В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава комитета Думы выступает за выделение из ЦБ РФ банковского надзора. Назад
Глава комитета Думы выступает за выделение из ЦБ РФ банковского надзора.
Функция банковского надзора должна быть выделена из Банка России, считает председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник.
"Следует окончательно расставить все акценты и необходимо доверить приведение надзорной политики в соответствие с законом органу надзора, который организационно отделен от Банка России. То есть пришла пора подумать о выделении функции банковского надзора из Банка России", - сказал В.Резник, выступая на парламентских слушаниях, посвященных соответствию банковского надзора основным положениям федерального законодательства, во вторник.
По мнению В.Резника, вся надзорная политика Банка России может выглядеть как "очищение банковской системы от неблагополучных банков", а может быть представлена как "погром банков на основе субъективных желаний и предпочтений со стороны Банка России".
Он отметил, что, начиная с 2003 года, Банк России выбрал особую идеологию надзора, основой которой стала опора не на федеральное административное законодательство - Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а на собственную силу и мощь. Это выразилось в следующем юридическом противоречии: КоАП исходит из того, что на федеральном уровне только в нем могут содержаться санкции за административные правонарушения, он лишь делегирует Банку России право устанавливать составы правонарушений. А в соответствии с законом о Банке России ЦБ РФ самостоятельно устанавливает санкции за банковские нарушения, что противоречит КоАПу и является источником параллельного нормативного регулирования. Это противоречие Банк России превратил в "административную дубинку" для банковской системы, отметил председатель комитета. Кроме того, деятельность служащих Банка России, которые самостоятельно определяют состав правонарушений, фактически привела к исключению из деятельности Банка России принципа презумпции невиновности.
Также В.Резник отметил, что в настоящее время в профессиональном сообществе широко обсуждаются факты того, что при принятии решений о вступлении банков в систему страхования ЦБ РФ использовал иные данные, нежели те, которые содержались в официальных документах. В особенности это касалось борьбы с легализацией преступных доходов. "Надо сказать, что даже карательные органы не научились так виртуозно легализовывать так называемые "оперативные данные", как это делает Банк России, являясь при этом элементом финансовой системы, а не правоохранительным органом", -сказал В.Резник.
Кроме того, В.Резник подчеркнул, что правовые нормы и практика ликвидации банков должны соответствовать международно-признанным нормам, однако надо признать, что практика осуществления ликвидации большинства банков этим нормам не соответствует. Таким образом, по мнению председателя комитета, основная задача совершенствования банковского надзора на современном этапе должна состоять в серьезной реконструкции норм банковского законодательства, прежде всего касающихся процедур и оснований отзыва лицензий на осуществление банковских операций, и их законодательного закрепления.
В свою очередь спикер Госдумы Борис Грызлов, открывая парламентские слушания, отметил растущую роль банковского сектора, но в то же время подчеркнул, что говорить о повышении тенденции доверия граждан к банковской системе пока еще рано. "Пока рано говорить, что негативная тенденция в доверии граждан к банковской системе исчезла, преждевременно", - сказал спикер.
Он также подчеркнул важность государственного регулирования банковского сектора и акцентировал внимание на соответствии нормативно- правового регулирования в сфере банковского надзора федеральному законодательству.

Интерфакс

Док. 311001
Перв. публик.: 20.02.07
Последн. ред.: 29.05.07
Число обращений: 495

  • Резник Владислав Матусович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``