В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгения Альбац: Цена свободы, или Опыт организации митинга Назад
Евгения Альбац: Цена свободы, или Опыт организации митинга
Режьте меня, но в этом вопросе я - абсолютный материалист. Или, напротив, совершенный метафизик. И то, и другое подходит.

Я - о свободе.

Ну да, о той самой свободе выбора, которую Творец дал людям самым первым своим "указом" - аккурат после сотворения мира, райского сада и бегающих по нему двух голых молодых людей. Причем поскольку ребята эти были стерильно невежественны и ничему не обучены, то сделал Он это в самой простой и очевидной форме: "И заповедал Господь человеку, сказав: от всякого дерева сада можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, то должен ты умереть" (Бытие, II-16). Что делает ребенок, когда ему что-то сильно запрещают? Правильно: он пытается этот запрет нарушить. Что, как известно, и произошло. Вкусили. Так Творец дал человеку самый главный (после жизни) свой дар - право на выбор.

Вкусив - тем не менее остались живы. Однако - заплатили. Заплатили изгнанием из рая, где тепло и сухо, где ни о чем не нужно заботиться и прочие удовольствия, за исключением одного - жизни нет, одна беготня. И это второй дар (или третий, если за первый почитать жизнь), данный человеку Творцом: знание того, что бесплатных завтраков (или яблок) не бывает. За свободу всегда приходится платить.

Теперь о материальном. Строго говоря, свобода, демократия, выборы - это ровно такой же товар, как и любой другой: чизбургеры, платья от "Эскады", велосипед. Разницы никакой. И у того, и у другого есть цена. И тот, и другой продается, только если есть потребитель. Потребителей продукта под названием "демократия" сегодня в России мало. Это - факт. Почему - вопрос интересный и имеющий не один вариант ответа. Но в одном я уверена: люди не ценят того, что дается им бесплатно. Будь то тепло в доме (в квартирах, где стоят индивидуальные счетчики потребления энергии, окна не открывают и батареи без нужды не включают) или - свобода. Так уж придуман человек (см. выше). Другими словами, нельзя что-то приобрести, за это "что-то" ничего не заплатив.

В 1991 году сначала Горбачев, а потом и Ельцин широким жестом подарили нам, гражданам, прожившим в рабстве семьдесят с лишним лет, свободу. Взяли и просто подарили: как царь дарит перстень со своей руки вассалу.

Потом либералы предъявили за то цену (реформы). Все равно как в магазине, на рекламной акции, вам сначала презентовали дорогое платье (или, мужикам понятнее, машину), а на следующий день прислали письмо: просим заплатить, и далее цифра со многими нулями. Что бы вы сделали? Правильно: показали бы фигуру из трех пальцев. Что, собственно, мы и делали все десятилетие либеральных реформ. И если словосочетание "правильно делали" тут не совсем подходит, то, во всяком случае, поступали вполне рационально: нам же о цене сказали потом, после того, как подарили . Какой же дурак добровольно будет платить за то, что отдали "за так"?

А если - не добровольно? Ну как с той рекламной акцией в магазине: назавтра пришли два бугая и потребовали платье (машину) обратно. И что вы станете делать? Вопрос темперамента? Как сказать... Скорее, расчета.

Кто-то выставит своих двух бугаев (и за это тоже придется заплатить), но результат не очевиден: а если завтра магазин пришлет четверых молодцов, а если - десять? Кто-то пойдет договариваться с владельцем магазина - ровно так, как наши олигархи бегают в Кремль в надежде отбиться от налоговиков и чекистов (и, следовательно, им все равно приходиться платить, хотя, возможно, и с дисконтом), а кто-то посчитает, что платье (или машина) настолько хороши, настолько полюбились, что не грех (и во избежании дальнейших проблем, которые тоже встанут в реальные деньги) за этот самый товар и заплатить - даже если придется залезть в долги и пожертвовать чем-то другим.

Вот ровно то же и с товарами под названием "свобода" и "демократия". Настоящую цену им мы узнали, только когда их стали отбирать. А до того - сами разбрасывали и расплескивали. Забрали телевизионные каналы, все сделали государственными? Ну неприятно, да, но за телевизор мы же ничего не платим. Превратили выборы - в посмешище, политику - в источник повышения личного благосостояния политтехнологов? Что ж, они за этот, приватизированный ими же товар хотя бы платят - трудом, мозгами, наконец, слюной и языком. Отменили выборы губернаторов? А что, разве мы платили членские взносы политическим партиям, отрывали от себя рубли, дабы их представители в Государственной думе закон о назначении губернаторов не пропустили? Ничего подобного, не платили. Те, кто платил и кому платили, получили тот товар, который и заказывали. Что там еще осталось? Прямые президентские выборы? Окститесь! Разве то, что происходило в марте 2001 или 2004 года можно назвать ВЫБОРОМ? И уж точно не выбором граждан, имеющих право голосовать. Чьим выбором? Ельцина? Семьи? Абрамовича? Суркова? Сечина? Ну так они за то и заплатили, хотя и частично из наших с вами денег, то есть из бюджета.

