В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Резник: Фальшивомонетчики. Назад
Борис Резник: Фальшивомонетчики.
Завтра Госдума должна рассмотреть в первом чтении законопроект, предусматривающий замену льгот денежными компенсациями. Авторов идеи монетизации льгот иначе как фальшивомонетчиками и назвать нельзя. Люди, наученные горьким опытом, давно не верят монетаристам. И потому их очередная акция вызвала в обществе активное неприятие, о чем "Тверская, 13" неоднократно рассказывала в публикациях последних двух месяцев. Благодаря принципиальной позиции московского мэра Юрия Лужкова, а также ветеранских, общественных организаций законопроект претерпел существенные изменения, в частности увеличены размеры денежных выплат. Похоже, правительство и депутаты в чем-то прислушались к мнению тех, кто имеет эти льготы, и тех, кто должен их обеспечивать. Тем не менее за ветеранские компенсации еще предстоит побороться. Мы попросили депутата Госдумы Бориса РЕЗНИКА рассказать, что происходит сегодня с социальными гарантиями населения.
- Начиная с 2000 года в Госдуме третьего созыва стали появляться странные законопроекты. Они назывались все одинаково: о признании утратившими силу некоторых законодательных актов. И шел их перечень в связи с принятием бюджета на 2000 год, потом на 2001-й, 2002-й... Суть была одна: все равно денег в стране нет, льготы не реализуются, детские пособия по многу лет не выплачиваются, а значит, лучше их ликвидировать. Тогда экономическая ситуация действительно была не очень хорошая - бюджет составлял где-то 25 млрд, долларов, золотовалютные запасы - минимальные, никаких стабилизационных фондов не было, безработица гораздо выше, чем сейчас, и так далее. С тех пор в экономике сделан не шаг, а рывок вперед. Сегодня золотовалютные запасы составляют совершенно безумные цифры - свыше 100 млрд. долларов. Все говорят, что такого не было и в СССР. Стабилизационный фонд увеличили с 83 млрд. рублей почти до 500 млрд. Большие резервы накоплены в Пенсионном фонде.
- А какие цены на нефть!
- Это нам Боженька помогает: уже много лет цены на нефть не просто высокие, а баснословные. Мы имели 1 млрд. долларов ежегодного дохода при цене в 15 долларов за баррель нефти. Сегодня баррель стоит 40 - 43 доллара. Посчитайте, сколько накручивается! Конечно, есть тенденция к снижению этих цен, но не обвальному, так что пока мы держим экономику на этой сырьевой составляющей.
Чтобы нормально себя чувствовать и говорить о поступательном экономическом развитии, возможности удвоения ВВП к 2010 году, необходимо, чтобы экспорт нашей несырьевой продукции составлял не 12 млрд. долларов, как сейчас, а минимум 24 - 30 млрд. Это конечная продукция - машиностроительная, наукоемкая, может, даже военная. Пока же, повторяю, у нас идет рост. К сожалению, за счет нефти, но рост есть.
- Так почему же, провозглашая социально ориентированную политику, не воспользоваться этим, чтобы справиться с бедностью, защитить инвалидов, стариков, детей?
- Это святые обязанности каждого государства, а нашего - в особенности. Потому что мы много раз предавали свой народ, тех людей, которые вынесли всю тяжесть строительства нашего непростого государства, его экономики. Люди работали, не щадя себя. В надежде, что вот-вот станем жить лучше, а в старости о нас позаботятся, тем более это всегда обещали на всех уровнях.
Сегодня они старики и обеспечить себя не могут. Поэтому я считаю, что совершенно бессовестно не улучшать, а ухудшать их социальное положение, отбирать последнее, практически у нищего суму. Идет бессовестный обман народа. Возьмите пенсионную реформу: витиеватая, специалист не сразу разберется! Зурабов нам докладывал: апогеи там, перигеи, накопительная система, такая-разэтакая... Все это лопнуло в одночасье, ничего уже нет, никаких гарантий.
