В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью: Константин Косачев 07.02.06 15:08 Эхо Москвы Назад
Интервью: Константин Косачев 07.02.06 15:08 Эхо Москвы
Н. БОЛТЯНСКАЯ - В нашей студии председатель комитета ГД по международным делам, глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев. Здравствуйте.

К. КОСАЧЕВ - Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - И хочу начать с двух вопросов, которые я задам вам подряд. Смысл один и тот же. Но риторика разная. "Искусственно разожженный скандал вокруг полугодичной публикации в неизвестной газетке явно похож на превентивный удар в психологической войне, проводимой перед военными действиями. Арабский мир уже настроен против бледнолицых. А теперь представьте, к чему может привести сегодня попытка нанесения даже точечного удара по иранским ядерным центрам. Ирану надо выиграть время и он это делает". Второй вопрос на ту же тему. "Объявлен джихад из-за юмора, и люди, которые требуют толерантности от других, сами же попирают эту толерантность. Они хотят, чтобы не мусульмане в Европе жили по мусульманским правилам - так пишут европейцы. И я разделяю эту позицию. А Вы?"

К. КОСАЧЕВ - Вопросы чуть-чуть все-таки разные. Я начну с первого. Есть соблазн сейчас все списать на отчаянные попытки Ирана отвлечь внимание мира от собственно ядерной программы. Я не стал бы преувеличивать здесь возможности иранских имамов. Все-таки мне представляется, что конфликт гораздо серьезнее и это реакция исламского мира на попытки внешнего давления, на попытки навязать этому миру некие ценности, как бы к ним ни относиться, которые он для себя считает чуждыми. Возникла парадоксальная ситуация на самом деле. Когда Европа консолидировано откликнулась перепечатыванием соответствующих карикатур в своих изданиях в целом ряде европейских государств, это была консолидированная позиция: не лезьте в наш монастырь со своим уставом. У нас здесь свои правила, у нас свобода прессы, и что бы вы по этому поводу ни думали, мы будем жить так, как мы считаем нужным жить в нашем обществе. И эта позиция имеет право на существование. Но, увы, она имеет оборотную сторону. Если европейцы требуют от других миров, других цивилизаций безусловного уважения своих европейских правил, это означает, что европейцы не вправе навязывать этим другим мирам собственные правила поведения. И другие миры вправе также отвергать права и свободы, которые существуют в европейском обществе, как Европа отвергает требования мусульманского мира не трогать пророка Мухаммеда.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А насколько неслучайна ответная реакция, в рамках которой конкурс карикатур на тему Холокоста?

К. КОСАЧЕВ - Конечно, эта реакция неслучайна. Но еще раз, думаю, что речь идет о более системных явлениях и я бы поставил последнее волнение арабской улицы в один ряд с такими вроде бы несвязанными с этим событиями, как массовое сопротивление жителей Ирака американской интервенции - раз. Как победа весьма радикального президента Ахмадинежада в Иране - два, и естественно как победа ХАМАСа на последних выборах - три. Мне представляется, что все эти события складываются в единую логическую цепочку, которая является ответной реакций на попытки демократизации так называемого большого Ближнего Востока. Долго копилось неприятие этих идей, какие-то соображения политкорректности, которые руководили долгое время лидерами арабских государств сдерживали это возмущение, но оно копилось, и оно сейчас вырвалось в таком уродливом виде, то, что мы наблюдаем сейчас на арабской улице, как бы ни относились к карикатурам, безусловно, оправдать ничем нельзя.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос от Екатерины Николаевны. "Как расценить заявление Кадырова: если Россия светское государство, а Чечня часть России.