Все, или почти все, что нам осталось - так это сидеть на кухне и ругать власть. Но ругань на кухне - не товар: огрызок от яблока или очистки от картошки, и то в лучшем случае. Правда, есть еще перспективка, и не одна: в нашей стране с ее богатым историческим опытом варианты найдутся. Только в сухом остатке, боюсь, останется - как это Галич пел? - "проволока колючая". Хотя тогда уже товара под названием "свобода и демократия" никто и предлагать не будет - одни посылки и пересылки останутся.

Так стоит ли дожидаться, когда будет край?

(Подумала: какой же все-таки замечательный, весь напоенный нашей историей, русский язык. Вот слово "край": можно понимать как "предел", как черту, за которой - обрыв ("дошли до края утеса"), а можно и как "Колымский край", "Магаданский край" или как "край земли", например - Ямало-Ненецкий округ, куда в колонию, в вечную мерзлоту отправили тяжело больного Платона Лебедева... Что, скажете, не край?)

Ну вот, теперь можно и об опыте организации митинга, который прошел в Москве на Пушкинском сквере 9 октября.

Первое, что сделала наша инициативная группа - группа вполне частных граждан, которым надоело смотреть на всех каналах вариации канала первого, наблюдать за зверинцем под названием "Государственная дума" и слушать безграмотные изъяснения на тему "суверенной", "особой" и прочей иной демократии, выдаваемые недоучившимся сталелитейщиком или слишком старательным слушателем одногодичного курса Краснознаменного института разведки имени Ю.В. Андропова - так вот первое, что мы сделали, это договорились между собой, что "оно" нам нужно: нам нужен товар, именуемый "свобода и демократия", и мы готовы за него платить своими деньгами, своим временем, своими рисками и так далее.

Дальше руками ребят из той же инициативной группы создали сайт в интернете. Обошлось нам это в 100 (сто) долларов. Следом опубликовали обращение к нашим согражданам и квитанцию с указанием реквизитов банка и цели: "Пожертвования на митинг 9 октября 2005 года".

Тут же разместили полную смету предстоящих расходов. Согласитесь, нельзя людям предлагать товар, а ценник, как принято в российской политике, демократической в том числе, хранить в бытовке. Кроме того, совершенно честно объявили, что за финансовой помощью мы не будем обращаться ни к политическим партиям, ни к структурам, которые по-прежнему, в стилистике конца 90-х годов, принято называть олигархическими. (Хотя какие это олигархи? Олигархи - это те, кто используют свои капиталы для продвижения нужных им политических решений. Единственный кто остался, так это губернатор Чукотки. Ну так мы же не в футбол играем...).

Результат был ошеломительный.

Путем банковских перечислений и личных взносов мы собрали 236 950 рублей. Размер пожертвований самый разный: от 50 рублей (минимум) до 56 900 рублей (максимум). Члены инициативной группы тоже, естественно, скинулись.

Переводы пришли из семи городов России. Кроме Москвы (что понятно - митинг-то московский и посвящен был главным образом организации контроля за выборами в Мосгордуму 4 декабря) перечисления пришли из Мытищ, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Екатеринбурга, Кстова (Нижегородская область).

И это - при том, что, как нам писали, во многих городах люди сталкивались с немалыми трудностями, пытаясь перевести деньги на наш митинг: где-то их отказывались принимать, где-то требовали чуть ли не отпечатки пальцев, а уж паспорт, прописку - непременно, где-то работники сберкасс крутили пальцем у виска (дескать, зачем вам это надо?), где-то те же работники убегали советоваться с начальством: принимать или не принимать. Именно поэтому целый ряд тех, кто внес свои (и не малые, к слову, суммы), предпочли анонимный способ пожертвования: передавали (в том числе прямо на митинге) и пересылали через тех, кто, как написал нам некто Дмитрий, "не имеет фабрик, заводов и пароходов", а потому и не опасается проблем со стороны мстительной власти.

Не важно - как. Важно, что наши сограждане, несмотря на все трудности и опасения сочли необходимым внести свои личные деньги в демократический митинг, поверили инициативной группе, не сочли нас за мистификаторов, коих так много ныне на просторах страны и интернета.