Теперь затеяли компенсацию льгот. Нет никакой компенсации! Ее в природе быть не может. Простой пример: выделяют тысячу рублей инвалиду. Инсулин сегодня стоит 7 долларов оптом. Из тех денег, из той тысячи, он должен в розницу, в аптечном ларьке, купить его уже за 14 долларов. Насколько ему хватит этого инсулина? Уже никаких льгот не будет, никаких вспоможений государственных. Или говорят: москвичи ездят на метро, а в деревне не ездят, надо всех уравнять, чтобы получали поровну. Это тоже неправильно, по сути неверная постановка вопроса. Льготы надо компенсировать в полном объеме, а человек найдет куда потратить эти деньги. Но компенсация должна быть, повторяю, адекватная. В принципе я не за то, чтобы сохранять льготы - там одна беда: нет прозрачности. Поступают деньги - не поступают, куда их тратят, неизвестно, вот это правда.
- Сегодня федеральный центр пытается перекинуть заботы о стариках на регионы. Кто от этого выиграет?
- У нас 19 регионов-доноров, а остальные живут на дотациях, федеральный центр выделяет им трансферы, субсидии, субвенции. В этих условиях вешать на регионы, которые сегодня никому ничего не могут дать, социальные гарантии значительной части населения - просто в очередной раз подставить губернаторов. Причем межбюджетные отношения ведь при этом не меняются. Регионы ничего не смогут сделать, возможен социальный взрыв.
- Та же Валентина Матвиенко говорит: где мы возьмем столько денег, чтобы выплатить всем сполна?
- Вообще идей очень много. А где брать деньги - это вечный вопрос. Давайте посмотрим, что из чего складывается. Теперешняя налоговая политика: вроде бы мы все равны и все платим 13 процентов подоходного налога. Нищий 13 процентов платит, и миллиардер 13 процентов платит. Нигде в мире такого нет! От доходов увеличивается шкала, с нищего вообще ничего не берут, если он получает ниже прожиточного минимума. Это ему должны доплачивать, чтобы жил по-человечески. А какому-нибудь миллиардеру не накладно заплатить и 24 процента подоходного налога. Если бы мы сделали так, у нас разом не стало бы ни одного бедного. Не надо ни 5, ни 10 лет - одним простым делом решили бы эту задачу.
Второе. Обратите внимание, перед выборами не было ни одного политика, который не говорил бы о природной ренте, о том, что за ресурсы государство обязано брать полной мерой, чтобы не набивали карманы только олигархи. Сегодня число российских миллиардеров растет в геометрической прогрессии: недавно было 7, стало более 40. Тех, чье состояние оценивается свыше миллиарда долларов. Почему? Потому что даем возможность грабить ресурсы. Если бы государство брало эту "альфу" основную себе и давало бы владельцам, скажем, нефтяных компаний на воспроизводство, на то, чтобы жили хорошо, но при всем при том, чтобы не зашкаливали в своих доходах, это был бы нормальный подход к делу.
Сегодня, к сожалению, о природной ренте никто не говорит: ни Рогозин, ни Глазьев - все, выборы прошли. А ведь это реальные деньги, которые можно сразу направить на решение социальных проблем.
Следующий вопрос. Парадокс, это вызывает гомерический хохот в среде западных финансистов: мы держим свой золотовалютный запас в банках США под 1, 5-2 процента годовых. А сами берем кредиты в западных банках под 7 - 8 процентов годовых. Наши деньги там лежат и работают на американскую экономику, мы забираем их деньги, и опять они работают на их экономику. Этот маразм, не овеянный даже здравым смыслом, может объясняться только одним: кто-то за это очень хорошо получает. Другого объяснения просто быть не может.
- Сейчас разрешили открывать валютные счета в западных банках нашим гражданам.