К. КОСАЧЕВ - Если речь идет о решении Рамзана Кадырова, а затем правительства Чечни выдворить из Чечни датские гуманитарные организации, то я лично это решение не поддерживаю ни по сути, ни по форме. По сути, я его считаю неадекватным тому, что произошло. Поскольку ни датские гуманитарные организации, ни даже правительство Дании действительно не отвечают за тем публикации, которые имели место в датской прессе. Это не симметричный ответ, не адекватный. Но по форме это решение некорректно по той причине, что все-таки вопрос о взаимодействии с иностранными неправительственными, правительственными, какими угодно организациями, это вопрос федеральной компетенции. Естественно субъекты федерации, в данном случае Чечня имеет право на собственные инициативы, на свою точку зрения, но прежде чем информировать о каких-то решениях и тем более, прежде чем принимать какие-то решения на этот счет, необходимо, разумеется, прорабатывать их в установленном порядке в режиме, предусмотренном российским законодательством, с федеральными органами власти. В данном случае хотя бы с Министерством иностранных дел. Насколько я понимаю, этого сделано не было, и мне представляется, что это решение чеченским властям предстоит, как минимум сейчас приостановить и в соответствующем порядке его досогласовать. Хотя, по сути, подчеркну еще раз, я бы считал это решение неадекватным во всех его ипостасях.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Но с другой стороны, если посмотреть на ситуацию с конкурсом карикатур по поводу Холокоста, ведь что получается, что Холокост это трагедия, которая затронула граждан очень многих стран. И в этом плане сопоставима по объему чувств затрагиваемых. Как на ваш взгляд адекватно вообще развести эту ситуацию? Извините, за жаргонный термин.

К. КОСАЧЕВ - Безусловно, не правы обе стороны. Безусловно, сейчас уже ни о каком здравом смысле говорить не приходится. Эмоции взяли окончательно верх и с той и другой стороны. И поэтому либо мы вот сейчас все-таки на ранней стадии конфликта, а я считаю, что конфликт еще не перерос рамки ранней стадии, его решительно потушить. Либо он начнет развиваться по совершенно непредсказуемым сценариям. Что значит приглушить. Мне представляется, что лидеры европейских государств, предположим, на уровне заявления Евросоюза должны сделать исчерпывающие разъяснения о сложившейся ситуации. Присягнув, как это положено в Европе, основополагающим принципам свободы слова, печати и так далее, тем не менее, европейские лидеры должны внятно произнести то, чего от них ожидает мир мусульманский, что публикация подобного рода карикатур, оскорбляющих религию ислама в данном конкретном случае недопустима с нравственной, с моральной, с политической точки зрения. Вот такая позиция европейских лидеров, консолидированная позиция мне представляется, была бы услышана в арабском мире. Ну и, безусловно, лидеры арабских государств, особенно тех государств, где сейчас происходят массовые беспорядки, должны самым решительным образом высказаться в пользу их немедленного прекращения. И за то, чтобы перевести протест масс, что называется в вербальную форму. Любые демонстрации, плакаты, но ни в коем случае не разгром соответствующих дипломатических представительств, не акты насилия, и не сжигание национальных флагов.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы продолжим общение сразу после выпуска новостей на волнах "Эхо Москвы".

НОВОСТИ

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Еще одна тема - это вывод российских миротворцев из зоны южноосетинского конфликта. Именно эту тему рассматривает сегодня бюро парламента Грузии.

К. КОСАЧЕВ - Это уже вопрос?

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Это уже вопрос.

К. КОСАЧЕВ - Хорошо. Странным образом грузинская сторона все время пытается возложить на Россию и ее миротворцев в зоне соответствующих конфликтов функции посредника. Как будто мы, Россия отвечаем за то, чтобы Тбилиси и Цхинвали наконец-то между собой договорились. На самом деле функции миротворчества и функции посредничества это совершенно разные вещи. Посредникам в этих конфликтах Россия никогда не выступала, более того она в них никогда не вмешивалась. Единственное наше, я бы сказал, пассивное участие в этих конфликтах заключается в том, что мы всегда говорили и продолжаем говорить на политическом уровне, что мы признаем территориальную целостность Грузии. Это совершенно отчетливый политический сигнал всем замешанным в конфликтах сторонам. Миротворцы это нечто другое. Это силы, которые не позволяют конфликтующим сторонам драться. Не должна проливаться кровь и вот эту функцию российские миротворцы выполняют, на мой взгляд, безупречно, соответственно с 1992 и с 1994 года, причем напомню нашим слушателям, не потому что Россия этого захотела, а потому что так решила ООН в случае с Абхазией и ОБСЕ в случае с Южной Осетией. Две международных миротворческих операции. В случае с Абхазией она поручена, например, вообще СНГ, а российские миротворцы просто приняли на себя эту функцию тогда. Поскольку никто другой ни Украина, ни Азербайджан, предположим, ни Казахстан не захотели посылать своих людей в зону конфликта. Россия была вынуждена это сделать, потому что если бы не сделала это Россия, я думаю, что грузины и абхазы друг друга там бы окончательно перерезали. Слава богу, этого не произошло. И, кстати, не происходит это до сих пор ценой жизней наших миротворцев в соответствующих зонах конфликта. Теперь чего добивается Грузия сейчас. Она добивается изменения формата миротворческой операции, изменения мандата. Я не исключаю, что обсуждать эту тему можно. Но: а) для этого нужно обязательно согласие всех конфликтующих сторон, чего нет и в помине и б) это можно делать не на основе односторонних грузинских решений и не основе апеллирования к России, дескать, выведите немедленно своих миротворцев из зоны конфликтов. Это возможно только на условиях рассмотрения соответствующих мандатов в ООН и ОБСЕ. Грузинская сторона имеет право обращаться куда угодно, включая ООН и ОБСЕ. Но абсолютно уверен, что эти организации, будучи ответственными организациями, всегда будут принимать решения, исходя из того, как формируется воля всех противоборствующих сторон. И Абхазия, и Южная Осетия категорически выступают сейчас против того, чтобы менялся формат миротворческой операции.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Еще одна тема, актуальная сегодня - история о том, что ФАТФ заинтересовалась деньгами российских чиновников. Международные инспекторы намерены потребовать ужесточения законодательства. Вот как на это реагирует Россия?