Другими словами, нашлось достаточное число людей, которые уже сегодня, сейчас, сочли свободу и демократию как раз тем товаром, которые они хотят иметь. И готовы за это платить. Список тех, кто не побоялись назвать свои имена, равно как и детальный отчет о расходах, на сайте www.yasvoboden.ru

О проблемах, связанных непосредственно с организацией митинга, писать не буду:. О том - подробно рассказывала еще после первого митинга 12 июня, в колонке "Как забыть, что значит страх (Опыт организации митинга)". Замечу лишь, что вновь имела удовольствие убедиться в том, что рока как музыки протеста, улицы, в нашей стране практически не осталось. Прав был Гарик Сукачев, когда заявлял, что "рок умер". Уровень страха среди музыкантов - поразительный. Опасения, что выступление на оппозиционном митинге перекроет им доступ к кормушкам - гастрольным концертам и записям на телевидении (и то, и другое недремлющим оком контролирует Кремль и/или наместники в регионах), - превышают даже страх потерять лицо, имидж эдаких бунтарей, лидеров молодежных тусовок. Понять их как-то можно - но именно что "как-то": "телик" - главный источник хлеба с маслом...

Впрочем, одну историю расскажу - уж больно забавна. Договорились с питерской группой "Текила Джаз". Джаза там нет, есть тяжелой рок, а степень революционности не превышает выражений типа "Бляха Муха". Это мы узнали потом, когда по просьбе руководителя группы пришли на их концерт в один из московских клубов. Билет - 400 рублей. Учитывая немногочисленность публики, купленные нами билеты составила никак не меньше 20 процентов сбора за вечер. Условились: после концерта садимся, обсуждаем, что да чего, какие песни петь. Ждали полчаса, час, полтора. Каждый раз в телефонной трубке: "Переодеваемся". Потом один из нас пробрался сквозь охранников к ним в гримерку: мощно сложенный парень с чисто выбритом черепом долго объяснял, что в молодости он сам красил волосы в красный цвет - понимай, в душе бунтарь, - но лозунги наши ему как-то не близки, не понятны, и вообще. Почему были близки до, правда, не объяснил и к нам так и не вышел: боялся, что за нами "хвост"?

Второй сюжет, заслуживающий внимания, это, конечно, наши демократические политики. Казалось бы: проводим митинг-концерт за чистоту выборов, составляем списки тех, кто готов стать наблюдателем на выборах - записалось, между прочим, 350 (!) человек тех самых простых граждан, которые готовы следить, чтобы в урны не вбрасывали чужие бюллетени, не пакостили прежде всего демократам, дабы потом не пришлось кричать: "Выборы фальсифицированы!", а если и придется - то хотя бы с фактами в руках. Спрашивается, кому как не демократическим политикам, не лидерам объединенного списка демократов на выборах в Мосгордуму, первыми бежать на митинг, избирателям лицо демонстрировать: вот он, я, голосуйте.

Ан нет.

Звоним Ивану Новицкому - представителю СПС, который возглавляет (sic!) список объединенных демократов. Надо думать - лидер? Трибун? Постоять среди сторонников на митинге - счастье? Редкая возможность увидеть граждан в лицо, а не через затемненные окна автомашины, с мигалкой пробирающейся сквозь пробки, так? Отвечает: "Я кого-нибудь пришлю..."
Так, может, и голосовать надо за того, кого посылает?
Между прочим, Евгений Бунимович из "Яблока" (он второй в списке демократов и к тому же - учитель) на митинг пришел.

Звоним Борису Надеждину, одному из лидеров СПС. "Поеду на рыбалку"... Григорий Явлинский прислал на митинг... свою книжку - полюбоваться на портрет лица? И снова скажу: понять их можно. Для них мы, граждане, избиратели, - не более чем фигура речи. Их адресат - товарищи во властных кабинетах, их представления о демократической политике не идут дальше выстраивания переговорной площадки с Кремлем или коридора во властные кабинеты. Они - не оппозиция: они просто ребята, которые не попали во власть.

Вот потому-то я и продолжаю, как заклинание, повторять: в российскую политику должны прийти новые лица, такие, как Алексей Навальный, Маша Гайдар, Илья Яшин, Наташа Морарь, Виктор Шендерович - дело, понятно, не только и не столько в возрасте, сколько в том, КАК они понимают политику, ЧТО для них - лозунги свободы и демократии. Вот для них (как для старых диссидентов) свобода - это та ценность, тот товар, без которого жить нельзя и за который они готовы платить своим временем, своими усилиями, своими деньгами, своими рисками. А если придется - не приведи Господь! - то и тюрьмой.

И все это называется просто: свободой выбора. И - платой за него. Два дара, которые Творец помимо жизни дал человеку. И то единственное, что отличает человека от животного. Впрочем, кому-то больше нравится блеять...

http://www.ej.ru/?a=note&id=2122

18.10.2005 г

Док. 310751
Перв. публик.: 18.10.05
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 341

  • Альбац Евгения Марковна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``