- Да Бога ради! Они и без того открывали. Если вывозится по 17 - 20 млрд. долларов ежегодно - не под подушкой же их держат. Теперь узаконили это. Но это все законы не для народа. Какие счета за границей, если я здесь открыть не могу! И большинство людей в таком измерении сегодня живет. У меня ощущение, что мы не для страны, а для некоей прослойки - я называю это "успенско-рублевская автономная республика" - стараемся, и они, там живущие, заставляют парламент работать на себя. И парламент послушно штампует законы, все делает для того, чтобы богатые стали еще богаче, а бедные - еще беднее.
- Не только парламент, власть повышает зарплату госчиновникам в разы и в то же время отбирает у стариков льготы.
- Это совершенно бессовестно, цинизм, дичайшая профанация власти, ее перерождение, зодиакальный отрыв от народа, от земли. Они где-то витают, не понимая, какая она - жизнь настоящая.
- Почему, Борис Львович, вы не голосовали за Жилищный кодекс?
- Там много подводных камней. В принципе я за то, чтобы был рынок доступного жилья. Кто же будет возражать против этого? Есть законопроекты очень хорошие, которые я поддержал: по ипотеке, за упрощение получения ипотечных кредитов... Но я против того, чтобы лишать людей возможности приватизировать жилье. Не смогли они по какой-то очень важной, веской причине приватизировать его в свое время, ну не получилось! Нельзя сегодня лишать их такой возможности. Люди поколениями работали на это жилье, потом, кровью его добивались. Многие жили в бараках десятилетиями, не знали, что такое теплый туалет и душ. Люди выстрадали право на свою квартиру. И какая бы причина ни была, почему человек ее не приватизировал, он должен безвозмездно получить это жилье. Я в этом убежден! Безвозмездно, в любое время, при любых условиях! Ни в коем случае нельзя переводить его в социальное жилье, принадлежащее муниципалитету, которое закон предлагает приватизировать уже за деньги.
Второй постулат: человек должен платить за социальное жилье доступную цену. Для кого доступную? Для одного доступна на Рублевке вилла, а для другого и 150 рублей в месяц - нереальная цена. "Доступность" же будет определять муниципалитет, и в случае неуплаты человека принудительно вышвырнут на улицу. Но мы и так уже превратились в страну бомжей, бездомных. Беспризорных детей больше, чем после войны. Как можно за это голосовать?..
Я не мог поддержать закон, когда по единому социальному налогу ответственность опять перекладывается на регионы и они лишаются средств, не могут помочь своим немощным людям. Мои избиратели говорили, за что я должен голосовать, за что не должен, у меня с ними полное понимание по этому вопросу. Если я проголосую, первое, что они спросили бы: за сколько ты там продался? У меня, кроме чести, ничего в этой жизни нет, и хорошая репутация, как говорят французы, заменяет наследство. Это мое богатство, я его не размениваю и никому не отдаю. Поэтому я и голосую так, как считаю нужным, а не так, как порой заставляют...
- Но сейчас Дума примет все, что надо, что скажут...
- По моим наблюдениям, несмотря на то что идет жим колоссальный, у депутатов, особенно одномандатников, появляется понимание того, что рано или поздно им перед своими избирателями придется стоять один на один. Можно говорить что угодно: заставили проголосовать, был в командировке, заболел, не присутствовал, но люди эти объяснения не примут. И тут надо вырабатывать позицию, когда все потеряно, кроме чести. Но тогда трудно будет решать вопросы своей территории. Я зачем пошел в "Единую Россию"? Чтобы помогать региону. Хотя можно было сесть на задние скамейки и сидеть в хорошей компании очень уважаемых мною людей. Это Оксана Дмитриева, Владимир Рыжков, Михаил Задорнов - классный народ! У меня с ними полное взаимопонимание, но они не помогут решить проблемы моей территории. А меня послали, чтобы я копейку в край принес, больничку отремонтировал, новую построил, решил еще какие-то социальные вопросы. Трудно, многосложно, но отношения надо строить. А мои коллеги пытаются декларировать. Это неправильно.