К. КОСАЧЕВ - Насколько я знаю, сотрудничество между Россией и ФАТФ осуществляется абсолютно беспроблемно. Мы на протяжении последних лет внесли все необходимые изменения в российское законодательство, которое регулирует вопросы отмывания денег и смежные с этим коррупционные темы. Россия выведена давно уже, если я не ошибаюсь, 3-4 года назад из так называемых черных списков ФАТФ. Например, Украина добилась такой чести буквально на прошлой неделе. Для нас это давно пройденный этап. И вот эта информация о том, что есть к России какие-то дополнительные вопросы, для меня, честно говоря, сюрприз, новость. И мне представляется, что имеющиеся механизмы взаимодействия, любые вопросы на этот счет позволяют снимать совершенно беспроблемно, и никакого конфликта здесь нет. Никакого наезда на Россию нет. Ради бога, мы сами, безусловно, заинтересованы в том, чтобы все денежные потоки в России, будь то чиновничьи деньги или бизнеса, были бы абсолютно прозрачными для тех структур, которые призваны бороться с отмыванием денег.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Прозвучала еще информация о том, что Россия намерена простить долги 16 беднейшим странам. И надо сказать, что наши слушатели уже нервно отреагировали на эту идею.

К. КОСАЧЕВ - Не надо на это реагировать нервно ни в коем случае. Надо понимать, что бюджет РФ, я просто имею к этому непосредственное отношение как депутат ГД, содержит в себе две категории стран в части, которая касается долгов. Это страны, которые свои долги признают и соответственно их оплачивают, обслуживают, если говорить профессиональным языком. И страны, которые эти долги не признают, не обслуживают, не оплачивают. Можно по-разному относиться к этим странам, ну например, известная ситуация с афганским долгом. В свое время, когда Советский Союз находился на территории Афганистана известным военным способом, Афганистан получил огромное количество кредитов из Советского Союза. Прежде всего, это были поставки вооружений. Нынешнее афганское правительство, которое является уже не сыном, а внуком тех правительств времен советских войск в Афганистане, естественно, эти долги категорическим образом не признают и никаких выплат по ним не производят. Мы можем конечно, вставать в позу, можем требовать от нынешнего современного Афганистана выплаты прежних советских долгов или точнее прежних афганских долгов Советскому Союзу. Но совершенно очевидно, что это вещь бесперспективная, что мы на этом будем зарабатывать, может быть, какие-то политические очки, в чем я лично сомневаюсь, но мы совершенно точно не будем получать конкретную экономическую выручку с этой политической операции. А вот сделать наоборот, списать этот долг Афганистану, который все равно мы никогда не получим, но записать это в качестве нашего вклада в усилие международного сообщества по восстановлению экономики Афганистана, на мой взгляд, весьма интересная политическая комбинация, которая современной России, собственно говоря, ничего не стоит. Подчеркну еще раз, что этот долг мы ни при каких обстоятельствах из Афганистана не вернем, но который позволяет нам, оставаясь полноценным участником в международных программах восстановления Афганистана, в том числе в рамках "восьмерки", где мы сейчас председательствуем, тем не менее, не тратить на это реальные деньги, существующие сегодня в российском бюджете. Тратить их на те программы, которые, безусловно, гораздо больше интересуют россиян, в том числе наших радиослушателей.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я смотрю на вопросы, которые присылают наши слушатели, они возвращаются к теме скандала вокруг карикатур. "Уважаемый господин Косачев, есть ли возможность у России убедить иранского президента занять более конструктивную позицию?"

