциплина, чтобы сконцентрировать все свои способности на сложной работе, эксперименте, творческой деятельности, требующей продолжительного и безраздельного внимания.
    Творческий акт не должен прерываться и не может протекать без напряжения; интуитивное увязывание многих факторов в гармоничное целое либо совершается в один прием, либо не совершается вообще.
    В науке имеются небольшие сплоченные группы теоретиков, деятельность которых предопределяет, а во многих случаях и вызывает крупные изменения в направлении исследований дисциплины. Наиболее важным аспектом развития является структура коммуникаций, основанная на деятельности признанных экспертов. Каждый ведущий исследования продуктивный ученый имеет несколько экспертов, которым он доверяет и которые выступают в роли дружеских критиков его работы. Это т.н. "невидимый колледж" каждого ученого. Или группа.
    Считается, что действует четырехстадийная модель развития группы. Стадии эти таковы - норма; сеть; сплоченная группа; специальность или дисциплина.
    Стадия нормы.
    Характеризуется малой степенью организации, как в литературе, так и в социальных отношениях. Литература создается учеными, разбросанными по разным институтам. Мало отношений учитель-ученик. Не формируются группы студентов. Взаимные обязательства лиц, работающих внутри нормальных областей, обычно кратковременны и образуют лишь часть из многих обязательств, которые эти ученые имеют в разных областях.
    Стадия сети.
    Появляется одно или несколько значительных интеллектуальных событий, которые привлекают внимание ученых. Они начинают выделять друг друга как группу экспертов, которым они сообща доверяют, привлекать этих ученых - единомышленников к совместной работе в качестве коллег.
    Фокусируя внимание на ключевых интеллектуальных проблемах, члены такой группы постепенно развивают взаимопонимание.
    Изменяется интеллектуальное содержание развиваемой теории. Достигается соглашение относительно ограничений стиля и содержания тех исследований, которые предстоит провести ее членам.
    Стадия сплоченной группы.
    Это серьезная перемена. Коммуникация становится еще более ограниченной рамками группы. В одном-двух университетах вокруг ключевых фигур формируются гнезда учеников и коллег. Ученики здесь особенно важны.
    Сплоченная группа в общем случае включает трех или более профессионалов (докторов), которые взаимно поддерживают интересы друг друга и несколько аспирантов.
    Она представляет собой первый этап институционализации и основана на отношениях коллегиальности и отношениях учитель-ученик.
    Установление и разрыв связей, которые порождают сеть или сплоченную группу являются непрерывным процессом.
    Именно на стадии сплоченной группы определяется отношение материнской дисциплины к новым работам. Это отношение устанавливает статус группы как революционной или элитарной. Элитарная группа становится ведущей в материнской дисциплине. Переформулировка теории, исходящая от подобной группы, принимается остальными членами дисциплинарного сообщества как отличающееся от общепризнанного, но важное и полезное.
    Но иногда основная дисциплина может воспринять работу группы как революционную, и отвергнуть ее идеи как опасные и несостоятельные. Тогда группа может умереть или стать точкой роста новой специальности.
    Стадия специальности.
    Переход из стадии сплоченной группы в стадию специальности начинается с того момента, когда ученики сами добиваются успехов, когда им наряду с другими предлагают работу вне места исходной подготовки.
    Добившаяся успеха сплоченная группа платит за успех тем, что прекращает существование. Происходит институционализация новой специальности.
    Решающий аспект этого - трудоустройство подготовленных по этой специальности людей путем создания новых должностей или переориентации старых.
    Происходит процесс рутинизации, приспособления к новым социальным условиям, новым интеллектуальным позициям. Пишутся учебники, критические работы, монографии.
    Так где же должны производится исследования - в университетах, или в академических институтах?
Владимир Накоряков. академик РАН, ведущий специалист в области теплофизики и физической гидродинамики, уверен, что Академия наук должна существовать, так как это единственное место, где проводятся фундаментальные исследования.
Хотя тут же оговаривается, что в США наука в основном развивается в университетах, представляющих собой комплекс образовательных и научных структур. (Эксперт Online"/24 мая 2007).
Собственно, также, как и в Германии, Финляндии.
Университету - "университетово". Бизнесу - "бизнесово".
Люди, склонные к исследованиям, нуждаются, как можно понять из вышеизложенного, в особых (но отнюдь не тепличных) условиях. Они должны "забеременеть" идеей, концепцией, моделью. Выносить ее.
И вот тут-то хорошо иметь "ясельки" - бизнес-инкубаторы.
А дальше должен появиться купец, промышленник. Хваткий, широкий человек.
Так должно бы быть. Но пока еще не стало.
Итак, что касается университетов - фундаментальные исследования - это их хлеб. Их будущее.
А отнюдь не Академии наук.
Прикладные исследования - дело уже промышленников, точнее, их инженеров.

2007-05-29
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 311140
Перв. публик.: 29.05.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 953

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``