- Когда будет второе чтение законопроекта о льготах? Осенью?
- Нет, не осенью, нас специально вызывают из отпуска - в конце июля.
- Какая необходимость в такой спешке?
- Вы бы спросили кого другого. Вообще не надо этого делать. Но в правительстве не понимают, что создают социальную напряженность. У меня телеграммы из сотен организаций моего избирательного округа, и все не приемлют. Профсоюзы провели акцию миллион человек против. Но за этим миллионом еще несколько, если учесть коэффициент семейности. Уже где-то 4 - 5 миллионов. А сколько людей не вышли, но тоже так считают.
- Многомиллионная Москва против.
- Конечно! Хотя Москва в другом измерении, лучше живет.
- Но ведь все равно закон будет принят.
- Я не буду голосовать за такие законы, я против.
- Борис Львович, почему именно сейчас идет такое наступление на социальные гарантии населения?
- Сегодня как бы благоприятное время для проведения непопулярных реформ. Хотя, с другой стороны, давным-давно надо было отменить эти льготы. Отменить и сделать нормальную жизнь для людей. Чтобы человек имел деньги на все: мог лекарство купить, жильем себя обеспечить.- Такие возможности есть?
- Есть! И лозунг "Надо делиться", обращенный к олигархам, бизнесменам, должен быть сегодня столь же актуален, как некогда "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
- Олигарх не хочет делиться доходами, чиновник - льготами, которые ему в отличие от ветеранов сохраняются. Так ведь?
- Это безобразие. Вот взять нас, депутатов. Дума, считается, начала с себя. Какие же льготы у нас отменили? Первая льгота - это горчица стоимостью 1 рубль 24 копейки, теперь за нее надо платить: раньше горчица к сосискам бесплатно стояла на столах. Вторая льгота: якобы упорядочили пользование автомашинами. Но идет дикое распутство с этими машинами, и оно исходит не от депутатов. Что происходит? Теперь водитель ждет тебя 20 минут, потом уезжает, да еще предъяви ему удостоверение, что ты депутат. Это оскорбление, нарушение прав депутатов, несанкционированное вмешательство в исполнение депутатских обязанностей. Я давно отказался от этих казенных машин. Это было сплошное несчастье: вызываешь автомобиль и ждешь полтора часа, опаздываешь на важную встречу. В конце концов, я свою машину привез из Хабаровска, взял помощником водителя, плачу ему и езжу, ни от кого не завишу. И что такое 20 минут ждать? Я вот недавно выступал в Академии госслужбы на проспекте Вернадского, мы добирались туда более двух часов - стояли в пробке. У меня лекция на час, но машина час не ждет. Получается, она едет два с половиной часа на Юго-Запад, а я, выйдя из этой машины, должен тут же вызывать следующую, чтобы вернуться в Госдуму. Это идиотизм! Теперь большинство депутатов имеют свои машины, казенными не пользуются.
- А кто ими пользуется в таком случае?
- Вы бы спросили, куда деньги деваются?.. Аппарат использует эти машины под себя. У меня был случай, когда диспетчер сказала, машин нет, а вышла думская кассирша, села и поехала домой. Или другой пример: теперь депутаты не могут бесплатно пользоваться метро.
- Тоже отменили льготу?
- Да, но как депутат имею право улететь бесплатно в любую точку страны, предъявив удостоверение, а вот в метро - не могу.
- Но вы же сами приняли такое решение.
- Депутаты не принимали, это приняли чиновники, а нас поставили в известность. И это называется борьба с льготами, которая подается так: вот мы, мол, с себя начали. Ничего мы с себя не начинали! Вот когда начнем по-настоящему, тогда, быть может, и в стране что-то изменится.



ТВЕРСКАЯ, 13, Город: МОСКВА
Дата: 01 июля 2004




Док. 310607
Перв. публик.: 01.07.04
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 237

  • Резник Борис Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``