К. КОСАЧЕВ - Боюсь, что нет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А в ядерной области?

К. КОСАЧЕВ - И в ядерной области тоже, к сожалению. Для нас Иран партнер не самый комфортный. Особенно нынешний. Президент Ирана, который свои последние заявления публичные по ряду известных тем сделал таким образом, что просто исключил возможность, какого бы то ни было продолжения альянса с Россией, мы не имеем практически никаких рычагов давления на Иран. Мы можем в контексте усилий "шестерки" государств, которые занимаются сейчас иранским досье, организовывать какое-то консолидированное давление. Но на двухсторонней основе все наши попытки в чем бы то ни было убедить Иран, увы, до сих пор заканчивались неудачей. Известные поездки ряда российских руководителей в Тегеран для того, чтобы уговорить Иран согласиться на российское предложение о совместном обогащении урана на российской территории, закончились ничем. И то же самое касается и карикатур, Ирану сейчас очень выгоден этот скандал. Ирану сейчас очень выгодна радикализация настроений в исламском мире против так называемого Запада, против Европы, и никакие соображения дружбы с Россией здесь Ираном, безусловно, приниматься во внимание не будут. Это реальность сегодняшнего момента.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Что произойдет между Москвой и Тбилиси, если из Южной Осетии уйдут миротворцы? Население Цхинвали на 90% граждане России. Начнется резня. Северная Осетия моментально ответит. В итоге Россия вынуждена будет ответить очень жестко".

К. КОСАЧЕВ - Ну, примерно это и произойдет. Совершенно правильный сценарий описан. Население Южной Осетии, ни в какой форме не приемлет восстановление союзнических отношений с Грузией. Люди по-прежнему напуганы попытками Тбилиси, тогдашнего тбилисского руководства все это начиналось еще при Звиаде Гамсахурдиа, ликвидировать южноосетинскую автономию в принципе. И до тех пор, пока вот эта паника, пока этот страх людей, живущих в Южной Осетии по вопросу собственных жизней, собственной безопасности, не уйдет окончательно в прошлое, никаких политических договоренностей, увы, достичь не удастся. И выдавливание из зоны конфликта миротворцев, в данном случае российских миротворцев может иметь только один финал - это возобновление кровопролитных боев. Исход этих боев непредсказуем, но то, что погибнут люди и с той и другой стороны, совершенно очевидно. И я, пользуясь эфиром, если слышит кто-то меня сейчас в Тбилиси, я просто заклинаю наших грузинских коллег и партнеров не предпринимать здесь никаких решительных действий, потому что никакие высокие политические соображения не могут перевесить интересы сохранения жизней людей, которые живут в этом издерганном, истерзанном регионе.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Еще одна тема, которую мы будем обсуждать и в программе "Рикошет" также, это вопрос собирания камней. Знаете, в Библии, время разбрасывать камни, время собирать камни. Россия на протяжении 20 века разбросала множество камней своих соотечественников по свету, и сейчас пошел разговор о том, что нужно содействовать репатриации наших соотечественников.

К. КОСАЧЕВ - Разговор своевременный. Хотелось бы, чтобы он был начат раньше. Но может быть, раньше у России не было возможности для того, чтобы практически решать соответствующие вопросы. По оценкам экспертов за пределами России осталось примерно 20-25 млн. русских или русскоязычных. Кто-то из них нашел себя в новых государствах постсоветского пространства. Кто-то очевидно нет. В ряде государств права наших соотечественников соблюдаются достаточно безукоризненно, в ряде государств творятся безобразия. Я здесь имею в виду не только государства Балтии, тема известная, но, например, и Туркмению, где на днях президент этой страны принял очередное нелепое, на мой взгляд, решение об отмене пенсий для людей, у которых есть совершеннолетние дети. И пересчете пенсионного стажа для прочих пенсионеров с тем, чтобы эти 25 или 20 лет соответственно для мужчин и женщин пересчитывались по такому туркменскому счету, за минусом выходных, праздничных дней, и так далее. То есть оказалось, что люди, которые уже заработали на пенсию, вдруг сейчас права на пенсию лишаются. Это затрагивает интересы, в том числе и русских, русскоязычных в Туркмении. Напомню, что они потеряли возможность сохранения двойного гражданства, туркменского и российского примерно три года назад. И сейчас не защищены никоим образом нашим действующим российским законодательством. Это беспредельная ситуация, на мой взгляд. Она требует какой-то оперативной реакции с российской стороны, безусловно. Ну а в стратегическом плане разумеется, эта ситуация требует каких-то более серьезных решений на уровне российского законодательства, чтобы стимулировать тех людей, которые этого хотят, возвращаться на свою, что называется историческую родину. Помимо гуманитарных аспектов, безусловно, здесь важных, я считаю, что такая программа имела бы и колоссально важное значение с точки зрения решения собственных демографических проблем России. Мы говорим сейчас об очень важных национальных проектах, объявленных президентом, в том числе в сфере здравоохранения, образования. И очень не хотелось бы, чтобы через 30-50 лет Россия оказалась в ситуации, когда ей некого было бы учить в школах и некого бы лечить в детских медицинских учреждениях.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Эта тема будет продолжена в программе "Рикошет". А наш гость - председатель комитета ГД по международным делам, глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев.

