В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгения Альбац: В мире идеализма. Путевые заметки. Часть I Назад
Евгения Альбац: В мире идеализма. Путевые заметки. Часть I
На пакетике с сахаром, выданном мне стюардессой шведской авиакомпании SAS, было написано: "Представь, что идет снегопад из сахара. Он выглядел бы совсем как снег, но зато насколько больше людей в этот день могли бы наесться досыта". Надпись была идеальной концовкой моего почти двухмесячного путешествия в мир идеализма, в котором вполне устроенные и благополучные люди инициируют, обсуждают и даже превращают в реальность программы, направленные на то, чтобы сделать мир - вообще и вполне конкретные его регионы - лучше.

Сказать по правде, у меня, человека, выросшего в Советском Союзе, где дорога в рай неизбежно выстилалась человеческими костями, а сам этот рай почему-то всегда и исключительно оказывался - и оказывается! - в районе Рублевки, подобный идеализм всегда вызывал известную настороженность. И подозрение, что деньги, отпущенные на лучший мир, обязательно окажутся на частных счетах где-нибудь на Кайманах или Барбадосе. Подозрения эти не всегда беспочвенны, и воспринимаются в том мире идеализма как неприятные, но неизбежные риски. Западная политическая философия давно уже, по большей своей части, рассталась с иллюзиями насчет божественной сущности земных двуногих (к которой, собственно, и восходит идея равенства и братства), давно заключила, что человек скорее плох, нежели хорош (в противном случае вера в высшую справедливость, то есть в Бога, давно бы уже отмерла), а потому придумала всяческие институциональные нормы, включая законы, дабы эту плохость - до известной, конечно, степени - ограничивать. Как писал когда-то Эммануил Кант, "республика может состоять из дьяволов": собственно, признание этого факта и есть основа того мира идеализма, впечатлениями от которого я и намерена поделиться с читателями "Ежедневного журнала".


МИР ИДЕАЛИЗМА -1: Bellagio


Эллен Уолкер повезло с фамилией. И деньгами. Имя Jonnie Walker, написанное на миллионах бутылок виски с лейблами разных цветов - изобретение братьев-шотландцев Джона и Александра Уолкеров в первой четверти XIX века, было и ее фамильное имя. Пристрастие человечества к алкоголю умножало ее состояние, как и состояния других потомков знаменитых производителей молта - ежегодно, ежемесячно и ежечасно. И продолжает умножать, хотя Эллен Уолкер давно нет в живых.
Эта дама много повидала, много пережила и перечувствовала: она четырежды была замужем, в том числе за принцем Белладжио - изумительно красивого местечка на севере Италии, в ста с лишним километрах от Милана. С принцем Эллен Уолкер прожила четыре дня, но зато унаследовала его титул. Это был брак по расчету. Дело в том, что Эллен владела виллой, принадлежавшей другой знатной итальянской фамилии - Сербеллони. Вилла располагалась на самой высокой точке городка, с которой и открывается потрясающий вид на два озера, сливающихся как раз у подножия Белладжио - озеро Комо и озеро Лекко. Вилла была построена еще в XVI веке, и, откровенно говоря, архитектурно мало что из себя представляет, зато сад, раскинувшейся на нескольких гектарах земли вокруг виллы и ниспадающий вниз, действительно шедевр садово-паркового искусства.



Так вот, титул Эллен приобрела, однако после смерти принца удержать его оказалось непросто. К тому времени в Италии к власти пришли сторонники народного капитализма, ставшего известным как фашизм, и принцессе Белладжио пришлось отправиться в Рим, к самому Бенито Муссолини, дабы сохранить и титул, и виллу. Сколько и чего ей это стоило, о том биографы умалчивают.

В отличие от Муссолини Эллен Уолкер не была сторонницей народного капитализма, как, впрочем, и других "измов", популярных в ХХ веке. К каждому Рождеству все жители двухтысячного городка получали от принцессы Белладжио подарки, в войну, в голод, она нанимала на виллу раз в десять больше работников, чем того требовало ее хозяйство, чтобы дать людям возможность заработать себе на хлеб - денег просто так она раздавать не любила. Однако когда принцесса выходила в сад, всем работникам за исключением четырех постоянных слуг запрещалось на нее смотреть. Такая у нее была дурь.

Господь многое дал Эллен Уолкер, кроме одного - у нее не было детей. Поэтому года за два до смерти Эллен стала искать среди американских фондов тот, который принял бы в наследство ее виллу и 2 миллиона долларов на создание резиденции для людей, обремененных - так она хотела - идеей улучшения взаимопонимания между народами. Другими словами, обремененных той самой идеалистической идеей, как сделать наш мир лучше. И нашла.