НОВОСТИ

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос, который мы задаем вам, уважаемые слушатели "Эхо Москвы". Вот вы лично хотите, чтобы в рамках репатриации в Россию вернулись наши соотечественники.

РИКОШЕТ

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Константин Иосифович, вот если говорить хочу, не хочу это понятие желания. Люди, которые живут за пределами России, хуже, лучше, они живут. И если мы будем содействовать их возвращению на государственном уровне, то обделенные российские пенсионеры, российские бюджетники абсолютно закономерно вам, законотворцам зададут вопрос: ребята, а с нами что? То есть что получается, вы готовы их обречь на не очень сладкое существование, поскольку денег нет или вы дадите им какие-то преимущества перед гражданами России, которые не очень хорошо живут?

К. КОСАЧЕВ - Если эта программа репатриации будет в очередной раз организована некомпетентно, безграмотно, то перекосы, безусловно, будут. И реакция россиян на это будет совершенно правильной и справедливой. Но мне представляется, что эту программу можно организовать профессионально, грамотно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - За чей счет?

К. КОСАЧЕВ - Сейчас скажу. В каждом из российских регионов есть своя статистика дефицита рабочей силы. Ну, например. Я недавно говорил с губернатором Приморья Дарькиным, он называет совершенно конкретную цифру. В Приморье не хватает 70 тысяч человек.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Кого?

К. КОСАЧЕВ - Людей, которые бы работали на существующих уже в Приморье рабочих местах. Уже существующих сейчас.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Это квалифицированные рабочие места с высокой зарплатой?

К. КОСАЧЕВ - Не обязательно так. Это могут быть любые места, но...

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Константин Иосифович, простите великодушно...

К. КОСАЧЕВ - Нателла...

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Если я вам завтра предложу переехать в неизвестную страну или известную и поработать неквалифицированным рабочим, вы меня куда пошлете, и правильно сделаете.

К. КОСАЧЕВ - Не факт. Я думаю, что если мы этим людям дадим жилье, если мы им гарантируем работу, соблюдение их гражданских прав, многие люди с удовольствием поедут. Просто не надо этим людям давать на руки деньги и говорить: вот перед вами вся Россия-матушка, что хотите здесь, то и делайте. Вот тогда вся эта группа людей, которые хотят приехать в Россию, переедет туда, куда мечтают переехать и многие россияне тоже. Надо давать эти деньги, безусловно, регионам, которые заинтересованы в приезде на свою территорию новых людей. И люди должны получить соответствующую помощь не наличными, а жилищными сертификатами, на обучение, на повышение квалификации и так далее. Я думаю, что эту программу можно организовать таким образом, что при желании в ней могли бы принимать участие и наши собственные граждане, которые, пожалуйста, если ты хочешь ехать в Приморье и там участвовать, да, пожалуйста, переезжай условно из Ставрополья или Краснодара или из Сочи в Приморье. Ради бога. Не хочешь - не возражай против того, что туда приедут, предположим, переселенцы из той же Туркмении, или например, Эстонии. Я считаю, что это справедливо и таким образом построить программу можно. И на это надо тратить государственные деньги, потому что это государственный интерес.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Константин Иосифович, скажите, пожалуйста, а вы смотрели такой фильм "Восток- Запад"?

К. КОСАЧЕВ - Не припомню. По-моему, нет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я смотрела этот фильм. Начинается он с корабля, на котором в послевоенный Советский Союз возвращаются люди, которые хотят строить страну. Которая выиграла в великой войне. Чем дело заканчивается, представляете себе?