Дар принял фонд Рокфеллеров, основателей знаменитой компании Standard Oil, - фонд, созданный одной из самых могущественных и самых ненавистных в мире американских фамилий "баронов-грабителей", имевших и в XIX, и в XX веках немало проблем с американским правительством, в том числе по делам о сокрытии налогов. Однако, сокрыв, отмыв и приумножив, Рокфеллеры создали одну из крупнейших филантропических организаций мира, которая вкладывает десятки миллионов долларов в некоммерческие проекты, включая образование, науку, искусство и так далее. Между прочим, знаменитый Университет Чикаго с его богатой на Нобелевских лауреатов школой экономики был одной из первых филантропических инвестиций "баронов-грабителей".

Так вот Рокфеллеры, вложив в обустройство и переустройство виллы Сербеллони еще не один миллион долларов, устроили здесь то, что у нас бы назвали домом творчества и что в Америке называется residency - резиденция. Сюда, не чаще чем раз в десять лет, приглашают провести рабочий отпуск профессоров университетов, художников, композиторов, писателей - короче, всех тех, кому не то что снять виллу, а снять мало-мальски приличную квартиру в Белладжио не по карману. Белладжио - не только изумительно красивое местечко, но еще и изумительно дорогое: в последнее время оно стало модным среди голливудских знаменитостей (например, Джордж Клуни), равно как и прочих миллионеров.

Резиденций в Америке - разных и всяких - множество, это обычный способ благотворительных вложений. Но резиденция фонда Рокфеллеров в Белладжио - одна из самых шикарных. Приезжему здесь предоставляют не только апартаменты уровня пятизвездочного отеля, включая кабинет, но и полный пансион с обязательным вечерним переодеванием к ужину, сменой блюд, официантами в белых ливреях и неспешным разговором вкупе с приятными напитками после оного.
Стоит ли говорить, что компания - пятнадцать резидентов плюс их супруги или партнеры (случается, и однополые) - все люди исключительно либеральных взглядов, озабоченных борьбой с распространением ВИЧ-инфекции в Африке, проблемами авторитарных режимов в Латинской Америке, сохранением музыкального наследия индейских племен США, последствиями болезни куру (вызванной каннибализмом) на одном из островов Новой Гвинеи в середине ХХ века и преодолением наследия сегрегации черных в Америке. Ряд можно долго продолжать: "дом научного творчества в Белладжио" существует уже пятьдесят лет. Именно здесь Ханна Арендт, знаменитый американский философ и автор труда "Истоки тоталитаризма", писала главы своей великой, хотя и преисполненной идеализма с социалистическим лицом книги.

Ситуация, впрочем, не лишена иронии, поскольку статьи и книги, переполненные идеями о том, как сделать мир лучше, создавались и создаются здесь на деньги, заработанные отнюдь не праведным трудом. Как-то производство и продажа алкоголя или добыча нефти - занятия, традиционно порицаемые западными либералами. Если добавить к этому еще и роль фашиста и диктатора Бенито Муссолини в сохранении аристократической виллы в руках простолюдинки и наследницы алкогольных миллионов Эллен Уолкер, то картинка вырисовывается и вовсе фантасмагорическая.

Спрашивается, однако, зачем Эллен Уолкер, равно как и братьям Рокфеллерам, вся эта филантропия? Ответов как минимум три. Первый вполне прагматический: во многих странах наследство, оставленное на благотворительные цели, освобождается от налогов. Таким образом, вместо того чтобы платить деньги некоей абстракции под названием государство, за которым маячат если и не обязательно вороватые, то часто мало способные к эффективному управлению бюрократы, богатые люди передают часть своего состояния тем и на те цели, которым сами себя посвятить не могли, и при этом экономят на налогах. Вторая причина - стремление сохранить память о себе на земле даже после того, как тело твое превратится в прах. У Эллен Уолкер не было детей, и ее имя уже никто бы сейчас не помнил, перейди вилла в частные руки для частных нужд, а так - помнят и будут помнить. Братья Рокфеллеры, основавшие свою первую филантропическую организацию еще во второй половине XIX века, в мирской жизни немало грешили (один из них умудрился не явиться на похороны собственной жены, попросив священника объявить, что покойница была вдовой), однако уже сейчас о том помнят лишь биографы, зато благотворительные программы династии работают по всему миру.
Наконец есть и третья причина. Это - инстинкт самосохранения, инстинкт, присущий всем живым и, тем более, разумным существам. Проблема - для тех, кто умеет это делать - не в том, как заработать миллионы и миллиарды, а в том, как сохранить их для детей и внуков, и не просто сохранить, а сделать так, чтобы те могли пользоваться своими капиталами, не живя за глухим забором в башнях с искусственным климатом. Отсюда - инвестиции в сохранение окружающей среды, в изучение проблемы глобального потепления, наконец - в социальную справедливость. В Лондоне, на углу шумной Оксфорд-стрит, я увидела объявление одной их религиозных организаций: "Приходите, у нас есть для вас хорошие новости о вечной жизни". Так вот люди, сделавшие миллиардные состояния, в "новости о вечной жизни", как правило, не верят - они вкладывают миллионы в то, чтобы она была.

http://www.ej.ru/?a=note&id=1610

19.08.2005 г.

Док. 310759
Перв. публик.: 19.08.05
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 418

  • Альбац Евгения Марковна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``