К. КОСАЧЕВ - Догадываюсь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Доблестные чекисты встречают на трапе и бьют морды.

К. КОСАЧЕВ - Догадываюсь. Но я не считаю, что наша страна ничем не отличается от послевоенного сталинского Советского Союза. Слава богу, мы прожили 60 лет и многому за это время научились. И если мы будем относиться к этим людям как людям чуждым, как людям пришлым, как нахлебникам, это значит, что мы ничему не научились за эти 60 лет. Тем более, как к предателям. Я все-таки надеюсь, что это не так и что любой здравомыслящий человек будет понимать, что если мы не решим две проблемы: повышение рождаемости и привлечение в нашу страну трудовых мигрантов, мы как нация рано или поздно погибнем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Константин Иосифович, но коль скоро, например, у Дарькина проблема в 70 тысяч работниках, которых нет, может быть до, во время или независимо от программы репатриации усилить возможность миграции по стране. Может быть, основные силы сначала бросить на эту программу? Потому что, исходя из того, что вы говорите, что места необязательно квалифицированные, получается, что государство российское заинтересовано в неквалифицированной рабочей силе.

К. КОСАЧЕВ - Я не говорил о том, что все эти места не квалифицированные. Они самые разные.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Не все.

К. КОСАЧЕВ - Да, безусловно. И я уверен в том, что мы, конечно, заинтересованы, прежде всего, в квалифицированной рабочей силе. Мы заинтересованы во врачах, в учителях, в ученых, которые сейчас большей частью уезжают из России, а не возвращаются назад. Поэтому трудовая миграция это необязательно миграция только тех, только умеет улицы подметать, предположим, при всем уважении к этой профессии также. В том, что касается регулирования трудовых миграционных потоков внутри России, да эта тема, безусловно, существует. Я абсолютно убежден в том, что люди должны иметь четкие стимулы для того, чтобы переезжать в регионы с неблагоприятными климатическими, либо социальными условиями. Это действительно должно быть выгодно и люди должны с удовольствием воспринимать эту альтернативу. До тех пор пока этого нет, а сейчас этого нет, никакие северные надбавки, коэффициенты не являются для людей реальным стимулом для того, чтобы менять место своего проживания, мы будем сталкиваться с тем, с чем сталкиваемся сейчас, когда за Уралом, как известно, у нас живет 15-16% российского населения. И мы просто-напросто не в состоянии содержать ту территорию, которая волею судеб нам досталась в наследство от наших предков.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А как быть с людьми, которые замечательно преподают на кафедрах где-нибудь за океаном, прекрасно устроились. Люди высокой квалификации. Не так давно у меня приятель приезжал, бывший советский гражданин из Америки, хотел в России организовать филиал своей компьютерной фирмы. Не нашел программистов в Москве необходимой квалификации. Все уехали.

К. КОСАЧЕВ - Безусловно. Есть соображения патриотизма, долга, нравственного, служения родине и они и были и есть и будут, их нельзя отметать. Но они не могут быть единственным фактором, которые держат людей в нашей любимой стране. Мы должны предлагать этим людям, особенно людям с высоким интеллектуальным потенциалом условия, сравнимые с теми, которые они получают за рубежом. И до тех пор, пока мы не начнем ценить своих собственных ученых, в данном конкретном случае, мы будем иметь дело с теми же самыми проблемами, которые имеем сейчас, когда как пылесосом из России высасываются за рубеж самые наши лучшие кадры, достояние страны. Мы один раз выкосили нашу элиту сталинскими репрессиями, сейчас мы фактически повторяем тот же путь через неумелую экономическую социальную политику, во всяком случае, по отношению к тем людям, которые составляют цвет нации.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Закончилось наше голосование. За несколько минут нам позвонило 3039 человек. Как вы думаете, как разделились голоса?

К. КОСАЧЕВ - Ой, не заглядывал. Я бы хотел верить, что все-таки мою точку зрения поддерживает большинство, я бы прогнозировал 60:40 в пользу того, чтобы люди в Россию возвращались.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну что же, недооценили вы наших соотечественников. 86% хотят, чтобы вернулись наши соотечественники.

К. КОСАЧЕВ - Мне приятно ошибиться в эту сторону.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - У нас в гостях Константин Косачев. Спасибо.

Эхо Москвы

Док. 310803
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 478

  • Косачев Константин Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``